Терскей-Алатау, Центральный Тянь-Шань
#1
Отправлено 16 December 2019 - 13:29
Вообще с горными походами высоких категорий в нашем городе, прямо скажем, дела обстоят не очень. Последняя шестёрка состоялась в 2015г, по Киргизскому хребту, и тот походбыл для этой категории не очень сложным. Были и неудачные попытки пройти шестёрки по Заилийскому хребту в 2014г и по Центральному Памиру в 2017г, но выполнить категорию тогда по разным причинам не удалось.
Концепция предстоящего похода несколько раз менялась. Сначала планировалось идти в кооперации с москвичами по Киргизскому хребту, потом рассматривался вариант Памира. В конце концов выбор был остановлен на Терскее. Такое решение была обусловлено несколькими причинами. В последней редакции классификатора высокогорных перевалов категории многих препятствий были уменьшены, из-за чего на Заилийском теперь остался единственный перевал 3Б, равно как и на Алтае (а поход 6к.с. предполагает прохождение таких перевалов) - так что эти районы были отброшены. На Киргизском хребте слишком сыпет последнее время. На Кавказ просто не хотелось. На Памир, наоборот, хотелось, но руководитель мог провести поход только в августе, а опыт показывал, что в это время на Памир неожиданно может прийти ранняя зима. А вот Терскей — это неплохой вариант. Конечно, согласно последней редакции перечня перевалов на нём осталось всего два перевала 3Б, что мало. Предполагалось пройти оба. У района есть такие преимущества как сравнительно хорошая (по сравнению с Памиром) транспортная доступность, небольшие высоты (высшая точка - пик Каракол, 5280м), которые не требуют длительной акклиматизации, множество перевалов 3А. Всё это даёт возможность пройти если не чемпионскую, то достаточно сильную шестёрку. Так что в поход мы пошли именно на Терскей. Команда собралась для такого мероприятия весьма большая - 9 человек.
Ближайший крупный населённый пункт к Терскею — это город Каракол (бывший Пражевальск), расположенный на берегу Иссык-Куля. Ближайший крупный аэропорт — это аэропорт города Бишкек, куда мы и прилетели 3 августа. Затем - целый день в микроавтобусе по жарким дорогам Киргизии, и мы в Караколе. Заселяемся в небольшой отель, ночуем, с утра выезжаем в горы. Сначала завозим нашу первую заброску на метеостанцию в долину реки Чон-Кызыл-Су, затем заезжаем сами в долину Джеты-Огуз.
Наша команда на пути в Каракол. Все ещё чистые и свежие. Через четыре недели те из нас, кто дойдёт до конца, будут напоминать сборище бомжей после Хиросимы.
На следующий день мы относим вторую заброску в верховья долины. Оставляем газ и еду на вторую часть маршрута. Так же оставляем всякие вкусные штуки - например, арбуз и пиво. Заброску упаковываем в мешки, обсыпаем перцем, снаружи заливаем краской - стараемся чтобы животные не раскопали и не погрызли наше добро. Мешки закладываем сверху камнями.
Утро. Выходим заносить заброску.
Солнце поднимается выше.
Джетыогузская стена вдали.
Приток реки Джетыогуз.
Закладываем заброску в морену.
Первая часть маршрута очень простая, наш путь проходит через перевал Шаркиратма (1А). Основная задача в это время - плавная акклиматизация. Заодно набираем километрах. Наш путь проходит вначале по лесу, затем по травянистым склонам. Мы не спешим, привыкаем к высоте. Как правило во вторую половину для мы отдыхаем. Помимо нашего основного перевала Шаркиратма мы радиально сбегали на перевал Межозёрный. В конце концов, через три дня выходим к метеостанции и забираем заброску. С утра выдвигаемся в направлении главного хребта. Вот с этого момента уже можно сказать, что поход действительно начался.
Подходы под пер. Шаркиратма.
В одной из боковых долин.
Горное озеро на подходах.
На перевале Межозёрном.
Долина внизу.
Сняли перевальную записку.
Хребты внизу.
На выходе в долину Чон-Кызыл-Су.
Едим арбуз на метеостанции.
Местная собачка.
Лошадки.
Вечер в долине.
Коровы.
На фоне гор.
Солнце садится.
Лошадки.
Но до главного хребта ещё надо добраться. А для этого нужно перейти реку Чон-Кызыл-Су. Планируем это сделать с раннего утра по низкой воде, однако всю ночь накрапывал дождь, и вода не спала. Запасные дни у нас есть, но мы предпочитаем их не тратить, тем более что погода может и не улучшиться. Вместо этого решаем всё же переправиться через реку. Основная задача - пройти первому через этот поток грязной воды. Доброволец героически переходит реку, и мы натягиваем навесную переправу. На это уходит пол дня; за оставшиеся пол дня мы добираемся до озера под ледником Кельдеке. И уже на следующий день подходим под наш первый серьёзный перевал - Загадку Двойную (3А). Пока движемся- видим ледовый обвал прямо по одному из вариантов подъёма на наш перевал. Так что несколько корректируем наши планы, выбираем более безопасный путь, который, однако, выглядит чуть более сложным.
Идём вверх по долине.
Погода портится.
Вечереет.
Утренние туманы.
Думаем где лучше переправляться.
Подготовка.
Переправа первого.
Борьба с течением.
Начинаем натягивать.
Поехали.
Едем.
Верёвки через реку.
После переправы нужно перейти ещё несколько неглубоких притоков.
Погода улучшается.
Переход по долине.
Бараньи лбы.
Язык ледника.
Очередной вечер в горах.
На озере под ледником.
После заката.
Разломы льда.
На леднике.
Загадка двойная.
Укладываемся в палатки.
Путь за водой к ручейку на леднике.
Панорама на закате.
С вечера одной связкой протропили часть склона (жаль что я забыл фотоаппарат внизу - закатные виды оттуда были очень неплохими). С утра прошли по протропленному и начали вешать верёвки. Сначала - по фирну, станции на ледорубах и снежных якорях; работать в общем не сложно. Потом выходим на лёд; мы меняемся, и следующий лидер предпочитает двигаться без рюкзака — это позволило ему двигаться достаточно быстро и уверенно, так что дальше он так и шёл лидером не сменяясь. Несколько верёвок мы его рюкзак поднимали силами группы. Поскольку на данном перевале скорость группы определялась скоростью первого, то такой способ позволил сократить время подъёма. В средней части перевала мы предполагали уйти на ледовые полки, но там оказались сплошные разломы, пришлось лезть напрямик. Провесив 11 верёвок, вышли на седловину. Спуск - две верёвки, последний уходил без рюкзака с нижней страховкой. Выходим на ледник Колпаковского, ночуем.
На станции.
Вверх по ледовому кулуару.
Работа лидера.
В разломах.
Жумаринг.
На склоне.
Работаем.
Долина, из который мы поднялись.
Верёвка через разломы на седловине.
Разведываем спуск.
Короткий дюльфер.
Ледник Колпаковского, нам сюда.
Уходим в связках.
На следующий день у нас по плану перевал Советских Педагогов (2Б). Как и многие перевалы на Тянь-Шане, этот перевал односторонний - вся сложность у него сосредоточена на одной стороне, а вторая сторона простая и короткая. Выход на седловину с нашей стороны по закрытому леднику, он никакой сложности не представляет. Мы идём этот перевал как раз на спуск.
Перевал с определяющей стороны камнеопасен. Поэтому мы аккуратно смотрим, где лучше начать спуск. Решаем начать от скал слева от седловины; там же находим старые спусковые петли — значит всё правильно делаем. Спуск оказывается заковыристым. Первую станцию делаем не от скал, как наши предшественники, а на льду. От неё все вместе спускаемся на скальную полочку, где скучиваемся под небольшим скальным навесом. Сдёргиваем первую верёвку. И затем провешиваем четыре верёвки до самого низа. Первая верёвка - по разрушенным скалам, остальные - по льду. И дальше проходим эти четыре верёвки подряд по очереди - пока предыдущий участник не пройдёт их все и не достигнет самого низа, следующий не начинает спуск. Причина проста - очень высокая камнеопасность, почти невозможно пройти первую верёвку, не скинув случайно камни вниз. Стараемся всё делать очень быстро. Так как в своей верхней части перевал скальный, часть участников сняла кошки. И это было спорное решение - дюльферять по крутому ледовому склону без кошек очень неудобно. На спуске произошёл самопроизвольный сход камней, когда ребята работали на съёме верёвок. Однако всё обошлось синяком.
В самом низу перевала находится небольшой бергшрунд, который можно преодолеть либо перепрыгнув, либо по снежному мосту. Там со мной произошёл конфуз: я решил пройти по снежному мосту, но прошёл неудачно, мост обвалился, и я провалился в берг. В берге темно, неуютно, и очень мокро. Так как это была последняя верёвка, то она не была закреплена снизу, на что я почему-то рассчитывал; тем не менее, чуть-чуть побарахтавшись, удалось выбраться.
Подъём в связках.
Групповой портрет.
На седловине.
Вид на перевал 50 лет Советской Киргизии с неопределяющей стороны.
Первая верёвка вниз.
Спуск последнего по двойной верёвке.
Вид снизу перевала. Если сильно приглядеться, можно найти человека на ледовом склоне. А если искать совсем внимательно, можно найти и всю группу на скальной полочке.
Погода портится. Идёт мерзкий снегодождь. Натягиваем тент, прячемся в палатках. По плану на следующий день у нас наш очередной перевал 50 лет Советской Киргизии. Перевал тоже односторонний, и тоже определяющая сторона у него на спуск. Однако погода и на следующий день плохая, так что сидим на месте. Запасные дни у нас есть, поэтому особо не волнуемся. Отдыхаем под грохот камней с перевала Советских Педагогов. Под вечер снег прекращается, и погода налаживается. Готовимся к раннему выходу, ложимся спать. Завтра по плану - прохождение первого из двух заявленных определяющих препятствий похода.
Низкая облачность.
На вынужденной днёвке.
Из палатки вылезать лишний раз не особо хочется.
Под вечер погода улучшается.
Иногда можно и пофотографировать.
(продолжение следует...)
#5
Отправлено 17 December 2019 - 15:07
Sapiens (16 December 2019 - 14:32) писал:
Да всё то же самое. Камера Pentax K-1, объективы Pentax 28-105 и Pentax 15-30. В этот раз 77 Lim не брал из-за веса. По этим объективам я отписывался в соответствующих темах про оптику. Могу ещё раз отметить что 28мм на ките - это в горах оказывается откровенно мало, возможно заменю его на 24-70. Вот был бы в системе 24-120/f4 - взял бы его не задумываясь.
Сообщение отредактировал EvgeniyK: 17 December 2019 - 19:09
#6
Отправлено 19 December 2019 - 20:04
Двигаемся к седловине.
На склоне.
Горы внизу.
Погода так себе.
Идём дальше.
Отсюда - или вниз, или назад.
Погода очень переменчива. Иногда случаются периоды прояснения, но большую часть времени погода не лётная, видимость иногда уменьшается до десяти метров. К вечеру погода улучшается, нам показывают закат.
Наш лагерь.
Под вечер.
На закате.
Однако и на следующий деньпогода не становится лучше. Прогноз, который мы получаем по спутниковому телефону, не радует. Лежим почти как в больнице, только на высоте 4600м. Если сверху не сыпет снег- вылезаем только поесть, впротивном случае дежурные приносят еду прямо в палатку. Мы постепенно начинаем экономить еду - у нас появляются подозрения что мы тут можем встрять дольше чем мы бы того хотели. С газом проблем нет - мы используем горелки MSR Reactor для кипячения воды, а наш завснар, привыкший ходить на бензине, не поверил в их экономность и взял газа намного больше чем это было нужно. Впрочем, в такой ситуации мы скорее рады такому промаху.
Ночью стал падать снег уже в каком-то невообразимом количестве. Вылезаем из палаток каждые два-три часа чтобы откопаться - засыпает капитально. В середине ночи у одного из участников стало плохо с сердцем. Звоним по спутниковому в страховую, и они нам согласовывают эвакуацию вертолётом. Однако погода по прежнему плохая, вертолёт не прилетит. По прогнозу погодное окно только на следующий день. Меж тем снег всё продолжает падать. А свежий снег — это всё возрастающая лавинная опасность. И теперь мы беспокоимся уже не столько о том, чтобы продолжить запланированный маршрут, сколько о том, чтобы вообще выбраться отсюда.
Пейзаж без цвета.
Наша кухня.
Откапываемся.
В негу.
Ужин в палатку.
А варианта у нас три. Первый - спуск с перевала, на котором мы находимся. Перевал сложный, а после снегопадов ещё и лавиноопасный. Второй вариант - выход в Кумтор через ледник Бороко. Однако путь туда тоже не прост, он занимает три дня по глубокому снегу(а у нас запасы еды на исходе); к тому же для того чтобы туда попасть необходимо преодолеть ледопад, который в текущих условиях представляет собой отдельное нетривиальное препятствие. Третий вариант — эвакуация всей группы вертолётом. С утра по спутниковому телефону звоним в страховую, и нам согласовывают эвакуацию всей группы. Большой вертолёт есть, и готов вылететь при хорошей погоде, которую обещают на следующий день. Так что ждём ещё сутки.
Вертолёт обещают в 6 утра. Встаём рано - погода действительно идеальная. Ветра нет, ясно. Вытаптываем более-менее ровную площадку на снегу. Правда опыта приёма вертолётов ни у кого из нас нет, делаем как можем. Ждём вертолёт. Звоним. Нам сообщают что вертолёт откладывают. Ждём. Холодно. Вертолёта всё нет. Звоним ещё раз. И через некоторое время нам сообщают что единственный доступный крупный вертолёт улетел на пик Победы - там в это время происходили поисково-спасательные работы, искали пропавших альпинистов.
Облом. Пока пытаемся выяснить что да как, какие ещё есть варианты - теряем время. Если пойдём вниз с перевала сейчас - не успеем спуститься до темноты.
Топчем площадку.
Рассвет.
Через седловину перевала виден Ак-Шийрак.
Согреваемся.
В ожидании вертолёта.
Состояние организма - специфическое. С одной стороны, акклиматизация уже должна быть хорошей. С другой стороны - на лицо все признаки горняшки. Возможно, от долгого лежания, возможно что от сокращённого рациона. Раз время потеряно - вдвоём с ещё одним человеком идём на соседнее понижение в хребте. Проходим 600м за час без рюкзаков, проваливаясь иногда по развилку. Выходим на понижение. Спуск отсюда небось на первопроход 3Б* потянет. Видим Иссык-Куль. А внизу снега насыпало до зоны леса. Да, идти по такому снегу до Кумтора - не лучший выход.
Выходим на понижение.
Иссык-Куль вдалике.
Зимние горы.
Вертолёт не прилетит. Снова поставили палатки.
По прогнозу завтра опять погода портится, и когда следующее окно - непонятно. Еды осталось совсем мало. Принимаем решение, если вертолёт завтра не вылетит в 7 утра, уходить через наш перевал. Вечером смотрим как лавины сходят с соседнего склона. Да, может это и хорошо, что день мы потеряли - за это время склоны подчистились от снега. Меж тем больному становится сильно лучше, он отлежался и принял таблетки. В текущем своём состоянии он вполне способен спуститься с перевала.
Закатные кадры.
Следы лавин на соседнем склоне.
С утра погода снова нелётная. Пока народ собирается, вдвоём протрапливаем до седловины. Возвращаемся. Вертолёт, как говорят, готов вылететь, как только погода будет нормальной. Но тенденция к ухудшению погоды очевидна. Принимаем волевое решение спускаться своими силами. Выходим на седловину, начинаем вешать верёвки. Снега много, до льда не докопаться. Первая верёвка - на снежном якоре, с крутым спуском вниз, на личной технике не спуститься. Работаю последним, отдаю свой рюкзак ребятам, чтобы снизить свой вес. Решаем оставить расходный якорь. Однако не всё так просто - на спуске верёвка не сдёргивается, слишком много снега, она в нём застревает. Ползу наверх, от ледоруба, страхуясь жумаром. Да, косяк, конечно. Второй раз в жизни приходится так извращаться. Исправляю проблему, спускаюсь, сдёргиваем. Пара следующих верёвок - на плохом льду, оставляем там по ледобуру —считаем что проушина там будет ненадёжна. Спорное решение, честно говоря. Ну да ладно. Дальше опять несколько станций на снегу, но там уже можно спуститься на личной технике с нижней страховкой. И снова лёд, но уже более прочный.
А погода портится. Видимость исчезает на первой же верёвке. Где-то на четвёртой верёвке пошёл снег. К счастью, сыпалась крупа, которая тут же ссыпалась по склону. Работать в таких условиях очень неприятно — станции приходится откапывать, это замедляет работу. Станции на бурах — ещё ничего, но если станция на ледорубах, то это вообще специфическое развлечение: пока на нём стоят, сверху образуется весьма плотный кусок фирна, который надо расковырять чтобы ледоруб вытащить. Но это не так-то просто, когда единственное чем можно копать — это жумар. Когда первый ледоруб оказывается извлечён, достать второй становится уже проще. Но зато крупа не накапливается на склоне — это хорошо, меньше лавинная опасность.
В конце концов, провесив 18 верёвок, доходим до самого низа. Чуток спуска на личной технике в заключение - и мы на леднике. Уработались. Сумерки, с фонариками ставим лагерь. Путь вниз открыт. И теперь у нас есть два варианта: либо мы выходим к метеостанции, после чего заканчиваем маршрут, или идём к заброске, где нас ждёт еда, и у нас сохраняются шансы пройти хотя бы минимальный набор препятствий для шестёрки. Второй вариант короче, но сложнее - путь идёт через перевал Алайма (2Б). Нам этот перевал придётся пройти на спуск.
Тучи внизу.
Групповая фотография на седловине.
Дюльфер в тумане.
На станции.
Сброс верёвки в непогоду.
Спустились.
Решаем попробовать пройти именно по второму варианту. Если что - чуть свернём и выйдем к метеостанции. Погода с утра хорошая.Впрочем, небо снова быстро заволакивает. Начинается снег. Двигаемся по леднику, много трещин, которые чуть присыпаны недавним снегопадом. Много тропёжки. Подъём на Алаймутехнической сложности не представляет -идёшь вверх, правда по колено в снегу. На спуске вешаем четыре верёвки. Весь склон белый, старых спусковых петель не видно. Станции на отколах кроме последней; последняя станция на крючьях. Крючья оказались уже забиты чужие, мы их просто перебиваем. С этой станции - отвесная стена вниз. Под перевалом готовим на обед последнее что у нас осталось из еды - пакетик с сухим молоком и сахаром, который на одном из завтраков забыли кинуть в утреннюю кашу. Спускаемся в долину по мерзкой сыпухе, присыпанной сверху снегом; в кошках неудобно, но без них ещё хуже. Вываливаемся в долину. Бежим по ней вниз.
Вид на перевал с утра.
На леднике.
Подъём на пер. Алайма.
Первая станция на седловине.
Начинаем вешать.
Станция на отколе.
Спускаемся.
Станция на крючьях.
Наш перевал.
Идём в долину.
Зелёнка близко.
Уже внизу.
Сумерки.
Но до заброски в этот день нам всё равно не добраться; максимум - слияние рек Джеты-Огуз и Айланыш. Выходим туда уже в темноте. Это уже зелёнка, рядом стоят пастухи, у них разживаемся айраном, лепёшками, прочей снедью. Едим и ложимся спать. Всё, вроде бы пока что спаслись.
Встаём с утра поздно, спешить некуда. Сегодня наша цель - дойти за пару часов до заброски. У нас нет шансов пройти остаток маршрута по плану, но есть возможность попробовать всё же выполнить категорию, пройдя минимальный набор препятствий. Три участника хотят покинуть маршрут, они решили что с них достаточно. Собравшись, они уходят вниз по долине. Мы отдаём им всё ненужное снаряжение — одну верёвку (у нас остаётся четыре), скальное железо. Итак, нас остаётся шестеро.
Доходим до заброски, раскапываем её. Всё цело, даже арбуз, который мы туда положили две с половиной недели назад, не протёк. Теперь у нас избыток еды и газа. И наша задача - за оставшиеся 7 дней пройти два перевала 3А.
Перебираем верёвки.
Сушим снаряжение.
Сошедшие.
Дождь скоро.
Лошадки.
Тени в долине.
Арбуз спасён!
(продолжение следует...)
#7
Отправлено 22 December 2019 - 19:05
А вариант у нас по большому счёту только один — это перевал ВГУ-400 и перевал Западное плечо пика Каракол в связке с пер. Васильева. Если будет возможность, то мы можем попробовать залезть и на высшую точку района, собственно пик Каракол. Нас стало меньше, это обычно плохо. Однако в данной ситуации группа стала компактнее, мобильнее, целеустремлённее. Ну что же, пора идти. Снова вверх.
Арбуз.
Костёр.
Камни в долине.
Сушим вещи.
Арык.
Айланыш.
Главный хребет.
Менгиры.
На рассвете.
Идём по долине. Чувствуется дыхание осени. На склонах Джетыогузской стены лежит свежий снег. Периодически он сходит впечатляющими лавинами. Идём пол дня - до уютного кармана морены. Смысла идти сегодня дальше нет, там ледопад, всё равно до ровного места на леднике не успеем. Вечером сбегали на соседний травянистый склон, посмотрели на завтрашний путь. Идти нам между скалами и ледопадом, и хорошо бы пройти там как можно быстрее. Виден перевал Терскей - вторая 3Б, которая была у нас запланирована к прохождению. Сложный скальный перевал на подъём, идётся два или три дня. Но в этот раз нам туда не светит.
Выходим с утра.
Дыхание осени.
Зелень.
Подходим к главному хребту.
Лавина.
Джетыогузская стена. Нам в дырку в левой её части.
С утра следующего дня льёт дождь, видимости нет. Мы немного нервничаем - дней у нас не так много, не хотелось бы встрять. Но через пару часов облака уходят, а мы стартуем в направлении ледника. Много снега, начинается тропёжка, сначала простая, потом сложнее. Выходим на лёд, начинаем обходить трещины. В это время погода резко портится, видимость падает, дует ветер, идёт снег. Но деваться некуда, нужно как можно быстрее пройти мимо ледопада и выйти на плато перед перевальным взлётом. Я троплю, так что не до фотографий, да и снимать то особо нечего - туман и снег. Со скальных склонов пошли снежные ручейки. Выглядит необычно - кусок склона просто состоит из ползущего снега; двигается только верхний слой, так что они переходятся без проблем. Распутываем лабиринты трещин, выходим на снежное плато, в сильный ветер и снег ставим палатки. Только поставились - погода опять резко меняется, снова ясно и безветренно. Смотрим как со скал на наши следы сходят лавины.
На леднике.
Плато под перевалом.
Маленькие лавины.
Место ночёвки.
Любуемся.
Закат.
Синие хребты.
Наш перевал ВГУ-400 (3А) - снежно-ледовый, причём в некоторые года он бывает снежным настолько что его можно пройти полностью на личной технике. Рядом с ним виден перевал Васильева (2Б), в принципе такой же, только пониже. Ну что же, с утра идём наверх. Тропёжка. Сначала - по щиколотку, и в принципе можно идти с рюкзаком. Потом склон становится круче, а снега - больше. Лучше бы тропить без рюкзака, но мы идём в связках, это усложняет процесс. По-видимому, оптимальный вариант - связка тропит без рюкзаков, возвращается назад, забирает рюкзаки. В это время вторая связка начинает тропить склон. Двигаемся таким образом, меняя лидеров связок, но всё равно скорость очень низкая. На снежном мосте через первый берг снега реально по грудь. Да и вообще снега много, он сходит лавинами из кулуаров напротив, а в середине дня начинает сходить и на нашем перевале рядом с нами. Одну лавину мы спускаем сами. Стрёмно, хочется двигаться быстро, но снега слишком много. Опасаемся, что за день можем не успеть подняться, и морально готовимся повернуть назад. И тут в самый последний момент выходим на единственное место на перевале, где можно переночевать - полку в разломах ледника. Полка шикарная, просторная. Ставим палатки. Склон имеет северную ориентацию, и наша Турайя не ловит сигнал, так что прогноза погоды на завтра мы не получаем. Вечером закат, и нам показывают прекрасные пейзажи. Виден Иссык-Куль.
Тропёжка.
К перевалу.
Закатные виды.
Ужинаем.
Вот такие тут виды.
Солнце всё ниже.
Почти зашло.
Соседний перевал Васильева.
На фоне палатки.
Иссык-Куль.
Красная палатка.
С утра сильный ветер, метель, но видимость прекрасная. Долго ковыряемся за приготовлением завтрака, приходится готовить в тамбуре - иначе не разжечь горелки. Собираемся, выходим. Двигаемся по глубокому крутому снегу. Преодолеваем второй берг, выходим на финишную прямую. Видим седловину, на ней карниз - нужно обойти чуть в стороне. Склон становится круче, а снега становится меньше - с одной стороны двигаться проще, с другой - уклон всё ещё позволяет пользоваться личной техникой, а не вешать перила. Иду лидером. В верхней части фирн склон совсем крутой, а фирн покрыт жёсткой ледовой коркой. Выбираюсь на выполаживание, делаю станцию, организую перила - одну верёвку нам всё же пришлось провесить. Группа выползает наверх. Доходим до седловины, фотографируемся, отправляем СМС по спутнику что мы живы. Двигаемся к нашему следующему перевалу - Западному плечу пика Каракол.
Опять ровный ледник, опять тропёжка. Хорошая акклиматизация помогает. Тропим по очереди, с рюкзаками. К вечеру выходим в цирк под перевалом. Рядом с нами находится пик Каракол. До него рукой подать, и он не супер сложный - 8 верёвок, в принципе можно попробовать сходить радиально, тем более что он у нас заявлен в маршруте. Смотрим очередной красивый закат. Но с утра погода не очень, и она ухудшается - когда мы позавтракали и готовились к выходу, видимость сильно упала. В таких условиях идти нельзя, а у нас есть ещё еды на три дня; поскольку есть возможность отсидеться - отсиживаемся. Так безопаснее. Высота 4900м.
Разломы ледника.
Траверс.
Вверх по снегу.
Последний переход до стоянки.
Глыбы.
Отблески на воде.
Очередной закат.
Дорожка следов.
Наша стоянка.
Раскалённый шар над царстовом вечного ххолода.
Последние краски.
С утра снова хорошая погода. Всё, надо валить вниз. Никаких Караколов. Идём на седловину перевала Западное плечо пика Каракол (3А). С нашей стороны заход ногами через пересыпанный берг. По GPS высота седловины - 5022м, высшая точка нашего похода. Путь вниз - по снежному склону. Склон выводит на седловину пер. Васильева, уже с которого нам нужно свалится в долину. На спуске очень глубокий снег; с одной стороны, немного стрёмно что он может пойти лавинами, с другой - спуск стал сравнительно простым и приятным. Немного петляем между разломами, и выходим на Васильева. Отсюда открывается прекрасный вид на пройденный нами перевал ВГУ-400.
Нам надо дальше вниз. Рассчитываем, что этот склон будет проще. Но нет - он оказался крутым и изрезанным ледовыми сбросами. На наших глазах в двадцати метрах под нами сходит очередная лавина. Нужно идти быстро. В более низких категориях менее опытным участникам тут однозначно надо вешать перила, но наша группа может позволить себе пройти на личной технике. Всё ради скорости, скорость — это жизнь. Участки крутого жёсткого фирна чередуются с участками рыхлого снега. Наконец вываливаемся на ледник Онтор Западный. Всё, технический минимум для шестёрки выполнен.
С утра.
Тропим в связках.
Нам в эту долину.
Прямо под нами - перевал Васильева.
С флагом.
Вид с пер. Васильева на пер. ВГУ-400.
На фоне неба.
На склоне.
Крутой участок.
Жёсткий фирн.
На личной технике.
Вид на пер. Васильева.
Осталось выйти в цивилизацию. Но это уже не сложно. Сваливаемся с ледника, вниз, в долину. И на следующий день, 29 августа, выходим в альплагерь Каракол. Поход окончен.
Последний рассвет в этом походе.
Над рекой.
Уходим всё дальше от гор.
В долине реки Каракол.
У альплагеря.
Те, кто дошёл до конца.
Отписываемся в МКК, принимаем поздравления. Празднуем в Караколе. Выяснилось, что местное вино “Арчи” - весьма неплохой напиток. Отъедаемся, отогреваемся. На следующий день переезжаем в посёлок Тосор на южном берегу Иссык-Куля. Едим дыни, арбузы. В ночь выезжаем в Бишкек, и самолётом летим в Москву. Оттуда - кто на поезде, а кто следующим авиарейсом - до Санкт-Петербурга. После такого отдыха нужен, конечно, ещё месяц отпуска, но отдыхать придётся на работе. По крайней мере, там хоть не холодно, сверху не падают камни, не сыпят лавины, не нужно тропить по колено в снегу, достаточно кислорода, и можно есть сколько влезет. Что уже неплохо.
Сообщение отредактировал EvgeniyK: 22 December 2019 - 19:12
#8
Отправлено 23 December 2019 - 09:05
Но ИМХО горы того стоят, я лично без них не могу, хотя езжу туда не спортом заниматься.
Спасибо за фото-рассказ, посмотрел с удовольствием.
Сообщение отредактировал Sapiens: 23 December 2019 - 09:07
#10
Отправлено 24 December 2019 - 04:28
#11
Отправлено 24 December 2019 - 11:54
Leonid L. (23 December 2019 - 17:25) писал:
Жаль не часто радуеете.
...
Sapiens (24 December 2019 - 04:28) писал:
Сообщение отредактировал EvgeniyK: 24 December 2019 - 12:02
#12
Отправлено 24 December 2019 - 19:12
EvgeniyK (24 December 2019 - 11:54) писал:
Несмотря на все трудности, вам удалоь привезти снимки выставочного качества в количестве не пальцах рук
Сообщение отредактировал Leonid L.: 24 December 2019 - 19:13
#13
Отправлено 25 December 2019 - 00:14
Leonid L. (24 December 2019 - 19:12) писал:
Фотомаршруты - скучно. А вот руководить - собственно на ближайшие один-два летних сезона планы именно такие. Только там всё равно приходится контролировать обстановку, голова не фотографией занята.
#14
Отправлено 25 December 2019 - 13:46
Планируешь дневной переход вдвое (или больше короче) с дневным обедом-сном, что бы в режим попадать и утром и вечером.
В Норвегии, например, можно ездить на машине, ночевать в кемпингах и ходить налегка через день в фоторадиалки в горы.
ЗЫ Ни водные, ни лыжные, ни вело маршруты не получается сделать полноценными фотомаршрутам.
Сообщение отредактировал Leonid L.: 25 December 2019 - 13:47
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных