Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 15 April 2023 · 113 просмотров

Езда по чужой колее
Возрождение нации и культура
За «круглым столом» писатели Леонид Жуховицкий, Валентин Осоцкий и философ Владимир Библер

Л.ЖУХОВИЦКИЙ: Наци­ональное возрождение я мыслю как возрождение или, точнее, развитие националь­ной культуры. Все другие пути национального возрож­дения, на мой взгляд, это только бурное развитие на­ционального чиновничества. Сейчас, как некая самостоя­тельная ценность, выступило понятие национального са­мосознания. Часто говорят: да, конечно, живем плохо - производство упало, есть не­чего, людей убивают - зато возросло национальное са­мосознание! Я пытался по­нять, что же это такое - наци­ональное самосознание? И пришел к выводу, среди мно­гих возможных видов само­сознания существуют два наиболее важных. Одно из них - социальное самосозна­ние, то, что у нас в течение многих десятилетий называ­лось сознательностью. Под этим понималась готовность, не рассуждая, не колеблясь, выполнять любое приказание государственного чиновника. Наиболее откровенно об этом писали немцы при вступлении в нацистскую партию: «Обязуюсь выпол­нять все указания фюрера и любого начальника, которого он надо мной поставит». У нас так же понималась соз­нательность: нужно выпол­нить даже самое дурацкое распоряжение. Человек не хотел, но ему говорили: ты же сознательный! И «созна­тельные» делали то, что соз­нание принять отказывалось.
А что такое национальное самосознание? Если снять все слои шелухи, то это го­товность, так же не рассуж­дая и не раздумывая, выпол­нить любое приказание свое­го национального чиновника. Этот чиновник может быть неформальным лидером, может быть формальным ли­дером, но в любом случае он требует нерассуждающего повиновения. Это, увы, и считается национальным са­мосознанием. Так вот, бо­роться с таким «националь­ным самосознанием» можно лишь одним путем - путем развития национальной куль­туры. Культура не может быть достоянием раба, холуя, нич­тожества. Человек, погру­женный в великую культуру, сам становится душевно зна­чительным. А человек, ли­шенный культуры, превраща­ется в раба даже не идеи - приказа, ибо холуй воспри­нимает идею только в виде приказа. И тогда нет практи­ческой разницы между, ска­жем, полуграмотным деяте­лем «Памяти» и многочис­ленными активистами наци­ональных движений, к кото­рым, кстати, российская ин­теллигенция по традиции от­носится лучше, потому что они как бы защищают права малых наций. Увы, на прак­тике это чаще сводится к защите интересов своего на­ционального чиновничества. Не случайно «национальное возрождение» и «рост нацио­нального самосознания» крайне редко приводят к рос­ту культуры. Зато сплошь и рядом - к краху националь­ных культур. Мы это видели во всех фашистских странах. Все они держались на нацио­нальных идеях. Но ни в Гер­мании, ни в Италии никаких культурных достижении рост «национального самосозна­ния» не дал.
В.БИБЛЕР: На мой взгляд, мы сегодня столкну­лись с кризисом культуры. В чем смысл этого феномена и угроз, которые с этим связа­ны?
Как только наша общест­венная жизнь, а вместе с ней и общественное сознание как бы сместились с наез­женной колеи коммунисти­ческой утопии, то сознание сразу съехало, как телега, на другую, тоже достаточно на­езженную колею. На колею идеологии, которая была свя­зана с дореволюционным са­модержавием, причин с вос­становлением всех с этим связанных рефлексов, кото­рые один без другого не бы­вают: один вызывает другой, третий, четвертый, как у пав­ловской собачки. Пример: ориентация на культуру, ко­торая мыслится как сдвиг назад, а не как постоянное обновление. Хотя давно из­вестно: без постоянного об­новления корней культуры нет. Но для нынешних нисп­ровергателей «спасение» культуры - в отступлении. Раз так, отвергается все то, что после семнадцатого года произошло. Без малейшего напряжения мысли восста­навливаются - на рефлектор­ном уровне - почвенничест­во, самодержавие, имперская идея. Появились портреты Николая в большом количес­тве, даже в домах интелли­гентов. Восстанавливается религия. Причем в допотоп­ных, старых формах. И, что особенно важно, без внут­реннего пафоса.
Предвижу вопрос: почему возврат на «наезженную ко­лею»? Проблема фундамен­тальная для нашего бытия. Напомню изречение Л. Фей­ербаха: «Мыслитель лишь постольку диалектик, пос­кольку он - противник само­го себя. Усомниться в самом себе - высшее искусство и сила». Наше же сознание не умеет, неспособно стоять на ветру сомнения. Поэтому, как только мы отслонились от стены идеологической веры - пускай пустой, пускай наив­ной веры в какие-то мифи­ческие идеалы, - на ветру са­мостоятельного сознания сразу же надо за что-нибудь зацепиться. Раньше за меня решала коммунистическая партия, теперь за меня пусть решает предшествующая ис­тория. Со всеми ее - в дан­ном случае - стереотипами. Возвращение мысли - без малейшей попытки ориенти­роваться в новой ситуации, европейской, мировой - к тому, что было до семнадца­того года. А там, черт возьми, девятнадцатый век тоже по­дозрительный! Там культура какая-то странная. Там воз­никла демократическая мысль. Ату ее тоже!
И возникает некая «хунвейбиновская» реакция. Раньше одна линия культуры воспринималась, как говорил классик: декабристы разбу­дили Герцена, Герцен разбу­дил и тд. Теперь это все пол­ностью отвергается. (Хотя отвергнуть Герцена, отверг­нуть эту традицию - также значит отвергнуть культуру России.) И воспринимается - причем односторонне, без малейшей реальной связи - традиция другая, идущая от славянофилов. Заметим, не от славянофилов Аксакова, Кириевского, а расхожая, уп­рощенная, обывательская, лишенная опять-таки своего внутреннего духовного со­держания.
Итак, XIX век не устраи­вает - он слишком сложен, в нем много вопросов, много сомнений, трудностей, спо­ров. Значит, нужно сомнения и споры отстричь! Остается нечто куцее. То, что подни­мается сегодня на щит, не столько действительная куль­тура, которая была до сем­надцатого года, сколько ми­фологическая, которой, по сути, никогда не было, кото­рая восстанавливает лишь малый «скол», лишь пятисте­пенную сторону русской культуры, - без других сторон, без тех сцеплений, которые породили культуру Пушкина, Гоголя, Достоевского.
Второй момент. Он мне представляется наиболее серьезным. Когда сегодня возбуждается ориентация на восстановление русской ис­тории, то «почвеннические» элементы все же чувствуют неудобство, потому что ре­ально в русской культуре существовало духовное нап­ряжение (и сопряжение) между европейско-демократической тенденцией и тен­денцией патриархально-автократической, коллективистской, сущность которой в отсутствии культуры сомне­ния: я не хочу думать сам, я не хочу решать сам - пускай решают и думают за меня. Вне этого трудного сопряжения нет и историчес­кой русской культуры. Выяс­няется, что «почвенничество» - беспочвенно.
В.ОСКОЦКИЙ: Сочета­ние понятий «нация» и «куль­тура» мне представляется куда более точным для пони­мания самой сущности нации и определения нации, чем, скажем, часто сближаемые понятия «нация» и «государ­ство». Все теории, объясняю­щие феномен нации, исходя­щие из идеи государствен­ности или ведущие к идее государственности, потерпе­ли крах, что мы особенно наглядно видим сейчас. К слову сказать, смотрите, как рассыпается каноническое определение нации, которое считается марксистским: общность территории, эко­номической жизни и т.д., где культура, между прочим, сто­ит на последнем месте. Вот вам пример: тяготение к на­циональному единству оказа­лось сильнее двух разных экономических систем и привело к объединению Гер­мании. Армянин чувствует себя армянином, проживая не только в Ереване, но и в Сан-Франциско или Дамас­ке. Жизнь опровергает кано­ническое марксистское оп­ределение нации. Культуро­логические же подходы к нации выдерживают провер­ку временем и оказываются более жизнеспособными, потому что осознает себя нация и свою общность с человечеством через культу­ру. И с этой точки зрения национальная культура есть наиболее полное, наиболее свободное проявление наци­онального самосознания.
И тут у меня возражение Леониду Жуховицкому: в его преамбуле национальное са­мосознание выступает не­коей консервативной силой, с которой необходимо бо­роться. Но всегда ли необхо­димо бороться с националь­ным самосознанием? И даже с обостренными и бурными его проявлениями? Я думаю, те стремительные процессы, которые произошли в Поль­ше, Чехо-Словакии, объяс­няются и тем, что националь­ное самосознание народов было ущемлено и ущемленность эта вызывалась тем ре­альным положением страны в социалистическом лагере, которое занимала та же Чехо-Словакия.
Когда я читаю сегодня се­тования одного корреспон­дента, что, дескать, чехи не всегда тактично прощались с советскими войсками и выс­тавляли бестактные плакаты типа «Иван, возвращайся домой, тебе изменяет Ната­ша!», то в этом я не вижу бес­тактности. Мне кажется, нао­борот, это остроумно напи­санный плакат. И потом хо­тел бы я видеть, как себя чув­ствовал бы русский человек, живя с 1969 года рядом с расквартированной армией другой страны? Так что я чеха понимаю, и проявление его национального самосозна­ния в данном случае уважаю.
Я согласен с Библером. Говоря о национальном самосознании, давайте пони­мать, как оно себя проявляет; эгоистически замкнуто - тог­да это консервативная сила, тормозящая духовный прог­ресс нации; если же оно отк­рыто миру, если оно не осно­вано на идеях исключитель­ности, — это национальное самосознание, которое слу­жит пониманию общности своей национальной судьбы с судьбами мира, человечест­ва. Вот этот мотив открытос­ти национальной культуры миру мне лично более всего дорог.
Л.ЖУХОВИЦКИЙ: Поче­му сегодня так остры нацио­нальные проблемы в респуб­ликах? Почему, скажем, ог­ромное количество эстонцев, литовцев, молдаван не хотят жить в одном государстве с русскими?
Дело, мне кажется, преж­де всего в вольном, а чаще невольном, унижении куль­туры и связанных с ней цен­ностей. Мы говорим только о духовной культуре, но есть еще и огромная бытовая культура. И вот эта культура, и духовная, и бытовая, уни­жается часто даже неосоз­нанно и, я бы сказал, автома­тически. Что я имею в виду? Представьте себе: живут молдаване в Молдове. И вот туда переселяется какое-то количество русских, что не страшно, и Молдова присое­диняется к великой стране, что тоже не страшно, потому что присоединение любой из национальных республик к России или к Советскому Союзу давало очень много объективно полезного: стра­на с развитой промышлен­ностью, огромный рынок, гигантская духовная культура, которую никто не отрицает, присоединиться к культуре Пушкина и Толстого ника­кой нации не во вред.
Но каждый человек, принадлежащий к «малому наро­ду», начинает ощущать неко­торое количество потерь, на­чинает ощущать свою второсортность. Вовсе не из-за того, что он молдаванин, гру­зин или латыш. Наоборот, во всех официальных случаях, как мы знаем, всегда подчер­кивалось: к нам приехал наш друг, представитель братско­го народа. Никакого униже­ния не мыслилось, наоборот, мыслилось возвышение, ко­торое во многих случаях паче унижения. Происходило то же самое, что происходит с людьми, которые эмигриру­ют из России и попадают в некий вакуум. Целый ряд наших эмигрантов, культур­нейших людей, жалуются на вакуум общения. Человек может преподавать в прес­тижном американском уни­верситете, но за три-четыре года ни один из коллег не пригласит его домой. Это совсем не национализм. Просто он является инород­ным телом.
Объединение республик при неконтролируемой миг­рации привело к тому, что многие люди начали себя чувствовать как бы эмигран­тами у себя дома. Скажем, молдаванин знал свой язык, свои песни, свою литературу, традиции. Вдруг этот хоро­ший писатель оказывается на положении бедного родст­венника, потому что вокруг засилье русской культуры. Может быть, для большинст­ва людей это благо, приоб­щение к мировой культуре, но для работника националь­ной культуры это иногда и большая драма.
В.БИБЛЕР: Мне кажется, что наша интеллигенция, вместо того, чтобы вдумы­ваться в происходящее, хва­тается за некоторые подсказ­ки, сформированные в прошлом. Нет внутренней сущности, Пушкинского самостояния. К чему бы они ни обращались. Только лишь некая подсказка. И вот это для меня уже страшно. Когда я слушаю сегодняшнюю, даже «перестроечную» интел­лигенцию, у меня возникает это чувство. Почему так про­исходит? Нет желания глубо­ко и самостоятельно вдумать­ся. Нет аналитичности. Есть только стремление найти очередные «таблетки» для спасения. Заметьте, как легко говорят о духовности. Каж­дый третий интеллигент в своей статье говорит о духов­ности. Но духовность без ра­зума, без сомнения, без куль­туры сомнения – это обратная сторона того, о чем мы гово­рим: кризиса культуры, кри­зиса национального само­сознания.
Недавно я видел телепе­редачу: шел разговор с мит­рополитом. Он вполне по­нятно и интересно рассказы­вал о ценностях христианс­кой религии. Рядом сидел доктор биологических наук. Когда митрополит закончил, доктор наук сказал: «Как мы с вами сходимся! Для науки тоже - главное, чтоб не было сомнений, чтоб была вера!». Простите, это уже страшно.
Страшно, когда ученый гово­рит «верю». Исчез пафос ра­зумности.
Л.ЖУХОВИЦКИЙ: Сог­ласен с вами. Отсутствие сомнения, отсутствие разум­ности проявляются сегодня буквально во всем. В этой борьбе за якобы националь­ное самосознание, нацио­нальную культуру происходит крушение национальных культур.
Беседу записал Василий ДВОРЫКИН
(«Пролог», 8-14 августа 1991 г.)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии