Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 21 August 2023 · 222 просмотров

ЖИЛ ПЕВЧИЙ ДРОЗД

«Жил певчий дрозд». Сценарий О. Иоселиани, Д. Эрестави, О. Мехришвили, И. Нусинова, Ш. Какичашвили, С. Лунгина. Постановка О. Иоселиани. Оператор А. Майсурадзе. Художник Д. Эристави. Композитор Г. Бакридзе. Звукооператоры Т. Нанобашвили, М. Нижарадзе, О. Гегечкори. В главной роли Г. Канделаки. «Грузия-фильм», 1971.

Если бы он знакомился с вами, то представился так: Гия Агладзе. И обязатель­но подкупающе улыбнулся. У него улыбка, от которой вмиг исчезает принужденность зна­комства...
А через минуту его, навер­но, окликнула бы симпатичная девушка и Гия, обняв ее за, плечи, исчез в толпе, так и за­быв попрощаться...
Вот такой Гия. «Вечно куда-то спешащий. Временами — озабоченный. Временами — беспечный. Он постоянно с кем-то встречается, кого-то оставляет. Он безнадежно пуст и в то же время талантлив. Окружен массой друзей, но всег­да одинок. Он нравится жен­щинам, но лишен любви.
Парадоксальнее соединение несоединимых, казалось бы, черт. Не случайно у многих зрителей фильм вызвал недо­умение. Но не будем торопить­ся с выводами...
Постановщик фильма Отар Иоселиани показал нам лишь маленький кусочек жизни героя: его «вчера», «сегодня», «завтра». Мало? Наверное, если бы не талант ху­дожника, насытивший каждый кадр многозначностью жизни героя.
Мало того, что на протяжении всего фильма Гия куда-то бежит, встречая и оставляй бесконечных знакомых. К этому надо прибавить, что за весь фильм мы не услышали ни од­ного «серьезного» разговора. Только: «Доброе утро!», «Доб­рый вечер!», «Здравствуй! Как поживаешь?» — вот реплики, коими обменивается Гия со всяким встречным знакомым.
Беспечный малый?
Нет. Он бывает очень серье­зен. Чаще — когда остается один. Реже — с друзьями. «По­чему-то я всегда бываю перед ними виноватым?» — спраши­вает он, пытаясь разобраться в огромной сутолоке своих дру­жеских связей. Но черев мину­ту он вновь бежит, опять кого-то встречает...
Быть может, просто бездель­ник?
Опять нет. Он делает свое дело. Весь труд его — несколь­ко ударов в литавры. Малень­кая-партия в оркестре. И он всегда оказывается на месте. Его барабан звучит в тот мо­мент, когда этого требует пар­титура. Ни на секунду позже, хотя Гия еще не успел перевести дыхание после стремитель­ного бега.
Он никогда не опаздывает. У него все рассчитано по минутам. И Гия свято верит в свою занятость, даже горестно сокру­шается: «Знаешь сколько у меня дел. Времени не хватает...»
На что у него действительно не хватает времени, так эго на себя самого.
...Нежная мелодия. Она уп­рямо звучит в голове Гии. Он берет нотную бумагу — сей­час плавная музыка побежит по линейкам нотными значка­ми...
Но нет. Оборвалась ме­лодия. Что-то помешало Гие поставить первую ноту...
Что же?
Очень часто, задумываясь над причинами легковесности поступков, мы наталкиваемся на душевное не­устройство человека. В нем-то разобраться оказывается гораз­до труднее.
Трагедия Гии в том, что для него главное благо — обще­ние с людьми. Общение, вырос­шее до неразумных размеров. Превратившееся в Минотавра, которому в жертву брошено все личное: свой талант, свое свободное время, своя любовь, наконец.
Он отдал всего себя и... ока­зался пуст.
Но, раз это такие «жертвы» — кому это нужно?
Людям!
Опять парадокс? Нет. Он действительно нужен людям. Его повсюду рады видеть. Его ждут. Очень ждут. Потому что с ним просто и весело. Потому что его присутствие снимает усталость, позволяет отвлечься от тысяч забот. Он может все достать и каждому «помочь. Он словно «локатор», направлен­ный на интересы, волнения, нужды тех, кто рядом, кто вблизи, кто просто проходит мимо...» — так оправдывает своего героя Отар Иоселиани.
Потому-то неорганизован день Гии. От этого — чувство тяжести, неудовлетворенности в нем самом. Вечно не успева­ет что-то сделать «для себя». Он как бы вбежал в замкну­тый круг, из которого нет вы­хода...
Обществе приняло его своим принципом равноправия. Но он вошел не на равных. Счел за единственное благо — дарить людям улыбку, и «добрый вечер». Забыл бросить на про­тивоположную чашу весов свой талант, который, как знать, принес бы счастливые минуты большому кругу людей.
Гия выбрал одно из двух.
Третьего не было дано.
Он сделал выбор и... — па­радоксы в понимании характе­ра Гии следует один за другим — потерпел неудачу.
И все-таки — он нужен. Ну­жен, по словам Отара Иоселиа­ни потому, что благодаря таким людям мы знаем, почему и зачем живем на этом свете. Ведь не зря по крупицам век за веком человечество ко­пило примеры самоотдачи и училось радости от этой самоот­дачи, нащупывало пути от сердца к сердцу...».
Происходит перестройка сознания людей на новую реальность, и большой ошибкой было бы думать, что новая нравственность рождает­ся сама собой.
Все гораздо сложнее. Эту сложность показал нам талантливый грузинский режиссер и постановщик О. Иоселиани в образе Гии Агладзе. Каждый человек должен прежде отыскать свое место, где он с пол­ной отдачей мог бы делать добро людям — вот социальное звучание этого образа.
...Из замкнутого круга Гия все же вырывается... ценой соб­ственной жизни. Глупая смерть...
Жил певчий дрозд. Приносил людям радость. Сам же был одинок. И, казалось бы, ничего после себя не оставил, разве что крючок — вешать кепку.
И только-то?
«Полипы умирают, не подо­зревая, что они служат про­грессу рифа».
Не просто ушел из жизни герой фильма. Он, ве­рится, оставил след в сердцах людей. Пусть недолго, но его будут вспоминать — веселого «певчего дрозда», дарившего радость. А зритель — удивится новому, необычному характеру. Очень сложному, очень привлекательному...
Случаен ли герой фильма? Ведь для того, чтобы судьба человека стала достоянием эк­рана, необходимо за ним уви­деть больше, чем просто один жизненный факт.
Нет, Гия не случаен — это новый характер, несущий элемент социального конфликта. Новый характер – новый ге­рой. И, пожалуй, самое главное то, что он оставил после се­бя — заставил задуматься о «каждом моем сегодня, ценно­сти каждого момента в нашей жизни...»
Л.Говзман, редактор радиовещания
(25.10.72.)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии