Поднятая тема экслибриса фотографа, визиток фотографа - не оставляла меня довольно долгое время.
Просматривал что-то в Сети поиском. Потом знакомый профессиональный фотограф, переехавший в неметчину, написал о поиске идей для визитки.
Как-то раз, готовясь к традиционной поездке в Кострому на осенний театральный фестиваль Островского, и изучая ресурсы Сети для поиска новых маршрутов прогулок в свободное время, я наткнулся на сайт краеведов области, где имеется раздел о фотографах прошлого.
Пристальное рассматривание привело к желанию обобщить впечатления, как-то систематизировать их.
Делюсь, извольте…
http://starina44.ru/...goroda-kostromy
0. Ошибки, безграмотность и дикость, дурной вкус при оформлении… т.е общее образование фотографов довольно невысокое…
1. Бросается в глаза, что фотографы стремились подчеркнуть происхождение фотографии - от живописи. Изображение фотоаппаратуры соседствует с аксессуарами живописца. Мольберт, этюдник, кисти, холсты, палитра, а также традиционные для мастерской живописца прошлых лет мраморные бюсты, вазы, полу-колонны, букеты цветов. На некоторых - видим крылатую музу, «богиню фотографии» с лавровым венком и крышкой от объектива… На некоторых ангелочков с реквизитом живописцев…
В текстовой части часто употребляют слово «искуство» (с одной буквой «С»). В некоторых пишут «артистическая фотография»…
Подчёркивают - «светопись»… Ставится штамп «Ныне - художественная»
2. Впечатляет системность в подходе к работе с клиентурой: «негативы хранятся», «негативы хранятся для вторых заказов» (т.е. можно заказать дополнительно отпечатки, увеличенные отпечатки «до желаемого размера» и даже «до натуральной величины»!)). Ставится штампик - дата съёмки, мастерская, адрес…
На одной визитке - указан телефон, что должно поразить современника наповал!
3. Выстраивание имиджа фотографа - серьёзного человека: на адресе указывается «собственный дом», «собственная студия», «павильон зимой хорошо отопляется», «существует от 1867 года»; имеется путанная геральдическая символика … над инициалами некоторых изображена корона (что вообще-то охранялось законом, т.к. такое могли себе позволить лишь поставщики Его Императорского Величества… а здесь это вид провинциального мошенничества).
4. Видим усилия по встраиванию в рекламу неких медалей с неразборчивыми надписями. Для посвящённых понятно, что это не медали - полученные на выставках, а портреты в римских традициях - троица увенчанных лаврами героев от фотографии (Дагерр, Ньепп, Талбот…).
5. С одной стороны - некая элитарность, с другой стороны подчёркивается «общедоступная»… «цены самые умеренные»…
6. Видны попытки фотографов позиционировать себя «столичным», московским, петербургским, членом неких обществ… «Петербургская фотография в Костроме», «Большая С-Петербургская фотография в Костроме», «Большая московская фотография», «фотограф действительный член Русского Фотографического Общества в Москве», «Удостоен награды на фотографической выставке в Москве»
7. Видим попытки обозначить жанр, используя иностранные слова в иностранном написании - portrait, cabinet. И тут же «универсальная фотография» - как некий изыск.
«Снимка детей и групп моментально» «Продажа разных видов снимков древностей»…
8. Адрес писали с указанием известных опорных точек, чтобы было удобнее вспомнить извозчику - возле гимназии, возле Торговых рядов, против церкви Ильи Пророка…
9. Большинство имён фотографов - иностранные, инородные, «немецкие»… и вдруг особо подчёркивается «Русская фотография» и мастер с понятной фамилией… (Александр Перепёлкин из Чухломы). «Товарищество Светописи Русь» - ну надо же отстроиться от «французов»…
10. Женщина-фотограф подаёт себя «исполнение тщательное и аккуратное»…
11. Оригинальный подход в одной рекламе - «невыцветаемая фотография». Что тут имелось в виду? Бог весть… Но в то время фотографии часто раскрашивались. Использовались разные техники, разные приёмы. Чёрно-белые фотографии тонировались химически в коричневатый цвет (сепия) или зеленоватый цвет (пейзажи). Чёрно-белые раскрашивались с применением сажи, угольного карандаша. Цветные краски - использовались анилиновые красители для ткани. Исправление дефектов велось с помощью скальпеля («подчищали»). Всем этим занимались ретушёры, была такая профессия … ретушь фотографий…
12. Одна визитка скромно указывает «Фотограф - Любитель»
Я получил огромное удовольствие, рассматривая это.