Информацию о том что собирается группа в лыжную пятёрку следующей весной на Шпицберген я получил в июле, как раз перед отправлением в единичку. Руководитель - один из опытнейших туристов России, Костя Бекетов. Ну, раздумывать тут нечего - такое случается не часто, конечно надо идти. Команда формируется достаточно опытная, и ближе к походу руководитель принимает решение повысить категорию сложности похода до высшей, шестой. Что в общем то логично для данного района. И вот, после предпоходной подготовки мы летим на Шпицберген, где нам предстоит пробыть 24 дня.
Шпицберген - территория Норвегии, но с особым статусом. На архипилаге есть два населённых пункта, российский Баренцбург и норвежский Лонгийр. После развала Союза Баренцбург приходит в упадок, а вот Лонгийр за счёт туризма пошёл в гору. Добраться до Шпицбергена проще всего самолётом. С территории России туда летают только чартеры для сотрудников Арктикугля. А вот с территории Норвегии до аэропорта Лонгийралетают регулярные рейсы из Осло и Тромсе.
Мы летим - кто как. Некоторые - через Тромсе, докуда добираются на машине. Некоторые - через Осло, до куда легко долететь самолётом из Петербурга. На погранконтроле нам ставят печать о выходе из Шенгена. А по прилёте в аэропорт Лонгийра - не ставят ничего, там просто нет пограничного и таможенного контроля. Согласно отметкам в паспорте мы оказываемся нигде.
Я летел через Осло с одной из участниц. Мы прилетам ночью. Ну как ночью. Это - глубокое заполярье, полярный день близко. Темно тут уже не бывает, хотя солнце всё ещё заходит за горизонт. Вокруг - серые сумерки. Добираемся до хостела на автобусе (стоимость - 75 крон, это примерно 600р; расстояние - 5км). Все остальные уже там. У нас забронированы две комнаты по четыре человека, а нас становится девятеро. Так что просачиваемся тихо и незаметно. Завтра с утра - заброска.
Аэропорт Лонгийра.
Белый медведь охраняет выдачу багажа в аэропорту.
Наш маршрут начинается в законсервированном посёлке Пирамида. До развала союза это был советский посёлок, в котором добывали уголь. Сейчас там добывают разве что деньги из богатых европейских туристов: в посёлке работают толко кафе и гостиница, поддерживает это хозяйство несколько человек. До Пирамиды можно добраться на снегоходе, это вариант для богатых, а мы добираемся на кораблике. Корабль под управлением филлипинского экипажа устраивает ежедневные экскурсии по фьордам Шпицбергена, так же он подходит и к Пирамиде, насколько это возможно по ледовой обстановке. У нас есть договорённость с экипажем что нас туда отвезут насколько смогут и скинут на лёд. Так что вместе с европейскими экскурсантами и немецким гидом мы поднимаемся на борт.
Отплываем из Лонгийра. Погода облачная. Гид рассказывает что-то про острова. Проплываем мимо скально-ледовых берегов, мимо нас кружат птицы. Чем ближе к Пирамиде - тем больше льда. На льдинах отдыхают моржи и тюлени. Я дико жалею что не взял телевик, сэкономил вес, моих 100мм явно недостаточно. Предусмотрен перекус - жаренное прямо на палубе китовое мясо, эта часть у нас тоже оплачена. Наконец подплываем к краю припайного льда. Десантируемся. Всё происходит как-то быстро, я толком не успеваю пофоткать. Перепаковываемся. Выходим. Всё, поход начался.
Вид с моря на аэорпорт.
Птичий базар.
Птица.
Моржи.
Идём сквозь льды.
Филлипинцы готовят китовое мясо.
Льды.
След за кораблём.
Высадка на лёд.
Опасаемся белых медведей, но пока их нет. Подходим к Пирамиде, к гостинице. Договариваемся с работниками Пирамиды (которых очень немного)по поводу заброски на вторую часть маршрута - от Пирамиды до Лонгийра. Заброску оставляем в котельной, а с собой забираем еду на первое большое кольцо, 19 дней. Идём по посёлку. Грустное ощущение. Когда-то тут были люди, была жизнь, вот детский сад, вон - кинотеатр. Теперь же стада оленей проходят мимо памятника Ленину и эмблемы Арктикугля. Людей они не опасаются.
Песец себя чувствует вполне свободно.
Олени вместо людей.
Взгляд.
Деревянный крест на выходе из Пирамиды. По видимому, единственное сооружение, построенное тут в новое время. Увы.
Недалеко от посёлка есть пара домиков, один из них открыт. Есть камин, несколько деревяшек и мешок с углём неподалёку. Там мы проводим первую ночь. После этого домика тёплых ночёвок у нас долго не будет.
В домике.
Наш примусолог разбирает горелки. На местном бензине горят просто ужасно.
Выходим на маршрут. Идём по следу белого медведя. Вскоре, после замёрзшего водопада, след сворачивает в сторону, и мы пересекаем первый хребет. Первый перевал, н/к-1А. Спуск с рюкзаком и волокушами сзади - это не на горнолыжном склоне катать. На ночь ставим шатёр.
Интересная штука, гидроиглы. С помощью этой системы когда-то давно в летнее время охлаждался грунт и поддерживалась вечная мерзлота вокруг пресного озера. Теперь - памятник утраченным технологиям.
Ещё одна хижина недалеко от Пирамиды.
Это не след снегоходчиков. Это медведь тут на пузе съезжал.
Поднимаемся по медвежьему следу наверх.
Каньон после перевала.
Шатёр психоделической раскраски.
Пересекаем фьорд. Фьорд крепко замёрз, жизни нет. На Шпицбергене зимой вся жизнь завязана на море. Тюлени питаются рыбой. Периодически вылезают на берег. Их там поджидают медведи. Птицы тоже питаются рыбой. Песцы - питаются птицами, и их яйцами. Что едят зимой олени и куропатки - неизвестно. Так что в паре километров от берега жизни никакой нет. Ни птиц, ни следов на снегу.
Подходим к очередному перевалу. Уже серьёзнее, в кошках. Но без верёвок. Подъём, спуск - всё как всегда. Нормальная 1Б. Выходим в долину со сложнопроизносимым названием. Отсюда уже виден Трикронер - три отдельные характерные вершины, названные в честь Швеции, Норвегии, Дании. Нам туда.Кажется что до Трикронера близко, а на самом деле - 20км по прямой, дневной переход. В долине нас встречают рыжие моренные валы и первая наледь.
На перевале.
Оттуда мы пришли.
Спуск с перевала.
Трикронер вдали.
Спускаемся в долину.
Трикронер за моренными валами.
Наледь.
Пробираемся.
Оставляем заброску и выходим на двухдневную радиалку до Трикронера. Немного беспокоимся по поводу песцов, что они её могут разорить. Но вроде поблизости следов не наблюдается. Двигаемся по леднику, находим уютную трещину и там становимся на ночёвку. Добираемся до гор на следующий день, обходим их вокруг. Погода портится, видимости ноль. Возвращаемся по треку. Когда идёшь почему-то создаётся иллюзия будто ты на дне крутой котловины, хотя на самом деле - до краёв долины пара километров. Доходим до заброски, она цела. Видимости по прежнему нет, встаём на полуднёвку.
Делаем заброску.
В разломах ледника.
Вылезаем на поверхность.
Где-то в этом разломе мы вставали на ночь.
Трикронер вблизи.
Дырка в леднике непонятного происхождения.
Рыжие сосульки.
А на следующий день приходит мощный антициклон. Ясно и холодно. Идём дальше по направлению к северному фьорду. Путь пролегает через пару перевалов, на одном из них вешаем первую за поход верёвку. Ледники, перевалы, наледи. Холодно. Холоднее чем мы рассчитывали. Я жалею что не взял тёплые штаны. И наконец через три дня выходим к Эустфьорду.
Разломы ледника.
На обед мы тоже ставили шатёр.
Трещина в леднике.
Ледник. След не наш, там снегоходчики проехали.
Идём на перевал.
Сброс волокуш с перевала.
Дюльферяем.
Вечерее гало.
Тут снова могут быть белые мишки. Стремаемся. На карте отмечена хижина, двигаемся по направлению к ней. Хижина оказывается открытой, заходим. Топим печку плавняком, готовим ужин на местном газу. Пытаемся читать дневник, написанный на норвежском. Места - мало, на двоих максимум. Но - было бы желание! Упаковываемся вдевятером - кто на полу, кто на лавках.
Нам туда.
Хижина, где мы ночевали вдевятером.
Солнце низко.
Почти полночь.
Пройдена треть маршрута, осталось две трети. Пока всё идёт по плану. Но на следующий день нам надо пересечь фьорд. Он широкий, идти 8км по прямой. На противоположной стороне от нас, куда нам и надо идти, как-то мерцает воздух. Опасаемся что там может быть открытая вода. А это может быть для нас крайне неприятно.
(продолжение следует...)
Сообщение отредактировал EvgeniyK: 20 June 2018 - 16:20