Немного о простейших объективах.
"...при настоящем состоянии классификации фотографических объективов всегда возможно найти для каждого типа объектива множество источников — отправных систем; число промежуточных схем настолько велико, что из любой схемы объектива легко перейти к другой, произвольно удаленной, постепенным переходом из одной схемы к соседней."
Г. Г. Слюсарев "Расчет оптических систем" 1969 г.
NB! Необходимо помнить, что
любая классификация объективов, весьма условна и искусственна, А так же, часто, восходит к
торговым названиям "приоритетчиков".
Здесь, все это сделано, в основном, чтобы объяснить, в каком именно контексте я сам употребляю, тот или иной термин(своего рода "список соглашений и определений")
---
Монокль, пожалуй, не нуждается в специальном представлении. Разве что могу сказать: выпускались они разными производителями, и формы бывали-- разной. Как более плоской(рис.1.1 Уоллостон), так и менее(рис.1.2 Центмайер).
---
Ахромат, часто(
и не совсем корректно) именуемый "пейзажной(ландшафтной) линзой". Представляет из себя две линзы, из стекла с разной дисперсией*(
положительная с меньшей!), для коррекции хроматизмов**.
В общем случае, отношение дисперсий линз, должно быть равно отношению их сил. Так, например, положительная линза ахромата из стекла крон BK7(Abbe Vd=64.06), должна быть примерно вдвое
сильнее отрицательной, из флинта F2(Abbe Vd=36.60).
Изначально, разрабатывался для телескопов.
В качестве фотообъектива, чаще всего(бывало и иначе), применялся и/или променяется, как и простой монокль, т/е вогнутостью наружу, а диафрагма спереди. Как, например, известный "Lentille а paysage"("пейзажный объектив") Шевалье(рис.2.1), или же "культовый" Имагон от Роденштока.
Исправленость СФ аберраций***, подобно моноклям, связана с формой. Как и дисторсия****.
Склееность для ахромата, как я уже упоминал в
пост №398, отнюдь
не является обязательным условием.
Помимо двух основных форм: Фраунхофера(рис.2.2) и Штайнхайля(рис.2.3), существовали, так же, различные модификации. Например, "ландшафтный объектив" Далльмайера(рис.2.4).
О применении, в качестве объектива, третьей основной формы--ахромата Гаусса(рис.2.5), мне неизвестно. Хотя он и широко распространен, как конструктивный элемент, в анастигматах. Например Планарах...
---
"Апланат"(рис3.1) торговое название, данное Штайнхайлем своему "изделию". Аналогичное "изделие" Далльмайера называлась "Ректилинеар".
Оригинальный "Апланат"--симметричная конструкция из двух одинаковых ахроматов, с диафрагмой примерно посередине. Основная особенность--очень малые дисторсия и кома(следствие симметрии). Несколько большая, чем у однолинзовых конструкций, светосила. СФ аберрации, как правило(не без исключений), исправлены. Хроматизм положения(продольный)--исправлен. Хроматизм увеличения--когда как...
К апланатам, так же относят и
перископы("Перископ" торговое название, данное все тем же, Штайнхайлем) У меня, например, есть перископ примерно 20-ых годов с надписью "Spezial-Aplanat",
Конструкционно-два простых мениска вогнутостью друг к другу(рис.3.2).
Хотя хроматизм(особенно продольный) у перскопов и не исправлен, но дисторсия мала.
Существовало(и существует) очень много разнообразных форм, как симметричных так и нет. И иногда сложно понять, чем руководствовался, тот или иной классификатор, относя(или не относя) к апланатам, тот или иной объектив. Например вот такой(рис.3.3)
---
Объективы Пецваля(Petzval)(рис.4.1) стоят несколько особняком. Похожие на апланаты, они не являются таковыми, как исторически(появились раньше), так и конструкционно. Дело в том, что они несимметричны, а их задний оптический компонент--разделен. За счет чего более исправлены СФА этого компонента.
Неплохо исправлен хроматизм, и другие аберрации. Однако, кривизна поля***** сильно ограничевает угол.
Различные модификации применялись в качестве портретных(рис.4.2 "портретный объектив" Далльмайера ), проекционных. В последнем качестве встречаются и теперь. Хотя и редко.
---
Поразмыслив решил-таки добавить справку по, так называемым,
"портретным объективам".
Этот термин употреблялся производителями оптики, как торговое название для объективов различных оптических схем. Например "Патентованый портретный объектив Далльмаера"("Dallmeyer's Patent Portrait Lens") см. рис. 4.2.
Чаще всего это были пецвали различных модификаций, характеризуемые небольшим углом зрения, довольно высокой светосилой, хорошей резкостью по центру и "кривым" полем изображения.
Хотя, встречались и другие конструкции. Такие как "Портретный апланат Штайнхайля"(рис. 5.1),
или культовый "Никола Першайд"
патент №372059 (
мой перевод).
Предположительная схема см. рис. 5.2.
Хотя, бывали и исключения. Например один из триплетов Кука-Тейлора назывался "Cooke Portrait Lens"(рис 6.1).
----
Так называемые "анастигматы" я здесь не рассматриваю, т/ к под это определение подпадают, конструкционно, совсем уж разные объективы. Да и изготовление их я, даже, не планирую.
------------------------------
*
Дисперсия стекла-(грубо) способность стекла расщеплять свет на цветные состовляющие. Выражается через число Аббе(Abbe Vd)
Число Аббе. Показывает, какую часть фокусного расстояния линзы составляет хроматизм положения(продольный хроматизм). Т/к, это обратная величина, то, чем Abbe Vd
больше, тем
меньше данный хроматизм.
**см. примечания к
пост №394
***
Сферические абаррации. Известное (особенно моноклестроителям) явление, когда главные лучи, проходащие через линзу, фокусируются не там же, где и краевые. На изображении, ответственны за ореолы вокруг объектов.
****
Дисторсия выражается в том, что масштаб изображения на различном расстоянии от центра поля различен. Может быть, как отрицательной (”бочкой”), так и положительной(”подушкой”). Для однолинзовых систем, зависит еще и от положения диафрагмы относительно линзы.
*****
Кривизна поля связана с тем, что фокальная плоскость многих объективов, плоскостью не является , а, чаще всего, близка к сфере. Причем, выгнутость этой сферы, возможна, как в внутрь, так и наружу.
---------------------------------------------------
p.s. На всех эскизах
входной зрачок системы слева! Согласно "правилу знаков".