"МОИСЕЙ - ЭТО И НАШ ПРОРОК!"
Дмитро Павлычко - украинский поэт, секретарь правления СП СССР и УССР, депутат Верховного Совета СССР. С ним беседует наш специальный корреспондент.
Корр.: Дмитро Васильевич, я знаю, что народное движение Украины за перестройку РУХ на своем учредительном съезде принял специальное обращение к украинскому народу против антисемитизма. Если есть такое обращение — значит есть какие-то проявления антисемитизма?
Д.П.: На мой взгляд, антисемитизм на Украине можно обнаружить сейчас только среди людей, облеченных какой-то властью и принадлежащих, я бы сказал, к эпохе прошлого.
Что же касается моих коллег, крестьян, которые меня породили, моих земляков, среди которых я много пребываю как Народный депутат- в этой среде об антисемитизме не может быть никакой речи. Наоборот, евреи в нашем сознании стали не только одними из союзников, я бы сказал - главными союзниками. Мы сейчас поняли, что лучшие поэмы наших великих поэтов: Тараса Шевченко - "Мария", Ивана Франко - "Моисей", Леси Украинки - все пьесы, - вся наша украинская культура, оказывается, вырастала из Библии, из трагедии еврейского народа. Наши великие писатели, наши гении всегда переносили на Украину еврейскую судьбу. Сейчас, когда все это заново перечитываем и переоцениваем, мы понимаем, насколько это важно.
Мы понимаем и другое: поскольку царская Россия не позволяла евреям селиться там, где они хотели, они создали культуру здесь, на Украине. Здесь родился Шолом-Алейхем, здесь возникла новая литература на языке идиш.
Но, к сожалению, весь уклад этих маленьких еврейских городков был уничтожен не только немецкими фашистами, но и советскими. На Украине до войны было, например, 450 еврейских школ - сейчас нет ни одной. Кто должен исправлять ошибки прошлого? Именно мы. Я ходил в ЦК и ставил вопрос: нужно хотя бы в Киеве, в Черновцах, в Одессе - в этих трех центрах еврейского населения - создавать еврейские школы, газеты, библиотеки. Пока мы ничего особого не сделали, потому что со стороны администрации нет желания этого делать.
Я хочу вам сказать: на мой взгляд, там, где не решен еврейский вопрос, там не будет никогда справедливости и настоящей цивилизации. Это касается всех обществ. И пока мы не решим этот вопрос на Украине и вообще 'в Советском Союзе, мы ничего не изменим. Я очень удивлен, что на Пленуме ЦК КПСС по национальному вопросу не подняли "еврейский вопрос", хотя он так остро существует. И главный аргумент его существования - отъезд евреев. И это стыдно для нас. Мы должны приостановить это.
Раздаются голоса: уезжают потому, что материально заинтересованы. Не верно! Я уверен, что, если бы евреи имели у нас моральную свободу быть евреями - чтобы не было опасно, страшно или стыдно, то все бы решилось. Но мы, к сожалению, в своей официальной политике до сих пор остаемся в каком-то смысле если не антисемитами, то просто людьми, не понимающими этого вопроса.
Поэтому я еще раз хочу сказать: в той Украине, к которой я принадлежу - писательской, художественной, научной - антисемитизму нет места. Потому что нет другой национальной культуры в Советском Союзе, которая была бы так связана с Библией и историей еврейского народа, как украинская культура. Ведь, мы и молимся-то на Моисея. Моисей - это и наш пророк! И, в сущности, мы всегда себя ассоциируем с евреями - мы смотрим на Библию, на эти образы, и мы видим свою судьбу! И, в то же время, видим глубину еврейской истории, еврейской проблемы.
Я думаю, что мы не случайно на этом съезде обратились к народу и сказали об этом. Никто до нас этого не делал. Хотя исторически у нас были недоверие, вражда - это не секрет. Но чем это было вызвано? Тем, что черносотенцы всегда хотели найти козла отпущения, и травили украинских крестьян - дураков, невоспитанных - именно на евреев - это все было. Но можно и обратную сторону взять - были евреи-эксплуататоры: держали шинки, привозили водку, скупали землю - это тоже было. Но евреи никогда не были нашими "главными врагами". Если они кому-то и помогали - далеко не все, а только единицы, - то это, опять же, было связано с каким-то конкретным обстоятельством, и с тем, что и евреи и украинцы находились в одинаково бесправном положении. И только этим можно объяснить былую вражду. Украина не имела своей государственности. Евреи были в том же положении, что и украинцы, даже худшем, потому что земли своей не имели.
Еще вопрос: о том, где они должны жить? Раздаются голоса: "Почему они не едут з Биробиджан, там их автономия?" Хотя сейчас совершенно очевидно, что там нет никакой автономии - это Сталин придумал. Еврейская культура развивалась в Москве, на Украине, в Белоруссии, в Литве - вот где эти центры, где корни! Евреи чувствуют свои корни. Они здесь живут, по моим данным, с У111 века. Зафиксировано письмо еврейской общины из Киева в Иерусалим, написанное в 827 году.
Корр.: В чем вы видите решение "еврейского вопроса"?
Д.П.: В демократизации! - И, соответственно, предоставлении украинскому народу большей суверенности. Тогда он возьмет на свои плечи ответственность за своих же собратьев на этой земле. Когда народ не распоряжается своей землей, он не может отвечать за тех, кто на ней живет. Поэтому мы поднимаем все эти вопросы. К сожалению, иногда встречаемся с такими евреями, которые нас одергивают: зачем вы хотите загнать нас в еврейскую культуру? Мы не хотим никого никуда загонять, но мы бы хотели, чтобы еврей не только знал, что он еврей и говорил: "Я еврей". Мы хотим, чтоб он гордился тем, что он еврей! Какая еще нация может гордиться тем, что она свою Родину носила в Книге и в сердце? Только евреи!
Поэтому я еще раз говорю: евреи - союзники. Тот, кто решит "еврейский вопрос" - тот решит все национальные вопросы!..
Леонид Говзман
(Информационный бюллетень, февраль-март 1990 г., №№ 2-3 (38-39), М. 1990 г.
Дмитро Павлычко - украинский поэт, секретарь правления СП СССР и УССР, депутат Верховного Совета СССР. С ним беседует наш специальный корреспондент.
Корр.: Дмитро Васильевич, я знаю, что народное движение Украины за перестройку РУХ на своем учредительном съезде принял специальное обращение к украинскому народу против антисемитизма. Если есть такое обращение — значит есть какие-то проявления антисемитизма?
Д.П.: На мой взгляд, антисемитизм на Украине можно обнаружить сейчас только среди людей, облеченных какой-то властью и принадлежащих, я бы сказал, к эпохе прошлого.
Что же касается моих коллег, крестьян, которые меня породили, моих земляков, среди которых я много пребываю как Народный депутат- в этой среде об антисемитизме не может быть никакой речи. Наоборот, евреи в нашем сознании стали не только одними из союзников, я бы сказал - главными союзниками. Мы сейчас поняли, что лучшие поэмы наших великих поэтов: Тараса Шевченко - "Мария", Ивана Франко - "Моисей", Леси Украинки - все пьесы, - вся наша украинская культура, оказывается, вырастала из Библии, из трагедии еврейского народа. Наши великие писатели, наши гении всегда переносили на Украину еврейскую судьбу. Сейчас, когда все это заново перечитываем и переоцениваем, мы понимаем, насколько это важно.
Мы понимаем и другое: поскольку царская Россия не позволяла евреям селиться там, где они хотели, они создали культуру здесь, на Украине. Здесь родился Шолом-Алейхем, здесь возникла новая литература на языке идиш.
Но, к сожалению, весь уклад этих маленьких еврейских городков был уничтожен не только немецкими фашистами, но и советскими. На Украине до войны было, например, 450 еврейских школ - сейчас нет ни одной. Кто должен исправлять ошибки прошлого? Именно мы. Я ходил в ЦК и ставил вопрос: нужно хотя бы в Киеве, в Черновцах, в Одессе - в этих трех центрах еврейского населения - создавать еврейские школы, газеты, библиотеки. Пока мы ничего особого не сделали, потому что со стороны администрации нет желания этого делать.
Я хочу вам сказать: на мой взгляд, там, где не решен еврейский вопрос, там не будет никогда справедливости и настоящей цивилизации. Это касается всех обществ. И пока мы не решим этот вопрос на Украине и вообще 'в Советском Союзе, мы ничего не изменим. Я очень удивлен, что на Пленуме ЦК КПСС по национальному вопросу не подняли "еврейский вопрос", хотя он так остро существует. И главный аргумент его существования - отъезд евреев. И это стыдно для нас. Мы должны приостановить это.
Раздаются голоса: уезжают потому, что материально заинтересованы. Не верно! Я уверен, что, если бы евреи имели у нас моральную свободу быть евреями - чтобы не было опасно, страшно или стыдно, то все бы решилось. Но мы, к сожалению, в своей официальной политике до сих пор остаемся в каком-то смысле если не антисемитами, то просто людьми, не понимающими этого вопроса.
Поэтому я еще раз хочу сказать: в той Украине, к которой я принадлежу - писательской, художественной, научной - антисемитизму нет места. Потому что нет другой национальной культуры в Советском Союзе, которая была бы так связана с Библией и историей еврейского народа, как украинская культура. Ведь, мы и молимся-то на Моисея. Моисей - это и наш пророк! И, в сущности, мы всегда себя ассоциируем с евреями - мы смотрим на Библию, на эти образы, и мы видим свою судьбу! И, в то же время, видим глубину еврейской истории, еврейской проблемы.
Я думаю, что мы не случайно на этом съезде обратились к народу и сказали об этом. Никто до нас этого не делал. Хотя исторически у нас были недоверие, вражда - это не секрет. Но чем это было вызвано? Тем, что черносотенцы всегда хотели найти козла отпущения, и травили украинских крестьян - дураков, невоспитанных - именно на евреев - это все было. Но можно и обратную сторону взять - были евреи-эксплуататоры: держали шинки, привозили водку, скупали землю - это тоже было. Но евреи никогда не были нашими "главными врагами". Если они кому-то и помогали - далеко не все, а только единицы, - то это, опять же, было связано с каким-то конкретным обстоятельством, и с тем, что и евреи и украинцы находились в одинаково бесправном положении. И только этим можно объяснить былую вражду. Украина не имела своей государственности. Евреи были в том же положении, что и украинцы, даже худшем, потому что земли своей не имели.
Еще вопрос: о том, где они должны жить? Раздаются голоса: "Почему они не едут з Биробиджан, там их автономия?" Хотя сейчас совершенно очевидно, что там нет никакой автономии - это Сталин придумал. Еврейская культура развивалась в Москве, на Украине, в Белоруссии, в Литве - вот где эти центры, где корни! Евреи чувствуют свои корни. Они здесь живут, по моим данным, с У111 века. Зафиксировано письмо еврейской общины из Киева в Иерусалим, написанное в 827 году.
Корр.: В чем вы видите решение "еврейского вопроса"?
Д.П.: В демократизации! - И, соответственно, предоставлении украинскому народу большей суверенности. Тогда он возьмет на свои плечи ответственность за своих же собратьев на этой земле. Когда народ не распоряжается своей землей, он не может отвечать за тех, кто на ней живет. Поэтому мы поднимаем все эти вопросы. К сожалению, иногда встречаемся с такими евреями, которые нас одергивают: зачем вы хотите загнать нас в еврейскую культуру? Мы не хотим никого никуда загонять, но мы бы хотели, чтобы еврей не только знал, что он еврей и говорил: "Я еврей". Мы хотим, чтоб он гордился тем, что он еврей! Какая еще нация может гордиться тем, что она свою Родину носила в Книге и в сердце? Только евреи!
Поэтому я еще раз говорю: евреи - союзники. Тот, кто решит "еврейский вопрос" - тот решит все национальные вопросы!..
Леонид Говзман
(Информационный бюллетень, февраль-март 1990 г., №№ 2-3 (38-39), М. 1990 г.