Перейти к содержимому






Фотография

Плёнка

Написано vadim69, 06 January 2016 · 3170 просмотров

Мне семь лет. Я живу в Воркуте. Это такой город за Полярным кругом. Что такое – Заполярный круг – я ещё не знаю, но звучит очень красиво! А ещё говорят – Заполярье. Тоже красиво!
Сейчас у нас полярная ночь. Почему ночь полярная, а круг заполярный – я тоже не знаю. Да и не ночь это вовсе. По часам у нас день. Просто на улице уже темно и потому, наверное, это называется – ночь. Хотя светло бывает. Только недолго. Когда иду в школу – ещё темно. На большой перемене – уже светло. А когда иду из школы – опять темно.
Это потому, что сейчас зима. А летом – всё наоборот. Летом у нас – полярный день. То есть день, как день, а вот ночью – светло как днём. Ну, или как вечером. Хотя солнца и не видно, но очень светло.
А сегодня мне в школу не идти. Сегодня температура у нас ниже двадцати градусов. Это ещё не холодно, но «для учащихся первых-третьих классов» объявлен «актированный день». Я каждый день просыпаюсь и слушаю погоду по Воркутинскому радио. Там всегда объявляют – какая температура воздуха, и для каких классов – «актированный день». Бывает и так, что «актированные дни» для первоклашек длятся неделями. Это здорово!!! Хуже всех «учащимся девятых-десятых классов». У них «актированные дни» только когда действительно холодно, холоднее 35 градусов. Но иногда везёт и им.
Когда «актированный день» уже объявлен, я сразу начинаю звонить друзьям. Обычно все уже знают прогноз, и мы договариваемся встретиться на горке.
Каждую зиму у нас на посёлке строят большую горку. Она совсем рядом, между домами. Строят её из снега. Снег утрамбовывают, затем поливают холодной водой. Даже ступеньки делают из снега. Вот там мы и гуляем все наши «актированные дни». Очень весело!!! Сразу набегает куча ребятни из соседних домов. Катается кто на чём. Но самые лучшие сани – это сани из толстой резины. К резине прибиты деревяшки, которые задирают передний край вверх. Если резина большая, на неё усаживается целая гора детворы. Сани разгоняются, прыгают на кочках и гора из детей разваливается в разные стороны. Визг, шум, гам стоит!!! Нет, что ни говори, а «актированные дни» - это здорово!!!
Бывает, правда, что горку заносит снегом. Тогда и первые этажи домов заносит так, что окон не видно. Это тоже – очень весело! Можно копать в снегу целые подснежные города. А когда мы жили на втором этаже, то катались на санках просто через окно. Ох, и всыпали нам потом родители!!!!
А однажды мы с моим лучшим другом Толиком гуляли по трубам. Эти трубы, чтобы зимой не замерзали, утеплены стекловатой, обёрнуты толем и обиты досками. Получается деревянная дорожка в метре над землёй. Вокруг всего нашего посёлка шла такая дорожка. И вот видим – там где трубы заворачивают, прямо на изгибе, вырос настоящий ледяной шатёр! Как?! Откуда взялся? Подошли поближе. Видим – в шатре вход. А из входа белый дым валит! Что за фантастика?! Заглянули, а там из трубы, как раз где доски разошлись и порвалась толь, хлещет вверх тонкая струйка горячей воды. Метра на три в высоту. А снизу весь снег растаял, и открылась ещё зелёная трава со мхом. А тепло то как! Почти как в бане. Тёплый воздух выходит из входа и из дырки на макушке шатра и сразу превращается в пар. Мы залезли вовнутрь и стали играть в лето. Поснимали с себя пальто, что бы не запариться. Долго играли, пока не вымокли насквозь. Было так весело! Вот только родители наши почему-то расстроились, увидев нас дома такими мокрыми. Моя мама хотела растирать меня спиртом. Фу, ну и гадость! И зачем?! Я ведь даже не замёрз. Честное слово! Ну, только немножко совсем...

Последние дни родители всё говорят о каком-то юбилее. Наверное, это у какого-то папиного друга юбилей. Но что такое, этот «юбилей» – для меня загадка. Наверное, что-то очень торжественное, потому что папа всё время говорит о каком-то подарке, а мама всё охает и вздыхает и говорит, что дорого. Странно всё это, и любопытно...
Мой папа – проходчик на нашей шахте. Бригадир! Шахта называется – «Южная». И посёлок наш называется – «Южный». Мой папа – известный проходчик! О нём даже в газетах печатали. И даже Воркутинское телевидение к нам приезжало, фильм о папе снимать. Только мы, почему-то в это время были в городе. А папа потом сказал – Ну и ладно, в следующий раз приедут. А мама сказала – Ну и не надо лучше. Незачем наши рожи по телевизору показывать! А я подумал – Нормальные у нас рожи. По телевизору я и хуже видел. И – ничего! А ещё мне было обидно. Очень хотелось в телевизор попасть! А с телевидения к нам больше не приезжали. Обиделись, наверное…

И вот вчера, после горки, захожу я в зал и вижу... На трюмо торжественно лежат три такие штуковины, которых я никогда ещё не видел. Одна штуковина, размером с папину ладонь. Снизу она как будто из камня такого, красноватого с пятнышками. А сверху – из блестящей стали. Красивая!!!
Вторая штуковина – это фотоаппарат. Это я сам догадался! Рыжий кожаный чехол, металлические блестящие ободки. А тяжелющий!
Третья штуковина - маленькая картонная коробочка. На ней написано «Тасма» и цифра стоит – 64. Что это такое?
Но интереснее всего – фотоаппарат. Интересно, как он выглядит?
Но когда я хотел раскрыть чехол, в комнату зашла мама.
- Так, руками ничего не трогать! Ещё сломаешь!
- Ну, пусть посмотрит – отозвался из кухни папа.
- Нет! Ты что, столько денег! Пусть лучше не трогает!
Из второй комнаты выходит Лена, моя сестра. Ей тоже интересно.
- Лена, ты ведь завтра в школу не пойдёшь?! Так следи за ним, что бы ничего не трогал!
- Ладно.
- И сама не смей трогать! Поняла?! Не дай Бог что-то сломается!
- Да что может случиться за один день?! – отзывается папа.
- Не надо тут мне! Зачем ты вообще тут всё выставил? Лучше бы – спрятал!
- Захотят – найдут! – смеётся папа.

И вот сегодня у меня опять – «актированный день». Сестра тоже дома. Она хоть и ходит уже в десятый класс, но – у неё насморк. Везёт же некоторым!
Нет, вы не думайте, что я не люблю в школу ходить. У нас – замечательная школа! Одноэтажная и деревянная. И класс у нас очень хороший! И учительница! Мы все её очень любим. И в школу ходить – это так весело! Да ничего вы не знаете! У нас в школе все называют друг друга по имени, а здороваются за руку. А клички получают только самые вредины и двоечники. Есть у нас и такие. Мы с ними боремся! А мальчишки дружат с девчонками и даже до дома их провожают, и портфели им несут. Вот! И все дни рождения отмечаем мы в школе, после уроков. Родители именинника приносят торты, пирожные и лимонад. В коридоре выстраивают столы из столовой и все угощаются. И каждый дарит подарок! Мне вот в ноябре такую кучу подарили – так мы с мамой и папой едва смогли до дому донести! Вот какая у нас школа! Хотя, конечно, гулять на улице и кататься с горки – куда веселее...

И вот сегодня, перед горкой, я даже забыл о тех штуковинах на трюмо. А когда пришёл... Мне стало так интересно! И подозрительно. По-моему эти штуковины лежат не так, как вчера. Ах вот как! Значит, пока меня не было, Ленка уже успела всё рассмотреть. Понятно. А как же я?! Я тоже хочу!
Надо подождать, пока она выйдет из комнаты. Но Лена ни как не хочет уходить. Всё сидит на диване, да на штуковины поглядывает.
- Ленка, а это что такое, блестящее?
- Это зажигалка.
- А что ей делают?
- Ну-у... вот если надавить на ту железку, то из неё огонь идёт.
- Врёшь!
- Не хочешь – не верь.
Я подхожу к трюмо. И куда тут нажимать? Интересно. Я осторожно трогаю зажигалку. Гладенькая. Ленка молча наблюдает. Пробую нажать на железяку. Ничего не выходит.
- Ну и где тут огонь?!
- Эх, ты, смотри!
И ленка показывает. Давит с силой рукой на железку и та с лязгом и искрами сдвигается в сторону. Из-под железки возникает огонь.
- Ух ты! Здорово! Давай теперь я!
- Попробуй, только осторожно!
Я давлю на железку. Ничего не выходит.
- Ты в сторону сдвинуть её попробуй.
Пробую сдвинуть. Давлю двумя руками. Железка неуверенно смещается в сторону. Слабый дымок и... ничего.
- Надо резче!
Пробую ещё раз. С третьего раза у меня получилось! Я почти счастлив!
- Всё? Хватит! А то бензин кончится.
- А там ещё и бензин есть?!
Я в восхищении.
Теперь очередь фотоаппарата. Я осторожно беру его в руки. Ленка молчит. Расстёгиваю футляр – Ленка молчит. Ладно... Раскрываю... Ух ты!!! Вот это техника! Кнопочки, рычажки! Объектив! Снимаю крышку – ох, линза!!!
- Так, всё, хватит! Посмотрел и достаточно! Закрывай и клади на место.
- Ну Ле-ена!
- Хватит, я сказала, а то всё маме расскажу!
- Ну давай я хоть разок тебя сфотографирую!
- А ты умеешь?
- Нет, а ты?
- А хоть бы и что!
- Я знаю, тут на кнопку надо нажать. Вот эту! Так в кино всегда делают.
- Эх, ты, дурачок! В этом фотоаппарате даже плёнки нет. Это сначала плёнку зарядить нужно!
- Вот это да! А как же можно тогда дарить фотоаппарат без плёнки?! Как им фотографировать?
- Ну ты и дурак! Плёнку отдельно нужно покупать. Она в магазинах продаётся.
- А почему сразу не купить?!
- Так папа купил уже. Вот она лежит!
Что?! Вот эта маленькая коробочка и есть ПЛЁНКА?! Что за враки?!
Я смотрю на коробочку с надписью «Тасма» и ничего не понимаю.
- Лена, а ты точно знаешь, что это – ПЛЁНКА?
- Точно, точно!
- А давай мы её... вставим в фотоаппарат и я тебя сфотографирую? Или ты – меня?
- Отстань уже! Ты умеешь плёнку заряжать?
- Нет. А ты – умеешь?
- Отстань, тебе говорят! Как папа будет фотоаппарат дарить, если плёнка уже заряжена и ты уже фотографировал?!
Да, наверное так дарить нельзя. Да ещё на юбилей! Эх, как жаль!
- Лена, а ты знаешь, какая она, эта плёнка?
- Ну... плёнка себе и плёнка...
- А давай – посмотрим?
- Это как?
- Ну, откроем коробку и посмотрим. Ведь ни кто и не заметит!
Лена замолчала. Думает. А чего тут думать?!
- Ну Лен, ну давай! Ну хоть одним глазком!
- А ты никому не скажешь?
- Конечно - нет!
Молчит. И чего она опять думает?!
- Ладно, только ты ничего не трогаешь. Я открою, мы посмотрим, и я закрою как было. Договорились?!
- Конечно, Лена. Давай, открывай!
Лена берёт коробочку и ногтем пробует открыть крышку. Коробка открылась, а в ней какой-то свёрток из чёрной бумаги.
- Лена, это и есть ПЛЁНКА?
- Н-нез.... Отстань!
- А как на неё фотографируют?
- Отстань, надоел уже!
- А давай дальше развернём!
Лена осторожно ногтем разворачивает свёрток с одной стороны. Под бумагой открылось что-то серебристое. Это плёнка! Ура!
Но странная какая-то плёнка.
- Лена, а как на неё фотографируют?
- Да погоди ты! Это не плёнка. Это обёртка ещё одна. И зачем так упаковывать?!
- Лена, давай дальше!
- Сама знаю!
С серебристой обёрткой - труднее всего. Она ни как не хочет разворачиваться. Лена морщится, как будто ей тяжело. Обёртка, вдруг, рвётся и под ней... Что-то непонятное, похожее на свёрнутую пружину. И цвет такой неприятный – коричневый. Вот это и есть – ПЛЁНКА?!
Мне обидно. Столько стараний, а плёнка эта оказалась такой скучной...
И Ленка расстроилась. Нет, наверное она никогда плёнок не видела. А ещё строит из себя!
- Ой, скоро мама придёт! Давай быстрее её обратно запаковывать!
Тоже мне! «Давай» - говорит. Она мне эту плёнку и в руки не даёт!
Но у Ленки не получается. Хоть плёнка и раскрыта только с одной стороны. Серебристая обёртка не хочет укладываться обратно. Ленка с силой запихивает её внутрь непонятной пружинки. Даже сопит!!
Ещё хуже с чёрной бумажкой. Она ни как не хочет сворачиваться, как было. Лена сопит сильнее и постоянно смотрит на часы. А бумажка свернулась клубком и торчит из коробки. И закрыть не получается.
- Это всё из-за тебя! Это ты захотел плёнку посмотреть!
Ну вот, сама мне плёнку не даёт, а я ещё и виноват!
- Давай я закрою!
- На! Сам заварил кашу, теперь и закрывай!
Ага, она тут уже такого навертела! Всю бумагу измяла! Как теперь закрывать?!
На лестнице послышались шаги. Ленка побежала к двери – послушать. А я... Попробовал закрыть коробку. Нет, торчит бугорок. Сжал ладонями с двух сторон. Всё. Не торчит! Лежит коробочка, будто ни кто её и не трогал...

А назавтра все штуковины исчезли. Папа их с собой забрал.

Прошло много лет. Теперь я уже знаю, что такое Полярный круг, от чего нельзя говорить – «Заполярный круг» и почему говорят – Заполярье. Но я так никогда и не узнал – что там получилась, на той плёнке...





Вадим,спасибо за рассказ.До 1981 года жил в Воркуте,небольшой посёлок Строительный-между Комсомольским и Воргашором.От нашего посёлка шла теплотрасса до Воргашора.Подростки,да и некоторые взрослые ходили по ней между посёлками.Работники ЖКО гоняли молодёжь и ругались со взрослыми так как теплоизоляцию рвали.

Андрей Викторович (06 January 2016 - 13:12) писал:

Значит - земляки! Мы в 80-м из Воркуты уехали.
Спасибо, Вадим, порадовали рассказом.
Мне очень интересно мнение.
Здесь я попробовал написать рассказ языком ребёнка. Мне показалось, что так будет интереснее и достовернее.

Но задача оказалась очень сложной. Крайне трудно описать некоторые моменты, не перейдя на взрослый язык.

Поэтому мне интересно - как моя задумка выглядит со стороны? И где получилось плохо, или не получилось совсем?
Очень, увлекательно написано. Не смог оторваться пока не дочитал до конца. Но ожидал чего-то большего, интрижки какой-то что-ли..
Хорошо написано. Надо писать дальше, у Вас получается.

Darzamat (07 January 2016 - 11:35) писал:

Но ожидал чего-то большего, интрижки какой-то что-ли..
Да была мысль развить сюжет. Только никакой нормальной идеи в голову так и не пришло.
Отлично, читается легко и непринужденно, интересно.
Благодарю.

PS Продолжайте в том же духе :)
пОльта просто мозг взорвали. В целом понравилось, Вы подарили приятные минуты воспоминаний! Я в 8 лет пошел дальше - разобрал фотоаппарат, за что отгреб по полной программе, мы тоже часто из-за морозов не учились и целыми днями гоняли на улице!

VadVad (08 January 2016 - 11:51) писал:

пОльта просто мозг взорвали.
Не знаю, может и нелепится.
В детстве говорили - польта. Я думал, что это слово уляжется рядом с "Заполярным кругом" и другими детскими наивностями. Или же надо было добавить ещё немного детского слэнга....
По моему мнению зависит от региона. В городе так точно не говорили. Лет в 7 впервые оказался в деревне, обогатился такими словами, что мои строители до сих пор вздрагивают при их произнесении))

Из личного опыта, общаясь, к примеру с коренными жителями самарской, свердловской, челябинской области разницы в говоре нет, все понимаешь и нет ощущения непонимания. На юге страны другая песня, говорим на одном языке, но некоторые вещи приходится переспрашивать. Никого не пытаюсь поучать и задеть, мы все разные))

VadVad (08 January 2016 - 14:54) писал:

Никого не пытаюсь поучать и задеть, мы все разные))
Да как тут можно задеть?! Мне наоборот важно знать, вспринимаются ли "польта" как ошибка автора, или как "детский лепет".
А то, что язык один... При размерах России можно лишь удивляться, что куда ни приедь - тебя всюду понимают.
А Германия, такая маленькая, а вот баварский говор понять почти невозможно с непривычки. Примерно так же с кёльниш. Причём не понимают сами немцы. Австрийский вариант немецкого понять куда проще... А есть хохдойч, единый для всех. Как это всё вместе уживается - для меня до сих пор - вопрос.
Вадим, спасибо.
Бывал в Воркуте, крайний раз - в 2013 году. На Ленина, прямо напротив центральной площади, в кафешке делали вкусную пиццу. Сейчас, вроде, еще 6 шахт работают...
Для детского лепета нормально)) Вот когда взрослые говорят польта, ложить. звОнишь и вообщем... это пц. Был преподаватель у ребенка с такой лексикой. Вежливо намекнул на ошибки, реакции нет. Посовещались с родителями других детей и очень убедительно повторили требования в присутствии директора. Помогло, а человеку шестой десяток был... Спросил у директора, как столько лет терпели? Ответ убил - у нее муж крутой коммерсант)))

Вы мне сегодня день добрый сделали, фотоаппарат, который я разобрал, сохранился)) ... столько добрых воспоминаний)))

Про Германию в курсе, но не исчезнет ли лет чз 100 язык в свете происходящих событий? Впрочем, разговор не про это...

VadVad (08 January 2016 - 16:25) писал:

Ну вот, теперь сам спотыкаюсь об эти польта. Наверное таки не лепится сюда. Исправлю.
Продолжение будет?!

VadVad (09 January 2016 - 20:46) писал:

Продолжение будет?!
В контексте Воркуты - скорее всего - ДА. В контексте плёнки - НЕТ. Доработать можно. Продолжать - нечего.
Почти Драгунский. Детский язык пойман.
Почему почти - развязка должна быть...
Есть перспектива для роста

Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет