Перейти к содержимому


Классическая музыка


Сообщений в теме: 44

#1 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 15 February 2014 - 22:52

14 февраля был на концерте. Струнный квартет - две скрипки, альт и виолончель - играл
Мендельсона и Чайковского. Маленький зал с великолепной акустикой вмещал около пятидесяти человек, и музыканты находились в центре.
Мне нечасто доводится видеть игру исполнителей так близко. До них было четыре-пять метров. И я вблизи наблюдал весь процесс звукоизвлечения, мимику музыкантов, их жесты и телодвижения.
Это зрелище завораживало. Они медитировали каждый в отдельности и все вместе одновременно.
Скрипачка с обнаженными руками откидывалась и раскачивалась на стуле. На лице ее сосредоточенность сменялась улыбкой. Скрипач сидел ко мне спиной, но до чего же она была выразительна! Он то резко отбрасывал кудрявую голову голову назад, то наклонял ее вбок, кренился корпусом влево и вправо. Его роль в квартете была ведущей, и остальные музыканты изредка бросали на него свои взгляды, отрываясь от нот.
Звуки полностью заполняли зал. Кто-то слушал с закрытыми глазами, кто-то, как и я, внимательно наблюдал за виртуозными движениями смычков и рук.
Как великолепно дополняли друг друга высокие нежные звуки скрипок, уверенный голос альта и прекрасно дополняющая общий хор, почти с женским голосом, мягко звучащая виолончель.
Музыка Мендельсона казалась сложным переплетением тонких кружев, которые то взлетали в небеса, то плавно опускались на землю. Виолончелист нередко щипал струны пальцами, задавая общий ритм. Каждый из музыкантов был погружен сам в себя, но вместе они извлекали из своих инструментов невероятно слаженное и гармоничное звучание.
После перерыва играли Чайковского. Его финальное анданте (опус 22) было таким пронзительным, что многие начали промокать глаза.
Не помню кто сказал про музыку, что она воспринимается не ушами, а попадает в душу напрямую, практически "внутривенно".
Огромное спасибо С.Островскому, Е. Эпштейн (скрипки), Т.Якубову (альт) и А.Храмушину (виолончель).



#2 mich.

  • Пользователь
  • 5331 сообщений

Отправлено 15 February 2014 - 23:19

Отличный рассказ!, хоть он и сотой доли не может передать того, что ощущает слушатель, присутствующий на таком концерте, а тем более сам исполнитель, погружающийся в эту «музыку сфер».

Как иллюстрация к рассказу, приведу пару видеороликов с ю-туба:
Фрагмент с концерта струнного квартета.
Гениальная сцена из фильма «Пианино».

Сообщение отредактировал mich.: 15 February 2014 - 23:29


#3 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 16 February 2014 - 00:08

mich., спасибо за комментарий. Мой покойный друг-скрипач, любивший рассказывать анекдоты про музыкантов и дирижеров, сам немного писал еще в "Зеленой лампе" в журнале "Юность". Но вот о своих ощущениях во время игры в оркестре он как бы стеснялся рассказывать, давал понять, что эта сфера жизни для него интимна, хоть и очень важна. Переживания музыкантов во время исполнения музыки - это большая тема психологических исследований.
Начало ей положил когда-то Выготский. Но вот было ли продолжение в работах отечественных психологов - не уверен.

#4 hoholok

    слепой фотограф

  • Пользователь
  • 8218 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Львiв

Отправлено 16 February 2014 - 11:52

Неплохой слог, Роман :)

#5 VladK

  • Пользователь
  • 3278 сообщений
  • Город:Kiyv

Отправлено 16 February 2014 - 20:27

Такую музыку слушать именно в маленьких камерных залах. И возможность вблизи наблюдать лица, движения музыкантов - усиливает впечатления от музыки. Здорово! Плохо, что снимать на таких концертах практически невозможно, чувствуешь кожей, что можешь нарушить гармонию процесса...

#6 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 16 February 2014 - 23:19

VladK, я даже не брал камеру. :) Шел слушать музыку...

#7 osab

  • Пользователь
  • 408 сообщений
  • Город:Simbirsk

Отправлено 17 February 2014 - 08:00

Николаич очень хорошие камерные концерты были до начала реставрации в Шереметьево. Впечатления очень похожие. Тоже на них камеру никогда не брал.

#8 андрюшенька

  • Пользователь
  • 1816 сообщений
  • Город:москва

Отправлено 17 February 2014 - 09:04

А стандартные концертные залы уже не то?
или "особый самурайский путь пентаксиста" и тут оставляет след?

#9 ZVlad

  • Пользователь
  • 5369 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Город:Ростов-на-Дону

Отправлено 17 February 2014 - 09:11

Просмотр сообщенияандрюшенька (17 February 2014 - 09:04) писал:

А стандартные концертные залы уже не то?
Конечно. Не дают прочувствовать собственную исключительность...

#10 Kamerer

  • Пользователь
  • 6333 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 17 February 2014 - 11:27

любителям классики не имеющим время на посещение консерваторий могу порекомендовать
http://www.mezzo.tv/
и HD TV :)
з.ы. в Москве этот канал можно в Акадо заказать к примеру

Просмотр сообщенияVladK (16 February 2014 - 20:27) писал:

Плохо, что снимать на таких концертах практически невозможно, чувствуешь кожей, что можешь нарушить гармонию процесса...
для ТВ как то же снимают трансляции...

#11 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 17 February 2014 - 12:14

Не предполагал, что могут возникнуть вопросы сравнения больших залов с камерными.
В консерватории бываю достаточно регулярно, в разных ее залах. Их акустика такова, что в первые ряды лучше не садиться. Кроме того, дешевые билеты продаются лишь на галерку.
В небольшом зале музыканты располагаются между слушателями. И впечатление от хорошо видимого волшебства звукоизвлечения в сочетании с мимикой, собственными переживаниями исполнителей создает совершенно другой эффект. С галерки и в бинокль такого не увидишь.

#12 Sun_Lin

  • Пользователь
  • 812 сообщений
  • Город:Уфа, Россия

Отправлено 17 February 2014 - 12:20

Николаич, камерная музыка наряду с органом - это та классика, которую я тоже очень люблю :) Я Вас очень хорошо понимаю.

#13 VladK

  • Пользователь
  • 3278 сообщений
  • Город:Kiyv

Отправлено 17 February 2014 - 22:01

Просмотр сообщенияKamerer (17 February 2014 - 11:27) писал:

любителям классики не имеющим время на посещение консерваторий могу порекомендовать
http://www.mezzo.tv/
и HD TV :)

У меня он есть в HD. Периодически включаю.

Просмотр сообщенияандрюшенька (17 February 2014 - 09:04) писал:

А стандартные концертные залы уже не то?
или "особый самурайский путь пентаксиста" и тут оставляет след?

Стандартные - не то. Особые пути здесь не при чем. Просто другое восприятие.

Просмотр сообщенияZVlad (17 February 2014 - 09:11) писал:

Конечно. Не дают прочувствовать собственную исключительность...

Это о чем?

#14 ZVlad

  • Пользователь
  • 5369 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Город:Ростов-на-Дону

Отправлено 17 February 2014 - 23:10

Просмотр сообщенияVladK (17 February 2014 - 22:01) писал:

...Это о чем?
О том, что написано. О стремлении некоторых людей показать свою исключительность...

#15 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 17 February 2014 - 23:21

Просмотр сообщенияZVlad (17 February 2014 - 23:10) писал:

...О стремлении некоторых людей показать свою исключительность...

Слово "некоторые" тут неточно. Свою исключительность стремятся показать практически все люди. Начиная уже где-то с полутора-двухлетнего возраста. Так что, и вы, ZVlad, не исключение. Даже если не ходите на концерты. :wink:
Впрочем, здесь эти рассуждения - оффтоп.

#16 ZVlad

  • Пользователь
  • 5369 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Город:Ростов-на-Дону

Отправлено 17 February 2014 - 23:51

Хожу, но я имел отрицательный опыт посещения малой сцены Ростовского музыкального театра, после чего вообще никогда не посещаю его постановки и вообще никогда малые залы... Там в провинции в основном 2-й сорт. Не люблю халтуру. А вот на Погудина схожу с удовольствием!

#17 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 18 February 2014 - 00:19

ZVlad, если будете в Москве, постарайтесь попасть на выступление студентов-скрипачей из класса Эдуарда Грача.
Они часто совсем бесплатны и проводятся в Рахманиновском или Малом залах консерватории. Получите огромное удовольствие! :)
Скрытый текст


#18 №13

  • Пользователь
  • 16842 сообщений
  • Имя:Валерий

Отправлено 18 February 2014 - 00:25

Просмотр сообщенияZVlad (17 February 2014 - 23:51) писал:

Хожу, но я имел отрицательный опыт посещения малой сцены Ростовского музыкального театра, после чего вообще никогда не посещаю его постановки и вообще никогда малые залы... Там в провинции в основном 2-й сорт. Не люблю халтуру. А вот на Погудина схожу с удовольствием!
Тоже разбалован хорошим звучанием и исполнением... Тоже не люблю второсортное звучание, но не назову его халтурой (Не стреляйте в пианиста, он играет как может! :D )Но, побывав несколько раз на концертах, например, дипломников консерватории, и абстрагируясь от диссонансов и акустики, имел удовольствие просто наблюдать как в руках молодых рождались звуки... Сам в свое время (в школьное) собирал пластинки с лучшей издаваемой в Союзе классикой, стал снобом, потом... потом просто повзрослел и все потеряло ту прелесть, что кроется в оттенках

#19 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 18 February 2014 - 00:31

Просмотр сообщенияUSSR_ua (18 February 2014 - 00:25) писал:

... повзрослел и все потеряло ту прелесть, что кроется в оттенках

Это как? Расшифруйте!

#20 №13

  • Пользователь
  • 16842 сообщений
  • Имя:Валерий

Отправлено 18 February 2014 - 01:29

Просмотр сообщенияНиколаич (18 February 2014 - 00:31) писал:

Это как? Расшифруйте!
Это как прелести в гастрономических оттенках манной каши из детства (теплые воспоминания о маминой манной каше на цельном молоке и с настоящим сливочным маслом) :) А может просто восприятие огрубляется - накипь на рецепторах, или уши "заиливаются".... <_< А если серьезно, то раньше слух был раскрепощен, это было познавание новых звуков. А сейчас, слушая, понимаешь, что многое уже знакомо, а многое, особенно из современной музыки, просто не трогает. Мне кажется, что на Шостаковиче развитие высокой музыки остановилось. Исполнительское искусство стало слишком "технологичным".... это как в спринте - борьба за сотые доли секунд, когда без стоп-кадров не различаешь разницы. Зато расцвело "индививидуальное прочтение". Как в современном театре... Короче, я ретроград, похоже :wacko:

#21 Momous

    секция любителей Пентакса

  • Пользователь
  • 5086 сообщений
  • Город:Москва - Гаспра

Отправлено 18 February 2014 - 02:29

да... возмудев и похужав мы все...
но классика вечна, и к ней есть возможность вернуться. или просто прийти. я не теряю пока для себя надежды, хотя уже давно пора бы, а время летит

#22 андрюшенька

  • Пользователь
  • 1816 сообщений
  • Город:москва

Отправлено 18 February 2014 - 08:10

Просмотр сообщенияНиколаич (17 February 2014 - 12:14) писал:

В небольшом зале музыканты располагаются между слушателями. И впечатление от хорошо видимого волшебства звукоизвлечения в сочетании с мимикой, собственными переживаниями исполнителей создает совершенно другой эффект.
в основном,это не залы,а просто большие помещения,используемые для концертов
ну и камерная музыка,это не только квартеты и трио
камерный состав может быть весьма внушительным и сидя близко вы можете не услышать до 90%музыкального материала))

#23 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 18 February 2014 - 11:44

Просмотр сообщенияUSSR_ua (18 February 2014 - 01:29) писал:

...на Шостаковиче развитие высокой музыки остановилось. Исполнительское искусство стало слишком "технологичным"....

Это очень субъективно. То, что Шостакович, по мнению М.С.Казиника, сегодня - самый исполняемый композитор, не отменяет Баха в органных залах, Шопена и множество других композиторов. Казиника можно почитать, а можно и посмотреть. Он снял несколько фильмов о развитии музыки в истории человечества. Лучший, по-моему, популяризатор классической музыки.
Что же до моего собственного восприятия, то недоученность в музыкальной школе сказывается. Чем дальше - тем большие глубины и новые грани нахожу в классике. :)

#24 Protero

    Gramar Nazi

  • Пользователь
  • 7665 сообщений
  • Город:Петербург

Отправлено 18 February 2014 - 12:00

Просмотр сообщенияUSSR_ua (18 February 2014 - 01:29) писал:

Зато расцвело "индививидуальное прочтение". Как в современном театре...
Это было всегда )). Abbado, Karajan, Furtwangler, Toscanini, Fricsay, Мравинский… Их прочтения одних и тех же произведений вызывали и вызывают до сих пор жаркие споры вплоть до ненависти к оппоненту. А прочтения, действительно, настолько разные, что даже неискушённому слушателю разница видна невооруженным глазом (хотя бы темпы; а уж что касается более тонких моментов, то там бездна отличий). И это хорошо. Можно найти именно то прочтение, которое ближе всего к собственному ощущению того, "как правильно".

#25 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 18 February 2014 - 13:13

Protero, я лишь трех дирижеров знаю из Вашего перечня. Мой друг-скрипач учил покупать записи только в исполнении определенных оркестров. Но я уже все позабыл, а он - далече...

#26 Kamerer

  • Пользователь
  • 6333 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 18 February 2014 - 13:42

Просмотр сообщенияMomous (18 February 2014 - 02:29) писал:

да... возмудев и похужав мы все...
но классика вечна, и к ней есть возможность вернуться. или просто прийти. я не теряю пока для себя надежды, хотя уже давно пора бы, а время летит
с определенным возрастом все к чему то приходят - кто к классике кто к классическому року :)

#27 РыбакШу

  • Пользователь
  • 8242 сообщений
  • Город:Кашира М.О.

Отправлено 18 February 2014 - 13:46

Просмотр сообщенияUSSR_ua (18 February 2014 - 01:29) писал:

Это как прелести в гастрономических оттенках манной каши из детства (теплые воспоминания о маминой манной каше на цельном молоке и с настоящим сливочным маслом) :) А может просто восприятие огрубляется - накипь на рецепторах, или уши "заиливаются"....
Да, это знакомо (к сожалению) ... я не про кашу или музыкальный слух (у меня такого и нет) ... я про ощущение новизны, про открытие, про широко открытые глаза ....
Вернуться к этому пока не удаётся :(

#28 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 18 February 2014 - 16:45

Просмотр сообщенияРыбакШу (18 February 2014 - 13:46) писал:

... я про ощущение новизны, про открытие, про широко открытые глаза ....
Вернуться к этому пока не удаётся :(

Саша, абсолютно все деградирует без тренинга. И мозги, и воображение. С возрастом мы становимся ленивее и часто стремимся выбирать нечто знакомое, что когда-то раньше доставляло удовольствие. К новому относимся с осторожностью.
Меня, например, вдохновляют дети, внучка. Надо же как-то стараться соответствовать! :)

#29 Protero

    Gramar Nazi

  • Пользователь
  • 7665 сообщений
  • Город:Петербург

Отправлено 19 February 2014 - 00:38

Просмотр сообщенияНиколаич (18 February 2014 - 13:13) писал:

Мой друг-скрипач учил покупать записи только в исполнении определенных оркестров.
У меня иной подход. Ориентируюсь на дирижеров. Понятно же, что признанные маэстро не станут записываться с оркестрами второго уровня. А если даже и да, то… Ну, вот как в том же футболе: приходит в среднюю команду сильный тренер и первых пару матчей команда щёлкает грандов как орешки (или, как минимум, играет на равных).

Просмотр сообщенияНиколаич (18 February 2014 - 16:45) писал:

С возрастом мы становимся ленивее и часто стремимся выбирать нечто знакомое, что когда-то раньше доставляло удовольствие. К новому относимся с осторожностью.
Нет, дружище! )). Нет. Напротив, постоянное стремление услышать новое, понять новое… Это же интересно! Тошнило меня десять ещё лет тому назад от того же Афанасьева (о, как он тогда был нов! )) а нынче этот пианист у меня в числе лучших. Ну, если бы он был полной какашкой, то не возвращался бы. Но нет, что-то в нём было (несмотря на мою тогдашнюю неприязнь к его стилю) и вот несколько раз за – слушал ещё и снова. И недавно "торкнуло". А если бы правда была в Ваших словах, то не возвращался бы, а слушал бы себе всё тех же и самых, тех, что в top-20 пианистов "всех времён и народов", тех, что искренне нравились тогда, десять лет тому назад; и тридцать тоже. Теперь-то я понимаю, что не столько пианисты нравились, сколько сама музыка.

#30 №13

  • Пользователь
  • 16842 сообщений
  • Имя:Валерий

Отправлено 19 February 2014 - 06:52

Просмотр сообщенияProtero (18 February 2014 - 12:00) писал:

Это было всегда )). Abbado, Karajan, Furtwangler, Toscanini, Fricsay, Мравинский… Их прочтения одних и тех же произведений вызывали и вызывают до сих пор жаркие споры вплоть до ненависти к оппоненту. А прочтения, действительно, настолько разные, что даже неискушённому слушателю разница видна невооруженным глазом (хотя бы темпы; а уж что касается более тонких моментов, то там бездна отличий). И это хорошо. Можно найти именно то прочтение, которое ближе всего к собственному ощущению того, "как правильно".
Я не против "прочтения" вообще, я просто не приемлю "прочтение", от которого коробит слух. Дирижеры, как и фотографы,тоже люди :) : "я так вижу (слышу)" - и хоть кол на голове.... Прочтение как и оранжировка, как и переводы в литературе, очень зависят от личности "прочтеца" и его амбициозности, адекватности. Мне, например, нравились русские классики в подаче Светланова. Но западных классиков он не чувствовал так, чтобы быть убедительным. У каждого великого дирижера были "свои композиторы", которых они лучше всего могли передать. И т.д.
А что касательно современных.... Современные деятели слишком вольно читают все, и по большому счету модернизация - удобная форма самореализации когда сказать нового особенно нечего ( http://www.brainin.o...nd_opera_RU.pdf ) Свобода творчества, блин, - священная корова современной европейской демократии <_< http://www.bbc.co.uk...a_scandal.shtml :blink: Чтобы не выставляться ортодоксом, "злоупотреблю" контентом. Из интервью с Мариной Ребекой.......
- Я в Лирик-опере всем говорю: “Умоляю – не пускайте в театр европейских режиссеров, которые ничего не понимают в опере”. Опера – эстетическое искусство. Если зритель хочет чего-то другого, он может пойти в другие места. На стриптиз, например. Зачем это нести в оперу?Каждый раз, когда я вижу чудовищные современные постановки опер, я говорю: “Willcommen in Deutschland!” Это – немецкий стиль.
- Я разговаривал с музыкальным руководителем театра сэром Эндрю Дэвисом, и он мне сказал: “В Лирик-опере никогда не будет евротрэша”. А как вы реагируете на глупые режиссерские идеи? Вам же приходилось участвовать в разных постановках. Например, петь “Лючию Ди Ламмермур”, перенесенную во времена Муссолини.
- Никак не реагирую! Вы что думаете, я думаю о временах Муссолини? Самое главное – внутренняя концепция. Если она работает, можно перенести действие в любую эпоху. Важно не потерять правду взаимоотношений, которая заложена в музыке и тексте. Осенью я пела в Цюрихе “Дон Жуана”. Дирижер отказался участвовать в этой постановке, и пригласили другого. Режиссер Себастьян Баумгартен хотел, чтобы все было не как у всех. Изначально планировалось, чтобы на сцене было два двухметровых питона. Я спросила режиссера: “А если они меня задушат?” Тогда он придумал другое. В первом акте в центре сцены стоит огромная постель. На ней должна была лежать беременная женщина. Дон Жуан ей разрезает живот, вытаскивает ребенка и убивает. Что общего во всем этом с оперой? Идея настолько антигуманна, античеловечна. Я сказала об этом, и тогда они решили резать трупы… Я просто не смотрю в ту сторону. Режиссер или дирижер могут сказать: “Я не буду в этом участвовать. Я ухожу”. Поднимется скандал, пресса напишет. А когда певец откажется – если он не Нетребко или Хворостовский – театр возьмет другого… Но я придумала, как бороться с режиссерами. Вы требуете от меня этого движения? Хорошо, я его сделаю, но какой смысл я в него вложу, это уже мое дело. Если режиссер совершенно ничего не понимает в опере, не хочет вникать в психологию героев, почему я должна вникать в его идиотские идеи? Я, как профессиональная певица, добросовестно выполняю свою работу. Я выхожу на сцену и делаю то, что считаю нужным… Если новый зритель придет в Оперу Цюриха и увидит все ЭТО, он больше в оперный театр не зайдет. Режиссеры просто убивают оперу....." http://www.eurochica...vor-s-pevitsey/

Не, я не ретроград, - просто с классическим искусством что-то не то происходит :mellow: Его просто насилуют

Сообщение отредактировал USSR_ua: 19 February 2014 - 07:14






Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных