Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 02 July 2023 · 141 просмотров

МОНОЛОГ О ДВОРНИКЕ…

ХОЗЯИН ТЕРРИТОРИИ


Спросил его, почему он, Анатолий Ватутин, дворник РЭУ № 53 района «Сокольники» выходит убирать снег в четыре утра, а другие, бывает, едва ли не в полдень?
Обычно, если вопрос серьезный, Ватутин выдерживает паузу и говорит: «Я задумывался над этим…», потом «думает вслух». Так было и на сей раз: он помолчал, сказал свое «я задумывался», опять помолчал, потом произнес, по сути, монолог о работе дворника.
- Что поднимает рыболова до зари? Потребность в удовольствии. При чем тут дворник, спросишь, где тут потребность и какое удовольствие – вставать затемно, ворочать лопатой тонны снега? Есть потребность: мне важно, какими глазами на меня смотрят по утрам люди, когда бегут на работу. Идут по чистым дорожкам, и взгляд у них приветливый, и здороваются доброжелательно, а некоторые даже проговаривают на ходу: «Доброе утро! Снега-то навалило! Не повезло». В голосе – и поддержка, и нотка сочувствия одновременно! Для меня лично очень важны и этот взгляд, и эта нотка в голосе…
А еще я задумывался над словом «дворник». В наше время, к сожалению, дворник – это уборщик. Когда вижу свинство, – так и тянет написать письмо мэру: дескать, очень много у нас хороших законов, но нет закона о чистоте, об ответственности за чистоту. Про себя таких людей я называю экологическими террористами. Не потому, что тяжело убирать – душа болит: битое стекло, пакеты, отходы из пластика и всякая прочая дрянь – в землю уходит. Поддерживать чистоту должны сами жильцы: выбрасываешь мусор – будь добр, донеси до места и не оставь следов. А дворник – это смотритель за чистотой. Хозяин территории…
Чувствую, потянуло Ватутина на обобщения. Мне нравится этот его взгляд: как бы со стороны, но, одновременно, изнутри – взгляд очевидца и участника.
Что значит хозяин? – продолжал между тем Ватутин. – Вот, скажем, в этом году впервые за последнее время чья-то умная голова, наконец, решила не убирать с газонов опавшие листья. Я очень порадовался! Вырос я на земле и привык считать, что в природе все гармонично и, если хочешь, осмысленно: листья должны укрывать землю на зиму, их нельзя убирать. А если подойти с хозяйской меркой – это же экономия средств: не вымерзнут семена травы – значит, весной не нужно тратить деньги на их закупку, на то, чтобы сеять. Листья – будущий гумус. Опять же – не нужно закупать и завозить. И замечал ли кто: где листья убирают, там трава слабая и быстро жухнет. Варвар – сад превращает в пустыню. Хозяин – из пустыни делает сад…
Свой монолог Ватутин произнесет ровно за день до 45-летия. Потом признается, что каждые пять лет подводит итоги прожитому. «За эти годы я привык принимать все, как должное», - скажет он…

«НАШ ДВОРНИК – САМЫЙ ЛУЧШИЙ!»

По пути к РЭУ № 53 проходишь через дворик, поражающий ухоженностью и уютом. Это участок Ватутина. Бывший. Теперь, как сказал мне директор РЭУ Виктор Стеблий, Анатолия «бросили» на сложный участок. «Хватит отдыхать», - прибавил директор, напуская на себя серьезный вид…
Стеблий, конечно, пошутил: Ватутина не перевели бы на «сложный участок», не будь на то его воли. Впрочем, случилось это сразу после прошлогодней поездки на Кубу – лучших дворников столицы по инициативе мэра Юрия Лужкова поощрили таким экзотическим путешествием. Анатолий был в их числе.
Ватутин не знал о конкурсе. Работал, как всегда. Подошла пора – назвали его.
А за неделю до отъезда на Кубу произошел забавный случай. Ватутин двор убирал. Подходит бабулька – обычно при большом снеге всегда жалеет его, – и говорит: «Толечка, знаете, по телевизору сказали, что московские дворники едут на Кубу». А он: «Я тоже еду». «Правда! – обрадовалась она. – А я как раз иду в РЭУ сказать, что наш дворник – самый лучший!».
- Приятно! – поставит точку в этом эпизоде Ватутин…

КУБА ПО-ПРЕЖНЕМУ ГОВОРИТ ПО-РУССКИ


В Гавану московские дворники прилетели ночью. Встретили их искренним радушием. «Кубинцы любят русских, - скажет Анатолий. – Россия теперь – другая страна, но симпатии остались».
Дружелюбие заразительно, и наутро, гуляя по городу, Ватутин с удовольствием общался с кубинцами: говорили на смеси английского и русского. Первое, что бросилось в глаза: идеальная чистота. Подумал: отдыхают здесь иностранцы – вот и «держат марку». Но чисто было потому, что того хотели аборигены. В Гаване на экскурсии видели разные районы: бедные и богатые, но и там – чисто. Ватутин решился и спросил гида о дворниках. Гид сказала: дворники есть, но лишь «поддерживают чистоту».
«Есть крылатая фраза: чисто не там где убирают, а там, где не сорят, - скажет Ватутин, вспоминая о поездке. - Мне бы очень хотелось, чтобы у москвича отношение к труду дворника было таким же»…

МАСШТАБ ВИДЕНИЯ


Впрочем, за престиж московского дворника Ватутин спокоен. И дело, даже, не в «наградных» поездках. «Я полностью на стороне инициаторов поездок: Юрия Михайловича Лужкова и Ивана Сергеевича Ищенко, - признается Анатолий. – Их усилия направлены на то, чтобы москвичи поняли: дом – это не квартира, дом – это и лестничная клетка, и двор, и место под балконом, и аллея в соседнем сквере. Поймем это – изменится все. Мы будем жить в сказочном городе Москва. Гаване и не снилось»…
В мыслях он все еще путешествовал по Кубе…
У меня же перед глазами был другой пример: новый дом, один жилец моет пол в коридоре, другой – у себя под лоджией устроил помойку. Вспомнил об этом, чтобы охладить фантазии Ватутина…
Но тот не сдавался.
- Со мной прошлой зимой случай был, - скажет он. - Снег убираешь рано, машины стоят, естественно, в снегу. И вот, смотрю, жилец сбрасывает снег с крыши автомобиля, а я уже убрал вокруг. Многие в таких случаях садятся и уезжают – я возвращаюсь и убираю. А этот отогнал машину, взял метлу, сгреб снег, потом попросил лопату и убрал. Причем, я пытался остановить: ладно, говорю, езжайте, я уберу. Нет, отвечает, я насорил, я уберу… Поэтому и надежда на то, что люди изменятся в лучшую сторону, у меня есть. Я, ведь, не случайно упомянул мэра и руководителя ОАТИ. У меня к ним отношение не как к большим начальникам, а как к Хозяевам: город для них – это дом. Все дело – в масштабе видения. Один видит в масштабе своей квартиры, другой – в масштабе города. И зрение это – не от должности, а от сопричастности к жизни…
Когда он заговорил о масштабе видения, тогда окончательно стало ясно: передо мной – дворник-философ, чей масштаб видения – район, а, может быть, и город…

ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА


В Москве Ватутин живет тринадцать лет. Семь из них работает дворником. По его собственному признанию, – романтик. Много колесил по стране: от Урала до Украины и Прибалтики. «В командировки туда ездил. Меня всегда поражала чистота», - признается он. И опять вспомнит поездку на Кубу.
- Может прозвучать высокопарно, но там, на Кубе я почувствовал гордость за Москву.
А было так. Пришел ужинать. Пообщался с официантом: что-то по-русски сказал, что-то по-английски. Рядом – пожилая пара. Белые. И когда официант ушел выполнять заказ, поворачивается ко мне мужчина и на хорошем русском спрашивает: откуда? Из Москвы, говорю. Он искренне обрадовался. Рассказал, что они из Канады, и каждый год позволяют себе «скромно отдохнуть». Русский язык выучил исключительно из любви к России, причем, говорил с правильными падежами и склонениями. Выдавал акцент.
Так вот, этот канадец спросил: кто мы и что мы, и как оказались здесь. Ответ – что мы дворники, выигравшие конкурс, и что поездкой на Кубу нас наградил мэр Москвы, – потряс его. Он, как я понял, был поражен тем, что престиж дворника в Москве на высоком уровне. В Канаде, чтобы устроиться дворником, – нужно пройти сложный конкурс. Дворник там – престижная работа, и высокооплачиваемая.
Вот я и порадовался его реакции. Вспомните, совсем недавно у нас дворником детей пугали: не будешь учиться – в дворники пойдешь. А работа дворника достойна уважения. И теперь так думают не только в Канаде, но и у нас, в России. Значит, становимся цивилизованной страной…
- В Москве не хватает дворников. Почему? – спрошу я Ватутина.
- Я думал над этим вопросом, - начнет он с привычной фразы. - Раньше людей заинтересовывали – давали жилплощадь. Пусть не шикарная квартира, но своя. Если бы эту практику вернуть. Впрочем, время другое. Рынок. Тогда нужно подумать о льготах. Пусть дворник купит вторичное жилье, по более низкой цене, с рассрочкой платежа. Тогда будет стимул. И тогда в Москве будет полный комплект дворников…
- А вот еще вопрос: слышал, хотят отказаться от слова дворник. Грядет механизация ручного труда, и это будет, скажем, техник по уборке дворов и улиц…
- Мне думается, не в названии дело, - ответит он охотно. - Дворник – испокон веку было это слово, пусть останется. Важно – отношение: к его работе и к нему. О технике тоже думал. Вот, представь: ночью повалил снег. Выхожу я в 4 часа убирать. Какая техника? Она что, бесшумная? Техника шумит. Шуметь нельзя по закону. Можно с 6 утра и до 23. Круг замыкается. Или представь, как летом дворник вышел с той же газонокосилкой в 4 утра…
Думаю, ручной труд у дворника еще не скоро уйдет в прошлое. А закутки и закоулки? Останутся лопата и метла…

ТАЙНА ВАТУТИНА


- Когда у человека есть возможность сравнить, он начинает задумываться, - сказал я Ватутину после его рассказа о Кубе. - В том и беда наша, что на долгие годы нас лишили возможности сравнивать: как там и как у нас?
- Не думаю, - ответил Ватутин. - Очень многие в последние годы бывают за границей. Конечно, им нравится, что чисто там, и не нравится, что грязно у нас. Но многие ли извлекают урок? Возможность сравнить – это еще не все. Чтобы изменилось что-то в сознании – нужно потрясение. Как в театре…
С этой случайной реплики заговорили о театре. Ватутин оживится.
- У меня много друзей в театре, - скажет он с удовольствием. – И не обязательно ходить в «Современник», Большой или Малый – есть театры, на первый взгляд, незаметные, но достойные внимания. Например, театр Рубена Симонова – потрясающий театр. Актеры – альтруисты: они не обращают внимания на мизерные зарплаты, они служат искусству. И это чувствуется. Это идет со сцены в зал…
И предчувствуя очередной сюрприз, спрошу его об увлечениях.
- Есть, - скажет он с едва уловимой настороженностью, – лошади. Но, поверьте, это не дань моде. Я их с детства люблю. У меня – друзья в Подмосковье, у них собственные лошади. Часто бываю там. Даже не ездить, а просто общаться. А года четыре назад я начал собирать фигурки лошадей. И этим, кстати, облегчил своим друзьям проблему дарения. Теперь на любые праздники, на день рождения мне дарят фигурки лошадей. Причем, друзья знают, какие уже есть, и не повторяются.
Вот, смотрите, - Ватутин кивнет на стол директора, - комичная фигурка лошади. Это китайская работа – из коллекции: там есть лошадь с сигаретой, есть в очках, есть сидящая – нога на ногу. В них столько доброй иронии…
О том, чем занимался до приезда в Москву, Ватутин рассказывать не стал. А я не настаивал – достаточно того, что этот дворник из «Сокольников» – человек творческий. Такой человек, как известно, везде себя проявит: в какую клетку ни сажай – вырвется на свободу и взлетит. Душа потребует…
Впрочем, проницательный читатель разгадает «тайну Ватутина» – поймет, кем был наш герой в «другой жизни»…

Василий Дворыкин

(«Московская среда»)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии