Пентагон (11.5.2010, 2:32) писал:
В общем, вопрос: пошто расчлененкой занимаемся, товарищи дорогие?
Любая фотография, как уже отснятое изображение, впоследствии (в обработке) может быть откадрирована (обрезана) десятком способов. Из одного исходника можно получить множество вполне себе самодостаточных, правильно композиционно выстроеных и завершенных картинок. Но, все они могут быть "о разном", иметь разные смысловые и визуальные акценты. И дело автора - выбрать именно такое исполнение, которое наиболее точно отвечает его задаче: донести до зрителя замысел. Еще сложнее сделать то же самое во время сьемки, т.к. надо очень быстро принимать решение на подсознательном уровне, учитывая и еще кучу других параметров: перспектива, грип, и пр. Это всё преамбула вот к чему:
Берем ростовой портрет (готовую картинку), и делаем из него десяток разных кропров (вариантов кадрирования), мал-мала меньше, от общего плана, до крупнопланового лицевого портрета, стараясь каждый выстроить композиционно правильно. Изучаем каждый, стараясь прочуствовать преимущества и недостатки каждого, и в сравнении с другими вариантами кадрирования. При этом не надо делать выводы за 5 минут, т.к., как правило, сравнительный анализ на уровне ощущений - это мероприятие не быстрое.
И по результатам такой процедуры выяснится, что сложнее всего грамотно скадрировать именно крупноплановый, плечевой или лицевой, портрет, т.к., во-первых, "расчлененка" неизбежна и нюансы кадрирования могут колебать восприятие снимка в очень большой амплитуде: от полного неприятия до "очень нравится". При этом, в крупноплановом портрете, "обрезание макушки" для расстановки композиционных акцентов на глаза, не вызывает у зрителя отторжения, а даже напротив - очень часто улучшает портрет. Горааааздо больше проблем фотографу создают руки в крупноплановом портрете, вплоть до невозможности откадрировать крупный план, или полной ампутации в постобработке "обрубленой" руки из кадра. Т.к. при неудачном положении рук часто теряется принадлежность обрубков к портретируемому и создается эфект настоящей "расчлененки" и/или участия в кадре чужих рук.
Упомянутый портрет Тимофеичева очень рискованый в этом плане, НМВ очень хорош эмоционально, но мне не нравится кадрирование снизу, не хватает каких-то нюансов, чтобы обрубленая рука не вызывала неприятных ощущенй, тогда как отрезание макушки только улучшает композицию. Очевидно дело в том, что отрезаную макушку легче довообразить, чем домыслить положение руки, т.к. и дальнего плеча не видно... И эту руку, и весь портрет, спасает только очень гармоничное и естественное действо и положение кисти.
Все имхо, ессно.