Перейти к содержимому


29 июня, воскресенье. Фотопрогулка вдоль Яузы, от Медведково


Сообщений в теме: 39

#31 ordinarylawyer

  • Пользователь
  • 3175 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 01 July 2014 - 20:59

Просмотр сообщенияSound (30 June 2014 - 18:42) писал:

А мы с Ириной уже вторую прогулку пропускаем :( .
... физически не могли.
Фотография замечательная, Олег! Но первая мысль, пришедшая в голову, была - о гвоздике. Чтобы вы с Ирой - "физически могли", и чтобы мы, наконец, имели счастье лицезреть вас на фотопрогулках! :P :D Насчет гвоздика - шутка, разумется... ;)

#32 ordinarylawyer

  • Пользователь
  • 3175 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 02 July 2014 - 23:32

История Раево

Сопоставление современной карты Северо-Восточного округа, на территории которого находятся храмы нашего прихода, с картой составленной картографом Е. Осиповым в 1877 году, показывает, что район Северное Медведково (к северу от улицы Молодцова до Кольцевой автодороги и между московскими реками Яузой и Чермянкой) находится на старинных землях села Раева и деревни Ватутиной. Между этими поселениями шла административная граница соседствующих Ростокинской и Мытищинской волостей Московского уезда, всего в котором насчитывалось 15 волостей (Волостью называли нижнюю единицу административно-территориального деления в России в сельской местности). Ростокинская волость находилась на севере и северо-востоке от Москвы, соседствовала с Всехсвятской, Троицкой, Мытищинской, Пехорской и Выхинской волостями. Ростокинскую волость покрывали в основном сенокосы, поля и болота. Сенокос занимал 37 % волостных земель. 18 % из них составлял суходол, всего лишь 7 % - лес, зато целых 12 % - болота. Заливного сенокоса в волости не было. Хвойные леса старше 80 лет занимали 10,26 % покрытых лесом территорий, младше 80 лет - 18,66 %, лиственные - старше 40 лет - 9 %, старше 30 л. - 8,33 %, второго разряда - 2,7 %. Кустарники занимали всего лишь 1 %.

Население Московского уезда на 97 процентов было православным и церкви, вокруг которых формировались церковные приходы, были центрами жизни для поселян.

Раево было старинным селом на реке Яузе. В селе издревле существовала церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда-то село не уступало по величине селу Тайнинскому, которое являлось центром волости до 60-х годов XIX.

Но, по-видимому, в 1571 году во время набега хана Девлет-Гирея село подверглось разорению, а церковь была сожжена. В начале XVII века Раево значилось как деревня с пустовавшим церковным местом («сельцо») и относилось к Ростокинской волости, а соседняя деревня Ватутина (по-другому называли Кашутина или Вашутино) к Мытищинской.

В то время Раево числилось приселком дворцового села Тайнинского и состояло в Тайнинском приходе. « По писцовым книгам 7139-7141 (1631-1633) гг. «пашни церковной пахотной 3 десятины в поле и в дву потому ж сена 15 копен» (Патр.Прих. дозорн. кн. 141, л. 512).

«Церковная Покровская земля отдавалась на оброк разным лицам и по приходным книгам обросных земель числилось на оброке за 7146 (1638) г. «Приказа Большого дворца на подъячем на Андрее Хватове, оброку 15 алт.»; за 7161 -7189 (1653-1681) гг. «на крестьянах деревни Раево, оброку 19 алт. 2 ден.» (Патр. Прик. кн. 25 и 32. Дворц. Прик. кн. 6, л.93).

В 1680 году в деревне было 26 крестьянских дворов и 1 двор бобыльский.

По данным 1678-1680 годов деревня Раево (от села Танинского 2 версты) состояла в приходе церкви Богоявления. Церковь Богоявления, построенная в 1677 году, находилась в селе Никольском – приселке села Танинского.

В 1681 году решено было в сельце Раеве построить церковь: «мая в 14 день, по указу святого патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семеникова, по челобитью Московского уезда, Великого Государя дворцовой Танинской волости, села Раева, крестьянина Ивашки Феопемптова со товарищи велено: Московского уезда, Радонежской десятины, села Танинского в приселке Раеве, на пустовой церковной Покровской земле, что писано в пустовых оборочных книгах, в Радонежской десятине, того ж приселка Раева на крестьянах оброку 19 алтын 2 ден., им крестьянам, Ивашку со товарищи, построить церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и положить на тою церковь дани с дворов: с попова, с дьячкова, с Пономарева, да с Просвирницына, да по их же челобитчиковой сказке, с приходских дворов, которые к той церкви отойдут из Богоявленского прихода, что в селе Тайнинском, и иных церквей, с 48 дворов крестьянских средних, да с церковной земли, по писцовым книгам Отяева 139,140 и 141 (1631-1633 гг.) с 6 четьи в поле, а дву потому ж, с сенных покосов с 15 копен, по указной статье, 33 алт. с деньгою, заезда гривна, и потому окладу с той церкви данные деньги имать с 7190 (1682) г.; а в оброчных пустовых церковных земель книгах очистить и впередь не писать и о том им дана святого патриарха благословенная грамота».

Новопостроенная Покровская церковь в приходных книгах того же Казенного Приказа писалась с 1682 года по 1740 год: «Государева дворцового села Танинского в приселке Раеве». По постройке в Раеве в 1682 году Покровской церкви к ней в приход отошло 48 крестьянских дворов из прихода Тайнинского и других соседних.

«При Покровской церкви были священники: Федосий Федоров 1704 г. и его сын Андрей Федосеев 1720 г., бывший при оной же церкви в 1704 г. дьячком; пономари Федор Федосеев 1704 г. и Кирилл Андреев 1720 г.»

В 1776 году Покровская, в Раеве, церковь была уже «Ветха – скудна: следует приписать к Медведкову». В 1778 г. Раевский приход с 33 десятин церковной земли и 53 дворами был приписан к Медведковскому, а бывшие при церкви священнослужители были распределены по другим церквям.

В 1785 году Покровская церковь, по клировым ведомостям значится уже приписною к селу Медведкову: «К селу Медведкову приписана (11 апреля 1778 г.) в селе Раеве церковь Покрова Пресвятой Богородицы по желательному согласию вотчинника генерал-аншефа Льва Александровича Нарышкина приписать и с приходскими 53 дворами по близости (полверсты) и по способности к селу Медведкову для того, что в селе Медведкове Церковь каменная хорошая, а в селе Раеве самая ветхая, бывшие же при той церковнослужители распределены к другим церквам». Совсем церковь в Раеве была разобрана в 1794 году, и на ее месте была поставлена часовня, которая стояла еще в 1914 году.

Село Раево с деревянной церковью Покрова Богородицы было пожаловано Федору Кирилловичу Нарышкину в 1691 году при Петре I Великом, а от него в 1698 году перешло к его брату Льву Кирилловичу Нарышкину. В 1704 году в селе находились 32 крестьянских двора. Лев Кириллович Нарышкин отдал село Раево в 1705 году своей дочери, девице Аграфене, которая с этим имением вышла замуж за князя Александра Михайловича Черкасского. После княгини Аграфены Черкасской (1710 г.) и её сына князя Петра (1709 г.) приданная вотчина досталась ее родному брату Александру Львовичу Нарышкину, по разделу 1732 года с братом Иваном Львовичем. В 1768-1795 гг. село Раево принадлежало Льву Александровичу Нарышкину.

В 1799 Раево достаётся по наследству сыну Льва Александровича Нарышкина — Александру, гвардейскому офицеру, моту и расточителю. В 1809?— всего через 10 лет— А. Л. Нарышкин вынужден продать Раево (вместе со всем Медведковым) Карлу Яковлевичу Шмидту. Тот сразу же перепродает купленное в совместное владение «надворному советнику Александру Родионовичу Сунгурову и дворянину Николаю Михайловичу Гусятникову».

Во время войны 1812 г. в селе хозяйничали французы. При этом был убит один крестьянин. Трое ополченцев, ушедших из села на войну, обратно уже не возвратились.

По сведениям IX ревизии 1850 года, эта деревня принадлежала Е.Я.Сунгуровой, которая выстроила здесь господский дом и оранжерею. При ней количество крестьянских дворов составляло 21.

По записям 1903 года: «А 1841 году землемером Васильевым отмежевана по генеральному плану земля Покровской, в Раеве, церкви, в количестве 36 десятин, и поставлены им же межевые знаки, но ею и до настоящего времени владеют помещики сельца Раева, а причту приходской в Медведкове церкви не платят за пользование ничего». В 1842 г. Елена Яковлевна Сунгурова умирает и делит имущество с Н. М. Гусятниковым пополам. Причем Раево остаётся за Николаем Михайловичем. Тот почти немедленно продает Раево коллежскому советнику Ивану Николаевичу Иванову.

По данным 1852 года: Раево, сельцо 4 стана, Сунгуровой Елены Яковлевны, надворной советницы, и Иванова Ивана Николаевича, действительного статского советника, крестьян 154 муж. полу, 162 жен. полу, 25 дворов, 8 верст от Крестовской заставы по Ярославскому шоссе влево. (Для сравнения: Ватутино, деревня 4 стана, Удельной конторы. Крестьян 103 д. муж. полу, 140 – жен., 32 двора, 12 верст от Крестовской заставы по Тайнинской дороге влево).

По смерти Иванова Ивана Николаевича в 1860 г. деревня достается его сестре, Александре Николаевне Рихтер, а затем и её сыну — Николаю Фёдоровичу. Рихтеры приобретают имение накануне крестьянской реформы. При освобождении крестьян бывшим крепостным были отданы земли по речке Чермянке, а все владения по левому берегу Яузы помещики оставили за собой. Здесь возникает их усадьба.

Рихтеры, будучи «культурными землевладельцами», запрещают на берегу Яузы «какое-либо хозяйствование, окромя агрокультурного…» После отмены крепостного права в 1861 г. они отдают земли по реке Чермянке теперь уже бывшим крепостным, оставляя за собой лишь имение на левом берегу Яузы.

В 1873 г. значительная часть земель села Раево принадлежала Николаю Михайловичу Мясоедову, который владел 130 десятинами земли, в том числе 98 десятин пашни и 32 десятины усадебной земли. В 1898 г. овес и рожь – основные культуры на землях села. Село бедным назвать было нельзя – на 59 жителей – 100 десятин, в селе 60 коров и 40 лошадей. И в 1925 г. рожь и овес все еще господствуют на Раевских полях, зато коров уже 104, а лошадей – 58. Раево стало самым «лошадиным» селом, даже Бибирево отставало от него на 4 пары лошадиных копыт [1].

Пореформенные годы прошли для деревни под знаком оттока её жителей в Москву: многие подались на работу в город. По данным 1899 г., здесь числилось 264 жителя, но фактически жило только 219 человек. На 1926 г. в Раево было 56 домов и 386 жителей. Произошли значительные перемены в хозяйстве: на 60 дворов приходились 74 лошади и 146 голов крупного рогатого скота. Относительный достаток жителей обеспечивался не столько сельским хозяйством, сколько за счёт промыслов, в которых были заняты практически все семьи, хотя преобладали мало оплачиваемые размотка нитей и ткачество. По-видимому, сказалась близость быстро растущего дачного посёлка Лосиноостровская, где можно было выгодно продавать молоко. 20 хозяев занимались извозом и только 3 человека работали на фабрике. Позднее дачный промысел сменился содержанием постояльцев, и население уже к 1939 г. составило 730 человек.

По сведениям 1913 года, в дачной местности при деревне Раево находился Кирпичный завод Торгового Дома Маркус.

В 1924 г. для осушения и использования 109 гектаров болот на реке Яузе было создано Райевское мелиоративное товарищество, членами которого являлись 50 человек.

В «Памятной книжке Московской губернии» 1900 года отмечено, что сельцо Раево интересно и знаменито своим Земским училищем. Училище было открыто в 1876 г. стараниями Николая Фёдоровича Рихтера, тогда — начальника 5-го земского участка Московского уезда. Уездное земство выделило на строительство и обустройство 1000 руб., а крестьяне Раева и окрестных деревень построили само здание. В 1879 г. школа перешла в земскую собственность. (Здание школы не сохранилось, известно, что она располагалась недалеко от нынешней станции метро «Медведково»). Н. Ф. Рихтер стал её попечителем, законоучителем — священник Григорий Иванович Руднев из села Неклюдово, учительницей — Марья Николаевна Сологуб. К тому времени в деревне грамотными или учащимися числились только каждый четвёртый из мужчин и каждая седьмая из женщин.

Николай Федорович Рихтер став Председателем Московской уездной земской управы в 1896 г. продолжил свою деятельность на ниве народного просвещения. С Московским уездом он получил 71 земскую школу и к концу десятилетия — за 4 года — удвоил их число. В результате каждое из уездных поселений оказалось всего в нескольких вёрстах от ближайшего учебного заведения. С подачи Рихтера в 1903г. началось строительство каменной двухэтажной школы в стиле того времени и в деревне Подушкино.

Школа в Раево стояла на самом краю деревни, была одноэтажной и деревянной, крытой тёсом. Обслуживала около 150-и дворов: самого Раева, а также окрестных деревень — Юрлово, Медведково, Казеево, Подушкино и Неклюдово. В скверную погоду и зимою ученики оставались ночевать в здании — в нём помещалось около 25-и человек. В школе же размещалась учительская квартира.

Интересен тот факт, что Михаил Сергеевич Бабушкин (1893-1938), именем которого в 1939 году был назван подмосковный город, родился в деревне Бородиной, вблизи села Никольского, и учился в сельце Раево. Отец его служил лесным сторожем у тогдашнего местного помещика Рихтера.

В 1960-е гг. здесь начинается массовое жилищное строительство, на месте села Раево строятся новые дома, появляются улицы Молодцова, проезд Шокальского, строится здание новой современной для того времени школы. Старожилы вспоминают, что во время строительства школы еще оставались несколько домов раевских жителей. Некоторые жители села получали квартиры в новых домах на Полярной улице, в Заревом проезде, Широкой улице, кто-то навсегда покинул свои родные места и переехал в другой район.

17 августа 1960 Раево входит в состав Москвы. Её название сохраняется лишь в имени Раевского кладбища на левом берегу Яузы и в названии прихода Серафима Саровского в Раево.


«Новый храм на месте бывшей деревни Раево на проезде Шокальского было решено строить ещё в начале 2000-х, — рассказал настоятель храма прп. Серафима Саровского в Раеве, протоиерей Сергий Теплов. — И после долгих поисков подходящего места мы поставили в 2005 году на этом месте поклонный крест, совершили первый молебен и заложили фундамент». В настоящее время строительство продолжается: храм будет большой (он сможет вместить от 800 до 1000 человек).

Вот он - строящийся храм прп. Серафима Саровского в Раеве:

Изображение

А дальше - просто репортаж о пройденном. Когда дообработаю остальное, выложу еще инфу.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Сообщение отредактировал ordinarylawyer: 02 July 2014 - 23:49


#33 ordinarylawyer

  • Пользователь
  • 3175 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 02 July 2014 - 23:47

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове (Покровская церковь, Богородицкая церковь) — православный храм на севере Москвы в районе Южное Медведково. Относится к Сергиевскому благочинию Московской городской епархии. Настоятель храма — протоиерей Валентин Тимаков.

Располагается в Медведково, на правом берегу реки Яузы, недалеко от места впадения в неё реки Чермянки. При храме имеется кладбище.

Церковь построена в 1635 году князем Дмитрием Пожарским, как гласит предание, — в честь освобождения России от польской интервенции и в память о покойном сыне от первого брака Фёдоре.

Первоначально южный придел был освящён в честь преподобного Варлаама Хутынского, а северный — в честь преподобного Антония Римлянина. В 1652 г. наследнику Пожарского выдаётся грамота на освящение престола одного придела во имя девяти мучеников Кизических. В результате северный придел был переосвящён во имя девяти мучеников. В настоящее время южный придел (бывший придел прп. Варлаама Хутынского) освящён в честь преподобного Сергия Радонежского.

Большую ценность, по мнению искусствоведов, представляло вошедшее в историю русского искусства так называемое Медведковское напрестольное Евангелие 1681 года с миниатюрами, согласно преданию, выполненными царевной Софьей. Позднее следы его теряются. Иконостас храма был также, по-видимому сделан в 80-е годы XVIII века по заказу В. В. Голицына и переделан в XIX веке. При этом древние царские врата из Медведковской церкви, по словам историка И. М. Снегирёва, были взяты во дворец великого князя Сергея Александровича в Санкт-Петербург.

За всю историю церковь ни разу не была закрыта. Это отчасти связано с тем что в 30-е годы XX века церковь находилась не на территории Москвы. При этом службы до Великой Отечественной войны шли только в нижнем теплом приделе. После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.

В 1970 г. реставрацией храма руководил архитектор Н. Д. Недович.

В 1970 годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись «Крест — победа над смертью».

Архитектура

Церковь представляет собой один из интереснейших образцов средневековой русской дораскольнической архитектуры, упомянута во многих учебниках по русскому зодчеству.

Один купол на высоком шатре окружают другие купола на так называемых барабанах.

Здание имеет 2 этажа — нижний (зимний) с тёплым храмом Знамения Пресвятой Богородицы и первоначально не отапливавшийся верхний с главным престолом в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы и двумя приделами.

Покровский храм — одна из немногих церквей Москвы, построенных до реформ патриарха Никона, который запретил строительство шатровых храмов.

История храма

Село Медведково в сохранившихся источниках впервые упоминается в писцовой книге 1623 г. в качестве владения боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от поляков, «как старинная отца его вотчина».

Название «Медведево» (именно так первоначально называлось село) происходит от первого его владельца, князя Василия Феодоровича Медведя Пожарского, который жил в 1-й пол. XVI в. (для рода Пожарских были характерны прозвища, добавляемые к родовому имени.). Он умер бездетным, и село перешло к его ближайшему родственнику, князю Феодору Ивановичу Немому Пожарскому, деду князя Дмитрия Михайловича Пожарского

Знаменитый внук родился 1 ноября 1578 г. Его военная карьера началась в 1608 г. По просьбе купца Козьмы Минина князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил ополчение против поляков, которое выступило в марте 1612 г. из Нижнего Новгорода по направлению к Москве.
В августе 1612 г. отряды Дмитрия Пожарского встали лагерем у села Медведково (по преданию, именно там, где находится сейчас храм), а спустя несколько дней нанесли первое поражение полякам. В день празднования иконы Казанской Божией Матери (4 ноября по н.ст.) был взят Китай-город, и через несколько дней сдался польский гарнизон в Кремле.

После освобождения Москвы Д.М.Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. В 1623 г., согласно документам, в селе была воздвигнута деревянная шатровая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, для которой князь повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Храм имел еще один придел в честь св. Петра Александрийского,который являлся небесным покровителем первого сына Д.М.Пожарского (празднуется 8 декабря по н.ст.).

В 1634-1635 гг. князь выстроил в Медведкове на месте старой деревянной церкви новую каменную, также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Новый каменный храм на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, стал одним из последних московских одношатровых храмов, строительство которых при патриархе Никоне с 1652 г. было запрещено как не соответствующих церковному чину. С западной стороны к храму примыкала звонница.
Из книг Патриаршего приказа следует, что к 1635 г. количество приделов, расположенных в храме, увеличилось до пяти. Помимо прежних престолов появились новые - Знамения Пресвятой Богородицы (27 ноября/10 декабря), прп. Варлаама Хутынского (6/19 ноября) и прп. Антония Римлянина (3/16 августа). Выбор престолов отнюдь не случаен, поскольку все они новгородского происхождения и связаны с памятью о пребывании Пожарского воеводой в Великом Новгороде: икона Знамения - главная святыня и заступница Великого Новгорода и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин - знаменитые новгородские подвижники, основавшие на окраине города монастыри, существующие и по сей день. К десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, в 1652 г., был освящен престол нового придела в честь Девяти мучеников Кизических. Появление редко почитаемого на Руси престола Девяти мучеников Кизических связано, вероятно, с датой смерти князя Д.М.Пожарского. «Обращает на себя внимание, - писал Николай Феодосьевич Гуляницкий,известный историк архитек туры и градостроительства, - совпадение календарного числа праздника девяти мучеников (29 апреля по ст.стилю) с датой девятого дня по истечении смерти Д.М.Пожарского (20 апреля 1642 г.)»*.

После смерти Дмитрия Пожарского (1642 г.) село Медведково досталось его сыновьям, Петру и Ивану Дмитриевичам. Старший сын Петр умер в 1647 г., а после смерти Ивана вотчина перешла во владение к его вдове и детям, сыну Юрию и дочерям Аграфене и Анне. Боярин Юрий Иванович Пожарский дослужился до стольника и умер в 1685 г. бездетным, а вместе с ним угас в мужском колене и знаменитый род князей Пожарских.

Вымороченное (т.е. конфискованное имущество, право на которое передается государству) имение досталось главному советнику и фавориту царевны Софьи князю Василию Васильевичу Голицыну (1633-1713), одному из образованнейших и влиятельнейших людей своего времени.

Когда Софья потеряла власть, В.В. Голицын оказался в опале. В 1689 г. он лишился всех своих имений, боярского титула и был отправлен в ссылку в далекий Пустозерский острог в низовьях реки Печоры.

Но даже за тот незначительный срок, в течение которого князь В.В. Голицын владел селом Медведково, он успел очень многое. Именно В.В.Голицын предпринял перестановку приделов и сократил их количество до трех (в честь Покрова, Знамения и Девяти мучеников Кизических). Четвертый (южный) придел в честь прп. Сергия Радонежского был основан в 1690 г.

Считается, что именно по заказу князя был сделан иконостас главного храма. Иконы для иконостаса были написаны в 1686-1687 гг. известным живописцем Оружейной палаты Карпом Золотаревым. Были сняты колокола, напоминавшие о прежнем владельце Дмитрии Михайловиче Пожарском, и повешены новые, отлитые Дмитрием Моториным. Надпись на одном из колоколов утверждала права нового хозяина Медведкова.

Именно тогда вкладом в храм было дано знаменитое Медведковское напрестольное евангелие с миниатюрами, которые, согласно легенде, были выполнены рукой самой царевны Софьи. Евангелие хранилось в алтаре, по крайней мере, еще в 1919 г. Следы Евангелия утеряны. Возможно, оно находится в Государственном Историческом Музее, данные проверяются.

Спустя два года после отправки В.В. Голицына в ссылку, в 1691 г., село Медведково было передано во владение новому хозяину - родному дяде Петра I, Федору Кирилловичу Нарышкину, который был женат на правнучке Д.М. Пожарского. В 1698 г. Федор Кириллович умер, и имение перешло к его родному брату, знаменитому Льву Кирилловичу Нарышкину.

После его смерти, в 1705 г., село перешло по наследству его детям, сыновьям Ивану и Александру и дочери Аграфене. В 1707 г. Аграфена получила село в качестве приданого, но в 1710 г. она скончалась, и село вернулось во владение братьев Нарышкиных. До 1721 г. Иван и Александр жили за границей, изучая по приказу Петра I морское дело. После раздела имущества в 1732 г. село перешло во владение старшего брата - Александра.

После его смерти в 1746 г. селом владела его вдова, княгиня Елена Александровна, а в 1763 г. село перешло во владение к её сыну - Льву Александровичу Нарышкину (1733-1799).

Так как главным местом пребывания Л.А. Нарышкина был Петербург, а основным местом летнего отдыха служила усадьба в Кунцево, на село Медведково он обращал немного внимания. Тем не менее, он начинает переустройство усадьбы, строит новый дом и разбивает парк, спускающийся террасами к Яузе. К сожалению, сведений о храме того времени не сохранилось. Согласно отчету реставраторов, составленному в 1969 г., именно в XVIII веке, т.е. когда Медведково находилось во владении семьи Нарышкиных, была проведена существенная реконструкция церкви, изменившая облик храма: обходные галереи - гульбища - были превращены в крытые переходы; срублены все изразцы с шатра; растесаны или прорублены заново оконные проемы в шатре, восьмерике и четверике; круглые барабаны четырех декоративных главок отесаны на 8 граней; переделаны все кровли; перестроена колокольня. Есть сведения, что в 1787 году священником Петром Воздвиженским шатер был покрыт железом. Вероятно, что основные переделки церкви относятся к 1787-1795 гг., так как в метрике 1827 г. уже описываются большие (растесанные) окна и закрытая паперть.

После смерти Л.А.Нарышкина 9 ноября 1799 г. Медведково досталось его сыну, Александру Львовичу Нарышкину. Но недостаток средств заставил его в 1809 г. продать имение Карлу Якоби Шмидту.

В тот же год село было перепродано надворному советнику А.Р. Сунгурову (предки его были крепостными семейства Голицыных) и Н.М. Гусятникову (купеческого происхождения). В 1812 г. оба владельца имения снарядили на свои средства 21 ополченца. Французы до Медведкова не дошли, и село не постигла страшная участь разоренной Москвы. В 1842 г. Медведково с несколькими деревеньками досталось вдове А.П. Сунгурова. В 1851 г. оно перешло к ее внучке Н.В. Бланк.

Оставшиеся в имении 475 десятин земли были проданы в 1881 г. московской мещанке Т.К. Капыриной. В 1886 г. владения Т.К. Капыриной унаследовал Н.М. Шурупенков, купец 1-й гильдии, разбогатевший на торговле лесом. Часть земли он продал К.В.Третьякову, а часть оставил себе.

К этому времени Медведково стало пользоваться любовью московских дачников среднего достатка. Здесь жил молодой художник Константин Коровин, тогда еще студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в гости к нему часто приезжал другой художник - впоследствии знаменитый Михаил Врубель. Посещал эти места еще ребенком знаменитый поэт Валерий Брюсов.

В XIX веке храм претерпел следующие изменения: в значительной мере был перестроен иконостас, резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами (1687 г.) и сильно утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. Существует предположение об изменении цвета самого тела иконостаса. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата XVII века; предположительно, они были взяты во дворец великого князя Сергия Александровича в Санкт-Петербурге.

Автор «Путеводителя по московской окружной железной дороге» за 1912 год Н.П. Останкович отмечал, что на колокольне храма Покрова Пресвятой Богородицы еще сохранялась надпись о том, что это село принадлежало князю Д.М. Пожарскому.

С момента постройки храм ни разу не закрывался, лишь только в 20-40-е годы ХХ столетия богослужения были перенесены в нижний храм. В архивах сохранился паспорт церкви за 1931 год. После Великой Отечественной войны, когда был осуществлен ремонт, службы возобновились и в верхнем храме.

Примерно в то же время настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Савельев).

История духовной семьи отца Сергия началась с поездки в Саров в середине 1920-х годов. Обретенное тогда единство духа с наследием преподобного Серафима возрастало и укреплялось десятилетиями. В ХIX веке преп. Серафим напоминал христианам, в чем состоит истинная цель их жизни: «В стяжании Духа Святаго Божьего!» В ХХ веке архимандрит Сергий (Савельев) вместе со своими родными жизнью выстрадал и углубил наше представление о том, что это значит на практике: «Нужно достигать единения наших жизней во Христе с теми, кого нам посылает Бог». «Свято любя друг друга, мы не замыкались в себе. Мы были неразрывно связаны со всеми людьми всего мира, и со всяким дыханием Божиим. Со всею природой. Со всею вселенной. Она открылась нам храмом Божиим, а человек в ней - лучшим его созданием», пишет архимандрит Сергий в своей книге «Далекий путь», переизданной в 1998 году «Даниловским благовестником».

Земной путь архимандрита Сергия (Савельева) завершился у Престола Божьего в Рождественскую ночь 1977 года. Похоронен он в Москве на Введенском кладбище.

При о. Сергии среди остатков медведковского кладбища был найден безымянный мраморный крест, на котором архимандрит указал сделать надпись: «КРЕСТ - ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ», после чего крест был водружен у самого входа на паперть. Ныне крест находится на храмовой площади.

При архимандрите Сергии была написана большая икона с изображением Покрова Пресвятой Богородицы. Икона относится к поздней традиции написания Покрова (фрагментарное, поясное изображение Богоматери), сложившейся уже после войны. Существует предположение, что икона Пресвятой Богородицы написана монахиней Иулианией Соколовой, которая в то время преподавала в Троице-Сергиевой Лавре на отделении иконописи. Икона помещена в киот, увенчанный сенью; находится она справа от центрального иконостаса. В это же время (вторая пол. XX в.) была создана и плащаница Успения Пресвятой Богородицы, которая расположена в западной галерее над главным входом в храм.

Несохранившаяся усадьба в Медведкове находилась восточнее церкви, вблизи нынешней Полярной улицы, тогда - просёлочной дороги, продолжавшейся за Яузой нынешней Кольской улицей. Главный дом стоял над склоном к Яузе, по которому спускался террасный парк. По литературным сведениям, представленный здесь дом выстроен в середине XIX века. Однако уже на плане окрестностей Москвы 1821 г. на этом месте показан дом с парой флигелей по сторонам, и гораздо вероятнее, что в дальнейшем сохранялся именно он, лишь его декор был частично изменен. Действительно, мезонин с глубокими арочными лоджиями на обоих фасадах и террасы с шестиколонными тосканскими портиками более характерны для начала XIX в. По склону в парк спускается каменная лестница с промежуточной площадкой.В 1930-х гг. дом использовался для детского санатория. Дальнейшая судьба его неизвестна.

С 1970-х гг. село Медведково постепенно сносилось и к 1990 г. было окончательно уничтожено.

При архимандрите Сергии в храм Покрова Пресвятой Богородицы был направлен клирик о. Порфирий Дьячек, впоследствии назначенный настоятелем.

При отце Порфирии была основана детская воскресная школа, осуществлена реставрация храма и начато строительство дома причта. Протоиерей Порфирий прослужил в Покровском храме около четверти века, в 2002 году был переведен в храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище.

С 2002 года настоятелем храма является прот. Валентин Тимаков.
Здание церкви Покрова числится на государственной охране под № 405.

Изображение

Изображение

#34 Йож

    ёж

  • Пользователь
  • 19328 сообщений
  • Город:Лосиный Остров

Отправлено 03 July 2014 - 02:38

Просмотр сообщенияordinarylawyer (02 July 2014 - 23:32) писал:

История Раево
А ведь есть еще и Раёвская Мыза, куда ведет странная полузаброшенная железная дорога в Лосином Острове, куда можно было б тоже сходить, возможно, совместив это дело с небольшой фотоохотой на птиц лесного массива и легким пикничком на природе.
Жаль, у меня сейчас совершенно не действует нога. Но возможно, недельки через две?
Сижу, читаю про ваши похождения и завидую белой завистью...

#35 ordinarylawyer

  • Пользователь
  • 3175 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 03 July 2014 - 13:40

Дима, лечи ногу.

Если мне не изменяет память, когда мы 22 декабря, перед новогодним клубным корпоративом, фотопрогуливались по заброшенной ж/д ветке от Электрозаводской до Семеновской, нас посетила мысль пройти эту ветку от метро Черкизовская. Что нам мешает (кроме изредка подводящего здоровья) в эти летние дни добавить два маршрута фотопрогулок по неиспользуемым ж/д веткам в список желаемых? :)

#36 ordinarylawyer

  • Пользователь
  • 3175 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 03 July 2014 - 23:16

Итак, продолжим, товарищи! :)

Храм Троицы Живоначальной в Свиблове на реке Яузе

Есть в Москве – да и не только в ней – храмы, стиль которых назван по фамилии знаменитого некогда боярского рода. И фамилия эта – Нарышкины. И стиль этот – нарышкинское барокко – достаточно ярок и узнаваем. Пожалуй, классическим представителем стиля стал Храм Покрова в Филях – действительно прекрасно украшенное здание с розовыми станами и белыми на их фоне деталями.

Однако сегодня мы рассказываем о Храме Троицы Живоначальной в Свиблово на реке Яузе. Даже если не знать, что некогда Свиблово находилось во владении Нарышкиных, достаточно посмотреть на здание храма, чтобы практически безошибочно это понять. Розовый с белым, и два золотых купола – над самим зданием храма и над его колокольней. И плюс характеристики специалистов: «яркий памятник нарышкинского барокко».

Предполагается, что Троицкая церковь в Свиблово стояла тут еще со времен Дмитрия Донского, и построили ее, когда деревней владели бояре Свибловы. Однако первое документальное упоминание храма относится к началу XVII века, когда владельцем села числился Андрей Львович Плещеев. Здесь построили новую каменную церковь в 1623 году. Полувеком позже сын Андрея Львовича Михаил, вновь перестраивает церковь. В 1672 году усадьба перешла к малолетней дочери Михаила Марье, воспитывал которую ее дядя Кирилл Алексеевич Нарышкин. Вот он-то в 1708 году и выстроил каменную церковь, а в 1709 году пристроил к ней колокольню.

Интересно и то, что Нарышкин завез и поселил в Свиблово пленных шведов. А на колокольню храма в честь петровских побед водрузил трофейный шведский колокол.

После революции храм еще действовал до самого закрытия его в 1938 году.
А после закрытия… увы… здание обезглавили и передали в ведение какого-то строительно-монтажного управления.

Вместе с храмом медленно, но верно гибла и вся усадьба. Погибала она долго. Лишь в 1980 году началась медленная реставрация.

В 1990 году храм вернули Русской православной церкви. Передали церкви и четыре полуразрушенных здания усадьбы, которая обрела статус Патриаршего подворья.

История Храма

На живописном берегу реки Яузы среди кварталов новостроек чудом сохранилась до наших дней усадьба Свиблово с храмом Святой Троицы. Веками этим местом владели служилые люди великих князей московских и русских царей. От Федора Свибла, бывшего в XIV в. воеводой кн. Димитиря Донского (его имя связывает название усадьбы и наименование одной из башен Московского Кремля) до стольника Льва Плещеева, в 1620 году получившего от царя Михаила Федоровича Романова это поместье в награду за "Московское осадное сидение". Новые хозяева выстраивают на берегу реки здания усадьбы и в 1677 году Троицкую церковь с приделом Святителя Алексия митрополита Московского, родством с которым Плещеевы гордились. В 1708 году было построено ныне существующее каменное здание храма. Оно появилось в тот непродолжительный, но блистательный период истории усадьбы, когда ее хозяином становится видный государственный деятель московский губернатор Кирилл Алексеевич Нарышкин, родственник царя Петра I по матери Наталье Кириловне Нарышкиной. Церковь была вписана в регулярный план усадьбы и стала олицетворением верности заказчика придворному "нарышкинскому" стилю, причудливо сочетавшему традиционную православную символику со смелыми архитектурными и декоративными приемами. Комплекс зданий включал; в себя церковь, господский дом, два флигеля, людской дом и оранжерею.Здесь отразилась великая и противоречивая эпоха петровских преобразований, эпоха синтеза западноевропейских и древнерусских начал, творческого диалога старого и нового.
Здесь побывали в разное время многие именитые гости. В1801-1803 годах в усадьбе жил великий русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин, связанный с Плещеевыми родственными и дружескими узами. Может быть, именно тогда им была задумана "История Государства Российского". В XIX веке Свиблово славилось своими народными праздниками и прекрасно оснащенной суконной фабрикой купца Кожевникова, которую с интересом посещали император Александр 1, императрица Мария Федоровна.

До начала XX века в этом небольшом усадебном подмосковном храме совершалось богослужение. В 1938 г. церковь была закрыта и практически до 1990 г. использовалась как хозяйственное помещение. Новое время дало возможность верующим приступить к восстановлению полуразрушенного здания храма. В 1994 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о создании Свибловского Патриаршего подворья, настоятелем которого был назначен протоиерей Сергий (Киселев), в настоящее время несущий послушание благочинного Троицкого благочиния г. Москвы.

За десять лет удалось сделать многое. Усилен фундамент и подкупольные кладки храма, восстановлено покрытие двух куполов, барабан, церковная глава и многое другое. Немало еще предстоит. Снаружи продолжаются ремонтно-восстановительные работы, а внутри идут работы по воссозданию церковного убранства. Одна из главных задач на сегодняшний день - это создание иконостаса. К сожалению, не сохранилось эскизов, рисунков или фотографий, по которым можно было бы восстановить его прежний облик. Проект нового иконостаса, созданный архитектором Оськиной Натальей Борисовной, ориентируется на знаменитые памятники русской иконописи и декоративного искусства конца ХVII-начала XVIII веков (храм Покрова в Филях в Москве ). В мастерской иконописца Никиты Нужного написаны иконы местного ряда. В настоящее время идет работа по написанию икон деисусного чина. Впереди изготовление резного иконостаса, который по сложности художественного задания не уступает аналогичным шедеврам прошлого.

Фотографии усадьбы и храма:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Продолжение следует! :)

#37 ordinarylawyer

  • Пользователь
  • 3175 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 04 July 2014 - 14:17

А вот и продолжение с окончанием фотопрогулки! :)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Полный фотоотчёт - ТУТ. Запрет на просмотр полноразмеров я снял.

#38 ArksonisIntro

    Бригада мучеников сафокса

  • Пользователь
  • 9331 сообщений
  • Имя:Александр
  • Отчество:Михайлович
  • Фамилия:Сергунин
  • Город:Москва

Отправлено 07 July 2014 - 15:39

Просмотр сообщенияordinarylawyer сказал:

Запрет на просмотр полноразмеров я снял.
Впервые за несколько лет?!?!

#39 ArksonisIntro

    Бригада мучеников сафокса

  • Пользователь
  • 9331 сообщений
  • Имя:Александр
  • Отчество:Михайлович
  • Фамилия:Сергунин
  • Город:Москва

Отправлено 07 July 2014 - 15:58

Я как-то не знаю, что можно показывать, ибо показано всё и даже больше.
Жаль, мне пришлось ретироваться не дойдя даже до середины маршрута.
1.
Изображение

2.
Изображение

3.
Изображение

4.
Изображение

5.
Изображение

6.
Изображение
7.
Изображение

Все фотографии можно посмотреть здесь: https://picasaweb.go...635346617695/28

#40 ordinarylawyer

  • Пользователь
  • 3175 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 07 July 2014 - 22:30

Просмотр сообщенияArksonisIntro (07 July 2014 - 15:39) писал:

Впервые за несколько лет?!?!
Не язви. :) Ты просто редко заходишь в галерею. Там не все альбомы защищены. Я обычно на месяц-другой снимаю защиту, потом возвращаю. Но чаще - забываю это сделать. Так и стоят - открытые... :)

Просмотр сообщенияArksonisIntro (07 July 2014 - 15:58) писал:

Все фотографии можно посмотреть здесь:
Хорошие... :)





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных