СУДЬБА ПО БЕЛОМУ
Белый - фамилия директора транспортно-производственного комбината № 1, ведущего предприятия Мосавтотранса. К тому, что ведущий, руку приложил Леонид Александрович.
КАРТА ПЕРЕМЕН
Серые от въевшейся пыли гаражи из сборного железобетона, несколько десятков потрепанных машин, водители в застиранных комбинезонах, вечно чумазая ремонтная служба, темные бытовки с тяжелым запахом, бесхозные запчасти, свалка где-нибудь на задворках - типичный пейзаж среднего автохозяйства начала 90-х...
ТПК № 1 - детище начала XXI века переворачивает представление о транспортном предприятии.
Белый рассказывал мне о нем у огромной, состоящей из двух частей карты-схемы: одна - комбинат до него, вторая - нынешний. Поведав о канувших в Лету развалинах и монбланах мусора, повел по территории и цехам.
Территория - 4,2 га. В боксах и на площадках - свыше 250 большегрузных машин. В любом уголке - идеальная чистота. Невольно рождается мысль: можем, если хотим. К примеру, поражает цех по оборудованию аварийных машин для городского хозяйства - коммунальных служб, электриков, газовиков и водоканала: небольшой, уютный. Привычного для таких мест серого цвета почти нет. Яркие краски создают настроение, в котором отзвук удачного дня. Здесь на новые ГАЗы и ЗИЛы монтируют всевозможные приборы, красят машины в установленный службой цвет и отправляют заказчику. Заказы - из всей России. Есть цех по ремонту грузовых машин и автобусов. Комбинат обслуживает огромные фуры «Трансхолода» - ведущей компании страны, перевозящей продукты питания.
На месте ненужной котельной - склад запасных частей. Другое бесхозное здание превращено в АЗС. Рядом разместилась дистрибьюторская компания по продаже бельгийских ОАР - согласно программе перспективного развития Мосавтотранс закупит две тысячи этих большегрузных машин. Нашли место и для техцентра по ремонту ОАР. Готовят к открытию региональный центр по продаже запчастей к автомобилям МАЗ, КамАЗ и грузовикам иностранных марок. На месте свалок - крытые и открытые площадки для стоянок. Ни одного свободного квадратного метра. В ближайших планах строительство жилищно-бытового комплекса: общежития, гостиницы, столовой - для иногородних водителей и командированного люда.
Особая гордость Белого - новое для автохозяйства направление - логистика. Складские помещения занимают восемь тысяч квадратных метров. «Понятное дело, - скажу я, увидев огромные проемы складских ворот, снующие кары и штабеля товара, - небось весь комбинат содержите на арендную плату». «Берите шире, - ответит Белый. - Недалек день, когда Мосавтотранс объединит весь грузовой транспорт столицы. На территории комбината будет транспортно-логистический центр: большие машины завозят грузы, машины поменьше мелкими партиями развозят их по Москве. Рационально и меньше загружены магистрали»...
ХОЛОДНАЯ ОБРАБОТКА
Житель Полтавы Александр Белый ушел на фронт в 1941-м. Леонид Белый родился в 1942-м. И стал третьим сыном Александра. В 1945-м пришла похоронка. Когда Леньке исполнилось четырнадцать, поступил в ремесленное училище. Через два года, выучившись на слесаря промышленного оборудования, пришел на Полтавский турбомеханический завод, где трудились старшие братья. После работы вместе с одним их них занимался борьбой. Но для полноты жизни не хватало знаний, и Ленька заочно учился в школе. В шестнадцать у него были нужная специальность, физическая сила и твердый характер. Поступил в механический техникум - тоже заочно. Тренировался, стал кандидатом в мастера спорта.
Учебу прервала армия, С тренировками вышло иначе...
Леонид попал в автополк - перед армией по направлению военкомата окончил шоферские курсы. Недели две копался в моторах. И вот как-то подходят к нему трое «стариков» и вполне миролюбиво сообщают, что намерены посвятить салагу в тонкости службы - положенные в таком деле «банки» сей же час рубить будут. Ложкой. Леньке затея не понравилась. И он ответил - тоже, впрочем, миролюбиво: «Не надо». «Надо, -сказал самый большой «старик», - прими стойку».
Стойку он принял. Борцовскую. Но «большой» в стойках не разбирался и шагнул к «салаге». Через секунду тело «большого» в нелепой позе скучало в Ленькиных руках. Угадав позор поражения, «старики» угасли и отправились размышлять о судьбе традиции...
На следующий день к нему подошел хмурый капитан: «Борец, говоришь?» «Борец», - ответил Ленька. «Борцы нам нужны», - уточнил капитан, и хмурь на его лице растаяла.
Через месяц Ленька защитил честь полка на первенстве округа по классической борьбе. Его направили в школу командиров взводов. По окончании ее сержанта Белого назначили начальником физподготовки полка. На капитанскую, заметим, должность. Через год он стал мастером спорта...
Уволившись в запас, вернулся на завод. Окончил техникум. Слух о том, что у Белого-младшего золотые руки, вышел за пределы турбомеханического. И очень скоро парня завлекли на завод химического машиностроения, где техника сложнее, а работа интереснее. Сначала работал слесарем по ремонту нестандартного оборудования, затем мастером. Учился и тренировался. Окончил политехнический институт, факультет холодной обработки и металловедения - получил диплом инженера.
Замдиректора завода Леонид Белый стал в 27 лет.
ЦЕНА ОПОЗДАНИЯ
Шел 1971 год. Однажды его вызвал директор и сказал: «Вызов из Минхиммаша - тебе предлагают должность начальника экспериментального цеха в головном институте в Москве. Держать не буду. Езжай!». Но тормознула... парторганизация завода - не хотели терять энергичного замсекретаря.
Когда Белый все-таки прибыл в Москву, оказалось - место занято. Опоздал.
Решил не возвращаться. Увидел объявление: заводу «Моссельмаш» требуется начальник производства. Позвонил. Ответили: да, нужен. Пришел. Показал документы. И услышал: «Извините, уже взяли». Вышел и, чтобы проверить подозрение, еще раз позвонил. И услышал - да, нужен. Подумал: что не помеха в Полтаве, то препона в Москве...
Через полторы недели его взяли на Лианозовский электромеханический завод - слесарем по ремонту промышленного оборудования. Усомнившись в шестом разряде, присвоили четвертый. Через два месяца, извинившись, шестой вернули. Полгода спустя назначили мастером цеха. Еще через полгода - начальником.
В1973 году Леонид Белый перешел на завод КИНАП. К тому времени он женился и... оканчивал Московский автомеханический институт. И опять поднимался по ступенькам: старший мастер, начальник цеха, замдиректора завода.
Однажды, в бытность начальником цеха, к нему у проходной подошел человек и сказал: «Слышал, хорошо знаешь станок 1К-62. Я с авиационного. У нас много брака по этим станкам. Помоги». Белый согласился из любопытства. Оказалось, знания неплохо оплачивают. На вторую работу уходил в 5.30. Домой возвращался в 23.00. Совместительство затянулось на три года. Валился с ног. Но учебу не бросил - защитил второй диплом...
ЗА РУЛЕМ
В 1974-м КИНАП предложил Белому двухкомнатную кооперативную квартиру. Первый взнос 2900 рублей. А у него накоплено 500. Что делать? И тут надо означить очередное испытание судьбы: врач предупредил жену Циту: детей не будет. Решили деньги занять, двухкомнатную поменять на однокомнатную с доплатой - на возврат долга: им вдвоем и однокомнатной хватит...
Вселились. А через несколько месяцев возвращается Цита от врача и объявляет, что беременна! «Какой к черту обмен! - сказал Белый. - Выкупим сами!». И отправился в 20-й таксомоторный парк. Выложил перед начальником отдела кадров водительские права и прочие документы. Тот, увидев дипломы, отрезал: «С высшим образованием на рабочую должность - не имею права». Белый - к директору Магомеду Мерову. Тот выслушал и сказал: «Работай. Но сначала подтверди права».
Дальше было так. Белый учился в автошколе, получал 47 рублей стипендии. По совместительству продолжал ремонтировать станки - еще 150 рублей. И работал грузчиком в магазине - еще 90. Полгода на трех работах.
Получив права, сел за руль. Шоферы узнали о дипломах и заявили: для такси не годен - интеллигент. Через месяц попадет в аварию и сбежит.
Таксистом Белый работал с 1976 по 1991 год. За пятнадцать лет - ни единой аварии...
В 1990-м в пылу перестроечных новаций в автомобильное хозяйство внедряли хозрасчет. Начали с пятой автоколонны таксопарка. Водители покорно подписывали договора. Отказался один - Белый. Заявил: «Работать на хозрасчете не буду - не выгодно: чем больше работаешь, тем больше отдаешь». Услышать такое от зампарторга - скандал! Ему сказали: не отступишься - отберем партбилет. Белый написал в газету «За рулем» статью «Аренда: кто рискнет?» - предложил иную схему. Машину водитель эксплуатирует пять лет вместо четырех. Выкупает по остаточной стоимости. Из выручки оплачивает обслуживание. Оставшееся – оставляет себе. Его поддержал авторитетный директор 21-го таксомоторного парка Владимир Цветков. «Дело говорит Белый: по его схеме не нужна группа контроля. Да и водителю нет смысла прятать пассажира за зеленым огоньком: все деньги сверх затратных выплат - его».
Прошла схема Белого. И была оценена седьмой моделью «жигулей»...
НА КРУГИ СВОЯ
В 1991-м таксопарк выбрал Белого директором. Посмотрев штатное расписание, он сказал: четверых из контрольной группы - под сокращение, двоих - из таксомоторной, столько же - из отдела безопасности. Но ни одного не уволил. Создал сервис по ремонту автомашин «волга». Сокращенных посадил на оформление заказов. Те сначала возмущались, но получили первую зарплату и сказали: «Спасибо, Леонид Александрович!».
Вскоре узаконили коммерцию. Белый почувствовал радость свободного труда. Поставил на ноги автопарк, создавал автосалоны, авторемонтные станции - сначала для легковых машин, затем переключился на грузовики. Открыл авторемонтную фирму «Сатори».
Однажды к нему подошел молодой грузин с темными пронзительными глазами представился: «Мераби Порфирьевич, гендиректор 28-го автокомбината. Есть интересная работа». И рассказал Белому о своих планах. Белый проникся к Чочуа уважением и пошел к нему замом. Вместе приводили комбинат в чувство. Потом Белый самостоятельно проделал то же с 8-м авторемонтным заводом. В мае 2004-го Чочуа - теперь уже генеральный директор Мосавтотранса - предложил Белому возглавить ТПК № 1...
ГАЛАТЕЯ
Когда дочери Яне исполнилось тринадцать, Белый пришел к знакомой, которая заведовала библиотекой, и предложил: «Возьми Яну на каникулы уборщицей». «Нельзя, - ответила та. - Ей нет четырнадцати, а у меня нет свободной ставки». «Нужно, - сказал Белый. - Даю 60 рублей - будет хорошо работать, заплатишь, но выдай, пожалуйста, по ведомости». Через месяц счастливая Яна принесла первую зарплату.
Следующим летом она работала на кондитерской фабрике. И вновь не знала, что директор фабрики - приятель отца.
В 15 лет трудилась на швейной фабрике - на сей раз устроилась сама.
Окончив школу, Яна поступила в финансово-экономический институт. После первого курса работала в банке приятеля Белого. После второго по отцовской протекции стажировалась в Канаде. После третьего курса уже сама нашла фирму, специализировавшуюся на бухгалтерском учете. После института ее пригласили на должность главного бухгалтера. Затем - в престижную итальянскую фирму. В 2002 году объявила отцу, что уезжает в Канаду - там ее ждет интересная и перспективная работа. Он сказал: «Держать не буду. Езжай!».
И еще Яна отлично водит машину...
- Тоже приложили руку? - спросил я Белого.
- Характер воспитывал. По воскресеньям водил в бассейн «Москва». Каждый день сам бегал 10 км - от метро «Бабушкинская» до Алтуфьевского шоссе и обратно, а она в это время с удовольствием нарезала круги по школьному двору. Я и сейчас каждое воскресенье езжу в бассейн. И Яна до недавнего времени спорт не бросала. Нынче - вынужденная пауза: ждем внука. Или внучку,..
ДЕЛАЙ, КАК Я
«Шоферюга» - слово из прошлого, - внушал мне Белый. - Те, кто был шофе-рюгой, не выжили. Поменяли работу либо спились и сидят дома в обиде на весь белый свет. Сегодня любой квалифицированный водитель может быть мастером. Посмотрите, кто в нашем деле стал бизнесменом, - человек от руля. Кто понял перемены, тот работает и нормально живет. Иное время - иные критерии.
- Какие?
- У меня три: хочешь работать и не пьешь - впишешься в перспективу жизни.
- А третий?
- Никогда не требуй того, что не можешь сделать сам. Если я говорю: туалет надо почистить, то сначала почищу сам. И покажу, как это делать. Только потом требую. С тем, кто не хочет, - прощаюсь. Качество человека определяю желанием работать.
- Про туалет - для красного словца?
- Нужна быль? Я знаю токарное и фрезерное дело, как «Отче наш». Как-то подходит главный механик с тридцатилетним стажем и говорит: «Леонид Александрович, на токарный станок нужно вызвать бригаду наладчиков». Я: «У тебя же есть слесари по ремонту оборудования». Он: «Таких станков они не знают». Я: «Пошли». Надеваю халат, разбираю станок и показываю, как работает...
В Мосавтотрансе обсуждали итоги 2006-го и задачи на 2007-й. Чочуа спросил: «Есть вопросы?». «Недоволен работой», - сказал Белый. Чочуа вскинул бровь: «Зарплата маленькая?» «Нормальная, - ответил Белый. - Работы мало». «Будет работа», - успокоил Чочуа...
НЕЗАСИДЕВШИЙСЯ
Проблема: в столице среди москвичей почти не осталось водителей-профессионалов. Чочуа и Белый считают: единственный путь решения - Мосавтотрансу взять на себя всю головную боль грузового транспорта столицы: безопасность движения, нормирование расценок, экспедицию, подготовку водителей, эксплуатационников и управленцев. Создать единую систему.
- Не пойдут в шоферы москвичи, - скажу я Белому. - Претензии к заработку.
- Сегодня водитель грузовой машины в Москве получает 25 тысяч рублей. Завтра будет больше. Но главная ставка - на молодых. Хочешь стать квалифицированным специалистом - обучим на курсах Мосавтотранса. Хочешь получить высокий разряд - стажируйся у нас. Если сказать: приходи - у нас компьютеры, современные технологии, то, думаю, проснется интерес. Мой опыт тому порукой. В 1995-м я создал первый в Москве сервис по «жигулям». Арендовали помещение цеха в 1200 кв. метров. Токарные и фрезерные станки с зажатыми деталями десять лет стояли - их бросили и ушли. Слесарей собирал по всей Москве. Надевал халат и становился с ними работать - показывал, что и как нужно делать. Один слесарь, ремонтировавший «четверку», прибегает и говорит: кажется, забыл ввинтить пробку после замены масла. Помчался в Ясенево - проверить... Десять лет назад бросил станок, а теперь - к черту на кулички из-за сомнения. Знаете, почему? Тогда его труд был не нужен. А сейчас почувствовал, что его руки и мозги нужны. В этом суть...
Вот и присматривается Белый к «рукам» и «мозгам». Один из тех, кого он присмотрел, - молодой слесарь-ремонтник, светлая голова - за семь лет работы в комбинате успел окончить юридический институт, нынче учится в экономическом, но продолжает работать слесарем. Белый, разглядев в нем себя в молодости, собирается поставить двадцативосьмилетнего парня начальником центра по ремонту грузовых машин. Белому говорят: молод. Отвечает: созрел. Просто нет опыта. Нужна натаска.
Таких натасканных у Белого по Москве легион. Без преувеличения, треть владельцев техцентров - его ученики.
Как-то он попытался подсчитать свой рабочий стаж - вышло 80 лет. «Больше двух недель в отпуске не выдерживаю - мне интересно работать, - скажет Белый откровенно. - Самое главное - видеть результат... А результат такой: я в свои 65 - незасидевшийся...»
Леонид ГОВЗМАН
Газета «Московская среда» - № 9, 14-20.03.07
Белый - фамилия директора транспортно-производственного комбината № 1, ведущего предприятия Мосавтотранса. К тому, что ведущий, руку приложил Леонид Александрович.
КАРТА ПЕРЕМЕН
Серые от въевшейся пыли гаражи из сборного железобетона, несколько десятков потрепанных машин, водители в застиранных комбинезонах, вечно чумазая ремонтная служба, темные бытовки с тяжелым запахом, бесхозные запчасти, свалка где-нибудь на задворках - типичный пейзаж среднего автохозяйства начала 90-х...
ТПК № 1 - детище начала XXI века переворачивает представление о транспортном предприятии.
Белый рассказывал мне о нем у огромной, состоящей из двух частей карты-схемы: одна - комбинат до него, вторая - нынешний. Поведав о канувших в Лету развалинах и монбланах мусора, повел по территории и цехам.
Территория - 4,2 га. В боксах и на площадках - свыше 250 большегрузных машин. В любом уголке - идеальная чистота. Невольно рождается мысль: можем, если хотим. К примеру, поражает цех по оборудованию аварийных машин для городского хозяйства - коммунальных служб, электриков, газовиков и водоканала: небольшой, уютный. Привычного для таких мест серого цвета почти нет. Яркие краски создают настроение, в котором отзвук удачного дня. Здесь на новые ГАЗы и ЗИЛы монтируют всевозможные приборы, красят машины в установленный службой цвет и отправляют заказчику. Заказы - из всей России. Есть цех по ремонту грузовых машин и автобусов. Комбинат обслуживает огромные фуры «Трансхолода» - ведущей компании страны, перевозящей продукты питания.
На месте ненужной котельной - склад запасных частей. Другое бесхозное здание превращено в АЗС. Рядом разместилась дистрибьюторская компания по продаже бельгийских ОАР - согласно программе перспективного развития Мосавтотранс закупит две тысячи этих большегрузных машин. Нашли место и для техцентра по ремонту ОАР. Готовят к открытию региональный центр по продаже запчастей к автомобилям МАЗ, КамАЗ и грузовикам иностранных марок. На месте свалок - крытые и открытые площадки для стоянок. Ни одного свободного квадратного метра. В ближайших планах строительство жилищно-бытового комплекса: общежития, гостиницы, столовой - для иногородних водителей и командированного люда.
Особая гордость Белого - новое для автохозяйства направление - логистика. Складские помещения занимают восемь тысяч квадратных метров. «Понятное дело, - скажу я, увидев огромные проемы складских ворот, снующие кары и штабеля товара, - небось весь комбинат содержите на арендную плату». «Берите шире, - ответит Белый. - Недалек день, когда Мосавтотранс объединит весь грузовой транспорт столицы. На территории комбината будет транспортно-логистический центр: большие машины завозят грузы, машины поменьше мелкими партиями развозят их по Москве. Рационально и меньше загружены магистрали»...
ХОЛОДНАЯ ОБРАБОТКА
Житель Полтавы Александр Белый ушел на фронт в 1941-м. Леонид Белый родился в 1942-м. И стал третьим сыном Александра. В 1945-м пришла похоронка. Когда Леньке исполнилось четырнадцать, поступил в ремесленное училище. Через два года, выучившись на слесаря промышленного оборудования, пришел на Полтавский турбомеханический завод, где трудились старшие братья. После работы вместе с одним их них занимался борьбой. Но для полноты жизни не хватало знаний, и Ленька заочно учился в школе. В шестнадцать у него были нужная специальность, физическая сила и твердый характер. Поступил в механический техникум - тоже заочно. Тренировался, стал кандидатом в мастера спорта.
Учебу прервала армия, С тренировками вышло иначе...
Леонид попал в автополк - перед армией по направлению военкомата окончил шоферские курсы. Недели две копался в моторах. И вот как-то подходят к нему трое «стариков» и вполне миролюбиво сообщают, что намерены посвятить салагу в тонкости службы - положенные в таком деле «банки» сей же час рубить будут. Ложкой. Леньке затея не понравилась. И он ответил - тоже, впрочем, миролюбиво: «Не надо». «Надо, -сказал самый большой «старик», - прими стойку».
Стойку он принял. Борцовскую. Но «большой» в стойках не разбирался и шагнул к «салаге». Через секунду тело «большого» в нелепой позе скучало в Ленькиных руках. Угадав позор поражения, «старики» угасли и отправились размышлять о судьбе традиции...
На следующий день к нему подошел хмурый капитан: «Борец, говоришь?» «Борец», - ответил Ленька. «Борцы нам нужны», - уточнил капитан, и хмурь на его лице растаяла.
Через месяц Ленька защитил честь полка на первенстве округа по классической борьбе. Его направили в школу командиров взводов. По окончании ее сержанта Белого назначили начальником физподготовки полка. На капитанскую, заметим, должность. Через год он стал мастером спорта...
Уволившись в запас, вернулся на завод. Окончил техникум. Слух о том, что у Белого-младшего золотые руки, вышел за пределы турбомеханического. И очень скоро парня завлекли на завод химического машиностроения, где техника сложнее, а работа интереснее. Сначала работал слесарем по ремонту нестандартного оборудования, затем мастером. Учился и тренировался. Окончил политехнический институт, факультет холодной обработки и металловедения - получил диплом инженера.
Замдиректора завода Леонид Белый стал в 27 лет.
ЦЕНА ОПОЗДАНИЯ
Шел 1971 год. Однажды его вызвал директор и сказал: «Вызов из Минхиммаша - тебе предлагают должность начальника экспериментального цеха в головном институте в Москве. Держать не буду. Езжай!». Но тормознула... парторганизация завода - не хотели терять энергичного замсекретаря.
Когда Белый все-таки прибыл в Москву, оказалось - место занято. Опоздал.
Решил не возвращаться. Увидел объявление: заводу «Моссельмаш» требуется начальник производства. Позвонил. Ответили: да, нужен. Пришел. Показал документы. И услышал: «Извините, уже взяли». Вышел и, чтобы проверить подозрение, еще раз позвонил. И услышал - да, нужен. Подумал: что не помеха в Полтаве, то препона в Москве...
Через полторы недели его взяли на Лианозовский электромеханический завод - слесарем по ремонту промышленного оборудования. Усомнившись в шестом разряде, присвоили четвертый. Через два месяца, извинившись, шестой вернули. Полгода спустя назначили мастером цеха. Еще через полгода - начальником.
В1973 году Леонид Белый перешел на завод КИНАП. К тому времени он женился и... оканчивал Московский автомеханический институт. И опять поднимался по ступенькам: старший мастер, начальник цеха, замдиректора завода.
Однажды, в бытность начальником цеха, к нему у проходной подошел человек и сказал: «Слышал, хорошо знаешь станок 1К-62. Я с авиационного. У нас много брака по этим станкам. Помоги». Белый согласился из любопытства. Оказалось, знания неплохо оплачивают. На вторую работу уходил в 5.30. Домой возвращался в 23.00. Совместительство затянулось на три года. Валился с ног. Но учебу не бросил - защитил второй диплом...
ЗА РУЛЕМ
В 1974-м КИНАП предложил Белому двухкомнатную кооперативную квартиру. Первый взнос 2900 рублей. А у него накоплено 500. Что делать? И тут надо означить очередное испытание судьбы: врач предупредил жену Циту: детей не будет. Решили деньги занять, двухкомнатную поменять на однокомнатную с доплатой - на возврат долга: им вдвоем и однокомнатной хватит...
Вселились. А через несколько месяцев возвращается Цита от врача и объявляет, что беременна! «Какой к черту обмен! - сказал Белый. - Выкупим сами!». И отправился в 20-й таксомоторный парк. Выложил перед начальником отдела кадров водительские права и прочие документы. Тот, увидев дипломы, отрезал: «С высшим образованием на рабочую должность - не имею права». Белый - к директору Магомеду Мерову. Тот выслушал и сказал: «Работай. Но сначала подтверди права».
Дальше было так. Белый учился в автошколе, получал 47 рублей стипендии. По совместительству продолжал ремонтировать станки - еще 150 рублей. И работал грузчиком в магазине - еще 90. Полгода на трех работах.
Получив права, сел за руль. Шоферы узнали о дипломах и заявили: для такси не годен - интеллигент. Через месяц попадет в аварию и сбежит.
Таксистом Белый работал с 1976 по 1991 год. За пятнадцать лет - ни единой аварии...
В 1990-м в пылу перестроечных новаций в автомобильное хозяйство внедряли хозрасчет. Начали с пятой автоколонны таксопарка. Водители покорно подписывали договора. Отказался один - Белый. Заявил: «Работать на хозрасчете не буду - не выгодно: чем больше работаешь, тем больше отдаешь». Услышать такое от зампарторга - скандал! Ему сказали: не отступишься - отберем партбилет. Белый написал в газету «За рулем» статью «Аренда: кто рискнет?» - предложил иную схему. Машину водитель эксплуатирует пять лет вместо четырех. Выкупает по остаточной стоимости. Из выручки оплачивает обслуживание. Оставшееся – оставляет себе. Его поддержал авторитетный директор 21-го таксомоторного парка Владимир Цветков. «Дело говорит Белый: по его схеме не нужна группа контроля. Да и водителю нет смысла прятать пассажира за зеленым огоньком: все деньги сверх затратных выплат - его».
Прошла схема Белого. И была оценена седьмой моделью «жигулей»...
НА КРУГИ СВОЯ
В 1991-м таксопарк выбрал Белого директором. Посмотрев штатное расписание, он сказал: четверых из контрольной группы - под сокращение, двоих - из таксомоторной, столько же - из отдела безопасности. Но ни одного не уволил. Создал сервис по ремонту автомашин «волга». Сокращенных посадил на оформление заказов. Те сначала возмущались, но получили первую зарплату и сказали: «Спасибо, Леонид Александрович!».
Вскоре узаконили коммерцию. Белый почувствовал радость свободного труда. Поставил на ноги автопарк, создавал автосалоны, авторемонтные станции - сначала для легковых машин, затем переключился на грузовики. Открыл авторемонтную фирму «Сатори».
Однажды к нему подошел молодой грузин с темными пронзительными глазами представился: «Мераби Порфирьевич, гендиректор 28-го автокомбината. Есть интересная работа». И рассказал Белому о своих планах. Белый проникся к Чочуа уважением и пошел к нему замом. Вместе приводили комбинат в чувство. Потом Белый самостоятельно проделал то же с 8-м авторемонтным заводом. В мае 2004-го Чочуа - теперь уже генеральный директор Мосавтотранса - предложил Белому возглавить ТПК № 1...
ГАЛАТЕЯ
Когда дочери Яне исполнилось тринадцать, Белый пришел к знакомой, которая заведовала библиотекой, и предложил: «Возьми Яну на каникулы уборщицей». «Нельзя, - ответила та. - Ей нет четырнадцати, а у меня нет свободной ставки». «Нужно, - сказал Белый. - Даю 60 рублей - будет хорошо работать, заплатишь, но выдай, пожалуйста, по ведомости». Через месяц счастливая Яна принесла первую зарплату.
Следующим летом она работала на кондитерской фабрике. И вновь не знала, что директор фабрики - приятель отца.
В 15 лет трудилась на швейной фабрике - на сей раз устроилась сама.
Окончив школу, Яна поступила в финансово-экономический институт. После первого курса работала в банке приятеля Белого. После второго по отцовской протекции стажировалась в Канаде. После третьего курса уже сама нашла фирму, специализировавшуюся на бухгалтерском учете. После института ее пригласили на должность главного бухгалтера. Затем - в престижную итальянскую фирму. В 2002 году объявила отцу, что уезжает в Канаду - там ее ждет интересная и перспективная работа. Он сказал: «Держать не буду. Езжай!».
И еще Яна отлично водит машину...
- Тоже приложили руку? - спросил я Белого.
- Характер воспитывал. По воскресеньям водил в бассейн «Москва». Каждый день сам бегал 10 км - от метро «Бабушкинская» до Алтуфьевского шоссе и обратно, а она в это время с удовольствием нарезала круги по школьному двору. Я и сейчас каждое воскресенье езжу в бассейн. И Яна до недавнего времени спорт не бросала. Нынче - вынужденная пауза: ждем внука. Или внучку,..
ДЕЛАЙ, КАК Я
«Шоферюга» - слово из прошлого, - внушал мне Белый. - Те, кто был шофе-рюгой, не выжили. Поменяли работу либо спились и сидят дома в обиде на весь белый свет. Сегодня любой квалифицированный водитель может быть мастером. Посмотрите, кто в нашем деле стал бизнесменом, - человек от руля. Кто понял перемены, тот работает и нормально живет. Иное время - иные критерии.
- Какие?
- У меня три: хочешь работать и не пьешь - впишешься в перспективу жизни.
- А третий?
- Никогда не требуй того, что не можешь сделать сам. Если я говорю: туалет надо почистить, то сначала почищу сам. И покажу, как это делать. Только потом требую. С тем, кто не хочет, - прощаюсь. Качество человека определяю желанием работать.
- Про туалет - для красного словца?
- Нужна быль? Я знаю токарное и фрезерное дело, как «Отче наш». Как-то подходит главный механик с тридцатилетним стажем и говорит: «Леонид Александрович, на токарный станок нужно вызвать бригаду наладчиков». Я: «У тебя же есть слесари по ремонту оборудования». Он: «Таких станков они не знают». Я: «Пошли». Надеваю халат, разбираю станок и показываю, как работает...
В Мосавтотрансе обсуждали итоги 2006-го и задачи на 2007-й. Чочуа спросил: «Есть вопросы?». «Недоволен работой», - сказал Белый. Чочуа вскинул бровь: «Зарплата маленькая?» «Нормальная, - ответил Белый. - Работы мало». «Будет работа», - успокоил Чочуа...
НЕЗАСИДЕВШИЙСЯ
Проблема: в столице среди москвичей почти не осталось водителей-профессионалов. Чочуа и Белый считают: единственный путь решения - Мосавтотрансу взять на себя всю головную боль грузового транспорта столицы: безопасность движения, нормирование расценок, экспедицию, подготовку водителей, эксплуатационников и управленцев. Создать единую систему.
- Не пойдут в шоферы москвичи, - скажу я Белому. - Претензии к заработку.
- Сегодня водитель грузовой машины в Москве получает 25 тысяч рублей. Завтра будет больше. Но главная ставка - на молодых. Хочешь стать квалифицированным специалистом - обучим на курсах Мосавтотранса. Хочешь получить высокий разряд - стажируйся у нас. Если сказать: приходи - у нас компьютеры, современные технологии, то, думаю, проснется интерес. Мой опыт тому порукой. В 1995-м я создал первый в Москве сервис по «жигулям». Арендовали помещение цеха в 1200 кв. метров. Токарные и фрезерные станки с зажатыми деталями десять лет стояли - их бросили и ушли. Слесарей собирал по всей Москве. Надевал халат и становился с ними работать - показывал, что и как нужно делать. Один слесарь, ремонтировавший «четверку», прибегает и говорит: кажется, забыл ввинтить пробку после замены масла. Помчался в Ясенево - проверить... Десять лет назад бросил станок, а теперь - к черту на кулички из-за сомнения. Знаете, почему? Тогда его труд был не нужен. А сейчас почувствовал, что его руки и мозги нужны. В этом суть...
Вот и присматривается Белый к «рукам» и «мозгам». Один из тех, кого он присмотрел, - молодой слесарь-ремонтник, светлая голова - за семь лет работы в комбинате успел окончить юридический институт, нынче учится в экономическом, но продолжает работать слесарем. Белый, разглядев в нем себя в молодости, собирается поставить двадцативосьмилетнего парня начальником центра по ремонту грузовых машин. Белому говорят: молод. Отвечает: созрел. Просто нет опыта. Нужна натаска.
Таких натасканных у Белого по Москве легион. Без преувеличения, треть владельцев техцентров - его ученики.
Как-то он попытался подсчитать свой рабочий стаж - вышло 80 лет. «Больше двух недель в отпуске не выдерживаю - мне интересно работать, - скажет Белый откровенно. - Самое главное - видеть результат... А результат такой: я в свои 65 - незасидевшийся...»
Леонид ГОВЗМАН
Газета «Московская среда» - № 9, 14-20.03.07