Город и...
#1
Отправлено 24 May 2020 - 10:17
Возможно про то, как эта среда влияет на нас, а мы - на неё.
После многоточия могло бы быть "...и городское озеленение", "...и дошкольное образование", "...и транспорт", "...и памятники культуры", и много чего ещё.
Первый тематический пост предполагается "Город и пандемия".
Тема некоторое время обсуждается в профессиональном и околопрофессиональном градостроительном сообществе. Общего мнения на то, к каким изменениям в среде может привести опыт ковид'а нет, и это нормально. Но основные направления обсуждений могу попробовать подобрать, показать и прокомментировать. Если у кого-то это вызовет заинтересованность, разумеется.
Материалы по первой теме попробую подготовить и выложить в течение суток.
P.S.: предупреждая некоторые вопросы: градостроительство - это дисциплина, по которой у меня есть специальное и, в общем, неплохое образование. И то, чем я профессионально занимаюсь что-то около половины жизни. То есть, можно сказать, тема знакомая.
#4
Отправлено 24 May 2020 - 21:29
#5
Отправлено 25 May 2020 - 11:50
...
С приходом к нам COVID-19 наша жизнь несколько изменилась. Специалисты в разных областях, в экономике, транспорте, etc., стали пытаться предсказать влияние пандемии на области деятельности своей специализации.
Градостроители и прочие урбанисты исключением не оказались.
С самого начала, в конце марта – начале апреля, КБ Стрелка (там, где среда, куда ж сегодня без неё) отметилась предложениями по приспособлению городской среды к карантинному режиму:
https://strelkamag.c...mQU1i0k5wqEd3Kc
Всё, как обычно в последнее время, по-стрелкински. Всерьёз обсуждать сложно.
Тему "зелёных крыш" в течение примерно месяца сотрудники Strelka SA доработали более детально. Но, опять же, специалистам и всем интересующимся эта тема известна давно и хорошо, приклеивание сбоку шильдика "коронавирус" ни тему не обновляет, ни оправданным, на мой взгляд, не является.
После того (и вместе с тем), как страна начала жить в режиме гибридного карантина под именем "самоизоляция", профессиональные градостроители и околопрофессиональные граждане и их сообщества стали пытаться прогнозировать изменения в городе, которые, по их мнению, появятся в результате пандемии.
Спектр предсказываемых изменений был и пока остаётся весьма широким: от полного изменения образа жизни и среды обитания до полного отсутствия всяческих изменений.
То, что наш образ жизни в период т.н. "самоизоляции" изменился, подавляющее большинство граждан, горожан ощутили на себе. Сторонники следующих за пандемией изменений города, его структуры и инфраструктуры, системы отношений между участниками городской жизни, предполагают, что часть этих изменений останется с нами если не навсегда, то очень надолго.
В числе прогнозируемых изменений были:
- снижение плотности городской застройки (https://www.theguard...D_ei2BdWtFWGhgc);
- растущее использование для проживания пригородов с решением вопросов разных коммуникаций удалённо (та же ссылка на статью The Guardian или https://incrussia.ru...leb-predskazal/);
- изменение характеристик и принципов использования "пространств встреч" и общественных пространств вообще (https://ria.ru/20200...lMUehWv2JITssAQ или https://www.buro247....A9Xk_6vQgP0ShOQ);
- инфраструктурные изменения (то, что выше, было про структуру) (https://rg.ru/2020/0...MOAgrZfXWFDlLYc);
- и прочее, и прочее.
В конце апреля ведущие (и, действительно, хорошие и понимающие суть профессии) отечественные градостроители, архитекторы, урбанисты online поговорили об этих и других возможных изменениях (https://www.facebook...49829886161950/), представив, опять же практически весь спектр мнений о возможных изменениях.
Моё собственное мнение о перспективе изменений городов после и в результате пандемии близко к мнениям отдельных выступающих в той замечательной дискуссии:
- быстрых и заметных изменений структуры и инфраструктуры городов, архитектурной среды не будет. Возможно, их не будет вовсе.
Вот, коротко, мотивация:
- коронавирус непосредственно не меняет ничего. Наше поведение, наш образ жизни меняет наша реакция на пандемию;
- основное изменение, которое мы приняли – это социальное дистанцирование. Закрытие мест общего пользования, "нерабочие дни" и проч. – это всё разные облики этого самого социального дистанцирования. Оно меняет наш образ жизни;
- предполагать какие-либо изменения в нашей среде обитания после пандемии можно только в том случае, если мы говорим о том, что какие-либо элементы нашего поведения во время пандемии останутся и после неё тоже. То есть, для того, чтобы предположить эти изменени, мы должны согласиться с тем, что что-то от социального дистанцирования останется надолго или навсегда.
Во с этим последним пунктом я и не согласен. "Всё проходит, и это пройдёт", а значит, я полагаю, что города в очень обозримом будущем вернутся в привычную по докоронавирусным временам форму.
Вот ещё вариант мотивации:
- в паре понятий в фразе "город после пандемии" есть отдельно "город", и есть "пандемия". Мы можем на исторических примерах посмотреть:
- что может привести к изменению города? Эпидемии меняли города, это правда. Но все подобные известные изменения носили санитарный характер (например, https://xn--h1aagoke...81%D0%BA%D0%B8/). Сейчас в этом нет нужды. Более вероятны структурные изменения города вследствие экономических причин (но это другая история и пандемия здесь – не основной игрок);
- к каким изменениям может привести пандемия? Реакция людей на эпидемии и их последствия меняли историю, это правда. Но эти изменения в подавляющем большинстве не были линейными, а иногда были и совсем непредсказуемыми (например, http://www.hi-edu.ru...01/part-004.htm, когда "компенсация убыли монахов-переписчиков" впоследствии "Чёрной смерти" привела к Просвещению).
Чья точка зрения на перспективы пост-коронавирусного градостроения окажется верной, полагаю, увидим, в уже не очень отдалённое время.
Напоследок более структурированная и менее прямая, "в лоб", попытка описать изменения, которые могут случиться после и в связи с пандемией: https://newizv.ru/ar...ce=facebook.com
Сообщение отредактировал peter_koen: 25 May 2020 - 11:52
#7
Отправлено 25 May 2020 - 13:27
ZVlad (25 May 2020 - 12:57) писал:
Ну, так... Я и собирался начать с "Города и пандемии" с основным вопросом: изменит пандемия что-нибудь в городе (в широком смысле этого слова; в структуре, в архитектурной среде, в системе отношений акторов) или не изменит. Или изменит, но незначительно. Сожалею, что разочаровал.
И, да, "про что-то серьёзное" это про что, например?
Сообщение отредактировал peter_koen: 25 May 2020 - 13:30
#8
Отправлено 25 May 2020 - 13:32
#9
Отправлено 25 May 2020 - 14:25
HSV (25 May 2020 - 13:32) писал:
Скорее показал неготовность современного города к такому событию. И поднял вопрос: "А нужно ли его готовить?", и "Если да, то в какой степени?". Достаточно ли трансформируемой архитектуры (это когда поле стадиона легко можно превратить в госпиталь) или нужны структурные изменения? Или система отношений в городе уже меняется и эти структурные изменения уже неизбежны?
#10
Отправлено 25 May 2020 - 15:20
peter_koen (25 May 2020 - 14:25) писал:
#11
Отправлено 25 May 2020 - 15:30
#12
Отправлено 25 May 2020 - 15:37
Хорошую обувь можно одевать только в случае выхода из подъезда в машину, из машины в магазин и обратно.
Плюс к этому, такое впечатление что одновременно постройкой города занималось как минимум 20 главных архитекторов разной национальности, и каждый строил то, что ему гены нашептали.
Сообщение отредактировал donvostok: 25 May 2020 - 15:39
#13
Отправлено 25 May 2020 - 17:48
peter_koen (25 May 2020 - 11:50) писал:
Спутниковый интернет, автоматизация и т.д. насколько действительно влияют на данную тему?
Удаленка до ковида, imho, не была столь популярна
#15
Отправлено 25 May 2020 - 21:20
Правда, у нас последнее время пригород уплотняли. Теперь, надеюсь, эту практику остановят.
#16
Отправлено 26 May 2020 - 11:40
ogre (25 May 2020 - 21:20) писал:
Но тенденция ухода жителей из центра в пригород заметна. Проблема, как всегда, в инфраструктуре. Поэтому только семьи с высоким доходом могут себе это позволить, в основном все покупают новые квартиры в новостройках-гетто.
#17
Отправлено 26 May 2020 - 19:50
Но с гетто можно получить больше денег. Парижу нужны деньги (С)
У нас, в Окленде за последние лет 15 построили несколько многоэтажек близко к центру. Я был в них. Это, я скажу, больше похоже на комфортабельную тюрьму. Все жестко зарегламентировало. Цены на обслуживание - не обсуждаются. Но до хорошей работы / универа / музея - пешком.
Сейчас ставят еще одну "свечку" рядом с офисом. Элитные апартаменты с видом на порт. Говорят, уже все скуплено. Но наверняка - инвесторами. Нормальный гражданин никогда не подпишется жить в таком месте постоянно.
#18
Отправлено 28 May 2020 - 02:31
Ну и далее по списку:
1. увеличить площадь озеленения
2. предусмотреть по 2 парковочных места на квартиру, причем эти парковочные места должны быть не на подъездной дороге и не за счёт детских площадок.
3. Каждое парковочное место должно быть оборудовано розеткой 220В 16А . Счётчик должен быть привязан к квартире владельца.
4. На каждую тысячу человек должен быть предусмотрен стадион и определённая площадь детских площадок (да, тавтология получилась, но тем не менее) .
И вот когда это будет сделано, можно будет поговорить и о мерах защиты от вирусов
#19
Отправлено 28 May 2020 - 09:51
valera-spb (25 May 2020 - 17:48) писал:
Хороший вопрос.
Статистики - вряд ли. А определённые тенденции могут отслеживаться. Попробую поговорить с теми, кто плотно занимается темой так называемых "субурбий".
valera-spb (25 May 2020 - 17:48) писал:
Удаленка до ковида, imho, не была столь популярна
Это правда. Но вопрос в том, что не вся трудовая деятельность - офисная. Далеко не вся. Материальное производство и подавляющее большинство предприятий обслуживания (от коммунального и дальше) на удалёнку не переведёшь. Цифра: в Москве во время ограничений передвижения по заявкам было выдано около 3,3 млн. цифровых пропусков. Судя по всему, основное количество тем, кому нужно на рабочем месте физически присутствовать.
ogre (25 May 2020 - 21:20) писал:
Правда, у нас последнее время пригород уплотняли. Теперь, надеюсь, эту практику остановят.
Ну, во-первых, города-таки разные. Равно как и понятие "центра города".
И потом, речь не о "центр-окраина", а о "город-пригород (за городом)". В чём Вы правы, так это в том, что и это - не новая тема. Но обсуждалась до пандемии не так, чтобы активно.
Сообщение отредактировал peter_koen: 28 May 2020 - 10:05
#20
Отправлено 28 May 2020 - 10:04
Vlad_Biker (28 May 2020 - 02:31) писал:
Про ливнёвки (дождевую канализацию) опускаем: вопрос инженерный, кроме того, уже нормированный.
По остальному:
1. Зачем? (причём серьёзно, для чего?)
2. Есть федеральная норма в зависимости от качества жилья. В комфортном это больше одного парковочного места на квартиру;
3. ? (но почему нет?)
4. Детские площадки предусматриваются. Стадионы в федеральных нормах - нет, сейчас это отнесено на местный (иногда региональный) уровень. То есть наличие стадионов - это вопрос принятия нормативов градостроительного проектирования и генерального плана, вопрос степени участия граждан в процессе.
Сообщение отредактировал peter_koen: 28 May 2020 - 10:05
#22
Отправлено 29 May 2020 - 09:57
#25
Отправлено 29 May 2020 - 13:22
peter_koen (29 May 2020 - 09:57) писал:
Управление - несколько иной вопрос. При принятии градостроительных решений предполагается, что управление квалифицированное.
Кстати, деградация управления, начиная с политических кадров, характерна для всего мира. Эксперты связывают это с системой современного образования. На это накладывается система отбора кадров - развитый бизнес отбирает лучших на стадии обучения в университетах и по остаточному принципу "троечники" идут в "госслужащие". Отчасти согласен с этим
#26
Отправлено 29 May 2020 - 13:53
Aleksandr_III (29 May 2020 - 10:14) писал:
По тому, что вынесли из уроков пандемии (в т.ч. за границей): в архитектуре можно изначально закладывать возможность простой трансформации зданий, изменения функции ("...большой торговый центр (спортивный центр, etc.) превращается в госпиталь"); в городской структуре можно сокращать количество объектов/пространств, разрабатываемых для присутствия очень большого количества посетителей. Но это если следующий снаряд попадёт в ту же воронку.
ogre (29 May 2020 - 10:31) писал:
Имелись в виду город, буквально, в утверждённых границах населённого пункта, и сопредельные с ним застроенные жильём территории (смежные сельские населённые пункты, дачные общества и проч).
#27
Отправлено 29 May 2020 - 14:01
№13 (29 May 2020 - 13:22) писал:
Кстати, деградация управления, начиная с политических кадров, характерна для всего мира. Эксперты связывают это с системой современного образования. На это накладывается система отбора кадров - развитый бизнес отбирает лучших на стадии обучения в университетах и по остаточному принципу "троечники" идут в "госслужащие". Отчасти согласен с этим
Я тоже так не думаю. Но не потому, что проблема не требует, в числе прочего, и градостроительных решений. Требует.
С качеством управления - да, возможно. Кроме этого, как мне кажется, общее снижение общеобразовательного уровня. В выборных демократиях это позволяет идти во власть чистым популистам. И там, где демократии поменьше, это тоже много позволяет властям в части формирования картины мира для подведомственного населения. Но это за рамками моей компетенции, а вот снижение общего уровня образования, сложности с понимании причин и следствия - их видно, к примеру, на публичных слушаниях по проектам. Лет 10-12 назад эти мероприятия проходили иначе.
#28
Отправлено 29 May 2020 - 14:01
#29
Отправлено 29 May 2020 - 16:17
peter_koen (29 May 2020 - 13:53) писал:
#30
Отправлено 29 May 2020 - 16:48
У меня был обратный - где все и всегда было именно так, как вы описываете.
В будущем, с вводом роботакси, я думаю, владеть персональным транспортом будут единицы. Элита.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных