Отправлено 28 February 2019 - 14:43
Любая наука оперирует теориями, фактами, подтверждающими эти теории. В науке критичны такие понятия, как предсказуемость, повторяемость, применимость к подавляющему большинству ситуаций. В искусстве такого и близко нет. Никакая наука, в том числе и психология, пока что не в состоянии объяснить, почему у представителей одного биологического вида, воспитанных в одинаковой культурной среде, имеющих сходный интеллектуальный уровень, одно и то же произведение искусства может вызывать совершенно разную эмоциональную реакцию.
В свое время мой преподаватель психологии рассказывала об одном эксперименте. Точных дат не помню, но проводился он примерно в середине 70-х годов. В одном из ведущих университетов (снова таки не помню, в каком именно, по моему в Гарварде) была отобрана группа студентов, воспитанных в максимально сходных социальных и культурных условиях, специализирующихся в одной и той же области знаний, обладающих сходным IQ. Эксперимент проводился в течении месяца. Каждого из них индивидуально знакомили с каким либо мало известным одним и тем же произведением искусства (была и живопись, и музыка, и поэзия), и сопоставляли эмоциональную реакцию. Одним из испытуемых произведение нравилось, у других вызывало неприятие, у третьих полное равнодушие. Причем с каждым произведением соотношение первых, вторых, и третьих менялось без всякой закономерности. Мало того, иногда понравившееся или не понравившееся произведение искусства, при повторном просмотре (прослушивании, чтении) по прошествии большого периода времени, одним и тем же испытуемым воспринималось совсем по другому.
О какой науке, о какой закономерности, о какой предсказуемости восприятия можно говорить, если эмоциональная реакция каждого человека мало того, что субъективна, но еще зависит от множества факторов. Начиная от окружающей обстановки, и заканчивая физическим и психологическим состоянием.
Попытки подвести теоретическую базу под восприятие искусства предпринимались очень давно, еще в древней Греции. Но до сих пор это всего лишь попытки. Покуда безуспешные. На мой взгляд, сейчас опусы на эту тему пишутся либо романтиками-дилетантами, поверхностно понимающими суть искусства, либо проходимцами, для соискания очередной научной степени.
А когда при этом пытаются учить, как понимать то или иное произведение искусства, это вообще бред!