Основные улучшения:
- Переработано оформление интерфейса пользователя и предложен новый набор легковесных тем оформления с монохромным набором пиктограмм.
- Возможность использования ранее предлагаемого набора цветных пиктограмм сохранена, при этом темы оформления теперь могут устанавливаться отдельно от наборов пиктограмм.
- Возможно автоматическое увеличение размера пиктограмм на экранах с высокой плотностью пикселей (HiDPI);
- Повсеместный перевод внутренних подсистем GIMP на фреймворк обработки изображений GEGL (Generic Graphics Library), вместо устаревшего API пиксельной обработки. GEGL предоствляет средства для выполнения операций по недеструктивному редактированию изображений с возможностью обработки больших массивов данных, превышающих размер ОЗУ. Использование GEGL позволило повысить эффективность обработки изображений и добиться увеличения глубины цвета на канал, которая ранее была ограничена 8 битами.
- Благодаря GEGL в GIMP 2.10 появились такие возможности, как поддержка глубины цвета в 16 и 32 бит на канал (как целочисленные, так и с плавающей точкой), поддержка формата OpenEXR, предпросмотр результата применения фильтров на основном холсте с изображением, высококачественное уменьшение масштаба. Возможность работы с большой глубиной цвета на канал реализована для форматов OpenEXR, PNG, TIFF, PSD и FITS;
- Реализован режим многопоточной обработки в GEGL, который позволяет организовать распараллеливание операций GIMP с задействованием имеющихся в системе ядер CPU. Для отключения многопоточности в настройках (Preferences/System Resources) можно принудительно выставить ограничение в одно ядро CPU. Кроме того, возможно применение OpenCL для выноса на GPU операций рендеринга и обработки изображений. В ядро GIMP и библиотеки GEGL и babl внесены оптимизации для ускорения отрисовки и вывода информации на экран, которые должны компенсировать замедление отрисовки, наблюдаемое в ветке 2.10 по сравнению с 2.8. Обеспечено выделение в отдельные потоки операций отрисовки, что существенно повысило отзывчивость интерфейса;
- Поддержка использования любых фильтров GEGL и их повторного запуска из меню со списком недавно используемых фильтров ("Filters/Recently"). В форму GEGL-фильтров переведены инструменты постеризации и обесцвечивания (Posterize и Desaturate), на использование GEGL-буферов переведены фильтры Tile и Pagecurl. В состав включён фильтр Highpass для повышения детализации на фотографиях. Добавлены фильтры вейвлетного разложения (Wavelet Decompose) и плагин Extract Component для извлечения цветовых каналов CMYK K и LAB L* из изображений;
- Реализована возможность разделённого предпросмотра для фильтров на базе библиотеки GEGL, при котором двигая разделительную полосу можно с одной стороны видеть состояние до применения фильтра, а с другой - после;
- Возможность использования профилей управления цветом ICC v4, позволяющих обеспечить единую цветопередачу изображений вне зависимости от устройств и приложений, используемых в процессе создания, обработки и печати. Поддержка ICC v4 реализована через интеграцию с библиотекой LittleCMS 2, что также дало возможность решить проблемы с совмещением цветовых пространств при вставке одного изображения в другое. При применении ICC-профилей на основе матриц преобразование изображений между разными цветовыми пространствами реализовано при помощи библиотеки babl, обеспечивающей более высокую производительность. Расширены средства для работы в линейных цветовых пространствах. Добавлена возможность переключения между двумя режимами представления слоёв - линейным (по умолчанию) и перцепционным (ранее предлагаемый вариант).
Средства управления цветом интегрированы в различные инструменты GIMP, например, в предпросмотр образцов цвета и градиентов, шаблоны, различные виджеты работы с цветом, инструмент определения цвета и т.п. Изображения в градациях серого теперь тоже являются цветоуправляемыми. Добавлена опция, позволяющая выбрать ICC-профиль для встраивания в изображение, а также представлено новое меню для управления цветопередачей и диалог настройки системы управления цветом. Добавлена опция для выбора режима оптимизации - скорость или качество. Реализована опция для сохранения ICC-профиля в файл. - Реализован диалог для просмотра и редактирования метаданных в форматах Exif, XMP, IPTC и DICOM, а также возможность импорта/экспорта метаданных из файлов XMP;
- Новые и усовершенствованные инструменты:
- Новый унифицированный инструмент трансформации, объединивший инструменты для вращения, масштабирования, наклона и изменения перспективы. Инструмент позволяет управлять трансформацией прямо на холсте, без вызова дополнительного диалога. Во всех инструментах трансформации по умолчанию отключен показ сетки, а в процессе интерактивной трансформации оригинальный слой теперь скрывается, так как может мешать просмотру результата;
- Новый инструмент для использования кистей от проекта MyPaint. Кисти MyPaint доступны через привычный встраиваемый в интерфейс диалог управления кистями, поддерживающий теги и предпросмотр;
- Режим симметричного рисования, доступный через встраиваемый диалог "Symmetry Painting" и позволяющий организовать симметричный вывод во всех инструментах рисования (вертикальное и горизонтальное зеркалирование элементов, круговая симметрия (мандала), мозаичный вывод и т.п.);
- Новый инструмент деформации изображений (Warp Transform), заменивший собой плагин iWarp и позволяющий интерактивно деформировать части основного изображения без открытия окна предпросмотра. В инструменте присутствует опция для отключения предпросмотра с высоким качеством картинки, который не всегда необходим;
- Обновлён инструмент заливки градиентом, с которым теперь можно работать без дополнительных диалогов, формируя параметры заливки прямо на холсте. В том числе можно создавать, выбирать, сдвигать, удалять и настраивать точки управления цветом заливки, изменять режимы смешивания и окраски сегментов между точками заливки, создавать промежуточные точки заливки. По умолчанию предлагаемые градиенты теперь можно редактировать. При внесении изменения в градиент, размещённый в системном каталоге, автоматически в локальном каталоге пользователя создаётся копия этого градиента, которая сохраняется для всех сеансов пользователя. Добавлена возможность работы в линейном цветовом пространстве RGB, помимо перцептуального RGB и CIE LAB. Инструмент для работы с градиентами переименован из "Blend tool" в "Gradient tool";
- В инструмент выравнивания (Align) добавлена поддержка вертикальных и горизонтальных режимов заливки;
- В инструменте выделения переднего плана появились средства субпиксельного выделения для решения проблем с выделением сложных объектов, таких как волосы на текстурированном фоне. Добавлены два новых типа масок и обновлён интерфейс пользователя;
- Новый инструмент "Ручки трансформации" (Handle Transform), предлагающий необычный подход к организации масштабирования, вращения и изменения перспективы через манипуляцию ручками, размещаемыми на холсте;
- Экспериментальный инструмент деформации по нескольким точкам (N-Point Deformation) - позволяет согнуть объект, сохраняя его естественный вид;
- Экспериментальный инструмент для бесшовного клонирования (Seamless Clone) - упрощает слияние кусков одного изображения с другим, благодаря сопряжению яркости и цветности вставляемого и исходного изображений;
- В инструменты Fuzzy Select и Bucket Fill добавлена функция выделения или заполнения со срабатыванием заливки для соседних по диагонали пикселей;
- Добавлен новый режим проброса (Pass Through) групп слоёв, позволяющий смешивать слои внутри группы непосредственно с нижележащими слоями без создания групповой проекции;
- Обновлён диалог с параметрами слоя (Layer Attributes), который теперь позиционируется как единый интерфейс для управления всеми атрибутами слоя, включая имя слоя, режим смешивания, смещение, прозрачность, видимость, статус привязки, закрепление и выставленные цветные метки;
- Для упрощения управления большими проектами с множеством слоёв и групп представлена возможность выставления цветных меток;
- Доведены до полной готовности средства для применения масок к группам слоёв;
- Улучшены средства вращения холста - ползунки, полосы прокрутки и диалог навигации теперь адаптируются к изменениям при вращении;
- Улучшена реализация движка кистей - для растровых кистей теперь кэшируется изначальная жесткость и с целью оптимизации производительности не меняется динамически. Появилась возможность привязки кисти к уровню масштабирования и углу поворота холста;
- В инструмент выделения добавлена команда "Remove Hole" для включения серии небольших областей, оставшихся непомеченными при автоматическом выделении;
- В инструменте изменения границ добавлена опция для выбора цвета заливки для пустых областей, появившихся после увеличения размера;
- Новый унифицированный инструмент трансформации, объединивший инструменты для вращения, масштабирования, наклона и изменения перспективы. Инструмент позволяет управлять трансформацией прямо на холсте, без вызова дополнительного диалога. Во всех инструментах трансформации по умолчанию отключен показ сетки, а в процессе интерактивной трансформации оригинальный слой теперь скрывается, так как может мешать просмотру результата;
- Расширено использование цветовых пространств CIE LAB и CIE LCH: Для связанных с цветом диалогов реализован блок выбора цвета на основе LCH, который со временем заменит устаревший блок на базе HSV. В меню Colors добавлен новый фильтр Hue-Chroma, который работает по аналогии с фильтром Hue-Saturation, но только в цветовом пространстве CIE LCH. В инструментах Fuzzy Select и Bucket Fill появилась возможность выбора цветов через CIE-составляющие L, C и H. Инструмент определения цвета (Color Picker) и диалог Sample Points теперь отображают значения цвета пикселей в том числе в представлениях CIE LAB и CIE LCH;
- Процесс установки масок оптимизирован с учётом потребностей людей, которые используют очень большое число масок в своих проектах. GIMP теперь запоминает последние применённые параметры маски и позволяет быстро создавать, применять и удалять маски при помощи клавиатуры или новой кнопки в диалоге манипуляций со слоями;
- В диалоге "Select/Border" добавлена возможность выбора стиля границы выделения: жесткий, плавный и переходящий;
- Улучшение режимов смешивания слоёв. Режим Overlay теперь отличается от режима Soft Light и основан на использовании метода, применяемого в спецификациях PDF и Web API (Compositing and Blending Level 1). При открытии старых файлов XCF для сохранения раскладки будет автоматически применяться режим Soft Light, но для новых слоёв используется режим Overlay.
- Улучшение средств для "цифровой живописи": рисование на наклонённом или повёрнутом холсте, привязка размера кисти к уровню масштабирования, добавление в инструменты ползунков для регулирования твёрдости и силы нажима;
- Большая часть кода взаимодействия с холстом перенесена из инструментов, таких как выделение области, в универсальные блоки, которые можно вызывать из разных инструментов. Подобная реструктуризация открывает большие возможности по модернизации методов работы в пользовательском интерфейсе, например, можно будет создавать инструменты, которые смогут использовать возможности других инструментов. Кроме того, фильтрами на базе GEGL теперь можно управлять прямо с холста без дополнительных диалогов;
- Добавлен фильтр Clip Warning для визуализации на фотографии областей со слишком малой или слишком большой экспозицией, на которых наблюдается пропадание деталей в тёмных или светлых местах;
- В меню Colors добавлен фильтр "Shadows-Highlights", позволяющий раздельно откорректировать тени и блики. Реализация фильтра создана по мотивам аналогичной функции из программы обработки фотографий Darktable;
- В фильтрах цветокоррекции по кривым и уровням добавлена возможность переключения между двумя режимами представления слоёв - линейным и перцепционным. В том числе, корректировку по уровням в перцепционном режиме можно применять к линейным изображениям или корректировку по кривым в линейном режиме можно применять к перцепционным изображениям. Аналогичные переключатели добавлены в панель корректировки по гистограммам;
- Расширен интерфейс настройки, добавлены новые разделы: Playground для управления включением экспериментальных возможностей, и Behaviour для изменения поведения по умолчанию. В раздел Toolbox перемещены средства для показа/скрытия инструментов на панели. Добавлена возможность настройки параметров диалогов по умолчанию ("Preferences/ Interface / Dialog Defaults"). В интерфейс конфигуратора добавлена поддержка вертикальной прокрутки, позволяющая уместить большее число настроек без их дробления на отдельные секции;
- По аналогии с командой Paste in Place в Inkscape реализована возможность для вставки контента из общего буфера обмена или именованных буферов обмена в то же самое место, т.е. в позицию из которой контент был изначально скопирован, а не по центру видимой области;
- Диалог подтверждения выхода больше не выводится, если все открытые изображения сохранены или не изменялись;
- Возобновлена поддержка плагина для отправки изображений через почтовый клиент. Для вызова почтового клиента применяется утилита xdg-email, в качестве опции также поддерживается прямая отправка вложения при помощи sendmail.
- Добавлена возможность выбора языка для отображения руководства пользователя (Interface > Help System), независимо от применяемой локали (например, когда пользователь хочет видеть интерфейс на английском, а руководство на русском языке);
- Представлена новая закрепляемая панель Dashboard, содержащая индикаторы для отображения потребления ресурсов, которые можно использовать для оценки состояния после применения тех или иных операций и настроек;
- Появилась возможность использования программ Darktable и RawTherapee в качестве плагинов для обработки изображений в raw-формате;
- Переработан код для создания скриншотов, который теперь состоит из фронтэнда и серии бэкендов, учитывающих специфику Windows, macOS, Wayland и X.org. В Linux обеспечена возможность создания скриншотов при помощи Freedesktop API, что позволяет создавать скриншоты в том числе из приложений, изолированных в sandbox-е. В Windows плагин для создания скриншотов адаптирован для многомониторных конфигураций и для обработки экранов программ, в которых используется аппаратное ускорение вывода;
- Добавлена возможность импорта файлов в формате HGT, в котором НАСА и другие космические агентства распространяют цифровые модели рельефа (Digital Elevation Model). Поддерживаются модели SRTM-1 и SRTM-3, которые импортируются как RGB-изображения в оттенках серого цвета. При желании при помощи фильтра Gradient Map можно раскрасить рельеф по своему усмотрению. Улучшен плагин импорта и экспорта файлов в формате PSD;
- Код для работы с форматом JPEG 2000 переведён на использование OpenJPEG вместо ранее применяемой устаревшей библиотеки Jasper, что позволило обеспечить возможность импорта изображений JPEG 2000 с любой глубиной цвета и в формате codestream. Изображения с цветовыми пространствами YCbCr и xvYCC будут сконвертированы в sRGB;
- Расширена поддержка работы в окружениях на базе Wayland. В дополнение к ранее добавленной возможности создания скриншотов в GNOME поверх Wayland, аналогичная возможность обеспечена и для KDE на базе Wayland. В KDE/Wayland также теперь работоспособен виджет для определения цвета точки (Color Picker). В GNOME/Wayland возможности данного виджета пока ограничены окнами GIMP;
Сообщение отредактировал masterche: 02 May 2018 - 17:51