Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 03 September 2023 · 331 просмотров

КОГДА У САЙРЫ ВКУС СЕЛЕДКИ

Пришел человек на рынок. Среди прочего нужного продукта присмотрел сайру, бланшированную в масле. Хорошая закуска на праздничном столе. И цена подходящая. Купил, принес домой, вскрыл банку - и смутился: уж очень подозрительный вид оказался у рыбы. Попробовал – не сайры вкус, а, скорее, селедки. Очень огорчило человека это неожиданное обстоятельство и, бросив все дела, отправился он «правду» искать. И нашел ее в «Мосгорторинспекции»…
Вот с такой выдуманной историей появился в этой организации и ваш корреспондент - узнать: почему москвичи от случая к случаю покупают продукты сомнительного качества?
- Очень даже жизненная история, - сказала начальник отдела по качеству продовольственных товаров Людмила Ивановна Лебедева. – Незадолго до вас здесь были две сестры с жалобой: купили леща в магазине «Рамстор» - рыба им не понравилась, принесли к нам. Сетование сестер мы зарегистрировали в специальном журнале: записали номер магазина, адрес, существо жалобы. Будем разбираться…
- И что же: любой человек вот так просто может прийти к вам с жалобой на плохой товар?
- Может обратиться кто угодно: устно - по телефону или письменно - с заявлением на любой магазин, где человек купил не понравившийся ему товар. Жалобы бывают разные, но наш отдел проверяет качество продовольственных товаров, хотя «Государственная инспекция по качеству товаров торговли и защите прав потребителей» контролирует качество всех товаров. В поле нашего внимания - предприятия промышленности и потребительского рынка: розничная торговая сеть, оптовики - сюда входят рынки и, естественно, все магазины Москвы, вне зависимости от форм собственности. В этом и заключается наша основная работа – проверка жалоб покупателей. В отделе трудятся специалисты по всем видам товаров: мясным, молочным, рыбным, винно-водочным, кондитерским, хлебным, концентратным и т.д.
Но жалобы – только часть нашей работы. Как и прежде, мы работаем по планам: департамент дает задания, мы обязаны их выполнить к определенному сроку. Кстати, в прошлом квартале мы проверяли качество рыбных консервов и пресервов…
Но, вернемся к жалобам покупателей. Итак, поступила пеня. Например, на того же леща. Мы должны ее проверить. В магазин пойдет специалист по рыбе, но не один, а с другим экспертом, допустим, по мясу. При проверке они обратят внимание на всё. Начнут с организации торговли: как выглядит магазин, есть ли на нем название, принадлежности, режим работы, санитарное состояние, выкладка товаров, ценники; в зале должен висеть ассортиментный перечень, информация для покупателей – все, что оговорено в правилах торговли. Вот так, хотя жалоба поступила на рыбу, мы будем смотреть качество всех товаров. Пойдём по залу, по подсобным помещениям. Специалист увидит всё – глаз наметан…
- Вы сказали, что жалобы бывают разные. И все же, видимо, есть такие, которые встречаются чаще других?
- За прошлый год мы рассмотрели 255 жалоб. Люди сетуют, действительно, на все. Но характер жалоб в последнее время изменился. Часто пеняют на молочные товары. Например, на масло. Человек смотрит – написано: «Масло Крестьянское» или «Масло Вологодское». Покупает. Приносит домой. Пробует – маргарин! То же самое с колбасными изделиями – ну, не нравится многим москвичам вкус нынешней колбасы!..
- И с чем это связано?
- Раньше были государственные стандарты, на основании которых выпускали продукты питания. Государственный стандарт – документ, в котором четко, жестко определены параметры: по составу, качественные, органолептические, физико-химические, от которых нельзя отступить ни на шаг. Была, например, колбаса «Докторская» ГОСТ 23670-79 – и другой, с иным качеством, но таким же названием быть не могло. Сейчас же много продуктов производят не по ГОСТу, а по техническим условиям - ТУ. Это, конечно, облегчает жизнь производителям – дает возможность расширять ассортимент продукции, удешевлять ее стоимость, например, заменяя мясо белково-растительными добавками. Допустим, в колбасах мясо-сырьё заменяют до 18-20 процентов соевыми препаратами. На западе, кстати, это приветствуется - полезно, спасает от холестерина. Добавки прошли апробацию и разрешены Министерством здравоохранения. Но все мы привыкли к той, прежней «Докторской» или «Любительской», которые имели вполне определенный вкус. Привыкли и к традиционным названиям. Именно этим воспользовались предприятия: они, допустим, оставили название «Докторская», но добавили «Люкс» или «Черкизовская» - и получилось: «Докторская-Люкс», «Докторская-Черкизовская». Покупатель на мелкие буквы не обращает внимания, он покупает «Докторскую»; но в этой «Докторской» часть мяса заменена растительными добавками, используются консерванты, красители. Консерванты – для продления сроков реализации. Если, допустим, раньше высшие сорта колбас можно было продавать в течение 72 часов, то сейчас, пожалуйста, можно хранить и 15 суток, и 45. Так что, если вы покупаете продукт, у которого длительный срок реализации, то совершенно очевидно, что добавлен «химический» компонент. Конечно, это удешевило продукцию, но вкусовые достоинства от этого, увы, лучше не стали.
Особо хочу сказать о рыбных консервах: наша основная головная боль – подделки! Мы бьем тревогу уже не первый год, но воз и ныне там. Обратите внимание: в Москве рыбного консервного производства нет. Мы не знаем, откуда идёт этот товар, но, пользуясь случаем, хочу еще раз напомнить москвичам о рыбных подделках. Особенно внимательным нужно быть на рынках! Все происходит, как в придуманной вами истории. Человек приходит на рынок, видит любимые рыбные консервы, и цена его радует, он покупаете горбушу или сайру. Приносит домой, открывает... а там: ну, и гадость же эта ваша рыба! Хотя на этикетке все как положено…
Денис Данилов
(«Наш дом – Москва», опубликовано 22.02.01)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии