Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 08 November 2022 · 64 просмотров

ИНТОНАЦИЯ ВАЖНА НЕ ТОЛЬКО В БЕЛЬКАНТО


У нее запоминающийся голос – и подкупает даже не тембр, а интонация: в ней искреннее дружелюбие и теплота. Поэтому, позвонив в Городской учебно-информационный центр жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы и услышав приветливое «слушаю вас», без труда узнал ее: таким голосом и такой интонацией обладала только «диспетчер Мамуева»...

Но какими судьбами? Еще больше удивился, когда директор центра Ольга Дмитриевна Борина, рассказывая о коллективе центра, призналась, что Ольгу Вячеславовну Мамуеву приметила в 2001 году на городском конкурсе профессионального мастерства «Московские мастера-2001» в номинации «Диспетчер ОДС» - Мамуева удостоилась первого места в конкурсе – и пригласила работать в центр. Признание Бориной не вязалось с тем, что я знал об Ольге: после этого конкурса она успешно и к большой радости местных жителей работала диспетчером в ОДС-5 ДЕЗ «Сокольники»...

МЯГКОЕ ВХОЖДЕНИЕ В СЛУЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Я помню, что на протяжении всего нашего разговора звонил телефон. И о чем бы мы ни говорили в тот момент – о профессиональных тонкостях или домашних радостях, о друзьях-сослуживцах или докучливых жильцах, о любимых книгах или современных психологах – каждый раз Ольга Вячеславовна брала трубку и успокаивающим приветливым голосом говорила: «Диспетчер Мамуева слушает, здравствуйте!»…
В ее голосе звучали хорошо уловимые нотки удовольствия.
А теперь представьте: субботнее осеннее утро, в диспетчерской тихо и уютно, из соседней комнаты чуть слышна лирическая радио-пьеса, интересный собеседник, синкопы «диспетчер Мамуева слушает» – все это придавало разговору некую музыкальность, ритм.
Таково эмоциональное обоснование моего решения вынести в заголовок зарисовки музыкальный термин; но есть и рациональное – по одной этой фразе и, особенно, по интонации можно, не сомневаясь, утверждать: перед вами – хорошо воспитанный, культурный человек, профессионал, любящий свое дело.
И первые ее слова были именно такими: «Работу свою очень люблю»...
Парадокс в том, что диспетчером Ольга стала, как она сама считает, случайно.
События развивались спонтанно: училась в институте инженеров железнодорожного транспорта, влюбилась, вышла замуж, родила ребенка, бросила институт, когда дочь пошла в ясли, нашла такую работу, чтобы оставалось больше свободного времени для ребенка – поэтому пришла в диспетчерскую.
В течение месяца ее учили: знакомили с лифтовым хозяйством, газовым, сантехническим, тепловыми сетями. С годами хозяйство усложнялось и расширялось. Подконтрольными стали подвалы и чердаки. Менялось и совершенствовалось оборудование. У стороннего человека, попади он сегодня в диспетчерскую – глаза разбегутся от обилия приборов, кнопок. Для Ольги же эта система, объединившая все «ее» тридцать пять домов, – была проста. Разбуди ночью, попроси включить любой этаж, любую привязку к ЦТП – все сделала бы вслепую. «Это само собой, - скажет она - как ноты для музыканта».
А еще скажет, что вхождение в работу «прошло мягко».

ГЛАВНОЕ – ВЫГОВОРИТЬСЯ ЧЕЛОВЕКУ


«Мягко» – ключевое слово. Мягкость у нее во всем: в интонациях, в движениях, во взаимоотношениях с людьми. Вот и в разговоре о судьбе – та же лексика...
– Трудно верится, – запротестовал я. – Какое тут «мягко», когда народ – очень разный. Бывают такие «клиенты» – мало не покажется...
– Бывают. Но за все годы работы у меня конфликтных ситуаций не случалось, – скажет она.
– Но, ведь, бывают и психопаты...
– Психопату тоже нужно выговориться, найти того, на кого можно наорать. И, знаете, я позволяю на себя наорать. Главное – не отвечать тем же...
Это уже позиция, которую одним только свойством характера не объяснишь. Поинтересовался, не увлекается ли психологией?
Оказалось, что «эта область» очень интересует Ольгу. Было время, когда хотела учиться на психолога, причем, детского. Даже Фрейда читала. Потом, как мы уже знаем, пришла «любовь» к нынешней профессии. Но тяга к психологии осталась. Соответствующую литературу читает. С новыми направлениями знакома – например, с нейро-лингвистическим программированием...

ПРОФЕССИОНАЛ


Вошел человек в комбинезоне. Ольга открыла одну из многочисленных тетрадей и принялась называть адреса. Человек в комбинезоне в ответ называл какие-то сложные комбинации цифр. Со стороны процедура походила на детектив, в котором встречаются двое и обмениваются только им понятными фразами: адреса, шифры...
Человек в комбинезоне ушел, а я, естественно, полюбопытствовал: что это за цифры он называл?
Оказалось, приходил механик по наладке лифтов. Называл коды неисправностей. А то, что все коды в памяти держит и помнит неисправности по адресам, так это – признак профессионализма.
Ольга – тоже профессионал. Уровень ее знаний о диспетчерском деле был много выше, чем предписано инструкциями. В свое время решила, как говорится, дойти «до самой сути, до самой мути»: составила конспект, в котором нарисовала все диспетчерские схемы – что откуда идет, к чему подключено, обозначила узлы, генераторы, нашла и законспектировала информацию по приборам. Не читала, а изучала. По инструкции – не ее это дело: придет электрик, починит. Нет, решила Ольга, должна сама знать, что сломаться может...

МЫ ПОБЕДИЛИ!!!


В разгар того памятного лета ей объявили: «От диспетчерских «Сокольников» тебя выдвигают на конкурс. Готовься». Экзамен на профессиональное мастерство прошел «мягко». Вопросы были несложными – она легко отвечала. В результате – лидерство.
Городской конкурс проходил в главной диспетчерской Москвы. В три тура.
Первый – тестирование. Нужно было быстро и правильно ответить на вопросы по специальности.
Она ответила.
Второй тур – сложней: каждому участнику предложили восемь ситуаций – их нужно было систематизировать в порядке первоочередности выполнения, расписать по журналам, занести в компьютер. На все давалось 20 минут. Одновременно донимали телефонными звонками «жалобщики». Создали ситуацию очень напряженной работы. В реальности, заметит Ольга, рассказывая о конкурсе, такое напряжение не возникнет. Потом она вышла перед комиссией и защитила свои ответы.
Третий тур был психологическим.
Перед конкурсантами разыграли эпизод: разъяренный жилец с криком, что у него в ванной течет, и он срочно уезжает в командировку, но, несмотря на неоднократные заявки, к нему никто не идет, врывается в диспетчерскую. Между ним и дежурным происходит «сцена». Ее нужно проанализировать: указать на правильные или неправильные действия диспетчера и ответить на вопрос, найден ли контакт диспетчера с жильцом, и если нет, то почему?
Ольга указала на ошибки «коллеги».
Ее анализ оказался лучшим.
Потом были награды: медаль, свидетельство, огромный букет роз и приз – телевизор JVC.
Услышав решение жюри, она тут же позвонила в диспетчерскую. Дежурила Маша Дмитриева.
- Ну, как? – ровным голосом спросила Маша.
- Первое место!
- А я и не сомневалась, – также спокойно сказала Маша, но, вдруг, сорвалась: «Ура! Мы победили!!!»...

ПОВОРОТ СУДЬБЫ


Появился крепкий, немногословный человек – слесарь Саша. Забрал ключи и ушел.
- С ним я работаю с первого дня, – сказала Ольга. – Он уходил на другую работу, вернулся. Хороший специалист. Вообще, здесь очень сильный мастерский участок. Включали отопление в домах – не было ни аварий, ни претензий – очень мягко (опять это слово! – что бы там не говорили, есть связь между характером человека и его лексикой – В.Д.) прошло. А все потому, что у нас замечательный бригадир слесарей Василий Скворцов – мастер! Хозяин! И ребята у него – как на подбор: кто не укладывается в рамки его представлений о работе, тот уходит. Так что Саша не случайно вернулся. У нас и коллектив диспетчеров замечательный – все работают больше десяти лет, грамотные, дружелюбные люди. Дружим не только здесь, но и по жизни. Поэтому и работа у нас идет...
- Мягко, – подсказал я, загипнотизированный ее тоном.
Ольга улыбнулась и... неожиданно сменила тему.
- С работой мне, конечно, повезло. Но, чувствую, пора менять. В этом году поступила в институт жилищно-коммунального хозяйства, в экстернат по специальности государственное муниципальное управление.
Желание учиться ее не покидала никогда. Просто дни бежали в неотвратимых заботах: сначала воспитывала маленькую дочь, потом та подросла, родился сын – забот прибавилось. Но вскоре поняла: больше тянуть нельзя, пора делать решительный шаг...

ШАГ В ВЕДОМОЕ

И вот сейчас, вспоминая этот наш теперь уже кажущийся давним разговор и ее мимолетное признание – «пора менять» - знаю, что стоит за этими словами...
Оказывается, уже тогда «инспектор Мамуева», которую так любили жители за отзывчивость и покладистость, а начальство уважало за профессионализм, продолжая работать в диспетчерской, не только училась в институте, но и параллельно работала в центре! «В свободные от работы дни», - уточнит она. Добро бы пришла в центр, где вся работа отлажена и выстроена, так ведь нет – он был в стадии становления: здесь только формировали методику и организацию учебного процесса. «Так плавно и училась всему», - скажет Ольга, а я отмечу, что она прежнее «мягко» заменила нынешним «плавно» - что, впрочем, в данном случае почти синоним...
Так и жила полтора года: работала на двух работах, училась, растила дочь и сына.
Потом была защита. Дипломная работа касалась ТСЖ. «Много проблем здесь, - говорит Ольга. – Здесь и некомпетентность, недобросовестность управляющих компаний, и часто управы должного внимания не оказывают. А ведь помощь, особенно на первых порах, необходима. Люди хотят жить в лучших условиях. Но как это сделать – плохо представляют. Думаю, на новом месте смогу им в чем-то помочь»...
Учебно-информационный центр – это «круглые столы», семинары, коммунальщики, дорожники, специалисты ГИБДД, ОАТИ, Мосжилинспекции, профсоюзные работники, юристы, преподаватели вузов, сотрудники префектур, управ, ДЕЗов, и, наконец, слушатели, далеко не новички в своем деле, зрелые люди с убеждениями, характерами, многочисленными вопросами – все это ей, главному специалисту, надо выстроить в единую систему.
Не удержался и предложил: сравните прежнюю работу и эту.
- Там я работала на благо людей и тут тоже, - искренне сказала Мамуева. - Только там общалась с окружающими на уровне района. А тут – те, кто отвечает за чистоту и жизнедеятельность всей Москвы. Мне нравится эта работа...
Вспомнил, как спросил ее при первом знакомстве о специализации в институте жилищно-коммунального хозяйства – почему выбрала именно эту. Ольга ответила тут же, как отвечает человек, хорошо обдумавший решение: «Потому что это стало моим родным. Это то, что я знаю. Зачем начинать с неведомого»...
Слово «это» интонационно выделила.
И здесь не нужны были уточнения: за словом – и большой опыт работы с людьми, и сложное хозяйство.
Не случайным в ее ответе было еще одно точно найденное слово: «неведомое» – антоним «ведомому» – хорошо известному...
Язык – не лжет!..

Василий ДВОРЫКИН

(«Московская среда»)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии