![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Нижайше прошу меня простить, но весь последующий текст никак не касается счастливых обладателей камер MZ-S и, возможно, камер MZ-6, поэтому эти немногочисленные баловни судьбы могут заняться каким-либо более продуктивным делом, чем чтение этого сообщения.
Остальным, и себе в первую очередь, позвольте напомнить что одним из существенных недостатков камер MZ 'старого' образца является отсутствие штатной функции ввода экспокоррекции на вспышку. Вместе с тем, экспокоррекция на вспышку бывает необходима, и найти возможность осуществления такого рода управления вспышкой чрезвычайно важно. Пытливый пентаксистский ум однажды нашел способ обмануть камеру со вспышкой и теперь каждый владелец камеры серии MZ знает, что достаточно вручную ввести в камеру ложную чувствительноть пленки и осуществить компенсацию с помощью штатной экспокоррекции - и получится экспокоррекция на вспышку. Это многократно обсуждалось, поэтому более рассуждать об этом не станем.
Блуждая по бескрайним просторам Интернета, я натолкнулся на изложение иного, довольно оригинального предложения по вводу экспокоррекции на вспышку в камерах серии MZ. Источник информации находится здесь:
http://www.tfkp.phys...PDML/FAQ-7.html
А сам текст для Вашего удобства я цитирую:
=================================
7.2 How to do fill flash on Pentax cameras that don't offer it as a feature.
MZ series and Super A/Super Program.
To use compensation settings on the TTL flash that are different than the ambient levels the camera must be set in manual mode and than the desired compensation dialled on the exposure compensation knob.
Eg. to do 1/2 less fill flash meter normally with compensation off. Note settings (eg. 1/60 @ f5.6) and set the camera on manual to these settings. Now set in -1/2 on the exposure dial. The flash will automatically compensate while the exposure is fixed.
===================================
Тем, для кого английский язык - не родной, постараюсь помочь не дословным переводом, а изложением содержания этого оригинального метода.
Суть данного текста в том, что для ввода экспокоррекции на вспышку нужно осуществить следующие действия: включить камеру и вспышку в автоматическом ТТЛ режиме, выполнить экспозамер и считать с дисплея в видоискателе параметры экспозиции. Допустим эти параметры составили: выдержку 1/60 и диафрагму f5,6. Далее, необходимо перевести камеру в ручной режим и установить именно эти параметры экспозиции. После этого можно штатным органом управления экспокоррекцией ввести нужную величину экспокоррекции и это и будет искомая экспокоррекция на вспышку.
Не слишком очевидный лично для меня, метод этот все же вызвал мой живой интерес и желание проверить сказанное. Поскольку никакого светочувствительного элемента типа фотодиода или фототранзистора в доме не нашлось, то я, подобно Игорь Хоббимейкеру не смог поставить смелый научный эксперимент по регистрации мощности светового излучения вспышки при различных значениях экспокоррекции. Поэтому пришлось идти другим путем. Путь этот начался с важнейшего шага:
1.Теоретическое обоснование метода.
В основу дальнейшей стройной научной теории положен тот факт, который я уже излагал в нашем журнале в одноименной статье: 'Pentax - сделано с умом!'. Этот основополагающий принцип позволяет предположить, что экспокоррекция в камерах серии MZ реализована 'с умом', то есть наиболее простым и логичным способом - изменением данных о чувствительности пленки, считанной с DX-кода или введенной вручную. То есть, если камера считала с DX-кода кассеты чувствительность пленки ISO200 и запомнила ее, то устанавливая значение экспокоррекции -1 (минус 1) мы фактически сообщаем камере новую чувствительность пленки, которая больше исходной на одну ступень, то есть уже ISO400. Для экспонирования пленки с такой чувствительностью нужна меньшая экспозиция, следовательно автоматика камеры изменит значение диафрагмы или выдержки или обоих факторов одновременно (в зависимости от выбранного режима установки экспозиции) для уменьшения количества света, попавшего на пленку. Вот и получилась отрицательная экспокоррекция на одну ступень. Однако, здесь пока речь идет не о вспышечной экспокоррекции, а нас интересует именно она. Приведенные рассуждения призваны лишь заострить внимание на том, что орган камеры, управляющий экспокоррекцией, фактически вводит в камеру ложную чувствительность пленки, большую или меньшую на соответствующее выбранному значению экспокоррекции число ступеней.
Далее сообразим, что при ручной установке экспозиции параметры экспозиции жестко заданы пользователем и ввод экспокоррекции на них повлиять никак не может и, соответственно, в действительности не влияет и на дисплее не отражается. Это еще один принципиальный факт, лежащий в основе рассматриваемого метода.
Теперь вспомним что датчики у вспышечного ТТЛ и ТТЛ камеры - разные, расположены в разных местах, калибруются отдельно и обслуживаются различными электронными устройствами камеры. Это позволяет понять, что при установке камеры в ручной режим мы прекращаем доступ информации о введенной экспокоррекции на схему управления затвором камеры, а в схему управления вспышкой информация о введенной экспокоррекции продолжает поступать в виде ложного значения чувствительности пленки. Таким образом, все становится на свои места: при ручном управлении выдержкой и диафрагмой камеры мы можем штатным органом ввода экспокоррекции задавать нужную экспокоррекцию на вспышку, если сама вспышка при этом включена в режиме ТТЛ.
2.Экспериментальная проверка теоретического обоснования.
Флэшметра под рукой нет, фотодиодов и светосинхронизаторов тоже, поэтому к настоящему моменту проверка осуществлена по ряду косвенных признаков.
В эксперименте применялись: камера MZ-5n с объективом FA28-105/4-5.6 IF и вспышка AF500FTZ.
Описание эксперимента:
Вспышка установлена на камеру и включена в режиме ТТЛ. Камера установлена в программный режим. Выполняется матричный замер экспозиции предполагаемого сюжета. В видоискателе камеры считываем показания: 1/60 и F5.6.
Переводим камеру в ручной режим, не меняя фокусного расстояния объектива, установив именно эти параметры: 1/60 и f5.6.
С помощью диска экспокоррекции вводим значение -1 (минус 1) и при этом замечаем, что дисплей вспышки реагирует на это действие, изменяя индикацию эффективного диапазона расстояний применения вспышки. Мы вводим экспокоррекцию в минус одну ступень, то есть, в соответствии с нашей логикой считаем что показали вспышке, таким образом, чувствительность пленки на одну ступень большую, чем фактически установлена в аппарате. При этом мы видим на дисплее вспышки увеличение дистанции эффективного применения вспышки. То есть, вспышка говорит, что при вводе экспокоррекции в минус 1 у нее возросло ведущее число, что вполне согласуется с практикой - ведущее число вспышки увеличивается при увеличении чувствительности применяемой пленки. Однако, мы хотим чтобы световой поток от вспышки был меньшей интенсивности, а она нам большее ведущее число показывает! Не беда, однако. Все становится на свои места если сделать несколько вспышек при различном положении экспокорректора и уловить разницу в яркости светового излучения вспышки хотя бы на глаз.
При использовании вспышки AF500FTZ в указанном эксперименте мне на глаз удалось установить что яркость вспышки при введенной экспокоррекции +3 (плюс три) существенно выше, чем при введенной экспокоррекции -3 (минус три). Настолько существенно, что различимо глазом. При других комбинациях значений экспокоррекции все то же имеет место, но мне глазом поймать разницу не удалось. Не увидел я также и влияния экспокоррекции при использовании встроенной вспышки, хотя по логике - она тоже должна быть. Надо мастерить регистрационный приборчик: глаз - не лучший инструмент в эксперименте.
На этом пока 'смелый научный эксперимент' остановлен. Далее нужно провести тестовую съемку или попросить известного в наших кругах экспериментатора Игоря Хоббимейкера (проверяющего все на себе) повторить его опыты по исследованию поведения встроенной вспышки в ручном режиме. То есть для полноты картины необходимы инструментальные методы контроля, лучше всего - флэшметром.
Хочу заметить возможным скептикам, что практическое использования такого метода ввода экспокорекции на вспышку (если он действительно верен) мне представляется гораздо оперативнее и удобнее, чем традиционный, упоминавшийся в начале этого повествования. Суть в том, что предположительно наиболее часто используемый режим камеры - приоритет диафрагмы и для перевода камеры в ручной режим достаточно только установить значение выдержки. Далее - экспокоррекция и вы готовы к съемке. Я провел несколько упражнений с камерой MZ-5n и еще больше полюбил этот замечательный инструмент. Описанный метод как буд-то создан для этой камеры - все получается быстро и оперативно, Осталось только овладеть премудростями определения нужности экспокоррекции и требуемой в конкретном случае величины.
Весь этот длинный текст призван привлечь уважаемое сообщество к дискуссии на обозначенную тему, проверке теоретического обоснования и экспериментальной проверке предложенного метода.
Приглашаю всех к осмыслению, критике и дополнениям.
Желаю всем удачных снимков со вспышкой и без нее.
С уважением,
Владимир.