Перейти к содержимому


Снова о монокле для Pentax


Сообщений в теме: 6

#1 VladimirSh

    Старый Мастер

  • Пользователь
  • 6317 сообщений

Отправлено 01 April 2002 - 11:02

Много слышал хорошего о моноклях. Сведущие люди говорят что эти устройства обладают совершенно потрясающими оптическими характеристиками и совершенно незаменимы для съемки интерьеров и технической репродукции.
Вот эти качества монокля и заставляют меня задуматься о самостоятельном его изготовлении. Во многих фотофорумах рассказано как изготовить монокль из прекрасного объектива Гелиос-44М. У меня нет такого объектива, но есть подобный - FA43/1.9 Limited. Приходилось слышать от тех кто пробовал, что монокль, изготовленный из этого объектива обладает выдающимся разрешением, потрясающей глубиной резкости и bokeh, не уступающем моноклю на базе Гелиос-44М.
Прошу уважаемых домашних мастеров поделиться опытом изготовления подобного устройства и ответить на вопрос:
не повредит ли качеству монокля многослойное просветление SMCP и если повредит, то чем его можно смыть с линзы, не растворив краску на оправе?

С уважением,
Владимир
(Малограмотный дедушка из Киева)

#2 Roman

    Давнишний Member

  • Пользователь
  • 1169 сообщений
  • Город:Podolsk (home), Moscow (work)

Отправлено 01 April 2002 - 11:23

Некоторое время (где-то полгода) назад в РУ.ФОТО на полном серьезе обсуждалось, как удалить с линзы просветление :)/>.

S.Y. Roman

#3 Vladimir P

    Сельский фотограф-теоретик

  • Пользователь
  • 5189 сообщений
  • Город:Сибирь, однако

Отправлено 01 April 2002 - 11:33

    Я бы поостерегся делать монокль из 43/1.9 Lim. И причина простая - у него не будет выигрыша по сравнению с примитивом из Гелиоса. Репродукционного качества монокль можно изготовить только из объектива с предельной светосилой. Чем больше относительное отверстие - тем лучше для проявления его специфического рисунка. Из тех, что можно достать за разумные деньги - лучше брать А50/1.2. Там только одна проблема - надо очень аккуратно расклеить переднюю группу.
    Как ни странно, лучше всего помогает кипячение в кислом спиртосодержащем растворе с объемной долей спирта не менее 150 промилле (при меньшей концентрации в растворе при остывании модет впоследствии образоваться плесень, а так его можно использовать повторно для расклейки остальных объективов). Например, очень технологичным и недорогим оказывается выпускаемый различными производителями состав, имеющийся в продаже под торговой маркой "Агдам" и его заменители (остерегайтесь дешевых подделок!!!). Преимуществом использования этого реактива является возможность в домашних условиях контролировать процесс расклейки по заметному окрашиванию фирменного SMC просветления. В дальнейшем, кстати, это придает неповторимый золотистый оттенок снимкам, сделанным при помощи этого монокля, что еще больше подчеркивает оригинальность рисунка.
   Последнее маленькое замечание - я уже в нескольких местах встречал конструкции с неправильно установленной диафрагмой. Штатную диафрагму объектива оставлять ни в коем случае нельзя!!! И вообще, монокль со стандартной диафрагмой при относительном отверстии 1:22 ничем не будет по рисунку отличаться от самого последнего бюджетного зума. А разве мы его для этого делали? Поэтому диафрагма обязана быть кольцевой, т.е. перекрывающей центральную часть светового потока. Такое решение впервые было предложено советской оборонкой в знаменитых объективах серий МТО, ЗМ и Рубинар, фантастический рисунок нерезкости которых постоянно обсуждается в различных фотофорумах. Технология создания "центральной" диафрагмы очень проста. Нужно взять небольшой кусок пластилина (требуемую массу нужно предварительно определить, раскатав его до толщины 1 мм внутри оправки вашего поляризационного светофильтра). Затем очень аккуратно этот пластилин нужно прилепить точно по центру передней (и единственной) линзы с наружной стороны. Точность центровки здесь важна для получения красивого рисунка, поэтому можно для надежности определения центра провести 2-3 хорошо заметных пересекающихся риски (это удобно сделать на слесарном разметочном столике, которые есть на любом заводе). Конечно, такую диафрагму вы не сможете изменить из камеры. Но это и не нужно, ведь монокль - инструмент для неторопливой творческой работы. А регулировать относительное отверстие очень просто - достаточно лишь посильнее надавить пальцем на пластилиновую нашлепку. Этот процесс вы можете легко контролировать в видоискателе вашей камеры.

Успехов.                          Владимир.

#4 Hobbymaker

  • Пользователь
  • 1944 сообщений
  • Город:Moscow

Отправлено 01 April 2002 - 11:38

Как раз недавно помогал своему начальнику сделать монокль из FA 43 Lim. Несколько советов:

1. Многослойное просветление лишь немного вредит делу. Но если уж и бороться за отличный результат, то надо аккуратно удалить только первый слой (мелкой наждачной нулевочкой).

2. У такого монокля возникает сильная дисторсия, почти фишаевская. Чтоб ее побороть надо линзу сделать не круглой, а прямоугольной (с пропорциями как у узкоформатного кадра). Только осторожно! Не расколите ее при выполнении этой операции. В крайнем случае, можно залепить неиспользуемые площади линзы черной изолентой (говорят, бархотная цветная бумага тоже хорошо подходит, но сам я это не проверял.)

3.  Можно сделать еще специальный переходничок, позволяющий накручивать такие монокли один на другой. Это позволяет создавать стереокли (2) и квадроокли (4), у которых боке красивше, а глубина резкости - глубже.

-------------
Хоббимейкер, смелый экспериментатор

PS. Владимир (VladimirSh), можно считать Вас не дедушкой, а дядькой? Это позволит многим членам клуба грамотно подойти к проблеме выращивания бузины.

#5 VladimirSh

    Старый Мастер

  • Пользователь
  • 6317 сообщений

Отправлено 01 April 2002 - 11:52

Спасибо большое, VladimirP!
Ваши советы повергли меня в глубокое уныние, поскольку объектива А50/1,2 в Киеве мне ни за что не достать. Я и дешевенький FA43Lim доставал с большим трудом и долго. Видимо, как это ни грустно, но для начала придется довольствоваться моноклем начального уровня, потому что FA77/1.8 Lim мне пока портить не хочется. Удивительная по красоте нерезкость, мягкость и почти туманная воздушность этого объектива не требуют никакой доработки - натуральный монокль, если бы не достаточно большое фокусное расстояние и малая светосила.
Если можно, то дайте мне еще один практический совет: можно ли в предлагаемой конструкции центральной диафрагмы заменить чем-либо пластилин? У нас на Украине зимы бывают достаточно холодные и я боюсь что оперативность управления диафрагмой из пластилина на морозе до минус 22град. может быть утрачена.

Игорь (Hobbymaker),
А при отсутствии мелькой нулевочки, нельзя ли воспользоваться электродрелью с войлочным полировочным кругом и пастой ГОИ? Будет лучше или хуже?

А вот на точно такой же текст, опубликованный мною на foto.ru, я получил совет посмотреть следующую ссылку:
http://artfoto.uka.ru/monokl.shtml

такие вот дела...

С уважением,
Владимир
(Малограмотный дедушка из Киева).

(Edited by VladimirSh at 9:56 am on April 1, 2002)

#6 Hobbymaker

  • Пользователь
  • 1944 сообщений
  • Город:Moscow

Отправлено 01 April 2002 - 12:25

Боюсь огорчить Вас, но войлочным кругом придется пользоваться вручную (войлочный квадрат тоже подойдет!), а дрель лучше всего использовать для сверления дырок в пластилиновой диафрагме.

Успехов!

#7 Vladimir P

    Сельский фотограф-теоретик

  • Пользователь
  • 5189 сообщений
  • Город:Сибирь, однако

Отправлено 01 April 2002 - 12:36

    Понимаете, тут вот какое дело. Монокль - это объектив из одной линзы. Именно поэтому он не может быть с переменным фокусным расстоянием (хотя я, кажется, знаю, как в любительских условиях сделать зум-монокль, но только я пока эту идею попридержу до выяснения патентной чистоты). Так вот, скорее всего вам потребуется набор моноклей с различными фокусными расстояниями. Поэтому для начала можно попробовать поиграть с 43/1.9, а по мере накопления опыта можно замахиваться и на большее (упоминается же в приведенной ссылочке фокусное расстояние в 1000 мм в контексте монокля).
   Как ясно из предыдущего предложения, статью о моноклях я просмотрел. Не очень она мне. Ну кто же из картона оптические детали делает? Это же пыль в камеру. А если дождь? Так что, если нет доступа к точным станкам, то выход только один - использовать цилиндрическую часть от прозрачных пластиковых бутылок из-под прохладительных напитков (с окрашенным пластиком - нельзя, т.к. рассеянный свет дает заметное искажение цвета на снимке). Если фотограф живет в глубинке, где пластиковых бутылок нет, то можно попробовать оправки сделать из фанеры (как ее гнуть описано во многих книжках). Только в этом случае перед установкой линзы нужно тщательно сделать пропитку против грибка и вредителей. И еще замечание (поверьте как очкарику). Промышленность выпускает весьма ограниченный набор типоразмеров очковых линз. И это все - штамповки без какого-либо контроля качества и просветления. Поэтому линзу все равно брать из приличного объектива (тот же А50/1.2, Гелиос-44, или, если на Гелиос совсем нет денег, то сойдет и 43 Lim). А если так - то зачем делать тубус самому? Вот, родной корпус от объектива и используем.
    Справедливости ради, есть в статье и дельные советы. У меня длительное время в шкафу лежит Юпитер-37А, в котором завелась плесень в последней склейке. По назначению использовать не могу, а так - действительно, можно монокль сделать. (off-topic: Тут кто-то сильно ругал мой любимый Ю-21М и хвалил Ю-37. Так вот, Юпитер-21 плесень НЕ ЖРЕТ. А Юпитер-37 - ЖРЕТ. Потому, что у первого не в пример конструкция лучше, прыгающая диафрагма и паспортное разрешение выше. И нечего спорить).
   Теперь о вопросах киевского тезки. Про температуру - не знаю. В принципе народ пользуется какими-то специальными грелками для камер на батарейках. Но у меня такой нет. Тут два варианта - или (если в городе) забежать в ближайший подъезд/магазин и аккуратно изменить диафрагму при помощи теплой батареи, или иметь с собой набор поляризационных фильтров с предварительно налепленным пластилином разного диаметра. Кстати, такими фильтрами можно повысить выразительность снимка, поиграв с бликами на снегу (там же бывает снег, в Киеве, да?).
    Про удаление просветления - вечная тема. Проблема в том, что оптимум находится где-то при 2-3 слоях просветления. Остальные лишние и их действительно можно убрать. Но держатся они крепко. Не знаю, поможет ли вам войлочный круг. Я вот часто вижу такие конические стальные щетки-насадки для дрели. Они для зачистки металлических поверхностей, поэтому и стекло скорее всего почистить смогут.

Ждем ваших снимков.                 Владимир.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных