-------Для начала хочу отметить, что в моей "классификации" упомянуты объективы, которые, именно,
называются "портретными". Те, в
официальном названии или
патентном описании которых, присутствует термин
"портретный". А отнюдь не те, которые в качестве портретных
используются.
"Как вы судно назовете, так оно и поплывет!"
Безусловно Гелиар с регулиремой, за счет средней линзы, мягкостью, создавался исключительно как портретник. Не зависимо, посчитали ли этот очевидный факт упомянуть в патентной заявке. Это же касается Имагона, где мягкость опять таки регулируется при помощи специальных диафрагм, пропускающих большее или меньшее количество лучей с переферической части объектива.
----Я бы с удовольствием "
чуть дольше остановился бы на "Никола Першайд", если бы мне удалось найти достаточно достоверные данные по его оптической схеме. Как я уже как-то упоминал, в патенте на "Николу"(D.R.P. 372059), нет каких либо точных сведений на этот счет.
В этом, с Вашего позволения, я попытаюсь Вам помочь. По схеме объектив Буша "Никола Першайд" представляет собой симметричный апланат Штейгеля.
Схема и определение взяты из известной книги Бабурина "Портретная фотографическая оптика", которая надюсь представляется Вам достаточно авторитетным источником. Правда не мение авторитетный Полак в каталоге "Фотографiчнi обґективи" от 31 года называет его "полуахроматом апланатного типа". Вам, как специалисту, виднее в чем разница.
----Что же до "Гелиара", то, опять же, в тексте патента К. Хартинга(U.S.716.035), этот объектив ни разу не именуется "портретным". Модификация же с регулируемой мягкостью, в каталоге Фойхтляндера, именуется "универсальной"(Universal Heliar). И по
оптической классификации это модифицированый триплет.
Мне казалось когда-то, что "триплет" - это объектив с 3 линзами. Типа Кука. Пятилинзовый Гелиар именуют "сложный триплет". По классификации Домарского в книге "Фотообъективы" 1930г., он "мягкорисующий объектив". Тогде ещё в портретные не вышел.
Что касается понятий "портретный/универсальный", то они, как на мой взгляд, существенно изменились в первый десятилетия прошлого века. В дореволюционных каталогах действительно "портретными" у Фохтлендера именуются только несколько объективов. (могу прислать скан из каталога Стеффен) Гелиар, считался объективом для "художественной фотографии", однако перед Войной и, отчасти, послее неё он стал одним из самых популярных портретных объективов, так как вкусы и требования к художественным портретам изменились в сторону большей (не чрезмерной) резкости.
Лично мне, кроме перечисленных Першайда, Гелиара и Имагона, нравился ещё Эрнопласт Эрнемана и некоторые страрые портретники без названия.
---А "Имагон",
оптической схеме, не более, чем Фраунхоферовская ахроматическая склейка. Что и указано в моей "классификации"
Эта "не более чем склейка" дает такой волшебный результат, что выпускалась проф. фирмой в течении многих десятилетий. У меня такой 300 мм для 9х12 и 200 мм в оправе для Хасселя, который я через переходник с удовольствием ставлю на Никон. (Хотя заниматься проф. фотографией давно практически перестал). Кстати, SF 150 мм на RB - портретник "по мотивам" Имагона.
----Ну и, воспользуюсь случаем напомнить, что для "
настоящих" старых моноклей "
без диафрагмирования" могло означать относительное отверстие от 1:5 до 1:16 в зависимости от конструкции.
Тот же уважаемый мною Забабурин пишет: "Относительное отверстие (монокля) колеблется в перделах 1:3,5 - 1:5. В таком случае получается мягкий снимок с прекрасной передачей воздушной перспективы. ... Монокль чрезвычайно чувствителен к диафрагмированию. Уже при относительном отверстии 1:6 изображение становится заметно сухим и резким, поэтому монокли обычно применяются с одной, раз на всегда установленной диафрагмой"
От себя добавлю, что понятие "сухой и резкий" тогда и сейчас несколько отличаются, и сам я снимал моноклями на меньших диафргамах, стараясь использовать всё же вставные диафрагмы звездочной конфигурации.
Спасибо за беседу!
Сообщение отредактировал A.B: 20 September 2007 - 10:54