– Уже несколько лет я не читаю романов Иэна Бэнкса – покупаю новые переводы, иногда заказываю на Амазоне англоязычные издания, но не читаю. Ставлю на полку, словно собираю бессмысленную картинку из корешков подшивки Esquire.
В старших классах школы, увлекшись какой-нибудь музыкальной группой, я последовательно собирал всю коллекцию альбомов – они тогда продавались в киосках на аудиокассетах с одинаковыми белыми корешками, чуть позже появились цветные, якобы лицензионные вкладыши и даже голограммы на них появились. Прошло время, интернет позволил за 10 минут скачать всю дискографию любой группы: скачать, удалить, снова скачать или даже послушать что-нибудь для разнообразия. Пропало то ощущение ожидания нового альбома или поиска изданных ранее. Мы получили доступ ко всему, к чему даже и не хотели, да и хотеть стали меньше.
Иэн больше не напишет новых книг, летом выйдет последняя – «Каменоломня», ее я тоже куплю, но читать не буду.
В его романах часто параллельные линии пересекались. Сюжетные, разумеется. Несколько историй переплетались, иногда шли навстречу друг другу из будущего в прошлое и наоборот, иногда являлись частью друг друга – непонятно, кто бабочка, а кто монах и кто в чьем сне проснется. И атмосфера его книг, обычно давящая, даже если речь шла об истории семьи («особенно», не «даже», а «особенно»), при этом всегда содержала намек на то, что, главный герой проснется, а, может быть, не главный герой, а те, кто его окружают, или сам читатель.
Непрочитанные книги существуют для автора, которого уже нет, но пока еще не написаны для читателя, который их так называет. Можно проснуться через год, два или три, и, если проснуться, то взять с полки НОВУЮ книгу. Возможно, именно для этого, я их еще не читал. Понимаете?
- Понимаю. Но, если хотите, Вы можете отказаться от этого курса, сменить доктора, попробовать действительно проснуться.
- Спасибо, но мне лучше.
Скрытый текст