Всем привет!
Тема навеяна замечательной книжкой выдающегося советского искусствоведа Б.Р. Виппера "Введение в историческое изучение искусства".
Хотел бы привести из нее цитаты, посвященные двум основополагающим композиционным вопросам -- формату полотна и горизонту. (Сразу оговорюсь, что горизонта как видимой линии может в кадре и не быть, но он всегда присутствует как линия условная, на которую ложится точка схода в перспективе).
Полагаю, что материал будет весьма полезен.
Предлагаю также в этой теме публиковать высказывания профессионалов -- искусствоведов, живописцев, скульпторов, архитекторов -- касаемые вопросов идеологии изображения, композиции, восприятия и пр., в общем всё, из чего фотограф может извлечь теоретическую и практическую пользу.
__________________
«Горизонтальный, вытянутый формат, в общем, безусловно более пригоден для повествовательной композиции, для повествовательного развертывания движения мимо зрителя. Поэтому к такому формату охотно обращаются художники, настроенные эпически, стремящиеся к активной композиции, к действию, -- например итальянские живописцы XIV и первой половины XV века (особенно во фресковых композициях). Напротив, формат квадратный или такой, в котором вышина несколько преобладает над шириной, как бы сразу останавливает динамику действия и придает композиции характер торжественной репрезентации -- именно этот вид формата предпочитали для своих алтарных картин мастера Высокого Возрождения ("Сикстинская мадонна"). В свою очередь, при значительном преобладании вышины над шириной композиция опять приобретает динамику, сильную тягу, но на этот раз вверх или вниз; такой узкий формат был особенно по душе художникам аристократическим, декоративным (Кривелли) или настроенным мистически (маньеристы, Греко), стремящимся воплотить определенные эмоции, натсроения.
Конечно, непреложных законов формата нет, но есть уловимые тенденции, язык формата. [...]
Горизонт -- это камертон композиции. Различные приемы живописцев в использовании горизонта объясняются не только психологией стилей и эпох, но они часто бывают подсказаны также национальными и географическими особенностями. Так, например, пожалуй, можно утверждать, что в общем низкий горизонт более соответствует южному темпераменту, тогда как высокий горизонт более популярен в искусстве Северной Европы.
Из повседневных впечатлений мы знаем, как меняется облик фигуры или предмета в зависимости от того, смотрим ли мы на них сверху или снизу или находимся с ними на одном уровне. Низкий горизонт выделяет фигуру, придает ей мощь, монументальность, величие; высокий горизонт делает фигуры безличными, пассивными, сливает с окружением. [...]
Приемом низкого горизонта часто пользовались живописцы Ренессанса и барокко в композициях монологического характера, где нужно было выделить героя над окружением. [...]
Однако в приеме низкого горизонта есть какая-то граница, за которой монументальность образа начинает приобретать театрально-патетический или сатирический характер, превращаясь почти в гротеск. [...]
Иные стилистические возможности присущи высокому горизонту. В нем отражаются какие-то пережитки старинной народной фантазии, средневековой плоскостной концепции пространства. Недаром нидерландские живописцы, ревностно хранившие традиции готики, упорно придерживались высокого горизонта в XV и даже в XVI веке. При этом поверхность земли в картине поднимается почти отвесно, подчеркивается не столько иллюзия глубины, сколько плоскость, и все изображение приобретает орнаментально-сказочный характер (Брейгель). Кроме того, высокий горизонт не изолирует индивидуальную фигуру, не выдвигает героя, а, скорее, заглушает личность, сливает ее с окружением, со стихиями природы.
Следует, однако, иметь в виду, что эмоциональный тон в картинах с высоким горизонтом сильно меняется в зависимости от того, какой элемент преобладает в композиции -- фигуры или окружение. Композициям с немногими фигурами, которые подчинены пространству и настроению пейзажа и интерьера, высокий горизонт придает уютный, интимный, несоклько обыденный оттенок ("Святое семейство" Рембрандта), иногда грубоватый, почти брутальный характер ("Даная" Рембрандта, "Вифлеемское избиение" Станционе).
Напротив, если в картине с высоким горизонтом фигуры заполняют всю плоскость, скрывают реальное окружение, создается мистическое, иррациональное настроение.»
3
Формат и горизонт
Автор Alexey Shadrin, 14 Aug 2012 19:24
В теме одно сообщение
#2
Отправлено 15 August 2012 - 20:47
Alexey Shadrin (14 August 2012 - 19:24) писал:
Всем привет!
... цитаты, посвященные двум основополагающим композиционным вопросам -- формату полотна и горизонту. (Сразу оговорюсь, что горизонта как видимой линии может в кадре и не быть, но он всегда присутствует как линия условная, на которую ложится точка схода в перспективе).
Горизонт -- это камертон композиции. Различные приемы живописцев в использовании горизонта объясняются не только психологией стилей и эпох, но они часто бывают подсказаны также национальными и географическими особенностями. Так, например, пожалуй, можно утверждать, что в общем низкий горизонт более соответствует южному темпераменту, тогда как высокий горизонт более популярен в искусстве Северной Европы.
...
... цитаты, посвященные двум основополагающим композиционным вопросам -- формату полотна и горизонту. (Сразу оговорюсь, что горизонта как видимой линии может в кадре и не быть, но он всегда присутствует как линия условная, на которую ложится точка схода в перспективе).
Горизонт -- это камертон композиции. Различные приемы живописцев в использовании горизонта объясняются не только психологией стилей и эпох, но они часто бывают подсказаны также национальными и географическими особенностями. Так, например, пожалуй, можно утверждать, что в общем низкий горизонт более соответствует южному темпераменту, тогда как высокий горизонт более популярен в искусстве Северной Европы.
...
Сильно.
Однако чтобы поучаствовать в обсуждении по данной теме нужно бы самому опробовать эти интересные наблюдения в действии. А «Южный/Северный темперамент» у меня пока сильно примитивно выходит автоматически - горизонт низкий получается когда съемку веду с нижней точки, соответственно высокий горизонт - когда съемка выполняется с высока.
Т.е. я пока ещё сильно далек от применения художественных приемов по формату и расположения горизонта в картинке.
За ценные наблюдения и необходимость осмысления компоновки кадра, в т.ч. сквозь призму восприятия/воздействия картинки на северных и южных людей – респект. Есть такое дело.
Сообщение отредактировал mich.: 15 August 2012 - 20:49
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных