Решил я проверить баланс серого на своем принтере (Epson Stylus Color 880). Как оказалось, балансом там и не пахло. Засучил я, было, рукава и попытался в ColorDarkroom исправить положение. Не знаю, у кого как, а у меня возникли две проблемы: 'Что?' и 'Насколько?'. Метод тыка не очень-то помог. Да и бумаги жалко было. Добился того, что вместо темно-сине-зеленого серый стал красно-коричневым. Думаю, не один я такой вот криворукий. Решил найти какой-нибудь инструмент измерения. Не в смысле спектрометра, а в смысле программы. Фирменный GrayBalancer не помог. Просто не захотел помогать. 'Не найден целевой принтер'. Типа модель у меня старая (а как же он на R200 запускается? Его ведь тоже нет в списке поддерживаемых!). Да и коррекция по четырем точкам почему-то доверия у меня не вызывала. По-моему, это все-таки грубовато.
Воспользовался советом lexey'я о том, как без всяких аппаратных средств точно определить, на сколько и куда убежали цвета у принтера (да и у монитора тоже). Немного доработав его идею, реализовал все в фотошопе. Получилось очень даже замечательно. Сейчас я еще не закончил всю процедуру калибровки по этому способу, но есть полная уверенность, что лучше в домашних условиях сделать уже не получится.
Главный вопрос при этом трансформируется в форму 'Где здесь серый, туда его в качель!!!'
Итак: рисуем квадрат. Заливаем красным, допустим (128,0,0). Поверх рисуем слой градиента зеленого слева направо, допустим, от (0,122,0) до (0,134,0). И следующим слоем - градиент синего снизу вверх тоже от (0,0,122) до (0,0,134). В центре получаем точно серый. Вокруг - всевозможные оттенки вокруг этого серого. (Цвета RGB - потому что гамма редактируется в них) При печати такого квадрата (если цвета у принтера убежали не очень сильно), где-нибудь в его пределах обязательно напечатается настоящий серый цвет. Линейку маленьких я печатать не стал, потому как точность попадания тогда будет совсем маленькой. Осталось найти серый (на глазок), и тогда по положению серой области можно судить, куда какой цвет убежал. И после вычисления значений (правда, уже не для нашей точки 128, а для какой-то рядом с ней - для сохранения яркости) можно будет очень точно в числовой форме выставлять кривые в ColorDarkroom. Если цвета убежали совсем-совсем, то придется сделать несколько проходов, но на каждом направление, куда двигаться будет вполне определенным.
Сие была теория, отчасти повторение того, что сказал lexey. А вот, что получается на практике. Нарисовал я шаблон с девятью такими квадратами - для девяти точек. (Его можно скачать
здесь 1,7 мб) Почему именно для девяти, и именно для этих - объясню позже. На каждом разброс по каждому цвету -6..+6. Так же, как в моем примере. Возле каждого - линейки. Там же - шкала серого - для проверки.
При печати сего берем ту бумагу, для которой все калибруем, желательно выставить в фотошопе (для Print Space) дефолтный профиль принтера, если таковой имеется - чтобы хоть немного облегчить дальнейшие действия. И для документа (Source Space) - то пространство, которое вшито в файл (Document: sRGB IEC61966-2.1). Выставляем в драйвере принтера нужное разрешение, тип бумаги, чернила - цветные, все остальные фишки, которые будут использоваться и, обязательно, ICM в режиме цветокоррекции. ИМХО, раз уж мы взялись за цветокоррекцию, то драйвер не должен вносить своей лепты в наши действия - так будет правильней, и изменения будут более предсказуемы.
Все. Печатаем наш пробник. Глядим на него непонимающе. Ищем серый. Ну что, я был прав насчет основного вопроса? А все правильно. Во-первых, разница в пределах квадратов минимальна, на грани восприятия. Пытаемся облегчить наше решение. Печатаем градиент серого (можно вырезать из низа тестовой странички в фотошопе) ЧЕРНЫМИ чернилами. И, желательно, на хорошей бумаге, хотя и не обязательно на той же самой, что и у нас. Вот он, настоящий серый, наш идеал. К сожалению, недостижимый. Это будет первая приспособа. Вторая - чистый лист обычной офисной бумаги с вырезанным в центра отверстием примерно сантиметр на сантиметр. Используется она так: тестовый распечаток приклеивается за два уголка скотчем к столу, накрывается продырявленным листом так, чтобы дырка была напротив исследуемого цвета, рядом прикладывается тестовая полоска со ступенькой серого нужной яркости. Полной идентичности мы не найдем, но хотя бы будут видны уплывы от неитрали, а этого достаточно. Такие усложнения нужны, чтобы сосредоточить внимание. Иногда помогает. Иногда - наоборот. Тогда можно попробовать и без дырявого листа. Сориентируетесь. Нашли - ставим точку ручкой.
Итак для каждого квадрата найден серый (или направление, в котором убывает насыщенность, тогда точка ставится на стороне квадрата или в углу).
Начинаем обрабатывать результаты. Ищем яркость каждого компонента для 'точки принтерного серого'. По горизонтали: зеленый. (Число под квадратом + отклонение от нуля. Если влево - то отклонение отрицательное). По вертикали: синий, вниз - отклонение отрицательно. Красный везде одинаков: все то же число под квадратом. Среднее = (красный+зеленый+синий)/3. Искомая добавка к каждому цвету = значение цвета-среднее значение. Для удобства всех этих расчетов нарисовал табличку в Excel. Подставляете значения зеленого и синего для каждого квадрата, остальное - считается само. И приблизительный вид кривых рисуется. Скачать
здесь.
Когда все цифры готовы - открываем Color Darkroom, в нем - наш профиль. Тут же сохраняем его под другим именем (и с другим описанием - иначе потом не найдем). Снимаем флажок read only, если таковой стоит. Нажимаем кнопку Curves. Выставляем Mode: Difference - так удобнее. Выставляем в рабочей зоне вертикальную линию на СРЕДНЕЕ значение цвета первой точки (например, 15). Выбираем одну из кнопок, например, R. И кнопками + и - выставляем значение красного для этой точки. Потом - то же для остальных цветов. И для остальных точек. Стараемся сделать линии не такие, как у меня в экселевском графике, а плавные, совершенно без акцентирования внимания на контрольных точках, с перетекающими друг в друга изгибами и т.д. Это не так-то просто, но, тот, кто когда-нибудь пытался выпрямить измятую проволоку быстро поймет, где тут фишка. Все. Сохраняем профиль. Перезагружаем фотошоп (он, зараза, кэширует профили, так что изменения не видны). Можно напечатать тестовую шкалу от ColorDarkroom с исправленным профилем. Если все получилось - замечательно. Если нет - повторяем всю процедуру. Но, я надеюсь, вы увидите, что движетесь в правильном направлении. Для повторного расчета цветов в табличку нужно ввести уже найденные до этого результаты - они сложатся с новыми. Да, забыл сказать, пытайтесь подбирать корректировки так, чтобы получались целые числа на выходе ColorDarkroom с дробями не работает
/>.
Я сейчас в процессе третьего прохода - отпечаток сушится, чтобы цвета установились. Думаю, этот проход - последний. Уже в некоторых областях безупречно серый. На остальных остался лишь легкий оттенок, в пределах одной коррекции. Но есть планы и на дальнейшую работу. Хочу выставить линейное изменение серого по всему диапазону. Есть и тестовые отпечатки для этого, как раз по тем точкам, что я использовал в своем пробнике. (С www.aim-dtp.net взяты) Только вызывает сомнение, нужно ли это. Вернее, выставление - то точно нужно, но вот нужно ли линейное: На мониторе, ведь, гамма от 1,8 до 2,2 обычно стоит, а это далеко не линейное. Если кто знает, какое должно быть распределение серого, например, для гаммы 1,8 - отзовитесь. Хотя, я, наверное, и сам это смогу найти.
PS Да, про полосы, - перед всеми тестами добейтесь сначала 100% работы всех дюз - иначе цвета будут сильно искажены и неравномерны.