Перейти к содержимому


Точечный экспозамер


Сообщений в теме: 92

#1 Lexander

  • Пользователь
  • 7737 сообщений
  • Город:гМосква

Отправлено 10 October 2004 - 02:50

В связи с покупкой камеры, оснащенной точечным экспозамером, передо мной встала проблема: научиться пользоваться этой суперпрофессиональной и мегаполезной, судя по отзывам, фичей.

До сих пор мне приходилось обходиться встроенным экспонометром дешевого eos-33 (частичный замер по кругу диаметром 10мм) или свердловском-четвертым (сами знаете, каково качество совецкой техники).

Знаю, что в нашем клубе есть большое число опытных пользователей камер с точечными экспонометрами, хотелось бы перенять опыт применения продвинутых аппаратов.

Вопросы возникают такие:
1) для съемки каких сюжетов вы используете точечный экспонометр камеры?
2) существуют ли сюжеты, в которых использование точечного экспонометра камеры нежелательно?
3) какие могут быть у меня ошибки или проблемы при использовании точечного экспонометра камеры?
4) если не трудно, расскажите про вашу методику использования точечного экспонометра камеры.

(Edited by Lexander at 11:51 pm on Oct. 9, 2004)

#2 Artur Jonauskas

  • Пользователь
  • 674 сообщений
  • Имя:Артур
  • Фамилия:Ионаускас
  • Город:С-Петербург

Отправлено 10 October 2004 - 03:50

http://artfoto.uka.ru/pentax.shtml
Извиняюсь что про Пентакс. Надеюсь в данной камере тоже есть экспозиционная шкала в видоискателе)))

#3 Гость_Prospero_*

  • Гость

Отправлено 10 October 2004 - 15:01

Цитата

Quote: from Lexander on 11:49 pm on Oct. 9, 2004

1) для съемки каких сюжетов вы используете точечный экспонометр камеры?
2) существуют ли сюжеты, в которых использование точечного экспонометра камеры нежелательно?
3) какие могут быть у меня ошибки или проблемы при использовании точечного экспонометра камеры?
4) если не трудно, расскажите про вашу методику использования точечного экспонометра камеры.
1. Для тех сюжетов, где применение других способов замера может дать ошибочный результат.
2. Да.
3. Разные.
4. Включаю режим точечного замера. Замеряю экспозицию.

:)/>  :)/>  :)/>



-----
Антон

#4 Irbis

  • Пользователь
  • 924 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 10 October 2004 - 17:10

А не для пятницы тема? =)))

#5 Artur Jonauskas

  • Пользователь
  • 674 сообщений
  • Имя:Артур
  • Фамилия:Ионаускас
  • Город:С-Петербург

Отправлено 10 October 2004 - 17:48

Нет, не для пятницы. Человек заплатил денег, и теперь хочет знать. Если вдруг окажется что камера цифровая, то в принципе все равно какой там стоит экспозамер... :)/>

#6 Lexander

  • Пользователь
  • 7737 сообщений
  • Город:гМосква

Отправлено 10 October 2004 - 17:52

Нет, не для пятницы.
Камера, если это важно, пленочная -- трёшка.
Что-то пока я не очень понимаю, как и когда надо встроенным точечным экспонометром пользоваться :)/>

(Edited by Lexander at 2:53 pm on Oct. 10, 2004)

#7 Irbis

  • Пользователь
  • 924 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 10 October 2004 - 18:13

так же, как и частичным у 30/33 =)) только с большей точностью.
Мерять по сюжетно важной части...
Лично я, кстати, забил на всякие подсчеты и тыканье разных мест и делаю именно так, с той или иной поправкой "по обсточтельствам" и "субъективным осчущениям".
А на слайд сирано вилку...

(Edited by Irbis at 3:13 pm on Oct. 10, 2004)

#8 Гость_Prospero_*

  • Гость

Отправлено 10 October 2004 - 18:21

Ни фига не понимаю :)/>. Не поверю, что уважаемый Lexander не может представить себе ситуации, когда точечный замер единственная возможность (в смысле простоты и оперативности) для точного замера экспозиции. Честно, не понимаю.



-----
Антон

#9 Lexander

  • Пользователь
  • 7737 сообщений
  • Город:гМосква

Отправлено 10 October 2004 - 18:36

Тихон, а можно поподробнее, про замер по сюжетно-важной части? Доходчиво, для идиота, вроде меня -- по шагам. Вроде такого:
1) поставил камеру на штатив
2) включил точечный режим замера
2) скадрировался
3) сфокусировался по уголку рта модели
4) замерил точкой по глазу модели
5) надавил кнопку спуска затвора
--
Антон, статьи всяческие от умных дядек я читал. Только умные дядьки все дружно пишут про использование отдельных спотметров, а не встроенных экспонометеров. А я хочу понять как люди в реальности используют всю эту сложную теорию с камерой, оснащенной точечным замером?
Вот у меня все не складывается попробовать, привык обходиться без этой фичи :)/>

(Edited by Lexander at 3:37 pm on Oct. 10, 2004)

#10 Гость_Prospero_*

  • Гость

Отправлено 10 October 2004 - 18:43

Саш, простейший пример: в кадре всё очень яркое (тёмное). Или не всё.., короче не верю я ни "центру", не "матрице". Но есть кусочек скалы, который я воспринимаю как среднесерый (+/- 10 %). Ну вот для таких ситуаций "точка" и нужна.

А когда к ней привыкаешь, то иногда быстрее найти в сюжете те самые пресловутые 18% и померить по ним, чем переключать на другие замеры.

-----
Антон

#11 Irbis

  • Пользователь
  • 924 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 10 October 2004 - 18:47

Не, со штатива ни разу точкой не пользовался...
А вообще пользую эту фичу когда сюжет контрастный, контровой свет там, или объект занимает малую часть кадра.  
Навожу кружок куда надо, лочу (в шестерке "точка" совмещена с локом) и ввожу коррекцию если надо.  Нечасто, но бывает очень удобно.
Хотя хз, может в матричном то же самое в итоге получилось бы? Никада не сравнивал =)

#12 D4

  • Пользователь
  • 643 сообщений

Отправлено 10 October 2004 - 19:02

наверное точкой луну хорошо снимать ночью.

#13 Lexander

  • Пользователь
  • 7737 сообщений
  • Город:гМосква

Отправлено 10 October 2004 - 19:03

Тихон, поясните подробнее, пожалуйста!
Что значит "навожу куда надо"?? Куда надо наводить при съемке портрета? Жанровой сценки? Пейзажа?
Почему нельзя навести "куда надо", замерить и залочить камеру с ЦВ замером или частичным??
А фокусируетесь Вы вручную или автофокусом? До или после замера экспозиции??

(Edited by Lexander at 4:05 pm on Oct. 10, 2004)

#14 Lexander

  • Пользователь
  • 7737 сообщений
  • Город:гМосква

Отправлено 10 October 2004 - 19:06

Цитата

Quote: from D4 on 4:01 pm on Oct. 10, 2004
наверное точкой луну хорошо снимать ночью.
Смысл? Луна -- это песчаный пляж, залитый солнцем.
Её легко снимать даже спотматиком без батарейки: плёнка 100 единиц, диафрагма 8, выдержка 250.

(Edited by Lexander at 4:07 pm on Oct. 10, 2004)

#15 D4

  • Пользователь
  • 643 сообщений

Отправлено 10 October 2004 - 19:10

а если не 100 единиц?

#16 Irbis

  • Пользователь
  • 924 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 10 October 2004 - 19:14

>>Почему нельзя навести "куда надо", замерить и залочить камеру с ЦВ замером или частичным??

Ну Лександер, я же ясно сказал - "так же, как и частичным, только с большей точностью".
Я не могу конктретно отвеить на Ваши вопросы, потому как смотрю всегда по ситуации =)) Иногда пока целиться да лочить будешь сценка и уйдет. Так чта...
А фокусируюсь практичски всегда автофокусом с центарльной точкой и чаще после замера, только причем здесь это?

#17 Lexander

  • Пользователь
  • 7737 сообщений
  • Город:гМосква

Отправлено 10 October 2004 - 19:15

Цитата

Quote: from D4 on 4:09 pm on Oct. 10, 2004
а если не 100 единиц?
Тогда надо взять коробочку от пленки и посмотреть какая там нарисована выдержка-диафрагма для съемки на пляже.

(Edited by Lexander at 4:18 pm on Oct. 10, 2004)

#18 Irbis

  • Пользователь
  • 924 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 10 October 2004 - 19:16

Цитата

Quote: from D4 on 4:09 pm on Oct. 10, 2004
а если не 100 единиц?


а если не сто, а, скажем, 400 - то -2 ступени. Т.е. 16/250 или 8/1000 к примеру.

(Edited by Irbis at 4:15 pm on Oct. 10, 2004)

#19 D4

  • Пользователь
  • 643 сообщений

Отправлено 10 October 2004 - 19:18

надо попробовать.
А то я по недоумию как-то решил, что для луны больше подойдет пленка почуствительней )))
Ну и отснял на 1600.  Результат естественно нтикакой из-за зерна.
Потом я конечно додумался о чем-то - типа пляжа с песком )) Но пока еще не снимал.
А вообще надо попробовать на 50-ку снять.

#20 D4

  • Пользователь
  • 643 сообщений

Отправлено 10 October 2004 - 19:24

а по точечному замеру могу только потеоретизировать.
Например - портрет на фоне задника. Один задник белый, второй черный. А человек тот-же самый. Наверное вот тут больше для замера точка подойдет или пятно, не больше лица человека, чем средневзвешеный или зонный замер.

(Edited by D4 at 4:24 pm on Oct. 10, 2004)

#21 Artur Jonauskas

  • Пользователь
  • 674 сообщений
  • Имя:Артур
  • Фамилия:Ионаускас
  • Город:С-Петербург

Отправлено 10 October 2004 - 20:18

Лександер, попробую ответить совсем просто, типа для детей.
В той статье что я давал ссылку, примерно описано как замерять экспозицию по точке. В ней (статье) обращалось внимание, что в ручном режиме шкала экспозиции довольно точно показывает в ступенях пере и недодержку освещения от нормы. Но дело в том, что среднее положение шкалы соответствует правильному замеру лишь на среднесерых участках сюжета. Если предмет отличается по тональности, то и положение указателя на шкале при правильном замере будет отличаться. Настолько- насколько необходимо было бы ввести экспокоррекцию. Например при замере по белому листу будет пересвет +2,5 по серому 0 по черному -2,5. Можете сами провести такой эксперимент положив их рядом.
Из этого вытекает, что в ручном режиме с помощъю точечного замера можно произвести правильный замер по сюжетно важной части независимо какой тональности будет эта часть.
Это весьма сложно пока не привыкнешь,  поэтому если нет особенных художественных задач, то можно продолжать снимать как и раньше, а на такой камере как тройка, 99 процентов бытовых сюжетов можно снимать на матричном, и не забивать себе голову ерундой.
Если же необходимо работать с такими параметрами как тональность, либо быстро просчитать сюжет на предмет будут ли детали в тенях или светах, то это необходимо закладывать в негатив, и без теории здесь никак. Инструкция типа нажал вот эту кнопку и все будет ОК не катит.
Кстати, на штативе с точкой не снимают, иначе голова у модели всегда по центру, и это сразу читается.

#22 Гость_Prospero_*

  • Гость

Отправлено 10 October 2004 - 21:42

Цитата

Quote: from Arthur on 5:17 pm on Oct. 10, 2004

Это весьма сложно пока не привыкнешь...
Кстати, на штативе с точкой не снимают...


Ни фига это не сложно. Это, как пишут про управление камер от Canon (и про Pentax :)/>) -- интутивно понятно :)/>.


Артур, смею утверждать, что снимают.



-----
Антон

(Edited by Prospero at 6:41 pm on Oct. 10, 2004)

#23 Artur Jonauskas

  • Пользователь
  • 674 сообщений
  • Имя:Артур
  • Фамилия:Ионаускас
  • Город:С-Петербург

Отправлено 10 October 2004 - 23:10

2Prospero:
----------------------------------------
Ни фига это не сложно. Это, как пишут про управление камер от Canon (и про Pentax ) -- интутивно понятно .
----------------------------------------
Стоит подождать месяц-два, и опять пойдут флеймы про "черных собак на белом снегу", дедушку Адамса и т.д. Все те кому было интуитивно понятно будут сотрясать интернет на тему "опять все серое и некрасивое"
Кстати про интуитивность. В инструкции к 300-му Кэнону прямо было написано, что при уходе из "зеленой" зоны в ручные режимы фирма перекладывает на фотографа ответственность за результат.
-------------------------------------------
...смею утверждать, что снимают.
-------------------------------------------
Конечно снимают. Точкой в автомате. Как по глазам на резкозть навели, так на шуттер и нажали...

#24 Гость_Prospero_*

  • Гость

Отправлено 10 October 2004 - 23:11

Цитата

Quote: from Arthur on 5:17 pm on Oct. 10, 2004

...иначе голова у модели всегда по центру, и это сразу читается.
А кто сказал, что голова модели это достойный объект для "точки"?


-----
Антон

#25 Гость_Prospero_*

  • Гость

Отправлено 10 October 2004 - 23:25

Цитата

Quote: from Arthur on 8:09 pm on Oct. 10, 2004

1. Все те кому было интуитивно понятно будут сотрясать интернет на тему "опять все серое и некрасивое".

2. Конечно снимают. Точкой в автомате. Как по глазам на резкозть навели, так на шуттер и нажали...
1. Значит это не "те" :)/>.

2. Не так.


-----
Антон

#26 Lexander

  • Пользователь
  • 7737 сообщений
  • Город:гМосква

Отправлено 10 October 2004 - 23:27

Цитата

Quote: from Arthur on 8:09 pm on Oct. 10, 2004
Стоит подождать месяц-два, и опять пойдут флеймы про "черных собак на белом снегу", дедушку Адамса и т.д. Все те кому было интуитивно понятно будут сотрясать интернет на тему "опять все серое и некрасивое"
Артур, давайте флеймить про дедушку и черную собаку в какой-нибудь другой ветке!
А тут обсудим более прозаический вопрос: опыт использования встроенного точечного экспонометра фотоаппарата.

(Edited by Lexander at 8:27 pm on Oct. 10, 2004)

#27 Artur Jonauskas

  • Пользователь
  • 674 сообщений
  • Имя:Артур
  • Фамилия:Ионаускас
  • Город:С-Петербург

Отправлено 10 October 2004 - 23:52

2Lexander: там ведь все в инструкции. Навел на сюжетно важную часть, и зафиксировал экспозицию. На Вашей камере еще можно выбрать точку фокусировки, и аппарат совместит ее с точечным экспозамером.
Вопрос конкретного применения каждый решает сам, в зависимости от поставленной задачи. Если таковой нет, то можно довериться камере и не забивать голову всякой ерундой. Если Вы конкретно поставите съемочную задачу, то я могу примерно обозначить ее решение. У меня трехлетний опыт преподавания фотографии. Я преподавал людям со Сменой и Хасселем, Никоном и Кэноном, тем кто хотел что то знать и добиться в фотографии, и тем кто не хотел ничего этого.
Извиняюсь за резкий тон.

#28 Гость_Prospero_*

  • Гость

Отправлено 11 October 2004 - 00:46

Цитата

Quote: from D4 on 4:01 pm on Oct. 10, 2004

наверное точкой луну хорошо снимать ночью.
Достаточно подробно о съёмке Луны можно прочитать здесь.


-----
Антон

#29 Hobbymaker

  • Пользователь
  • 1944 сообщений
  • Город:Moscow

Отправлено 11 October 2004 - 12:59

"...тут обсудим более прозаический вопрос: опыт использования встроенного точечного экспонометра фотоаппарата".

Немного про мой собственный опыт. Чистая ИМХА. Никакой объективности-назидательности. :)/>

Есть люди, которые вполне могут без "точки" обходиться. Смотрят на сюжет и при наличии зон, резко выбивающихся по освещенности, вводят поправку на основании своего опыта и с учетом важности этих самых зон. Как-то довелось мне наблюдать работу такого профи старой школы. Вполне успешно человек без точки обходился.

Но, увы, сам я далек от такого уровня мастерства. Опыт мой таков: слишком яркие светА я неплохо распознаю и поправкой к экспозиции с ними успешно борюсь; а вот с тенями часто промашка выходит. Вот, как-то раз снимал звонаря на колокольне. Солнышко было примерно сзади, и не так уж темно было на колокольне (субъективно). Но в результате сама колокольня и окружающий пейзаж вышли намана, а звонарь и колокол провалились в чёрное. Или вот в другой раз снимал я уличного музыканта -- негра. Не такой уж и чернокожий он был... Опять та же ерунда: улица, окружающая обстановка, муз. инструменты -- намана, а лицо чернокожего дядьки получилось практически без деталей.

На основании своего скромного опыта  решил я глазам не доверять. Таперича в подобных случаях обязательно тени "точкой" промеряю.

Итого:
1. Если реальной нужды в "точке" у фотографа нет, и он может в сложных случаях поправку на глазок (или, скажем, с помощью частичного замера, или еще как-нибудь) определить -- то и НЕ надо с точкой заморачиваться. :)/>
2. "Точка" -- инструмент, предназначенный для совместного использования с мозгами фотографа. Поэтому, мой совет такой: советы и методики, конечно, почитать стоит, но приоритет отдать личному опыту (то есть, самому малька поэкспериментировать). И все встанет на свои места. :)/>

#30 Sergey

  • Пользователь
  • 1564 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 11 October 2004 - 17:52

По своему опыту, (после свердловска), я тупо навожусь на среднесерое или сюжетноважное в кадре , лочу значение, дальше опционно: ввожу коррекцию , ставлю на штатив , снимаю .  До сих пор загадка, как эта штука со вспышкой работает.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных