До начала попытки разобраться непосредственно в теме, во избежание непонимания следует, вероятно, уточнить некоторые используемые в тексте термины и определения. В том числе – во избежание ситуации, схожей с той, когда уважаемый одноклубник Андрей АМ отказывал в праве говорить об искусстве вообще на основании того, что "общепринятое определение понятия "искусство" отсутствует" (как в старом известном анекдоте: "В литературном русском языке нет слова "жопа". "Странно… Жопа есть, а слова нет"). Вообще-то, отсутствует и общепринятое определение понятия "общепринятое". И что?
Ну, отсутствует, так отсутствует.
В таких случаях обычно просто, до начала обсуждения основной темы, даются авторские (или принятые автором) определения основных понятий.
Итак:
- непосредственно искусство. По некоторым причинам принимаю определение "arts (fine arts)" энциклопедии Britannica. Это "modes of expression that use skill or imagination in the creation of aesthetic objects, environments, or experiences that can be shared with others", то есть (дословно) "способы выражения, использующие мастерство или воображение в создании эстетических объектов, окружения (обстановки) или опыта, которым можно поделиться с остальными". Или в переводе Википедии – "использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими". И – уточнение относительно эстетических объектов: учитывая, что "эстетика" с греческого – "чувственный", под эстетическими объектами подразумеваем объекты, вызывающие чувства или эмоции;
- с искусством более или менее определились. Теперь изобразительное искусство (visual arts). По определению той же Britannica это (уже не так дословно) "сознательно созданный визуальный объект или действие (ключевое слово – "сознательно")". В том числе, по мнению Britannica, фотография;
- что же касаемо художественной ценности объекта, остаюсь на том определении, которое давал ранее в форуме Пента-клуба. На мой взгляд, художественную ценность объекта определяет наличие признаков произведения искусства. То есть, если объект создан с использованием мастерства (умения) или воображения и способен вызывать чувства или эмоции, то можно говорить о той или иной художественной ценности такого объекта. В изобразительном искусстве наличие мастерства или умения полагаю обязательным для создания произведения искусства.
И – ремарка относительно мастерства (умения) применительно к созданию объекта изобразительного искусства:
- полагаю за умение "освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (согласно Большой психологической энциклопедии)". А мастерство полагаю частным случаем умения (слово "умение" для "мастерства" – гипероним), развитым умением.
С основными терминами – всё.
Вот только, вероятно, на умении следует остановиться подробнее.
Итак, умение обеспечивается совокупностью приобретённых знаний и навыков. Для того, чтобы создаваемый визуальный объект являлся произведением изобразительного искусства, то есть вызывал чувства или эмоции, необходимы, в том числе, знания того, каким образом визуальные объекты эти чувства или эмоции вызывают. И при создании визуального объекта эти знания применить. Сказанное прямо следует из тех определений используемых основных понятий, которые были даны выше.
Этого для создания произведения искусства не достаточно, но это необходимо.
Получается, рассчитывать, что удастся создать произведение визуального искусства без неких базовых знаний о том, как визуальный объект может вызвать у зрителя чувства или эмоции, не стоит. Может, случайно что-то с эмоциями и получится, однако (и это следует из определения изобразительного искусства), такое произведение не может считаться произведением искусства.
Продолжение будет следовать…
Сообщение отредактировал peter_koen: 21 November 2011 - 13:49