![](https://www.penta-club.ru/forum/public/style_images/monolight/icon_users.png)
![](https://www.penta-club.ru/forum/public/style_images/monolight/profile/default_large.png)
Про эстетов и попсовиков
#1
Отправлено 07 August 2004 - 22:58
Яркие обратные примеры тоже приветствуются. Хотя, мне кажется, их сыскать легче. (То есть примеры того, как попсовик со временем становится эстетом.)
Особенно интересны примеры, относящиеся к изобразительному искусству и фотографии.
Спасибо.
ЗЫ1. Ремарка на всякий случай: этот топик праздный; к нему следует относиться именно так. Менее всего мне хочется, чтобы кто-то счел его за попытку начала военных действий "эстеты против попсовиков" или "попсовики против эстетов".
И эстеты, и попсовики мне по-своему интересны и дОроги. Лично я ничего не имею против и тех, и других.
ЗЫ2. Слова "эстет" и "попсовик" может не совсем удачны. Просто они показались мне понятными самой широкой аудитории. Не следует делать акцент на этих терминах и развертывать тут их анализ. Если они вас не устраивают -- используйте любые другие подходящие по смыслу синонимы.
#2
Отправлено 09 August 2004 - 12:25
Первое - тоже из области искусства. Кто "правильнее" - Дали или Малевич? Ну, еще сюда же для коллекции припишем Сера и Шишкина. Все учились в примерно одних и тех же условиях. Потом разбежались. Кто из них попса? Вроде бы Шишкин. Или за последние годы Дали и Малевич тоже стали попсой (да и исходные четыре авторские копии "Черного квадрата" - это попса или как), а?
Второй пример более народный.
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Есть и еще одна смежная тема - кино-телевидение. Тут как-то сразу фильмы еще до выхода обвешиваются бирками "блокбастер" (читай - "попса") или "авторское кино" (читай - "эстетство"). Вот "Штирлиц" - явная попса. Но как сделано! А, с другой стороны, "Сталкер" Тарковского по очень многим признакам надо бы обозвать эстетским. Хотя, вспомним драки в очередях за билетами в момент его выхода - а это уже из признаков "массового" фильма.
Ладно, пока хватит. Подожду, кто чего сюда напишет.
Успехов. Владимир.
#3
Отправлено 09 August 2004 - 12:49
Не помню. Не помню. Или у нас такого не было. Зато отлично помню, как народ уходил с фильма. Толпами. До конца фильма досматривал десяток зрителей, не больше.
Это потом, он стал модным и популярным, а когда только вышел, билеты можно свободно купить минут за 10 до начала сеанса. По крайней мере в Москве.
А интересно супер - широко раскрученный "Ночной дозор" это массовый фильм?
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
#5
Отправлено 09 August 2004 - 13:15
В институтские годы сильно западал я на рок. Ну там "Пинк Флойд", "Дип Пурпле", "Куин", "Назарет" и т.д., а так как часто вел дискотеки, по и всякого другого не чурался. И вот попал как-то в Минск на дипломную практику. А в Минске купил билеты на органиста Андрея Рубаху и так мне понравилась органная музыка, что накупил я кучу пластинок с органными концентами Баха в исполнении Гарри Гродберга, а заодно и Бетховена купил в исполнении Эмиля Гилельса, да Моцарта. Очень мне Бах похожим на Дип Пурпле и Пинк Флойд казался тогда...
А поллушав Моцарта - пошел затариваться классическим джазом...
Теперь у меня более 400 пластинок, более 500 компакт дисков, и штук 200 МПТришек.
Сын с дочерью с удовольствием слушают Пинк Флойд и Куин и учатся играть на скрипке, фортепиано и гитаре.
Вот такая вот история.
А про попсу... Думаю если труд, интеллект и талант туда вложен - это уже не попса. А если это бряцание техническими возможностями - то хоть оперу, хоть песню пиши - "не цепляет".
#7
Отправлено 09 August 2004 - 14:22
Цитата
Я тшетно пытаюсь найти содержание в "Черном квадрате" Малевича.
Содержание надо искать не "в 'Черном квадрате' Малевича", а в "Малевиче и его 'Черном квадрате' ".
Это МАЛЕВИЧ, это ИДЕЯ и это ЭПОХА !
А квадрат намалевать любой может
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
#8
Отправлено 09 August 2004 - 16:40
Цитата
Содержание надо искать не "в 'Черном квадрате' Малевича", а в "Малевиче и его 'Черном квадрате' ".
Это МАЛЕВИЧ, это ИДЕЯ и это ЭПОХА !
А квадрат намалевать любой может
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Случайно ли не продажа "дырок от бубликов"?
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
#9
Отправлено 09 August 2004 - 17:01
Остальное здесь.
"Черный квадрат" Казимира Малевича - одно из самых известных произведений русского искусства прошедшего века. Первый "Черный квадрат" был написан в 1915 г. и стал поворотным пунктом в развитии русского авангарда.
Черный квадрат на белом фоне стал знаком, основным элементом художественной системы супрематизма, шагом в новое искусство. Сам художник создал несколько вариантов "Черного квадрата". Все четыре "Квадрата", написанные Малевичем с 1915 до начала 1930-х гг, - это развитие одной темы. Они отличаются не только очередностью и годом создания, но и цветом, рисунком, фактурой. "
Остальное здесь.
Поиск форева !!!
(Edited by Anatoli at 3:04 pm on Aug. 9, 2004)
#10
Отправлено 09 August 2004 - 17:45
Ничего лишнего и никаких искажений. Незамутненный взгляд на мир.
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Абсолютно не сомневаюсь, что Малевич Великий Художник. Но и у Великих людей бывают проблемы.
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
#11
Отправлено 09 August 2004 - 18:01
Существует гипотеза, что чтобы "остаться в веках", "отпечататься в культуре" и т.д. нужна правильная "экспозиция". (Вот, вернулись к фототеме
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Так что Малевич со своим квадратом был талантливым "фотографом", ну, как, впрочем и другие, оставившие след в культуре.
П.С. Если есть Идея с линзами - вперед !
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
#12
Отправлено 09 August 2004 - 21:09
Думается мне, что не уложить искусство в рамки "попса" и "эстетство". И тем более искусство начала 20-го века. Тот же упомянутый здесь Дали. Начиная с "Андалузского пса" и почти до самой смерти, он в поисках новых форм "а как бы ещё поэстетствовать". При этом эстетство само по себе - это и средство, и конечная цель. Дальше - ничего, форма ради формы, и это уже сильно похоже на мастерски оформленную попсу. С Малевичем посложнее, но и там тоже я бы не решился отнести его к "эстетам" или "попсовикам".
Вот художники Возрождения - они, пожалуй, были ближе всего к эстетам, в контексте своего времени, естественно.
Но всё же к большинству мастеров не знаешь, как и подойти. Работавший "на заказ" Моцарт - эстет или попсовик? Или, скажем, Гершвин? А "Троица" Рублёва - это что?
С уважением,
Тимофей
#13
Отправлено 09 August 2004 - 21:37
Возможно , Вам подойдёт ответ фотографа Кирилла из известной книги Солоухина ..
" ... В то время в квартиру поступали новые звонки, входили новые люди. Появились итальянка с итальянцем, советский профессор-химик, еще одна женщина русского происхождения, но уже американка, жена сотрудника американского посольства, еще один русский эмигрант, какой-то торговый босс, представитель английской фирмы. Все это рассаживалось, вставало с места, ходило около фотографий, снова садилось, брало в руки стаканы с виски, курило сигареты, в то время как фоном, приглушенно, звучала современная джазовая музыка и пение на английском языке. Разговор коснулся абстрактной живописи. В меру и очень сдержанно иностранцы пытались защищать и оправдывать современное изобразительное искусство. Мелькали имена Пикассо, Бюффе, Малевича, Кандинского, другие знакомые и незнакомые мне имена. Ходили из рук в руки иллюстрированные журналы с воспроизведенными в них образцами современной абстрактной живописи. От этих журналов, наверное, и зародился весь разговор.
- Во-первых, гениально то, что не могут сделать другие, что другим недоступно по мастерству. Хотя бы по мастерству, - владел разговором Кирилл Буренин. - Уланова - гениальная балерина. Анна Павлова. Если каждая доярка сможет повторить танец Улановой, значит, либо все доярки - гениальные балерины, либо Уланова вовсе не гениальна. С этим положением согласны?
- Ну... Допустим... - раздались нерешительные голоса.
- Тогда я показываю фокус, - Кирилл схватил иллюстрированный журнал и раскрыл его наудачу. Открылась абстрактная картина, исполненная черной краской и получившая будто бы первое место на какой-то там выставке. Называлась, во всяком случае, выдающимся произведением живописи.
- Итак, выдающееся произведение. Я беру лист бумаги, беру кисть. Я не живописец. Раз... Два... Еще минуту, .. - несколькими ловкими движениями Кирилл воспроизвел на листе абстракцию из журнала.
- Пять минут мне потребовалось на то, чтобы воспроизвести якобы гениальную картину. Каждый из вас может сделать то же самое. Значит, либо все вы гении, либо...
- Либо это халтура, - подсказала Елизавета Сергеевна.
- Да, либо это халтура и шарлатанство.
- Копировать легко, задача ведь создать впервые.
- Хорошо. Воспроизведите мне Сикстинскую мадонну, воспроизведите мне лучшие вещи Дюрера, Босха, Веласкеса. Хотел бы я посмотреть, как у вас это получится и сколько времени вы на это потратите. Во всяком случае не пять минут.
Воспользовавшись замешательством слушателей, Кирилл пошел дальше.
- Во-вторых... Всегда можно отличить художника-испанца от художника-финна. Абстрактное искусство не несет в себе никакого национального духа, оно - абстрактно. Оно не несет в себе никакой позитивной философии. Могут возразить, что национальный дух - это узость (хотя это величайшая ценность, которая в конце концов спасет мир), но всегда можно отличить христианское, скажем, искусство (Рафаэль, Микеланджело, Да Винчи, да что перечислять?)... Все практически великие европейские художники, а также и соборы, базилики, иконы, мозаики - все христианское искусство можно отличить от языческого искусства Эллады, от буддийского искусства Индии, от искусства социалистического реализма (например, Кукрыниксы), ибо каждое искусство несет в себе свое содержание, свою философию, свое мировоззрение. А что несет в себе абстрактное искусство, разрешите спросить? "
#14 Гость_Prospero_*
Отправлено 09 August 2004 - 22:41
Цитата
Содержание надо искать не "в 'Черном квадрате' Малевича", а в "Малевиче и его 'Черном квадрате' ".
Это МАЛЕВИЧ, это ИДЕЯ и это ЭПОХА !
А квадрат намалевать любой может
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Пассаж же "хотя это величайшая ценность, которая в конце концов спасет мир" и вовсе не выдерживает ни какой критики.
Антон.
(Edited by Prospero at 10:40 pm on Aug. 9, 2004)
#15
Отправлено 10 August 2004 - 02:21
Совсем не так звучит, как , например, "Врубель".Или даже "Бенуа".
"Идея"....да , если захотеть увидеть в этом,вместе с "эпохой", наше надвигающееся падение в бездну. А если специально , заранее, не подставлять сюжет., так и не увидишь.Те же двухбуквенные завывания павианов , что и у "пишущей"футурни.
Катастрофичность удавалось выразить и поталантливей , хотя бы "Horror antiques".
(А , кстати, на Ваш вкус--это кич или нет ?
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
2.Вообще - то, формально, высказывание не автора, а Кирилла Буренина, который в конце книги оказывается....
и Кирилл его закавычил--то есть, он считает так, но находит возможным, что его оппоненты исходят из других представлений.
Это утверждение с ходу можно не принять , если Вы-адепт эсхатологической религии, и считаете , что мир обречён.
А вот сказать , что оно "вовсе не выдерживает ни какой критики" --не слишком ли смело ? Покритикуйте....
#17
Отправлено 10 August 2004 - 11:08
#18
Отправлено 10 August 2004 - 15:07
1. "Думается мне, что не уложить искусство в рамки "попса" и "эстетство"..." -- Nudnik
Согласен. В другие рамки его тоже трудно укладывать.
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
2."Примеров и тому и другому много, только искать некую закономерность дело неблагодарное имхо" -- Vitas
Тоже согласен. Но этот топик и не задумывался как поиск закономерности. У Вас много примеров? Так дайте их мне! Ведь только о примерах (желательно ярких) я и просил.
* * *
-- Еще никто, --
Сказал он, --
Никто меня на свете
Не называл капризным...
Просил я только масла
На завтрак мне подать!
Типа эпиграф. (с) Маршак-Милн
Ув. господа! Не о классификации я просил. И не в расклеивании ярлыков дело! Если вам не понятно, к какой группе отнести Малевича -- то и ладно! Не стоит будоражить его дух попусту!
Конечно, чаще всего творческие люди не поддаются простой классификации. Это ясно всем. Но именно поэтому я и обратился к уважаемой аудитории со своей просьбой.
Конечно, есть высокие профессионалы, которые могут и легкую песенку написать и концерт для альта и ф-но забацать. Примеров -- несть числа! Моцарт как раз был таким вот профессионалом...
Если бы требуемые примеры было легко найти -- я бы не обратился к вам за помощью...
Однако, попытка вторая...
Ув. господа! Мне требуются лишь яркие примеры того, как кто-то перестал создавать "простое и понятное искусство" и ушел в чистое эстетство ("искусство для избранных"). Обратные примеры также приветствуются.
Спасибо.
#19 Гость_Prospero_*
Отправлено 10 August 2004 - 16:09
Ув. господа! Мне требуются лишь яркие примеры того, как кто-то перестал создавать "простое и понятное искусство" и ушел в чистое эстетство ("искусство для избранных"). Обратные примеры также приветствуются".
ИМХО -- не получится. Без чёткого определения "попса" / "эстетство" не получится. А оно, определение, у каждого своё. К тому же, ИМХО, зачастую довольно смутное.
С уважением, Антон.
#20
Отправлено 10 August 2004 - 19:48
(Edited by Vitas at 4:49 pm on Aug. 10, 2004)
#21
Отправлено 10 August 2004 - 20:39
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Свисток судьи! Замена игроков! Вместо "попсы" на поле выходит "простое и ясное искусство, понятное практически всем". Вместо "эстетства" на поле выходит "элитарное искусство, понятное лишь ограниченному кругу ценителей".
Надеюсь, мой вопрос стал теперь понятней?
"...кто даст гарантию, что верно понимает суть самих примеров?"
Конечно, никто.
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Не надо бояться, что Вас неправильно поймут. Следует лишь помнить, что если Вы ничего не скажете -- то Вас не поймут наверняка!
![;)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/wink.png)
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Жду с неперпением хоть каких-то примеров. Спасибо.
#22 Гость_Prospero_*
Отправлено 10 August 2004 - 21:09
Мне кажется, что от замены ярлыков ничего не изменилось -- суть явлений всё-равно остаётся (для меня) в тумане.
Я, честное слово, с момента появления этой ветки с нетерпением жду "примеров"... Рад бы и сам.., но вот столкнулся с тем, что стоит только начать набирать текст, как выползают сомнения -- а то ли это, о чём говорит уважаемый Хоббимейкер?
Так что, увы...
Простите.
Не со зла.
С уважением, Антон.
(Edited by Prospero at 6:08 pm on Aug. 10, 2004)
#24
Отправлено 10 August 2004 - 21:37
Если же вернуться к примерам "падения" из высокого искусства в попсу, то приходит на ум только пример Аллы Борисовны. Она, конечно, формально жанр не меняла, но, согласитесь, что "Старинные часы" или романсы на стихи Цветаевой в начале карьеры -- это одно, а все, что у нее выходило с начала девяностых, -- это уже совершенно другое... Попса попсе рознь.
(Edited by Pavel at 6:40 pm on Aug. 10, 2004)
#25 Гость_Prospero_*
Отправлено 10 August 2004 - 22:06
Цитата
Попса попсе рознь.
Рискну предположить, что иные из произведений Моцарта могли расцениваться утончёнными ценителями той поры, как "уход в попсу".
Но, в то же время, "простым народом" всё-равно продолжали восприниматься как "элитарное искусство".
Где верный ответ? На чьей стороне правда? Думаю, что верный ответ на этот вопрос может дать только сам автор.
С уважением, Антон.
#26
Отправлено 10 August 2004 - 22:53
Или, скажем, так: В.В.Маяковский - это в Вашем понимании можно отнести к примеру перехода от элитарного искусства к популярному? Из проб пера в футуризме к "шершавому языку плаката" и злободневным посиделкам вдвоём в комнате с Лениным?
С уважением,
Тимофей
(Edited by Nudnik at 4:55 pm on Aug. 10, 2004)
(Edited by Nudnik at 4:59 pm on Aug. 10, 2004)
#27
Отправлено 10 August 2004 - 23:23
П.С. А всё-таки, "Древний ужас" -кич или нет ?
(Edited by Felis at 1:08 am on Aug. 11, 2004)
#28
Отправлено 11 August 2004 - 04:20
Тем же, кто меня не понимает говорю: "ОК! Давайте предпримем еще одну попытку понять друг друга!"
2 Vitas
"Теряется смысл "видимостей" уважаемый Hobbymaker. Вы требуете "хэппи энда", что несколько ущемляет мыслительный процесс".
Настала пора недоумевать мне. Увы, я не понимаю, о каком смысле "видимостей" Вы говорите. Я даже не понимаю, что Вы под эти смыслом подразумеваете.
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
И уж тем более я не требую никакого "хэппи энда". Прошу одного: дайте несколько примеров, основанных на Вашей субъективной точке зрения. И ни на какую объективность не претендующих. Вот и все.
Тем более, что Вы пишите: "Примеров и тому и другому много...". А когда речь заходит о том, чтобы озвучить хоть один из них, Вы почему-то жалуетесь, что я каким-то образом ущемляю мыслительный процесс.
В общем, что-то мы друг друга не понимаем. Но это не беда... Это бывает...
2 Nudnik
Уважаемый Hobbymaker, а Вы сами не могли бы привести пример "элитарного искусства, понятного лишь ограниченному кругу ценителей"?
Пример? Извольте...
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
* * *
Все еще надеясь на то, что затеянный мной топик войдет в конструктивное русло, я рискну сам привести пару примеров. Они безусловно несовершенны. Будь они идеальны -- я бы и не начинал этого праздного обсуждения в Пента-клубе. Поэтому относиться к ним надо как к весьма несовершенным попыткам. Критиковать их не надо -- лучше сами приведите примеры получше.
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
ПРИМЕР #1
Ни много, ни мало: сам Лев Толстой. Под конец жизни он стал резко отзываться об экспериментаторах в искусстве и о людях, которые создают произведения, непонятные для основной массы народа (см., например, его книгу "Что такое искусство?"). Он даже стал негативно говорить о многих своих собственных произведениях, снискавших автору почет и известность. В этот период он в частности обращается к рассказам в народном стиле, написанным в намеренно упрощенной, 'безыскусной' манере...
Чем мне самому этот пример не нравиться? Дело в том, что, например, "Войну и мир" я никак не могу отнести к произведениям, доступным лишь узкому кругу людей. Там, конечно, есть длинные вставки на французском языке... Есть и другие признаки... Но в целом, надо признать, что Лев Николаевич всегда писал довольно понятно для весьма широкой аудитории. (Заранне предвижу, что многие скажут: "А я так и не смог осилить этот роман!" или "Это вовсе не доступное массам произведение!" Но это не суть, господа! Не суть...)
ПРИМЕР #2 (Противоположный)
Василий Васильевич Кандинский. Его ранние работы вполне традиционны и понятны (например, 'Песня Волги'). Однако, позднее ситуация меняется. И Василий Васильевич превращается... в родоначальника абстракционизма. Такие вот дела... Был почти всем понятен (но, практически, неизвестен) -- стал почти абсолютно непонятен (но вошел в историю искусства!) Интересен, например, такой факт: нацисты некоторые его работы включили в экспозицию "Дегенеративное искусство" (1937). Как ни крути, но и сейчас истинных поклонников Кандинского насчитается не так уж много.
Чем мне не нравится этот пример? Да тем, что многие и по сей день считают, что Кандинский просто "выпендривался ради известности". Получал ли сам Кандинский эстетическое удовольствие от нереалистических работ (как своих, так и чужих) -- мне, увы, не известно.
* * *
В заключении -- просьба! Не ищите подвоха или провокации или еще чего-то такого в моих словах! Не тратьте время на критику моих формулировок! Я и сам понимаю, что они не совершенны. Просто добавьте своих субъективных примеров, pls. Если, конечно, они у вас есть.
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
#29
Отправлено 11 August 2004 - 13:34
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Поэтому я и написал, что примеры вещь неблагодарная и характеризуют не творческих людей, а скорее тех, кто этими вопросами задается. Приведу вам в пример моего любимого писателя Мориса Бланшо - при всей различности его стилистики и искушения сказать, вот это хорошо, а это нет, я не могу так сказать, так как мне интересна знаковость этого писателя, а не некая классификация. Может быть проще конечно разделить все на "голубые" и "розовые" периоды, но увы увы этот подход очень легковесен ИМХО.
#30
Отправлено 11 August 2004 - 14:13
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Мои тезисы таковы.
1. Альфреда Шнитке за композитора вообще не считаю. Соответственно, его "Искусство" - это что-то типа "Черного квадрата". Если его ценят - это проблема общества, скорее.
2. "Ох, мороз, мороз" в хорошем исполнении я не слышал.
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Я бы опять заменил основные термины.
Под попсой подразумел бы упрощение, приспособление под поганого композитора, плохого исполнителя с низкой почасовой ставкой, жующего слушателя с плохоньким приемничком - в переводе на фотоязык - пластмассовая мыльница. Не важно, сколько она стоит.
И плохое исполнение Моцарта - тоже попса. И плохое слушание хорошего исполнения Моцарта - тоже попса. И пиво в буфете консерватории - тоже попса.
Ну, все. Ругайте меня.
![:)](http://www.penta-club.ru/forum/public/style_emoticons/default/smile.png)
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных