Перейти к содержимому






Фотография

"За жизнь"

Написано vadim69, 13 September 2015 · 1132 просмотров

«ЗА ЖИЗНЬ»



Первые дни после переезда на новое место обитания пьянили нас с Любкой чувством долгожданной свободы. Но хмель этот быстро улетучился, когда мы столкнулись с реалиями общежитского быта.
Одна кухня на этаж. Один общий туалет, всегда грязный и вонючий. Душевая была одна на всё общежитие, на первом этаже. Душевая, впрочем весьма просторная, со множеством открытых кабинок. Но попасть туда было целым делом. Входная дверь перекосилась и не открывалась. Приходилось буквально протискиваться туда, отмахиваясь от тучи комаров. А за дверью начинался предбанник. Было такое впечатление, что пару лет назад здесь взорвали ручную гранату. Или несколько. Осыпавшаяся битая плитка застилала весь пол. Дверной проём в душевую будто пробит взрывом – неровные края с торчащими наружу кирпичами. Грязь, сырость. Света в предбаннике давно не было, и приходилось пробираться в кромешной тьме по единственной узкой доске. График был расписан на мужские и женские дни. А как быть семейным? Приходилось выкраивать самые поздние часы, когда в душевую желающих уже не было.
Телевизора у нас не было. Радио – тоже. А уж магнитофон… О таком и не мечталось! На квартире, правда, оставался маленький плоский магнитофон Хитачи, мечта юности! Но его хозяйкой считала себя Сашка. К тому же кассета к нему была всего одна, да и то с какой-то совковой мурой. А где было взять записи? Вот это был хороший вопрос. Звукачки тогда только появлялись, и цены там были…
И придя после работы домой, мы не знали толком – чем себя занять. Скучно жить среди голых стен. И когда вечером темнота тоскливо смотрит в твоё голое окно – радости мало. Тем не менее – это был свой угол, и мы ни за что на свете не хотели бы вернуться в опостылевшую квартиру. Настоящей отдушиной стали поездки на дачу. Выходных ждали с особым нетерпением!

От нашего района до Турбинки ходил единственный маршрут троллейбуса. И путь к месту работы стал для нас каждодневным аттракционом. Представьте себе, что в начале седьмого на остановке скапливалось не менее двух сотен людей. И всем надо было ехать! Троллейбус останавливался и с привычной обречённостью раскрывал двери. Начинался штурм троллейбуса! Мне ни разу не удалось попасть вовнутрь. Видимо для этого нужна была особая, неведомая тактика. Троллейбус забивался полностью. И попавшим вовнутрь было не позавидовать. Бедолаги! Людей прессовало так, что не было возможности шевельнуться. Троллейбус даже не пытался закрыть двери. Зачем?! Из раскрытых дверей люди вывешивались гроздьями. В первый день висел и я, уцепившись за поручень. Это мне ещё повезло! Любка ухватилась за чьи-то штаны, да так и ехала все четыре остановки. Не пропадала даром и лесенка сзади троллейбуса. По ней смельчаки карабкались на крышу и усаживались там. За ними карабкались другие, так и оставаясь висеть на лестнице в два этажа. Можно было дождаться и второго троллейбуса, но тогда от остановки до раздевалки – только бегом, иначе опоздаешь!
В другой раз я уже целенаправленно атаковал лестницу. Там ехать интереснее! Непередаваемые ощущения! Оказалось, что залезть на крышу довольно сложно – она пользовалась повышенной популярностью. Пару раз мне удалось туда забраться. И должен признаться – кто не ездил на крыше троллейбуса, тот жизни не познал! Картина – маслом! Ты сидишь, свесив ноги вниз и видишь, как отъезжают вдаль твой район, дома, люди… А под тобой висит гроздь человеческих тел. А ты, как царь над ними – руки в боки… ну, или одну руку - надо же как-то держаться.

На самом заводе так же "работал" каждодневный аттракцион. Однажды мы с Любкой возле раздевалки обнаружили лестницу, ведущую на крышу. С тех пор это место стало местом наших обедов. И не только наших. Крыша пользовалась заслуженной популярностью. Здесь открывался невиданный нами ранее вид - кругом, куда только хватало глаз, простирались крыши предприятий. Этот рубироидно-черный и мрачный мир крыш удивлял своим величием. Ничего подобного нам ещё ни разу не доводилось видеть. И я уже не раз жалел, что не взял с собой хотя бы Смену-символ.

Между тем в стране происходили перемены. Заводской люд бурлил! ГКЧП, путч, Ельцин, расстрел Белого Дома. Только об этом и было разговоров! Новости доходили до нас только на заводе. Ах, как все переживали! Люди собирались кучками и всерьёз обсуждали планы ехать в Москву, помогать Ельцину! Ах, как его любили! Как поддерживали! Ведь он же свой, Свердловский. Мечтали, надеялись, что с его приходом к власти жизнь в стране наладиться. И уж Урал он точно не забудет! Уж на Урале то жить станет лучше! В этом ни кто не сомневался. И когда Ельцин победил, все ходили с такими праздничными и светлыми лицами! В самые смутные времена людям ничего другого не остаётся, как только надеяться на лучшее. И все верили в светлое грядущее. А грядущее это уже наступало. И оно было куда более приземлённым.
Из магазинов исчезли вдруг самые ходовые продукты. О мясе можно было забыть окончательно. Не стало молока. За яйцами выстраивались длинные очереди. И только с хлебом дело обстояло более-менее. Но нельзя же питаться одним только хлебом?! Цены росли как на дрожжах. Приходилось выкручиваться и изыскивать новые варианты рациона.
Варить супы вдруг стало не из чего. И мы с Любкой перешли на каши. В основном – пшёнка и перловка. И ещё – макароны. В нашем районе частенько завозили жареную мойву. Вот она и стала нашим стратегическим продуктом. Рыбные консервы почти исчезли, а те, что остались - сильно подорожали. В прежней цене осталась лишь морская капуста. Её просто ни кто не брал. Но однажды я случайно обратил внимание на один сорт консервов. Морская капуста с кукумарией. Стоила она чуть дороже обычной морской капусты, но вот что такое кукумария?! Взял на пробу. Оказалось, что в капусту добавлено некая морская креатура. Это были кусочки мяса, слегка напоминающего по вкусу курицу. И довольно много – не менее трети всей консервы. Кукумария стала моим величайшим открытием!!! Я начал осторожно скупать эти консервы, боясь непроизвольно создать на них ажиотаж. И мы лопали эту кукумарию буквально со всеми кашами и макаронами.
На заводе был свой магазин. Когда то там было много чего купить по весьма низким ценам. Но и он попал под стопу грядущего. Ассортимент снизился до 3-4 наименований. Хорошо, что регулярно завозились куриные яйца – это было реальным спасением. Бывали там и кальмары, всего по 4 рубля за кило. А я как то привык считать кальмаров деликатесом, а тут – пожалуйста! И даже желающих не было. Однажды завезли куриные лапки. Народ выстроился за ними в очередь. Взяли и мы. Попробовали сварить суп. Но скрюченные куриные конечности, торчащие из кастрюли, отбивали всякий аппетит. Да ведь и мяса в них было ровно ноль.
Однажды, уже зимой, попали мы с Любкой на настоящий дефицит! Какой-то мелкий магазин в центре города выбросил в продажу ливерную колбасу!!! Мы так удачно попали, почти на самое начало продажи. И цена была «как раньше». Очередь ещё не успела вырасти – было всего человек двадцать. Хвост – на улице. Давали по три палки в руки. А сколько у нас денег с собой? Посчитали. Вышло ровно на шесть палок. Каждая палка примерно по килограмму. Редчайшая удача! Когда пробрались к прилавку, меня поразила его живописность. В стеклянном холодильнике не было ничего, кроме небольшой одинокой пирамиды из колбасы. В тот день в магазине больше ничего и не было! С какой же радостью мы несли эти палки светло серого цвета домой! И не беда, что нет холодильника. Колбаса была вывешена в сетке за форточку. И мы ели её месяц, растягивая удовольствие. И кому какое дело, что она состояла наполовину из хрящей?! Главное – она пахла печёнкой! Почти забытый запах…

Стратегическим направлением в жизни стал сбор грибов, благо лесов вокруг Свердловска было достаточно. То, что раньше было скорее занятием для удовольствия, превратилось в насущную потребность. Грибы – источник белка - для многих стали заменой мясу. Стоит ли говорить, что сбор грибов стал регулярным моим занятием?! Но не только это. Наша речка – ручеёк, что протекала вдоль дач, так же стала источником питания. Ещё перед дачами она была перегорожена плотинкой. В том месте образовалось довольно большое озеро, где летом купались дачники и местная детвора. А в озере этом водилась мелкая рыбка, не более 4-5 сантиметров в длину. Но водилась она в большом количестве. До 1991 года… Раньше её ловила детвора, ради забавы. Засолят, насушат, а потом грызут. Но когда наступили тяжелые времена, эта забава превратилась в серьёзный промысел. На плотинке собирались уже мужички. Вся снасть – палка да рамка с марлей. Рамка леской привязывалась к палке и опускалась в воду. Бросались хлебные крошки - прикорм. Как только рыбка начинала всплёскивать – можно тянуть. По началу удавалось вытягивать за раз до сотни рыбок и больше. Но к концу сезона озеро опустело. Кончилась вся рыба. А жаль…
Уж не знаю – что делали с этой рыбой остальные. А мы с Любкой усаживались и кропотливо потрошили рыбку за рыбкой. Не менее половины уходило в отходы. Отправляли Бабушке. Она рыбу солила и за тем перекручивала на фишбармак. В награду за работу мы получали одну банку прекрасного фишбармака!

Но все эти трудности проходили на заднем плане. Мы их как будто не замечали. Главное – Ельцин победил, и впереди всех ждёт замечательная жизнь. Так тогда верилось…

Вскоре случилось радостное для всех событие. Любимый всеми свердловчанами город был переименован в Екатеринбург. Новость была встречена с восторгом! Казалось, что все ждали этого. В местных разговорах я часто слышал «Екатеринбург», но ни разу – «Свердловск». Более того, когда я, по привычке, произносил «Свердловск», то на меня косились с подозрением! Как будто я проявляю неуважение к их городу. Вот так и получилось, что приехал я в Свердловск, а уезжать довелось уже из Екатеринбурга.

Но одно обстоятельство было действительно пугающим. В стране резко выросла преступность. А что уж говорить за Екатеринбург?! Его просто захлестнула волна насилия и бандитских разборок. Каждый день приносил страшные новости. Там - убили предпринимателя, там - изнасиловали малолетку, там – была перестрелка, там – прирезали чиновника. Самой угнетающей новостью стал расстрел остановки. Братки просто проезжали мимо и дали автоматную очередь. Скосило несколько человек, мирно ждущих свой трамвай. Порезвились…
Впрочем, наш район на окраине бандитская стихия практически не касалась. Преступная жизнь бурлила в центре. А там мы бывали редко. Лишь однажды довелось мне увидеть живого уральского бандита. Но об этом – в конце повести…




"Но все эти трудности проходили на заднем плане. Мы их как будто не замечали. Главное – Ельцин победил, и впереди всех ждёт замечательная жизнь. Так тогда верилось…" и я такой же дурень был

Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
222324252627 28
2930     

Новые записи

Новые комментарии