peter_koen (21 February 2012 - 13:04) писал:
По-моему, Вы путаете причину и следствие, объект (событие) культуры и культурную среду, и вообще всё.
Сами-то перечитайте, что написали: "отличие в форме вызвало изменение содержания"? Ну, "…не спорю, ты ценный теоретик, но уж если ляпнешь!.. ((с) В.Ерофеев). Согласен, сформулировал неуклюже. Давайте так - различие в форме, по Вашему, означает различие в содержании. Вот я и прошу конкретного ответа, в чём именно содержание конкретных образцов искусства отличается, исходя из различий в форме. И, умоляю, постарайтесь вспомнить простые истины, которые в любом художественном ВУЗе вдалбливают студентам в голову на 1-м курсе. Что есть форма, что есть содержание, что есть их диалектическая взаимосвязь, что в искусстве первично, чем отличается искусство, как вид осознанной деятельности человека, от прочих видов человеческой деятельности.
На всякий случай ознакомьтесь с этим
http://slovari.yande...82%D0%B2%D0%B5/
Может после этого нам будет легче понять друг друга.
peter_koen (21 February 2012 - 13:04) писал:
"Исходя из моего ответа" следует, что "в разных культурах в разное время были созданы разные формы, "наполненные" различным содержанием".
Заодно неплохо бы вспомнить школьный курс физики, закон сохранения энергии. Применительно к нашей теме это выглядит так - "из "ничего" ничего возникнуть не может".
peter_koen (21 February 2012 - 13:04) писал:
Теперь дальше: мы с Вами говорим о скульптуре, не так ли? Как Вы себе представляете приоритет формы перед содержанием (первичность законченного произведения по отношению к идее этого произведения) в творчестве скульптора?
Я не представляю приоритет формы перед содержанием в искусстве, и об этом уже говорил.
peter_koen (21 February 2012 - 13:04) писал:
"в искусстве античности и Ренессанса человек являлся объектом воплощения совершенства (Ваш пост #381)", "главное, что их объединяет, это признание того, что Человек может олицетворять собой совершенство (Ваш пост #383)"
Не чувствую, а в чём разница? В том, что не "человек", а его "образ", т.е. изображение?
Ура! Вы поняли! Значит не всё так безнадёжно!
peter_koen (21 February 2012 - 13:04) писал:
Давайте так: по тем Вашим утверждениям, с которыми я не могу согласиться:
"- в эпоху Ренессанса происходит возврат к восприятию Человека, как носителя этого абсолютного духа". Т.е. в Античности человек воспринимался носителем абсолютного духа?
Если Вас не затруднит, прочитайте внимательно всю фразу. И откроете для себя, что слова
"власть абсолютного духа ... поставленного над Человеком" относились к Средневековью. Где Вы увидели античность?
О.к.. Попробую разжевать.
В эпоху античности мир воспринимался с точки зрения космологизма, где присутствовал изначальный "хаос", т.е. первооснова возникновения всего сущего, и его противоположность "космос", т.е. упорядоченность, гармония, красота. Совершенство воспринималось, как "космос", человек в античности стремится к "космичности" (калокагатия). Искусство, изображая Человека, отображает это стремление к совершенству, трактует его, как часть единого целого (микрокосм), подразумевая тем самым, что в образе Человека может быть воплощено совершенство, как его понимает эстетическая мысль античности.
В Европейском Средневековье мир воспринимается с точки зрения религиозных догм и убеждений, где совершенство может быть присуще лишь высшим, божественным силам. Человек изначально, от рождения, грешен, путь к совершенству ему заказан, его задача уверовать во всемогущество этих высших сил, вымолить прощение за свои грехи, быть покорным, и ему воздастся. Искусство Средневековья трактует Человека, как подчинённое существо, априори неспособное приблизиться к божественному совершенству.
В эпоху Возрождения мир врспринимается с точки зрения гуманизма, в философии которого Человек является венцом мироздания, божественное заложено в самом Человеке (здесь уместно вспомнить Протагора, и его "Человек - мера всех вещей" - никакой связи с античностью, правда?), Человеку подвластно достижение совершенства силою разума и духа. Эти гуманистические идеи воплощаются в искусстве Ренессанса, что находит подтверждения в произведениях Мастеров эпохи Возрождения (тот же Давид).
Действительно, в античности, и в эпоху Возрождения суть, понимание, восприятие совершенства были разными. Но то, что и в искусстве античности, и в искусстве Ренессанса воплощение понимания совершенства могло быть выражено в образе Человека (чего принципиально не могло быть в искусстве Средневековья), даёт основание сделать вывод о преемственности взгляда на образ Человека, как на объект воплощения совершенства в искусстве.
peter_koen (21 February 2012 - 13:04) писал:
Факт в том, что в диалог о личностях, о "непризнанных гениях", Вы включили целое направление в искусстве, даже несколько направлений. Это некорректно.
Некорректно, но может быть показательным в развитии темы с моей стороны.
Ван Гог не был в полной мере признан современниками, как художник, я говорил конкретно о нём. При чём здесь направление? А если не было признано целое направление, то как это меняет тот факт, что иногда современники не могут в полной мере оценить творчество автора, опередившего своё время? Кстати постимпрессионист Поль Сезан (а Ван Гог относится именно к этому течению) был признан ещё при жизни.
peter_koen (21 February 2012 - 13:04) писал:
Совсем-совсем не ценили как композитора? Процитируйте источник.
А того факта, что Бах умер в 1750 г., а его музыку начали повсеместно исполнять только после 1829 г., когда Ф.Медельсон-Бартольди обнаружил всеми забытые рукописи произведений Баха, недостаточно?
Сообщение отредактировал Sergii: 21 February 2012 - 20:00