Перейти к содержимому


Философия пейзажной съемки


Сообщений в теме: 386

#331 HSV

  • Администратор
  • 17717 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 03 December 2009 - 18:06

Вернемся к исходному вопросу темы - философия пейзажной съемки.

Есть забавная статья. Кратко суть: есть два подхода к съемке природы: пейзажный (художественный) и ландшафтный (натуралистический). Те, кто снимает в классическом натуралистическом подходе - молодцы, а "пейзажисты" - дешевые понтовщики.

#332 juristkostya

  • Пользователь
  • 7059 сообщений
  • Город:Украина, Харьков

Отправлено 04 December 2009 - 18:01

Ссылки на этого товарища уже проскакивали:
http://www.penta-clu...showtopic=68634
Есть такое подозрение, что в основе потобных опусов причина скорее психилогическая, когда творческая слабость прикрывается отсылками на техническую, организационную и научную сложность "истинного ландшафтного фото" или "истинного анималистического фото".
Впрочем, за неимением возможности плотно изучить работы автора, это не более чем предположение.

#333 Гость_don_karleone_*

  • Гость

Отправлено 04 December 2009 - 21:27

Просмотр сообщенияjuristkostya (4.12.2009, 18:00) писал:

...Есть такое подозрение, что в основе потобных опусов причина...
Впрочем, за неимением возможности плотно изучить работы автора, это не более чем предположение.

Вы статью-то прочитали? Или довольствовались кратким пересказом от HSV?

Просмотр сообщенияjuristkostya (4.12.2009, 18:00) писал:

...Впрочем, за неимением возможности плотно изучить работы автора...

А может того, потратить перед писаниной минут 30? Константин Михайлов

#334 HSV

  • Администратор
  • 17717 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 04 December 2009 - 23:26

Просмотр сообщенияdon_karleone (4.12.2009, 21:26) писал:

Вы статью-то прочитали? Или довольствовались кратким пересказом от HSV?
Вообще-то статья действительно интересная и стоит того, чтобы с ней ознакомиться. Я полностью согласен с автором в том, что есть два кардинально разных подхода к пейзажной съемке. И автор очень хорошо описывает каждый из них и их различия. Но ценностное различие, которое автор проводит между этими подходами я принять не могу. На мой взгляд оба в равной мере достойны уважения и имеют право на существование. А хорошие и плохие фотографии можно снимать будучи приверженцем любого из подходов.

#335 Гость_don_karleone_*

  • Гость

Отправлено 05 December 2009 - 00:28

Просмотр сообщенияHSV (4.12.2009, 23:25) писал:

...

Совершенно согласен. Статья стоящая. Спорить с автором, наверное, не стоит. Во-первых, это программная статья авторского кредо - автор и не скрывает этого (как не скрывает его и автор этой темы, кстати). Во-вторых, он задаёт в статье хороший вопрос (неявно, но открыто) - а что фотограф знает о мире, в котором он живет? Ради того, чтобы этот вопрос прозвучал внутри и стоит статью прочитать. И, может, написать свою? :)

#336 pla

  • Пользователь
  • 4341 сообщений

Отправлено 06 December 2009 - 02:06

статья очень хорошая.
мне лично помогла ответить на ряд вопросов.

#337 juristkostya

  • Пользователь
  • 7059 сообщений
  • Город:Украина, Харьков

Отправлено 07 December 2009 - 13:44

Цитата

Вы статью-то прочитали? Или довольствовались кратким пересказом от HSV?
А какой у него персказ и где с ним можно ознакомиться ?

А по сути:
Да, существует ряд практических приложений, где фотография ценна своей документальностью. Но противопоставлять такую съёмку съёмке художественной и тем более утверждать, что одна из них "правильнее" другой - нонсенс. (Это примерно из той же оперы, что утверждать, что ручная печать с плёнки ближе к искусству, т.к. требует от автора больших трудозатрат и дополнительных технических знаний и навыков. Знаем, проходили уже сто раз: обычно это претензия на исключительность, камуфлирующая творческую слабость.)
Кроме того, системный подход к вопросу требует привести примеры пейзажей, "создающих явно искажённое представление о природе снимаемого региона". Таковых не приведено.

Цитата

потратить перед писаниной минут 30? Константин Михайлов
спасибо, посмотрел. Кстати, эти работы не сказать, чтобы иллюстрируют подход автора : уровень документальности вполне обычный :-)

Кроме того, по поводу "писанины" вы погорячились.

Сообщение отредактировал juristkostya: 07 December 2009 - 13:50


#338 juristkostya

  • Пользователь
  • 7059 сообщений
  • Город:Украина, Харьков

Отправлено 07 December 2009 - 13:52

Цитата

а что фотограф знает о мире, в котором он живет? Ради того, чтобы этот вопрос прозвучал внутри и стоит статью прочитать. И, может, написать свою?
Следуя такой логике, мы должны предположить, что Ван Гог, например, обладал до сих пор недоступными нам знаниями о мире :-) либо же сознательно всю жизнь вводил нас в заблуждение :-) Но что-то мне подсказывает, что суть его творчества не сводится ни к тому, ни к другому.

#339 Пятисотметровый робот

  • User
  • 3598 сообщений

Отправлено 07 December 2009 - 15:39

Просмотр сообщенияjuristkostya (7.12.2009, 11:51) писал:

Следуя такой логике, мы должны предположить, что Ван Гог, например, обладал до сих пор недоступными нам знаниями о мире
Ну если употреблял другие психоактивные вещества - так запросто.

#340 Bondezire

  • Пользователь
  • 16171 сообщений

Отправлено 07 December 2009 - 16:20

Просмотр сообщенияHSV (4.12.2009, 23:25) писал:

Но ценностное различие, которое автор проводит между этими подходами я принять не могу. На мой взгляд оба в равной мере достойны уважения и имеют право на существование. А хорошие и плохие фотографии можно снимать будучи приверженцем любого из подходов.
И что еще интереснее, что ознакомившись с фотографиями автора, который себя позиционирует "ландшафтным" фотографом, я вижу изрядную долю креативной постобработки его фотографий, которой он "деформирует" восприятие натурального ландшафта в сторону своего вИдения. Т.е. тоже пользуется приемами, которые он сам охарактеризовал настроенческой mood-фотографией. Только он не уводит изображение ландшафта от репортажной идентичности, но довольно креативно работает с цветом и светом в mood-ключе :)
Статья интересная, но она, в основном построена на знакомой на Пенте дилеме "правильных/неправильных" фотографов, со всеми нюансами.
И, кстати, в этой ветке Шадрин, на сколько я помню, косвенно в обсуждениях касался вопросов, описаных в статье: в какой мере и зачем пейзажная фотография должна быть репортажно идентична природному "реальному виду местности".

Просмотр сообщенияdon_karleone (5.12.2009, 0:27) писал:

Во-вторых, он задаёт в статье хороший вопрос (неявно, но открыто) - а что фотограф знает о мире, в котором он живет? Ради того, чтобы этот вопрос прозвучал внутри и стоит статью прочитать. И, может, написать свою? :)
Напишите. :) Только в преамбуле попытайтесь охватить и ответить на вопрос: что есть фотограф и зачем оно фотографирует. ;)

#341 Пятисотметровый робот

  • User
  • 3598 сообщений

Отправлено 07 December 2009 - 21:00

Просмотр сообщенияvb007 (7.12.2009, 14:19) писал:

И что еще интереснее, что ознакомившись с фотографиями автора, который себя позиционирует "ландшафтным" фотографом, я вижу изрядную долю креативной постобработки его фотографий, которой он "деформирует" восприятие натурального ландшафта в сторону своего вИдения.
Ну как он собственными глазами углядел, так и сделал, что странного-то? Там речь о сюжетах идёт.

#342 Гость_don_karleone_*

  • Гость

Отправлено 07 December 2009 - 21:17

Просмотр сообщенияjuristkostya (7.12.2009, 13:51) писал:

...Ван Гог, например...

Не знаю какой Ван Гог был фотограф, но пейзажи его гораздо ближе к тезисам статьи, чем Вы можете подумать. А... кроме того... Да - Ван Гог обладал недоступными мне знаниями о мире. С этим я не спорю.

#343 Гость_don_karleone_*

  • Гость

Отправлено 07 December 2009 - 21:23

Просмотр сообщенияvb007 (7.12.2009, 16:19) писал:

...Напишите...

Моё предложение относилось к оппонентам. Моё мировоззрение вполне соответствует изложенному в статье. Благо у меня было время проверить тезисы на себе.

Просмотр сообщенияvb007 (7.12.2009, 16:19) писал:

...что есть фотограф и зачем оно фотографирует...

Честно - не понимаю. Вроде юмор, а вроде и сарказм. Смешно, наверное?

#344 Bondezire

  • Пользователь
  • 16171 сообщений

Отправлено 07 December 2009 - 22:47

Просмотр сообщенияdon_karleone (7.12.2009, 21:22) писал:

Честно - не понимаю. Вроде юмор, а вроде и сарказм. Смешно, наверное?
Скорее неудачная шутка, на реплику о желании написать статью, затрагивающую прозвучавший вопрос "а что фотограф знает о мире, в котором он живет?" )) Просто это я о необьятности вопроса.)

#345 Гость_don_karleone_*

  • Гость

Отправлено 07 December 2009 - 22:59

Просмотр сообщенияvb007 (7.12.2009, 22:46) писал:

...вопрос "а что фотограф знает о мире, в котором он живет?" )) Просто это я о необьятности вопроса.)

Вы подошли к моей реплике с максимализмом. Но это неверно. Я хоть и лох педальный в фотографии, но тоже, того-этого, понимаю, что нельзя объять необъятного. Я о другом - иногда оказывается, что фотограф вообще ничего не знает о том, что снимает. Но, всё-таки, фотографом себя тем не менее считает... А зря... Можно посмотреть, например, полчаса photo.net, чтобы понять, что в категории landscape от этого самого landscape уже мало чего осталось - но никого это не волнует. Волнует яркость и насыщенность - но не landscape.

#346 juristkostya

  • Пользователь
  • 7059 сообщений
  • Город:Украина, Харьков

Отправлено 08 December 2009 - 12:49

Цитата

Ну как он собственными глазами углядел, так и сделал, что странного-то? Там речь о сюжетах идёт.
А что сюжеты ? Даже в самом банальном пейзаже средней полосы с речками/туманами/берёзками можно найти неизбитый ракурс. Но зачем же утверждать, что это нетипичное фото "не передаёт особенностей этого края" ?

Цитата

но пейзажи его гораздо ближе к тезисам статьи, чем Вы можете подумать.
любопытно, типичные особенности какой местности земного шара передают его работы ?

Цитата

иногда оказывается, что фотограф вообще ничего не знает о том, что снимает. Но, всё-таки, фотографом себя тем не менее считает... А зря... Можно посмотреть, например, полчаса photo.net, чтобы понять, что в категории landscape от этого самого landscape уже мало чего осталось - но никого это не волнует. Волнует яркость и насыщенность - но не landscape.
Просто есть Изображение, а есть Изображаемое.
Документалистика/аэрофотосъёмка/геодезическая съёмка и т.п. прикладные дисциплины работают со вторым, художественная фотография - с первым. И не надо сводить к "яркости и насыщенности" - посмотрите работы Майкла Кенны, например. Нет там ни яркости, ни насыщенности, ни передачи тпичиных особенностей природы региона. Зато есть немалый художественный уровень.

#347 Гость_don_karleone_*

  • Гость

Отправлено 09 December 2009 - 08:26

Просмотр сообщенияjuristkostya (8.12.2009, 12:48) писал:

...
любопытно, типичные особенности какой местности земного шара передают его работы ?
...

Странно слышать это от Вас. Прованс, например.

Просмотр сообщенияjuristkostya (8.12.2009, 12:48) писал:

...Зато есть немалый художественный уровень.

Наличие или отсутствие художественного уровня автором статьи вроде бы и не обсуждается. Это как "данные по-умолчанию". Никто о них не упоминает, но подразумевает само собой разумеющимся.

#348 Anatol

  • Пользователь
  • 4501 сообщений
  • Имя:Анатолий
  • Отчество:Петрович
  • Фамилия:Лесковский
  • Город:Москва

Отправлено 09 December 2009 - 19:18

Статья, приведшая к реанимации темы, на мой взгляд, мягко говоря - спорная, а некоторые сентенции типа:
"Я бы сказал, что пейзажная фотография в широком смысле слова это та фотография, где определяющим (вдохновившим фотографа) является дальний план, и без этого дальнего плана данная фотография просто бессмысленна."
- вызывают недоумение.
В очередной раз, как и уже было в этой теме, статья пропогандирует некий подход к пейзажной фотографии, считаемый автором единственно правильным. Да и пускай-бы, но отсутствие в статье перед каждым утверждением фраз - "я считаю", "мне кажется", помоему, сводит ценность данной статьи на нет, хотя, надо признать, некоторые мысли мне понравились и близки.

#349 juristkostya

  • Пользователь
  • 7059 сообщений
  • Город:Украина, Харьков

Отправлено 10 December 2009 - 13:48

Цитата

Прованс, например.
такого солнца над Провансом не припоминаю...

Цитата

Это как "данные по-умолчанию". Никто о них не упоминает, но подразумевает само собой разумеющимся.
а вот это как раз зря. Сами понимаете, как только появляется "главный критерий, определяющий истинную ценность фотоработы" - стимул выдерживать художественный уровень плавно, но неизбежно пропадает...

#350 Гость_don_karleone_*

  • Гость

Отправлено 10 December 2009 - 23:40

Просмотр сообщенияjuristkostya (10.12.2009, 13:47) писал:

...
а вот это как раз зря. Сами понимаете, как только появляется "главный критерий, определяющий истинную ценность фотоработы" - стимул выдерживать художественный уровень плавно, но неизбежно пропадает...

И какой же у автора статьи, по-Вашему, этот самый "главный критерий"? Не тот ли, что искал в своём творчестве и Ван Гог? Так это и вправду - самый главный критерий... Но только вот ведь беда - он так сросся с другим критерием - красотой (художественным уровнем, по-Вашему) -, что не разрезать никак их... А иначе как у Станиславского - "Не верю".

#351 Bern

  • Пользователь
  • 6380 сообщений
  • Город:Питер

Отправлено 11 December 2009 - 17:30

Просмотр сообщенияvb007 (7.12.2009, 16:19) писал:

в какой мере и зачем пейзажная фотография должна быть репортажно идентична природному "реальному виду местности".

"Реальный вид местности" очень сильно зависит от того, например, как -быстро или неторопливо-мы её осматриваем.
Во втором случае, как полагаю, глубокие тени обычно отсутствуют , нет и нерезкого заднего плана.

Просмотр сообщенияflyfrog (10.6.2009, 22:58) писал:

Рыбы стало меньше это факт. Не мало, но заметно меньше.. основная причина на мой взгляд "китайки"... точнее то что они находятся в свободной продаже. И ставят их все кому не попадя, и бросают...

Истинно так.Брошенные китайки-страшное дело.

Просмотр сообщенияflyfrog (10.6.2009, 22:58) писал:

Да и местных уродов тоже хватает... И турики гадят меньше чем местные, факт.

На порядок меньше-но если это именно туристы-отпускники, а не выбравшаяся на пикник городская быдла.

#352 Vladimir A

  • Пользователь
  • 189 сообщений
  • Город:Н. Новгород

Отправлено 12 March 2012 - 18:55

Мой товарищ, физик, Н. Лунин однажды заметил:" В хорошем пейзаже должно быть деликатное присутствие человека". Мне тоже этот критерий кажется важным, хотя он, конечно, не является исчерпывающим. Но, ландшафтные фотографии, лишенные этого, воспринимаются как иллюстрации к научной или познавательной литературе.

Сообщение отредактировал Vladimir A: 12 March 2012 - 19:03


#353 Natashka

  • Пользователь
  • 4 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 01 April 2012 - 17:22

Vitaly, скажите новичку, как вода становится такой прозрачной на фото? есть какая-то техническая хитрость или дело в ее действительной чистоте-прозрачности?)

#354 wayerr

  • Пользователь
  • 3424 сообщений
  • Город:Краснодар

Отправлено 01 April 2012 - 20:48

в общем случае полярик, хотя вы лучше ссылку укажите на фотографию с прозрачной водой.

#355 Natashka

  • Пользователь
  • 4 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 02 April 2012 - 07:47

Просмотр сообщенияVitaly (10 June 2009 - 01:13) писал:

- вот эту конкретно имела ввиду)

#356 Vitaly

  • Пользователь
  • 8466 сообщений
  • Город:Voronezh

Отправлено 02 April 2012 - 08:11

Просмотр сообщенияNatashka (01 April 2012 - 17:22) писал:

как вода становится такой прозрачной на фото?
Очистить грязную воду, фотограф, увы, не в силах. Если вода прозрачна, увидеть дно помогает поляризационный фильтр, устраняющий отражения с поверхности воды. В данном случае, просто мелко.

#357 Natashka

  • Пользователь
  • 4 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 02 April 2012 - 08:20

Спасибо) :)

#358 дед

  • Пользователь
  • 4770 сообщений
  • Имя:Алексей
  • Отчество:Юрьевич
  • Фамилия:Шкляев
  • Город:Йошкар-Ола

Отправлено 17 July 2012 - 22:45

Уважаемые коллеги!
А вот такой вариант для обсуждения, если конечно общество не против. Берем например классический пейзаж пленочной эпохи, т.е. с минимальным или вообще отсутствующим воздействием на изображение. Предположим, что снимок действительно удался и, что называется, трогает душу.
Никому не приходила в голову мысль— а кто является автором данного произведения искусства, ну или какова роль фотографа в формировании данного произведения. Наверное я непонятно излагаю, попробую по другому.
Смотрите:
Местность и предметы на ней находящиеся явно не творения рук фотографа.
Явление природы запечатленное на снимке, тоже (надеюсь).
Получается, что фотограф лишь вырезал кусок действительности и мы называем это произведением искусства, так ли это и при чем здесь автор.
С другой стороны, если в этот момент выпустить в поле множество людей с фотоаппаратами, то скорее всего у 99% не получится ничего путного, и возможно лишь один, наш автор принесет свой шедевр. Значит все таки искусство, но искусство это творение (творчество), а что сотворил автор.
Ну и дальше по кругу.
Я понимаю, что по содержательности этот вопрос мало уступает средневековому: "А сколько чертей поместятся на острие иглы".
Ну тогда еще один вариант, интересно, это только мне подобная чушь лезет в голову, или кто нибудь еще задумался об этом?
Всем привет.

#359 Kuzmich

  • Пользователь
  • 6010 сообщений
  • Город:Самара

Отправлено 17 July 2012 - 22:54

Просмотр сообщениядед (17 July 2012 - 22:45) писал:

Уважаемые коллеги!
А вот такой вариант для обсуждения, если конечно общество не против. Берем например классический пейзаж пленочной эпохи, т.е. с минимальным или вообще отсутствующим воздействием на изображение. Предположим, что снимок действительно удался и, что называется, трогает душу.
Никому не приходила в голову мысль— а кто является автором данного произведения искусства, ну или какова роль фотографа в формировании данного произведения. Наверное я непонятно излагаю, попробую по другому.
Смотрите:
Местность и предметы на ней находящиеся явно не творения рук фотографа.
Явление природы запечатленное на снимке, тоже (надеюсь).
А от фотографа - по идее - взгляд, в широком смысле. Включающий технику исполнения и работу перед и после съемки.

Сообщение отредактировал Kuzmich: 17 July 2012 - 22:56


#360 дед

  • Пользователь
  • 4770 сообщений
  • Имя:Алексей
  • Отчество:Юрьевич
  • Фамилия:Шкляев
  • Город:Йошкар-Ола

Отправлено 18 July 2012 - 00:55

Я оказывается не один.
Уже легче.
Однако, для чистоты рассуждения, предложил бы вынести за пределы данного разговора техническую сторону создания фотографии. Ну хотя бы потому, что это величина переменная, сначала серебрённая латунь, потом коллоидный процесс, стеклянные пластинки, ну и т.д.
Мысль о том, что фотограф вычленяет из многообразия мира (ага, вот уже и образ появился) тот фрагмент который наилучшим образом передает состояние его души и таким образом создает снимок мне тоже приходила в голову. Но в этом случае мы должны допустить, что собирание цитат тоже творчество, хотя в литературе это относится к составительской, редакторской работе.
Правда можно говорить о соавторстве, однако не будет ли это слишком самонадеяно и даже дерзко.
В прочем, если допустить крайне нахальную мысль, что мы, уважаемые любители пейзажной и не только фотографии, товорим в соавторстве с Творцом, то...
Мда, договорился, пора спать.
Всем спокойной ночи!
P.S. Хотя теория об ответственности такого шага, как публичное представление своих работ, в это представление укладывается замечательно.
P.S.S. Ой уже два часа ночи, еще бы утром зенки продрать.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных