Утро.
Ночью слышал какое-то шебуршание возле палатки. Так как вечером видел множество кротовых норок, то немного переживал. Что если крот вылезет прямо под палаткой?
Мимо палатки проехала машина и остановилась невдалеке.
На машине приехали местные рыбаки. Один из них, проходя мимо, спросил:
- Ты с ночи здесь?
Он подумал, что я, как и они, приехал на рыбалку.
Рассветы, это, наверное, лучшее, что происходит во время похода, не считая ужина в удачно попавшемся месте для ночевки. Ради таких видов я и старался просыпаться не позже пяти утра. Именно в это утро встал в четыре.
Въезжаю в Чувашскую Республику.
Перед Чебоксарами нужно проехать по мосту через Волгу, над которым висят провода ЛЭП. У моста две полосы в каждую сторону, без обочины. Довольно неприятное место, машины едут впритирку.
Рано утром въехал в город.
Чебоксарские велодорожки.
Городская набережная производит приятное впечатление, чувствуется недавняя реконструкция.
Здесь я устроил на одной из скамеек небольшой привал с завтраком.
Пока завтракал, подъехал местный велосипедист:
- Извините, а вы издалека едете?
- Пока что нет, из Казани.
- Действительно, пока что не издалека. Приятного аппетита! - и уехал.
Проходит минута, смотрю, парень возвращается:
- Забыл сказать, счастливого пути! - и снова уезжает.
Монумент Матери-Покровительнице с интересной историей. К примеру, пишут, что церковь весьма настороженно относится к объекту, считая, что скульптура напоминает языческих идолов.
Рядом с монументом расположился памятник велосипеду.
Выезжаю из города по велопешеходной дорожке.
Придорожные пейзажи. Очень приятная дорога - мало машин, хороший асфальт, и, главное, - здесь нет проблемы найти место под палатку. К сожалению, как правило, ближе к вечеру местность становится не такой располагающей к установке лагеря.
И такие заправки бывают.
А это заправка для меня. Развитая сеть Магнитов и Пятерочек очень выручает, в жару едешь от магазина к магазину, т.к. вода быстро заканчивается. Стараюсь держать запас 2 - 4 литра и пополнять при каждой возможности.
Солнечные часы и памятник Акпарсу.
Цитата
Акпарс - сотный князь горных марийцев, родился в конце 15 века - начале 16 века в деревне Нуженалы Горномарийского района. Согласно историческим преданиям, в период московско-казанского противостояния 1540-50-х проявил себя как дальновидный политик и дипломат. Лидер сторонников добровольного присоединения горных марийцев к Российскому государству. В 1546 г. возглавил "посольство" горных черемис к Ивану IV с просьбой принять в подданство. Летом 1552 с во главе своего отряда участвовал в походе русских войск на Казань в военной операции по взятию крепости. Награжден Иваном IV золотой чашей. Его именем назывались земельные владения (Акпарсова сотня), занимавшие 16-18 веках значительную часть современного горномарийского района на обоих берегах Волги (30 деревень, 923 двора, 3092 души мужского пола по состоянию на 1724). Ему посвящён цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А Крупнякова "Марш Апарса", драма С. Николаева "Акпарс" повесть К. Васина "С вами русичи!", поэма К. Беляева "Аргамак" и др.), живописи ("Марийские послы у Ивана Грозного" А. Пушкова), музыки (сюита "Сыны Акпарса" А. Луппова). Приписываемый ему марш поныне исполняется на гуслях. Его именем названы в республике кинотеатры, предприятия общественного питания, детские организации, спортивные команды. Девиз Горномарийского района: "Восславим землю Акпарса!".
Остановки общественного транспорта, как правило, в хорошем состоянии.
Заметил такую особенность - в республиках деревенские дома расположены в стороне от дороги. И обычно от трассы их отделяет лужайка или деревья.
И еще пейзажи.
Пертнуры.
Цитата
Селение Пертнуры было когда-то центром Большеюнгинской волости. Здесь находилось волостное правление, которое было переведено сюда в начале XIX века из села Большая Юнга (так называлось тогда село Покровское), поскольку тракт был выправлен, дорога пролегала в более удобном месте по маршруту: «Васильсурск - Микряково - Емешево - Картуково - Виловатово», а «не вдоль берега Волги».
В 1828 году в Пертнурах на средства прихожан была построена красивая каменная двухпрестольная церковь Вознесения Господня. В воспоминаниях людей она осталась как уникальное архитектурное сооружение с удивительным внутренним оформлением. Эту церковь в 30-е годы ХХ столетия не обошла судьба многих культурных сооружений святыню превратили в склад, где в начале хранили зерно, а затем удобрение, а в 60-х годах акт вандализма был доведен до конца. По преданию, из церкви до берегов реки Юнги вел подземный ход, позволявший в случае опасности покинуть пределы селения.
Село Пертнуры в краеведческой литературе упоминается вместе с именем священника Андрея Даниловича Альбинского, который в 1812 году открыл в своем доме первую марийскую школу. Альбинский был во многом первооткрывателем. Он внес весьма ценный вклад в дело развития письменности на марийском языке. В 1813 году священник Альбинский составил «Грамматику горного черемисского языка», которая через шесть лет была издана в Казани.
«Грамматика горного черемисского языка», составленная А. Альбинским, явилась первой марийской книгой, действительно приближавшей марийского ученика к грамоте и школе.
Многие из выпускников Альбинского позднее учительствовали в волостных, братских и приходских школах. Село Пертнуры оставило след в биографиях многих известных людей. В открывшемся в 1906 году Пертнурском двухклассном училище получили образование учитель-революционер Баронов Алексей Михайлович, основоположник профессионального изобразительного искусства, основатель художественного музея в г. Козьмодемьянске Александр Владимирович Григорьев, учитель-просветитель Петр Григорьевич Григорьев — Эмяш, ответственный работник речного транспорта Иван Архипович Лужайкин, инженер Максим Георгиевич Клюков, учитель-организатор Митюк Игнатий Трофимович Все они были очень умными, талантливыми, настоящими профессионалами. Их также объединяло то, что они были «бессеребренниками», трудились не ради личной славы и карьеры, а по зову сердца.
Ещё одна остановка общественного транспорта.
После дорожного знака Нижегородская область, дорожное покрытие резко меняется.
Васильсурск. Отсюда ходит паром через Волгу на Лысую Гору.
Расписание парома смотрел ещё зимой, когда планировал маршрут, и почему-то у меня отложилось что последний рейс идет в 15:30, поэтому спешил к этому времени, но всё равно не успел. В итоге, оказалось, что паром идет в 17:30, и теперь нужно будет подождать полтора часа.
Купил в магазине пряники и скоротал время за чаем.
На Лысую Гору паром приходит в 18:00. Загвоздка в том, что мне нужно успеть на следующий паром, который отходит в 19:00 от села Фокино до Михайловского. Расстояние же между Лысой Горой и Фокино по дороге - 25км. При средней скорости 20-22км/ч, я рискую заночевать не там, где планировал.
Ну, что, погнали?
В общем, втопил я на все пряники, которыми подкрепился в ожидании первого парома, и успел! Когда моему взору открылись пристань и стоящее возле неё судно, часы показывали 18:57.
Пока шли через Волгу, пришлось накинуть ветровку, т.к. к вечеру на воде похолодало.
Место ночёвки.
Трек.
Сообщение отредактировал John Smith: 23 October 2022 - 15:30