SMS PENTAX-FA 100/3.5
<p>

Сколько объективов нужно фотолюбителю для полного фотолюбительского счастья? Ответа на этот вопрос не знает никто! Я не встречал еще не одного человека, который бы более-менее серьёзно занимался фотографией и был бы полностью удовлетворен своим оптическим арсеналом. Но, пожалуй, так же тяжело встретить фотолюбителя, который бы не снимал бабочек-букашек или, говоря проще, занимался макросъемкой. Все начинается со всяческих приспособлений: насадочных линз, удлинительных колец, меха и даже "спариванием" объективов. Закономерное продолжение этого процесса - приобретение макро объектива. Для любителей выбравших систему Pentax есть из чего выбрать. Это и "макро полтинник" и два 100мм макро объектива, и новый 200/4 макро. Я выбрал для себя SMC Pentax-FA 100/3.5. Этот выбор был обусловлен в первую очередь относительно небольшой ценой объектива. Конечно, он по своим возможностям не дотягивает до 100/2,8 макро, но зато и более чем вдвое дешевле. Есть и еще более дешевый вариант от фирмы "Soligor" фактически это тот же самый объектив, только не имеющий фирменного SMC просветления и марки Pentax на корпусе.<p>

Итак, в коробке находился собственно сам объектив и две крышки, если не считать паспорта гарантии и внутренних картонок, на которых объектив держался. В разложенном состоянии он сильно увеличивает свою длину, но при этом не болтается, люфты практически незаметны. Байонет металлический, в глубине угадывается металлическая же шестеренка привода АФ, все необходимое из любимого материала. Линзы стеклянные, все остальное пластмасса. Поэтому объектив достаточно легкий не многим более 200гр.. Однако, что приятно удивило в АФ объективе - работа ручной фокусировки, она действительно удобна для работы руками, не болтается как у большинства зумов и имеет достаточно большой ход. Для макро объектива, как мне кажется, это необходимо, поскольку очень часто АФ в макросъемке штука малополезная.<p>Диафрагма состоит из восьми лепестков и при закрытии до значения "8.0" представляет собой довольно неправильный восьмиугольник, хотя на изображении это незаметно. Кольцо диафрагм достаточно грубое. Нет "половинных" значений, т.е. нельзя изменить диафрагму на "полступени", только по одной. Фиксация недостаточно уверенная - можно "проскочить" необходимое значение. Само кольцо можно сделать и пошире - это актуально для тех у кого пальцы переросли миниатюрные размеры. Диаметр резьбы под светофильтр 49мм. Это достаточно удобно - размер ходовой, да и фильтры стоят дешевле.<p>На корпусе гордо выбита фраза MADE IN JAPAN возможно это кого-то вводит в трепет. Однако известно, что этот объектив Pentax перекупил из рук "сторонних производителей" и выпускает его не гнушаясь ставить своё имя. Видимо это было сделано неспроста. Объектив, своих денег стоит, купив его я не пожалел то, что на него было потрачено. Жалеть только приходится о том, что не удалось скопить на 100/2,8<p>

Итак немного о его свойствах-характеристиках: Максимальный масштаб изображения 1:2, то есть изображение объекта съемки на пленке в 2 раза меньше размеров самого объекта. Достижение такого масштаба производится с расстояния 43см. Надо заметить, что это расстояние между объектом и пленкой, от объекта до передней части объектива в "максимальном приближении" вдвое меньше - около 22см. Передняя линза достаточно заглублена в корпус, который играет роль "естественной" бленды.<p>Естественно купив его я начал сразу тестировать его на запредельные возможности.Было интересно, как он поведет себя с насадочными линзами, с перевернутым объективом, навинченным спереди. Конечно успех такого мероприятия зависит не только от качества самого объектива, но и от того какие берутся линзы. В моем случае это были простейшие стекла без просветления и состоящие из одного элемента. Было интересно нет ли геометрических искажений изображения (аберраций) и цветной каймы (хроматических аберраций). Для простоты восприятия и анализа я распечатал на лазерном принтере сетку и повесив ее на стену переснял ее в различных режимах далее были напечатаны снимки размером 10х15. Далее сам оригинал и отпечатки были отсканированы на планшетном сканере. Для уменьшения размера картинок, и экономии твоего времени и денег, о читатель, из отпечатка выделялись середина изображения и один из углов. На сканер был положен лист бумаги с окнами для самих отпечатков и линейкой. Конечно такой тест не может претендовать ни на какую научность, но тем не менее, надеюсь поможет создать некое впечатление об объективе.<p>Итак:
Оригинал тест объекта 295 КБ
Максимальный масштаб съемки, 1:2 диафрагма 3,5 141КБ
Максимальный масштаб съемки, 1:2 диафрагма 8,0 147КБ
Максимальный масштаб съемки, 1:2 диафрагма 16 141КБ
Максимальный масштаб съемки, 1:2 диафрагма 22 142КБ
Максимальный масштаб съемки, 1:2 диафрагма 11 + линза +3 120КБ
Максимальный масштаб съемки, 1:2 диафрагма 11 + линза +10 115КБ
Бесконечность диафрагма 11 + перевернутый объектив 50мм 85КБ
Максимальный масштаб съемки, 1:2 диафрагма 11 + перевернутый объектив 50мм 107КБ<p>Как видно, на полностью открытой диафрагме по углам изображения резкость несколько ослаблена, впрочем это характерно для всех объективов, а в данном случае (крупный масштаб) еще и усугубляется малой глубиной резкости. При штатной работе, на максимальном масштабе съемки нет заметных геометрических искажений и цветной каймы при любых значениях диафрагмы.<p>При использовании насадочных линз ситуация несколько меняется. Если с линзой +3 цветная кайма хоть и видна, но ее наличие по углам не сильно влияет на изображение, то используя +10 по углам получается просто радуга и съемка может быть ограничена только центральной частью кадра. Хотя, если поместить в центр кадра цветочек с пчелкой, то хроматизм по краям будет не заметен - фон все равно будет размыт.<p>Использование же линз может быть оправдано хотя бы потому, что при достижении того же масштаба изображения светосила падает меньше, чем без нее и выдержка понадобится короче, или удастся посильнее закрыть диафрагму - что нужнее. Не говоря уже о том, что с помощью линзы +3 достигается масштаб близкий к 1:1.<p>Однако, такой масштаб изображения, как показывает практика мало используется, да и слишком малая глубина резкости не позволяет получить фотографии большинства объемных сюжетов, скажем муравей при таком масштабе не поместится в глубину резкости, если навестись по глазам то ноги, усики и большая честь туловища окажутся нерезкими. Хотя может быть, это просто самоуспокоение...<p>Использование же 50мм объектива в качестве насадочной линзы с исправленными аберрациями может быть оправдано, для достижения сверх увеличений. В отличии от использования просто перевернутого объектива здесь сохраняется и прыгающая диафрагма и вся автоматика. Масштаб изображения можно регулировать вращая кольцо фокусировки. А дистанция фокусировки сильно меняться не будет составляя около 45мм - т.е. рабочего отрезка объектива. В данном случае более приемлемым может оказаться объектив от среднеформатной камеры - его рабочий отрезок м.б. в 1,5-2 раза больше. Однако и при использовании перевертыша есть свои ограничения. Это виньетирование краев кадра. Наиболее оно заметно, когда кольцо фокусировки основного объектива находится в положении бесконечность, масштаб съемки при этом около 2:1. (Здесь и далее масштаб съемки это соотношение размеров изображения объекта на пленке, к размерам самого объекта). При переводе кольца на минимальную дистанцию фокусировки виньетирование пропадает совсем, а масштаб съемки увеличивается приблизительно в полтора раза и составляет около 3:1. Однако для использования такой конструкции без вспышки на природе толку будет мало - выдержки могут составлять по несколько секунд или даже десятков. Попробуйте упросить того самого муравья не двигаться в этот период! Его и в фокус-то поймать проблема еще та! Особыхгеометрических искажений не заметно, а хроматизм хоть и начинает появляться, но не особо заметен.<p>Собственно, что показал это тест - да не очень много. Просто я понял, какие результаты будут при съемке с имеющимся у меня дополнительным оборудованием.<p>Я не особо планировал использовать сей "макрушник" как замену "портретнику", но тем не менее для "бытовых" нужд его хватает и в этой ипостаси.<p>Самое интересное из дополнительного оборудования 1,7х теле конвертер, он превращает объектив в макро объектив 170мм и с дистанции съемки 43см позволяет достичь масштаба 1:1,18. Правда, происходит это за счет соответствующего падения светосилы, но это та плата которая неизбежна.<p>Объектив мне понравился и прочно "прописался" в моем кофре. Его возможностей хватает практически для всех "макро" ситуаций. Конечно было бы лучше, если бы в кофре лежал родной 100/2,8, но это пока из области мечтаний. И не знаю, суждено ли им сбыться... Впрочем, если досточтимому читателю будет интересно, возьму на себя смелость поместить несколько картинок сделанных при помощи данного объектива.<div align="center"><center><table border="0" cellpadding="0" cellspacing="0"><tr><td valign="middle" align="center">

</td><td valign="middle" align="center">

</td><td valign="middle" align="center">

</td></tr><tr><td valign="middle" align="center">
стрекоза,мирно отдыхающая после тяжелого летнего дня снята объективом 100/3,5 с 1,7х теле конвертером и подсвечена вспышкой (-2 ступени)</td><td valign="middle" align="center">
шмель проявил некоторую агрессивность при попытке снять его тем самым 100/3,5 с линзой +3 и кольцевой вспышкой<p></td><td valign="middle" align="center">
этот "рупор природы" снят при помощи 100/3,5 и теле конвертера 1,7х подсветка вспышкой с софт боксом.</td></tr><tr><td valign="middle" align="center">
</td><td valign="middle" align="center">
</td><td valign="middle" align="center">
</td></tr><tr><td valign="middle" align="center">кузнечик был "пойман" набором"аксессуаров": 100/3,5, линза +3, кольцевая вспышка.</td><td valign="middle" align="center">дубовый лист снят 100/3,5 без всяких "наворотов" масштаб около 1:3</td><td valign="middle" align="center">яблочкоснято на "рабочем столе", освещенном только одной лампой 40Вт. Масштаб 1:2.</td></tr><tr><td valign="middle" align="center">
</td><td valign="middle" align="center">
</td><td valign="middle" align="center">
</td></tr><tr><td valign="middle" align="center">Это проба работы объектива в контровом свете. Масштаб 1:2. Монопод.</td><td valign="middle" align="center">"Испортили прическу" снято после дождя 100/3,5 и теле конвертер 1,7, подсветка вспышкой.</td><td valign="middle" align="center">Еще один тест контрового светa, хорошо читаем рисунок зоны нерезкости, диафрагма 8</td></tr><tr><td valign="middle" align="center">
</td><td valign="middle" align="center">
</td><td valign="middle" align="center">
</td></tr><tr><td valign="middle" align="center" colspan="2">Проба использования 100/3,5 в качестве портретника. Моделью пришлось поработать дочери. Слева диафрагма 5,6, справа 3,5</td><td valign="middle" align="center">Еще один портрет дочери выполнен в домашних условиях при свете ламп накаливания, "фото на ученический билет" диафрагма 5,6</td></tr><tr><td valign="middle" align="center"></td><td valign="middle" align="center">
</td><td valign="middle" align="center"></td></tr><tr><td valign="middle" align="center"></td><td valign="middle" align="center">масштаб изображения около 1:1. Объектив, теле конвертер 1,7х, линза +3, кольцевая вспышка.</td><td valign="middle" align="center"></td></tr></table></center></div><p>Андрей Смирнов