peter_koen (29 January 2012 - 10:13) писал:
Не совсем согласен.
Первое: сказав "талант", я имел в виду не некоторые способности, а личность, обладающую этими способностями.
Второе: принимаемое мной определение таланта (уже как способностей, а не как личности) – "высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях" из Психологического словаря или "определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта" из Вики.
Ранние определения таланта – Ожегова или Даля – не принимались. Главным образом потому, что даже Ожегов (не говоря уж о Дале) давал своё определение ещё до научных работ по этой теме, в 1949-м, тогда как тематические работы Б. Теплова, например, относятся к рубежу 1950-х – 1960-х годов. Кроме того, толкование Ожегова "Талант -а, м. 1. Выдающиеся врожденные качества, особые природные способности. Т. актера. Музыкальный т." само по себе вызывает вопросы: что значит "выдающиеся врождённые, особые природные музыкальные способности"? Природная способность сочинять музыку, такой природный дар? Так нет в дикой природе никакой музыки, музыка – это социальное изобретение.
Позвольте с Вами не согласиться. Мир полон звуков, а способность, талант сочинять музыку - это способность и талант гармонично организовать эти звуки, вызвав тем самым определённую эмоциональную реакцию. Как литература, поэзия - это способность гармонично организовать слова, которых, кстати в дикой природе тоже нет. Да и рифмами в повседневной жизни никто не говорит. Если касаться непосредственно музыкальных способностей, то самый простой пример - абсолютный слух. Это понятие знакомо каждому музыканту, но далеко не все им обладают. И никакая генетика на научном уровне пока что не в состоянии объяснить, каким образом это врождённая способность возникает. Более того, развить его никакие навыки и опыт не могут. Он либо есть, либо нет. Помимо этого есть просто хороший относительный слух, который снова таки является врождённым качеством. Физиологическая составляющая тоже имеет не последнее значение для музыканта. Тембр голоса, строение голосовых связок, носоглотки, то что вокалисты называют "природой", тоже являются врождёнными способностями. А для исполнителя-инструменталиста важно строение рук, пальцев. Те же Н. Паганини, Ф. Лист достигли вершин виртуозности во многом благодаря своим врождённым физическим возможностям. Вот в чём Вы абсолютно правы, так это в том, что талант без развития, без приобретения навыков и опыта реализоваться не может. Но ещё раз подчеркну, никакие навыки и опыт не в состоянии развить талант, если его изначально нет.
peter_koen (29 January 2012 - 10:13) писал:
И ещё одно: я хотел бы разобраться не в том, как проявляется талант или гениальность в личности. Про это вкратце в этой ветке уже говорили, точки зрения понятны. Теперь – с другого конца: хочу попробовать понять, как возникает гений, как социальное явление, почему получается, что отдельные личности и их творчество остаются в истории (полагаю, дело не только в качествах личности. А, может быть, и не столько).
Своё мнение по этому поводу я уже высказывал в других ветках. Вкратце повторюсь. Касательно искусства. Отдельные личности (называйте их как угодно - гениями, Великими) остаются в истории потому, что их творчество во-первых становится этапом, "прорывом" в искусстве, какой-то новой ступенью в развитии искусства, в использовании изобразительных средств, убедительным, оправданным уходом от устоявшихся догм и правил, развитием существующих традиций на качественно новом уровне (то самое "изменение культурной среды"), во-вторых, потому что их творчество остаётся актуальным и востребованным через много лет, для последующих поколений.
peter_koen (29 January 2012 - 10:13) писал:
У меня в скобках было – "не уровень (не масштаб) таланта!". Имелась в виду исключительно оценка степени влияния на развитие культуры (можно сказать: "на дальнейшее, с учётом наследия таланта, развитие культуры"), для чего следовало понимать, в каком же направлении эта культура развивалась какое-то время после схода таланта со сцены и насколько его творчество повлияло (или не повлияло) на изменение этого направления.
Хотя, на это уже обращал внимание juristkostya.
О.к., согласен. Но с оговоркой. Творчество Таланта (как личности, обладающей определёнными способностями) так же влияет на современников, на тех кто творит в одно и то же время с ним. И это влияние проявляется никак не после ухода таланта со сцены. Поэтому современники вполне в состоянии оценить его влияние на их собственное творчество. Хотя наиболее объективной, тут я с Вами соглашусь, будет оценка последующими поколениями.
peter_koen (29 January 2012 - 10:13) писал:
Разница в начале литературной деятельности – 15 лет, так же, как и в датах смерти. Это следующее литературное поколение. Кроме того, Гоголь на протяжении ещё 15 лет после смерти Пушкина имел возможность оценить степень влияния Александра Сергеевича на развитие русской словесности. К тому же, говорилось о самом "начале осмысления творческого наследия".
В этой части также останусь на своём определении.
Ну если брать за основу понятие "литературного поколение", тогда, возможно, Вы правы. Но в этом случае понятие поколений в искусстве очень неоднозначно, и зачастую не соответствует понятию поколений с точки зрения человеческой жизни.
Сообщение отредактировал Sergii: 30 January 2012 - 10:27