Перейти к содержимому


О физической природе "рисунка"


Сообщений в теме: 33

#1 juristkostya

  • Пользователь
  • 7059 сообщений
  • Город:Украина, Харьков

Отправлено 16 September 2008 - 10:17

Вычитал на форуме дальномерщиков (автор Nicolas) :
MTF многих знаменитых объективов, по образному выражению кого-то, напоминают пляску пьяных гусениц. Это, в частности, относится к пентаксу 43 мм ЛИМИТЕД и к суммилюксам-М, т.е. у них на средних диафрагмах просто бешеная кривизна поля (см. комментарии Эрвина Путса)! С таким же фактом я столкнулся у знаменитого Кэнон ФД 1,2 55 мм АСФЕРИКАЛ - на бесконечности он гораздо хуже неасферического. Теперь понятно, что это не ошибка проектировщиков. У всех этих объективов очень хорошая коррекция, следовательно, для портретов или репортажа они на полных дырках негодны: мала ГРИП, т.к. убрана сферическая аберрация. Поэтому для передачи объёма приходится делать поле кривым, как бы "облегая" лицо. Вот в чём секрет пресловутой "пластики" этих линз. Этоя как раз на асферическом кэноне и увидел: газеету он нарисовал гораздо хуже обычной неасферики, зато портрет - как раз наоборот: при дырке 1,2 он вылепил всё лицо, а на обычном вышла резкой только одна плоскость... А Минольта даже выпускала уникальный широкоугольник 24 мм с регулируемой кривизной поля - ROKKOR-VFC.

Кто может прокомментировать ?

#2 ©Андрей

  • Пользователь
  • 5409 сообщений
  • Имя:Андрей
  • Отчество:Владимирович
  • Город:Рига

Отправлено 16 September 2008 - 10:33

Просмотр сообщенияjuristkostya (16.9.2008, 10:16) писал:

Кто может прокомментировать ?

с точки зрения физики - не возьмусь
хотя думаю честно проектируют военнку и телескопы, где "рисунок" не нужен

остальное от лукавого
причём "лукавый" ASAHI мне по душе :)

да видимо по этому я не фотографирую, крышки, миры и кирпичи ...

Сообщение отредактировал A4home: 16 September 2008 - 10:35


#3 mike69

  • Пользователь
  • 639 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 16 September 2008 - 11:41

- Многие объективы (и обычные, и с асферикой) имеют кривизну поля, некоторый значительную; идея использования кривизны поля для того, чтобы повторить профиль при портрете кажется бредовой в отсутствие регулировки этой кривизны. Лично для меня кривизна поля - однозначно недостаток.
- Разница в работе на бесконечности и на малых дистанциях вроде как существует, хотя я лично большой разницы не наблюдал. По моему опыту, если объектив г., то он такой на любой дистанции, если объектив отличный - то опять таки, на любой дистанции.
- Искать прямое влияние асферики на рисунок или другие параметры - занятие бесполезное. В частности, в нашей системе есть асферические: 35/2 - с весьма жестким рисунком и 31Lim - с совсем нежестким и очень приятным рисунком.

ИМХО, нет прямой взаимосвязи между асферикой, кривизной поля и рисунком. Единственный способ оценить рисунок объектива - снимать им.

#4 ura1972

  • Пользователь
  • 3781 сообщений
  • Город:столицы нашей Родины

Отправлено 16 September 2008 - 11:51

а вот была сходная тема. Хотите может там, что доразвить...

#5 Андрей АМ

  • Модератор
  • 7370 сообщений
  • Город:СПб

Отправлено 16 September 2008 - 15:09

Каша, однако...
Автор (Nicolas) явно не представляет себе, что такое кривизна поля.


p.s. А на какой именно "комментарий Эрвина Путса" ссылается автор?

#6 Vladimir P

    Сельский фотограф-теоретик

  • Пользователь
  • 5189 сообщений
  • Город:Сибирь, однако

Отправлено 17 September 2008 - 06:07

Просмотр сообщенияАндрей АМ (16.9.2008, 19:08) писал:

Каша, однако...
Ага. Местами забавная, например вот это:

Цитата

...мала ГРИП, т.к. убрана сферическая аберрация...


#7 ulysses78

  • Пользователь
  • 431 сообщений
  • Город:Питер

Отправлено 17 September 2008 - 12:08

Может будет в тему, вот тут, в нитке про богомерзкую сигму, было обсуждение завивимости (трехмерности) рисунка от формы бликов.

Сообщение отредактировал ulysses78: 17 September 2008 - 12:12


#8 Sergey

  • Пользователь
  • 1564 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 17 September 2008 - 20:12

Просмотр сообщенияjuristkostya (16.9.2008, 11:16) писал:

Вычитал на форуме дальномерщиков (автор Nicolas) :
......
Кто может прокомментировать ?

"Не читайте за обедом совестких газет"

Не надо искать кости в картошке: асферика - вещь в основном технологичная. Грубо, одна асферическая поверхность заменяет 2-3 сферических, а 2-4 сферических поверхности минимизируют одну из основных аберраций. Соотв., использование асферики сильно облегчает оптический расчет и конструкцию.

#9 Nicolas

  • Пользователь
  • 21 сообщений
  • Город:Saint-Petersberg

Отправлено 05 August 2009 - 12:43

Просмотр сообщенияSergey (17.9.2008, 20:11) писал:

"Не читайте за обедом совестких газет"

Не надо искать кости в картошке: асферика - вещь в основном технологичная. Грубо, одна асферическая поверхность заменяет 2-3 сферических, а 2-4 сферических поверхности минимизируют одну из основных аберраций. Соотв., использование асферики сильно облегчает оптический расчет и конструкцию.
Правильная предпосылка, неверный вывод. То, что "одна асферическая поверхность заменяет 2-3 сферических" - это следствие, а не причина, и это никак не связано с рисунком. То, что "Соотв., использование асферики сильно облегчает оптический расчет и конструкцию", может утверждать только человек, который не знает. насколько УСЛОЖНЯЕТ конструкцию применение НАСТОЯЩЕЙ асферики (пластик не в счёт). Достаточно сказать, что требования к юстировке асферики намного более жёсткие.
Дело в том, что даже НЕСКОЛЬКО сферических линз могут убрать аберрацию только для НЕСКОЛЬКИХ зон, но никогда - полностью. Асферическая - может. Именно поэтому асферика появилась изначально в линзах L-класса.
Таким образом, асферика - вещь изначально ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ. Технологической она стала лишь после того, как научились делать гибридную оптику - ценой её долговечности.


Просмотр сообщенияАндрей АМ (16.9.2008, 15:08) писал:

Каша, однако...
Автор (Nicolas) явно не представляет себе, что такое кривизна поля.
p.s. А на какой именно "комментарий Эрвина Путса" ссылается автор?
Совершенно не представляет. Особенно после того, как 20 лет меряет параметры объективов. :)


Просмотр сообщенияVladimir P (17.9.2008, 6:06) писал:

Ага. Местами забавная, например вот это:
То есть, ГРИП никак не связан со сферической аберрацией? А на каком же принципе, позвольте спросить, основана мягкорисующая оптика? :)

#10 Mink

  • Пользователь
  • 4191 сообщений
  • Город:СПб

Отправлено 05 August 2009 - 15:58

Просмотр сообщенияNicolas (5.8.2009, 13:42) писал:

То есть, ГРИП никак не связан со сферической аберрацией? А на каком же принципе, позвольте спросить, основана мягкорисующая оптика? :)
а какая связь глубины резкости и резкости? ;)

Цитата

насколько УСЛОЖНЯЕТ конструкцию применение НАСТОЯЩЕЙ асферики (пластик не в счёт).
Усложняет. И ценник увеличивает. А чем оптический пластик кроме дешевизны и меньшей долговечности отличается от стекла? :)

Цитата

Особенно после того, как 20 лет меряет параметры объективов.
Я вот как-то ежедневно волей-неволей оглядывая проходящих мимо фемин что-то в их фигурах тоже уже лет двадцать мысленно измеряю. Но врачом-маммологом это меня не делает. :)

Сообщение отредактировал Mink: 05 August 2009 - 16:05


#11 hoholok

    слепой фотограф

  • Пользователь
  • 8218 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Львiв

Отправлено 05 August 2009 - 23:13

Просмотр сообщенияNicolas (5.8.2009, 12:42) писал:

Совершенно не представляет. Особенно после того, как 20 лет меряет параметры объективов. :)
Сотрудник ГАИ сержант Пэтрэнко тоже меряет скорость нарушителей на трассе 20 лет.
Но спросите его что такое эффект Допплера... Боюсь, что и он таки "совершенно не представляет".

#12 Андрей АМ

  • Модератор
  • 7370 сообщений
  • Город:СПб

Отправлено 05 August 2009 - 23:51

Просмотр сообщенияNicolas (5.8.2009, 13:42) писал:

...Дело в том, что даже НЕСКОЛЬКО сферических линз могут убрать аберрацию только для НЕСКОЛЬКИХ зон, но никогда - полностью. Асферическая - может. Именно поэтому асферика появилась изначально в линзах L-класса.
Осмелюсь напомнить, что согласно правилам форума "...Запрещается создание сообщений, содержащих ложнyю информацию..."
И, кстати, "Кенон Ленз Уорк" - далеко не самый авторитетный источник... Особенно по истории фото-кино-оптики.

Цитата

Совершенно не представляет. Особенно после того, как 20 лет меряет параметры объективов. :)
Хм.. астролябия тоже, говорят, "всё меряет"...

Цитата

То есть, ГРИП никак не связан со сферической аберрацией? А на каком же принципе, позвольте спросить, основана мягкорисующая оптика? :)
Снова какая-то каша... :)

#13 Mink

  • Пользователь
  • 4191 сообщений
  • Город:СПб

Отправлено 06 August 2009 - 00:03

Просмотр сообщенияАндрей АМ (6.8.2009, 0:50) писал:

Хм.. астролябия тоже, говорят, "всё меряет"... :)
Если верить околонаучной легенде Нильс Бор еще студентом с помощь барометра мог доброй сотней высокоточных способов измерить высоту башни... :)

#14 AeRo

  • Пользователь
  • 535 сообщений
  • Город:Львов, Украина

Отправлено 06 August 2009 - 09:54

>То есть, ГРИП никак не связан со сферической аберрацией?

Чтото в этом есть: к примеру у ФА50/1,4 на 1,4 по ощущениям ГРИП побошльше, чем положено. Тот самый "воздух".

>на бесконечности он гораздо хуже неасферического

Асферика ФА35/2,0 на бесконечноси по краям мылит значительно сильнее, чем вблизи - многократно приводились прмеры. Таже кривизна поля виной? Интересно, что у асферики ФА28/2,8 на бесконечности края резче центра на открытой: тоже кривизна поля, но выпуклость в другую сторону?

#15 mike69

  • Пользователь
  • 639 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 06 August 2009 - 10:43

Единственное, что можно достоверно сказать про асферическую линзу - это то, что она способна заменить несколько обычных. В результате имеем чуть меньшее количество линз в объективе, а значит светопропускание должно быть лучше. Более ничего. Существует тысячи объективов без асферики, и все они обладают разными свойствами: разной кривизной поля, разным распределением резкозти по полю, разным рисунком и т.д. Все это зависит от оптической схемы. Асферика как таковая, не при делах.

P.S.
Кстати, как мне показалось, пластмассовая асферика в объективах Pentax (и Minolta) не имеет просветления (не знаю почему, ведь пластмассовые линзы для очков как правило с просветлением), а значит выигрыш в светопропускании уменьшается.

Сообщение отредактировал mike69: 06 August 2009 - 10:46


#16 AeRo

  • Пользователь
  • 535 сообщений
  • Город:Львов, Украина

Отправлено 06 August 2009 - 11:07

Не какбы несовсем понятно чего там эта асферика заменяет:
FA35/2 - 6 линз (асферика задняя - надо глянуть на предмет просветления)
A35/2 - 7 линз (неасферика)
К35/3,5 - 5 линз (без асферики)
FA31/1,9 - 9 линз (и асферика - тоже пластик?). А значит светопропускание ("цветастость") хуже всех?

Сообщение отредактировал AeRo: 06 August 2009 - 11:08


#17 mike69

  • Пользователь
  • 639 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 06 August 2009 - 11:47

Просмотр сообщенияAeRo (6.8.2009, 11:06) писал:

Не какбы несовсем понятно чего там эта асферика заменяет:
FA35/2 - 6 линз (асферика задняя - надо глянуть на предмет просветления)
A35/2 - 7 линз (неасферика)
К35/3,5 - 5 линз (без асферики)
FA31/1,9 - 9 линз (и асферика - тоже пластик?). А значит светопропускание ("цветастость") хуже всех?

Ну вот и получается, что 2 линзы А35/2 "как бы" заменены одной асферической - было 7 стало 6

Прочие сюда не надо, так как 35/3.5 сильно другой светосилы, a 31Lim совершенно другого класса.
Если верить мутным пентаксовым пресс-релизам, асферика в 31Lim стеклянная.

И вообще, с количеством линз не так все однозначно. Сравним четырехлинзовый K135/3.5 и пятилинзовый M135/3.5.
Я искренне убежден, что первый оптически лучше, несмотря на то что линз на одну меньше. Зато второй компактнее и легче.

Сообщение отредактировал mike69: 06 August 2009 - 12:03


#18 Mink

  • Пользователь
  • 4191 сообщений
  • Город:СПб

Отправлено 06 August 2009 - 13:23

Просмотр сообщенияmike69 (6.8.2009, 11:42) писал:

Кстати, как мне показалось, пластмассовая асферика в объективах Pentax (и Minolta) не имеет просветления (не знаю почему, ведь пластмассовые линзы для очков как правило с просветлением), а значит выигрыш в светопропускании уменьшается.
Некоторые "внутренние" поверхности даже стеклянных линз (даже у великого и могучего Пентакса с его чудодейственным SMC) могут быть без просветления или иметь однослойное. :)

#19 Vladimir P

    Сельский фотограф-теоретик

  • Пользователь
  • 5189 сообщений
  • Город:Сибирь, однако

Отправлено 10 August 2009 - 07:25

По поводу асферики. Мы, конечно, можем друг перед другом разные слова произносить, но всё-таки для разговора нужно опираться на что-то, являющееся более высоким авторитетом, чем наши с вами размышления. Поскольку собственное профессиональное оптическое образование у меня отсутствует, приходится иногда заглядывать в разные книжки.
Например, в известный в "фотожелезячноманьяческой" среде "красный кирпич" (Д.С.Волосов, "Фотографическая оптика (теория, основы проектирования, оптические характеристики)", М, "Искусство", 1971). Там быстренько открываем параграф 2 главы IX, имеющий название "Применение асферических поверхностей в объективостроении". Если тяжко разбираться с формулами, то первые две страницы можно пропустить, и читать только выводы (довольно сильно разбросанные по тексту, относящемуся к разным задачам). Увы, даже эти несколько страниц текста мне набивать просто влом. :)
Если совсем коротко, то задачи асферики:
1. Повышение качества изображения;
2. Расширение оптических характеристик (поле зрения, отн. отверстие, хроматизм) для выбранной схемы;
3. Улучшение конструктивных характеристик (габариты, вес).
Асферика лечит далеко не всё (напр., не лечит аберрации четвёртого порядка). Одна асферическая поверхность может действительно заменять две-три сферических, но дальше Волосов говорит о том, что нужно смотреть на стоимость производства и решать конкретно, что выгоднее.

Пару цитат всё же приведу, как ответ на вот этот комментарий:

Просмотр сообщенияNicolas (5.8.2009, 16:42) писал:

Правильная предпосылка, неверный вывод. То, что "одна асферическая поверхность заменяет 2-3 сферических" - это следствие, а не причина, и это никак не связано с рисунком. То, что "Соотв., использование асферики сильно облегчает оптический расчет и конструкцию", может утверждать только человек, который не знает. насколько УСЛОЖНЯЕТ конструкцию применение НАСТОЯЩЕЙ асферики (пластик не в счёт). Достаточно сказать, что требования к юстировке асферики намного более жёсткие.

Производство не только из юстировки состоит, это уже вопрос к взаимодействию расчётчиков и конструктора оправы. Меня как конечного пользователя волнует цена, за которую я куплю готовую вещь, а это всё-таки совокупность издержек производства при прочих равных накладных расходах. А ситуации разные бывают. Вот, например, и такие:

Цитата

Применение асферических поверхностей позволяет корригировать такие аберрации, как сферохроматическую у светосильных систем и хроматическую разность увеличений высших порядков у широкоугольных объективов. В этих случаях простейшим решением является асферизация поверхности склейки, изготовление которой требует меньшей точности, чем изготовление поверхностей граничащих с воздухом. Последним свойством более 30 лет назад (В.П.: т.е. в 30-х годах прошлого века, а когда там пресловутый Кэнон с его L-серией сподобился родиться?) воспользовался д-р Вандерслеб ("Цейсс") при расчете анастигматов типа "Тессар" ....

Цитата

В 1963 году Б. Нефедовым была использована асферизация поверхности склейки, разделяющей две среды с одинаковыми показателями преломления и различными дисперсиями для коррекции сферохроматической аберрации, а при необходимости и хроматизма положения; .... Допуски для изготовления такой асферической поверхности могут быть в десятки раз расширены".


#20 Nicolas

  • Пользователь
  • 21 сообщений
  • Город:Saint-Petersberg

Отправлено 10 August 2009 - 16:08

Вообще-то говоря, первым объективом, в котором была применена асферизация склеенной поверхности, является не ТЕССАР, а пятилинзовый БИОТЕССАР Цейсса, выпущенный аж перед Второй Мировой... Именно за счёт этого удалось получить отменное качество при дырке 2,7.

Просмотр сообщенияAeRo (6.8.2009, 9:53) писал:

>То есть, ГРИП никак не связан со сферической аберрацией?

Чтото в этом есть: к примеру у ФА50/1,4 на 1,4 по ощущениям ГРИП побошльше, чем положено. Тот самый "воздух".

>на бесконечности он гораздо хуже неасферического

Асферика ФА35/2,0 на бесконечноси по краям мылит значительно сильнее, чем вблизи - многократно приводились прмеры. Таже кривизна поля виной? Интересно, что у асферики ФА28/2,8 на бесконечности края резче центра на открытой: тоже кривизна поля, но выпуклость в другую сторону?
Это очень интересное наблюдение. Не исключено, что дело в кривизне. Ну, а если в ручном режиме поперефокусироваться? Кривизна при хорошем увеличении видна отчётливо. Только не в видоискателе, а по матовому стёклышку и с увеличением не меньше 8 крат.


Просмотр сообщенияАндрей АМ (5.8.2009, 23:50) писал:

Снова какая-то каша... :)
Ну, а кроме ярлыков - по существу-то есть что сказать? Напрмер, всё-таки, за счёт чего увеличивается ГРИП в мягкорисующих объективах, если не за счёт СА :) ?

Сообщение отредактировал Nicolas: 10 August 2009 - 16:16


#21 Nicolas

  • Пользователь
  • 21 сообщений
  • Город:Saint-Petersberg

Отправлено 10 August 2009 - 16:13

Просмотр сообщенияMink (5.8.2009, 15:57) писал:

а какая связь глубины резкости и резкости? :)
Встречный вопрос: чем отличается мягкорисующий объектив от обычного объектива с диффузором?
Найдя ответ на этот вопрос, Вы узнаете, какова связь резкости и ГРИП в мягкорисующих [b]объективах. Подсказка: откуда берётся фокус-шифт при диафрагмировании объектива? :)

#22 Mink

  • Пользователь
  • 4191 сообщений
  • Город:СПб

Отправлено 11 August 2009 - 19:02

Просмотр сообщенияNicolas (10.8.2009, 17:12) писал:

Встречный вопрос: чем отличается мягкорисующий объектив от обычного объектива с диффузором?
Найдя ответ на этот вопрос, Вы узнаете, какова связь резкости и ГРИП в мягкорисующих [b]объективах.
Встречный вопрос на встречный вопрос - а что такое мягкорисующий объектив? А то я даже боюсь представить себе точное определение оного. Мыльный? Светосильный? Неконтрастный? С малой разрешающей способностью?
Ну, и до кучи - а что такое "обычный с диффузором"?

Цитата

Подсказка: откуда берётся фокус-шифт при диафрагмировании объектива? :)
Полгода назад уже полоскали кости этой теме. Читал, много думал, ничего не усвоил. :)

#23 Светлый Циан

    Организатор экспресс-конкурсов

  • Пользователь
  • 8640 сообщений
  • Имя:Артур
  • Город:Екатеринбург

Отправлено 12 August 2009 - 09:02

Просмотр сообщенияNicolas (10.8.2009, 19:12) писал:

Встречный вопрос: чем отличается мягкорисующий объектив от обычного объектива с диффузором?
Найдя ответ на этот вопрос, Вы узнаете, какова связь резкости и ГРИП в мягкорисующих [b]объективах. Подсказка: откуда берётся фокус-шифт при диафрагмировании объектива? :)
Не надо наводящих вопросов, просто расскажите и всё. :)

#24 Андрей АМ

  • Модератор
  • 7370 сообщений
  • Город:СПб

Отправлено 19 March 2010 - 02:20

Извиняюсь за откапывание стюардессы некропостинг подъём старой темы, но посетила меня бредовая идея, связанная непосредственно с вопросом с кривизны поля изображения портретных объективов.
Хорошо известна особая "выразительность" старых портретов, которую, принято объяснять сверхмалой ГРИП светосильных объективов на большом формате.
Однако, столь же известно, что по-настоящему старые портретники страдали неслабой кривизной поля изображения, т/е пресловутый эффект: "глаза в резкости, уши размыты" мог обеспечиваться не только малой ГРИП.
А мысль-то, собственно, вот какая...
Ну как и малая ГРИП, тут, в обще непричём, а всё дело только в кривизне..? ;)

#25 Vladimir P

    Сельский фотограф-теоретик

  • Пользователь
  • 5189 сообщений
  • Город:Сибирь, однако

Отправлено 19 March 2010 - 09:03

Просмотр сообщенияАндрей АМ (19.3.2010, 5:19) писал:

Ну как и малая ГРИП тут вообще непричём, а всё дело только в кривизне..? :lol:
В кривизне чего? :)
Где ГРИП, где кривизна, а где и просто мыло.
Я интереса ради пролистал первые странички известного каталога 63 года с довоенной оптикой. За крайне редкими исключениями картина одна: есть мало-мальская резкость по центру и уход в мыло уже на 1/3 размера кадра. Даже на аэрофотосъёмочных, о которых я был гораздо лучшего мнения. Вот, к примеру, отрывок от описания Калейнара 50/2 (первый объектив 135 формата, который там на глаза попался).

Прикрепленное изображение: Kaleinar_MTF.gif
И как-то так у всех. Может быть, не умели по-другому, или не было понятие "разрешающая способность на краю", а мерились тупо разрешением по центру?

P.S. Конкретно здесь разрешающая по центру удивила, обычно там у всех типа 30 лин/мм.
P.P.S. Я знаю, в чём слабость моего предположения. :) Когда говорим про старые портретные снимки, то обычно это большой формат. И без одноточечного автофокуса с композицией "голова по центру". Так что мыло по краям кадра может быть, если снимали гармошкой с уводом центральной резкой зоны на глаза. Но как на самом деле было - не знаю.

#26 Gorm

  • Пользователь
  • 1452 сообщений
  • Город:Санкт Петербург

Отправлено 19 March 2010 - 09:28

Просмотр сообщенияNicolas (5.8.2009, 12:42) писал:

... может утверждать только человек, который не знает. насколько УСЛОЖНЯЕТ конструкцию применение НАСТОЯЩЕЙ асферики (пластик не в счёт). Достаточно сказать, что требования к юстировке асферики намного более жёсткие.
Не могли бы вы объяснить мне (бывшему математику) почему "настоящая" асферика УСЛОЖНЯЕТ КОСТРУКЦИЮ больше, чем "пластик"?

#27 Bondezire

  • Пользователь
  • 16171 сообщений

Отправлено 19 March 2010 - 09:49

Просмотр сообщенияАндрей АМ (19.3.2010, 2:19) писал:

Однако, столь же известно, что по настоящему старые портретники не по детски страдали кривизной поля изображения, т/е пресловутый эффект: "глаза в резкости, уши размыты" мог обеспечиваться не только малой ГРИП.
А мысль-то, собственно, вот какая...
Ну как и малая ГРИП тут вообще непричём, а всё дело только в кривизне..? :)
А разве может кривизна поля быть на столько большой, что она, как здесь выразились, может "вылепить" портрет? Как мне кажется, для этого поле резкости нужно едва-ли не "завернуть в трубочку" :) В этой связи у меня есть наблюдение и вопрос. Я не очень разбираюсь в тонкостях вопроса, и могу рассуждать только на уровне собственных ощущений. Вопрос такой: чем отличается кривизна поля резкости обьективов Юпитер-9 vs Пентакс 85/1.4 и как это отличие влияет на свойство этих обьективов считаться портретниками? А наблюдение такое: я считаю Ю-9 едва-ли не лучшим портретником из всех, которые я когда-либо держал в руках, именно из-за свойств рисунка. НМВ, Ю-9 просто лучше "лепит" ближнюю к ГРИП зону нерезкости, не разрушая ее в "гауссовый хлам", как это делают все планары, на равных дырках, что является очень ценным свойством в крупноплановом портрете. И есть-ли тут связь с обсуждаемой кривизной поля? Для себя я давно сделал вывод, что надо разделять понятия "портретное ФР" (исходя из передачи перспективы) и "портретный рисунок". НМВ не всякий обьектив с портретным фокусным расстоянием может поправу считаться портретником. И именно поэтому, когда речь заходит о FA85/1.4, я частенько говорю, что он НЕ портретник, а профи-репортажник, из-за свойств рисунка, которые больше заточены, чтобы "выдернуть" человека из толпы в репортаже, чем "лепить" крупноплановый портрет.


Просмотр сообщенияGorm (19.3.2010, 9:27) писал:

Не могли бы вы объяснить мне (бывшему математику) почему "настоящая" асферика УСЛОЖНЯЕТ КОСТРУКЦИЮ больше, чем "пластик"?
Потому, что настоящая стеклянная асферика технологически очень сложна в изготовлении при нужном уровне точности. Стекло надо точить, а пластик формуют сразу. Точить асферическое стекло вообще мало кто мог делать, а сейчас, похоже, и вообще кроме Лейки никто не делает, - все перешли на пластик, ИМХО. )) Насколько я знаю, Пентакс официально заявил "стеклянность" асферики только в 31-м лиме, а про остальную асферику Пентакс сейчас можно только догадываться (косвенно по стоимости) ))

#28 Gorm

  • Пользователь
  • 1452 сообщений
  • Город:Санкт Петербург

Отправлено 19 March 2010 - 10:05

Просмотр сообщенияBondezire (19.3.2010, 9:48) писал:

Потому, что настоящая стеклянная асферика технологически очень сложна в изготовлении при нужном уровне точности. Стекло надо точить, а пластик формуют сразу. Точить асферическое стекло вообще мало кто мог делать, а сейчас, похоже, и вообще кроме Лейки никто не делает, - все перешли на пластик, ИМХО. )) Насколько я знаю, Пентакс официально заявил "стеклянность" асферики только в 31-м лиме, а про остальную асферику Пентакс сейчас можно только догадываться (косвенно по стоимости) ))
Извините, я ведь спросил об усложнении конструкции объектива, о которой говорил автор, а не об усложнении технологии производства "настоящей, стеклянной" асферики. (Это мне понятно :) )

#29 Bondezire

  • Пользователь
  • 16171 сообщений

Отправлено 19 March 2010 - 10:11

Просмотр сообщенияGorm (19.3.2010, 10:04) писал:

Извините, я ведь спросил об усложнении конструкции объектива, о которой говорил автор, а не об усложнении технологии производства "настоящей, стеклянной" асферики. (Это мне понятно :) )
Сама механическая конструкция, как-раз, упрощается :lol: ИМХО, но совокупные затраты на производство обьектива увеличиваются, при введении в него "настоящей" асферики. М.б. именно это имелось ввиду. :)

#30 Андрей АМ

  • Модератор
  • 7370 сообщений
  • Город:СПб

Отправлено 19 March 2010 - 15:26

Просмотр сообщенияVladimir P (19.3.2010, 9:02) писал:

В кривизне чего? :)
Поля изображения... :lol:

Цитата

...Когда говорим про старые портретные снимки, то обычно это большой формат...
Да. Я тоже имею ввиду, именно, по-настоящему старые портреты конца XIX-го - начала XX-го вв. Снятые на тогдашнюю потретную оптику (типа "Dallmeyer's Patent Portrait Lens").

Просмотр сообщенияBondezire (19.3.2010, 9:48) писал:

А разве может кривизна поля быть на столько большой, что она, как здесь выразились, может "вылепить" портрет?
Опа! И это мне говорит ярый "лензбебист"..? :)

Цитата

Вопрос такой: чем отличается кривизна поля резкости обьективов Юпитер-9 vs Пентакс 85/1.4 и как это отличие влияет на свойство этих обьективов считаться портретниками?
По сравнению со старыми портретниками пецвалевского типа..? Ничем и никак. Оба - анастигматы.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных