В качестве вступления, два общих замечания, которые почему-то очень не любят писать в фотографических букварях:
1) Правильная экспозиция у каждого фотографа, для каждого кадра своя.
2) При условии, что сюжет влезает в экспошироту пленки, передержка на одну ступень не приводит к ухудшению негатива.
Цитата
По логике должно быть так:
Камеру в приоритет выдержки на 1/100. Автоматика выставит диафрагму согласно условиям освещения. Включаем вспышку в режим ТТЛ, наводимся и ПЫХ!!!
Вовсе не обязательно ставить камеру в приоритет выдержки.
Вовсе не обязательно ставить выдержку 1/100.
Мне, лично, при съемке со вспышкой удобнее пользоваться режимом M или P.
Наибольшую свободу, очевидно, дает режим ручной установки экспозиции М.
P -- позволяет быстро менять экспопару (в смысле, на моем еосе-трешке, не поручусь, что на мз-10 это тоже так), что иногда сильно выручает в репортажной съемке.
Цитата
1. Случай подсветки теней. Естественного света ХВАТАЕТ для правильного экспонирования. Что же тогда будет мерять датчик ТТЛ вспышки? Солнечный свет? Сумму солнечного света и света вспышки? Видимо, все-таки сумму.
Сумму, конечно, ибо от разделить одно от другого практически невозможно. Но, поскольку интенсивность вспышечного света [обычно] на порядок больше интенсивности солнечного света (тем более, при наличии темных солнечных теней в кадре), то вкладом солнечного света в экспозицию за время горения лампы вспышки при имерении вспышечной экспозиции можно просто пренебречь.
Цитата
Поскольку длительность импульса вспышки меньше выдержки синхронизации - вспышка сработает и будет отключена по достижении нормальной экспозиции (по мнению вспышечного ТТЛ). А оставшееся время до закрытия затвора кадр будет пересвечиваться ?
Рассмотрим простейший случай: съемка серой стены, плоскость которой параллельна плоскости пленки.
Если камера и вспышка в автоматическом режиме, то экспоавтоматика камеры и вспышки выставят одинаковую экспозицию на камере и вспышке соответственно.
В результате поимеем как бы двойную экспозицию от "нормы". Или, в фотографической терминологии -- передержку на 1 ступень.
При съмке на негатив на это, как уже отмечалось выше, можно просто наплевать.
В более сложном случае, когда часть кадра занята тенями, передержка будет еще меньше, так как вклад солнечного света в экспозицию окажется заведомо больше, чем вклад вспышки.
То есть для экспоавтоматики этот "более сложный случай" еще проще, беспроблемнее.
Есть еще такой ньюанс: экспонометр камеры и датчик вспышечной автоматики, вообще говоря, измеряют свет в разных зонах (особенно заметно при использовании "точечного" или "матричного" экспозамера). Что в некоторых случаях приводит к странным, на первый взгляд, результатам.
Но в мз-10, на сколько помню, экспоавтоматика самая простая, вряд ли стоит ожидать проявления этого эффекта.
Цитата
Как тогда избежать пересвета объекта съемки?
Самое простое -- экспокоррекция вспышки на 1-2 стопа (что, кстати, и делается многими "умными" фотокамерами в режимах "для непродвинутого пользователя" -- если постоянного света достаточно для сносной экспозиции кадра, то камера пыхает вспышкой только для подсветки теней, на 1-2 стопа слабже, чем в темноте).
Но еще проще -- просто наплевать и забыть про этот пересвет
Цитата
Экспокоррекция EV (не вспышки!!) поможет только для объекта съемки, но даст недосвет заднего плана.
Что иногда идет только на пользу -- например, если задний план -- яркое небо с облаками.
Цитата
Это решать фотографу, то есть -- Вам
Грамотно выбирать экспопару и интенсивность вспышечного света, чтобы получить сбалансированный снимок можно научиться только на собственном опыте. Как работает экспоавтоматика вспышки и камеры Вы, вроде, правильно представляете, можно смело браться за эксперименты.
А если нужно гарантированно получить хороший снимок -- съемку дублей никто не отменял. Снимите, например, один кадр "нормально", другой с экспокоррекцией на вспышку -1.5 ступени, третий с экспокоррекцией на постоянный свет -1.5 ступени. При печати выберете какой получится лучше.
Вообще, проблема не столько в получении "технически примелемого" негатива -- без выбитых светов и проваленных теней, а в получении адекватного съемочной задаче баланса между постоянным и вспышечным светом.
Цитата
2. Случай контрового света. Здесь, похоже, проблем меньше. Ведь экспозамер сработает по большей части кадра и даст недосвет объекта съемки, а вспышка его подсветит дополнительно. Так ли это на самом деле?
Здесь, обычно, существенно больше контраст сцены, поому и проблем больше. Потому, автоматика общем случае не может дать верного результата (в смысле, если картинка в полностью автоматическом режиме получилась хорошо -- значит просто повезло). Если есть время, то лучше всего просто промерить экспозицию в тенях и руками выставить можность вспышки для освещения этой тени для получения требуемого результата.
Цитата
3. Есть ли какие-либо общие (основные) правила работы в данных условиях?
Основное правило верной экспозиции: не жалеть пленки на дубли. Оно и на фотографии положительно влияет, и для обучения фотографа полезно.