О ЧЕМ МОЛЧИТ КИРЕЕВ?
В этом фильме трудно отделить художественное от документального. И не потому, что мы заведомо знаем: роли «трудных» исполняют в нем сами «трудные». Потому, скорей, что «сыграть» такого подростка нельзя. Мальчишки на экране такие, какие они есть в жизни: с их мыслями, эмоциями, неприятием взрослого мира, горем в глазах. Собственно, начало фильма — документализм в полной мере: мальчишки дают пред камерой интервью. Вопросы только непривычные: «Мог бы ударить человека просто так?», «Зачем воровал?». Много вопросов на «трудную» тему. Но вот последним задан, казалось бы, простейший вопрос: «Что такое добрый человек?».
И никто из них не ответил!..
А потом возникли на экране глаза Киреева. Уверен: многих — очень многих! — этот взгляд потряс. Узнали глаза. Эту недетскую тоску. Глаза, говорящие, что связь с миром для человека безвозвратно потеряна...
Киреева судили за воровство. Четыре рубля украл. Он молча слушал и ждал приговора. И тогда встал Антонов и сказал о том, чего не было в уголовном деле, и о чем молчал Киреев.
Молчал Киреев о главном. О том, что не помнит матери. О том, что отец — алкоголик, а живут они с сестрой Маргаритой на небольшую ее стипендию. О том, что никогда они не знал, что такое ласка и забота...
Кирееву дали отсрочку приговора. И Антонов увез его в спортивно-трудовой лагерь. В лагере, расположенном на берегу лесного озера, недалеко от большого города, — больше сотни ребят, которых называют «трудными». Это — подростки, состоящие на учете в милиции, иногда имеющие «в активе» уголовные деяния, а чаще ведущие образ жизни на грани преступления. И с ними он, Павел Васильевич Антонов, человек, окончивший Ленинградский институт физической культуры имени А. Лесгафта и не пошедший по пути коллег, ставших тренерами. Он собрал «трудных» и вывез сюда, в спортивно-трудовой лагерь. Организовал работу, тренировки, отдых. Главная цель Антонова: вернуть пацанов обществу полноценными гражданами.
Режиссер фильма Динара Асанова призналась: «Мне кажется, что основным источником беды является семья». Потому, наверное, фильм она выстраивает как противопоставление двух миров. Одного мира, взрослого, — мира семьи, уродливой, правда, семьи, с отцами-алкоголиками, безвольными матерями, матерями-истеричками, думающими только о себе... Одним словом, много вариантов так называемого неблагополучия: ведь иногда даже за респектабельной внешностью прячется моральный монстр. А он (или она) чей-то отец (или мать).
Другой мир — искусственный, созданный Антоновым (а если точнее, авторами фильма): мир оторванных от этих семей ребят и помещенных в палатки у озера.
И смотрите: здесь они «нормальные» ребята. Работают, занимаются спортом, играют в оркестре, поют песни. Здесь они проявляют мужество, здесь у них просыпается самоуважение. Здесь в каждом видна индивидуальность.
Построив лагерь у озера, Антонов, конечно же, не смог отгородить пацанов от того, реального мира. Вот воскресенье. И они явились — родственники. Разные. Равнодушный папаша, успевший в полчаса напиться. Бабуля, торопливо совершающая акт проявления любви к мальчишке, — сунула деньги. По его лицу нетрудно догадаться: откупились родители. Мать-истеричка, к которой сын наверняка подойдет за тем лишь, чтоб забрать сумку с продуктами. К этому вообще не приехали. И надо видеть его лицо.
Вот и Киреев. Сестра привезла ему банку клубники. Он сидит в кустах и ест. Маргарита плавает в озере, наслаждаясь свободой и чистой водой. А Киреев молча глотает ягоды и смотрит на нас своими огромными глазами, полными все той же недетской тоски...
Ничего, как видим, радостного от встречи этих двух миров нет.
Скорее, одни неприятности несет столкновение мира, созданного Антоновым, с миром реальным. Встреча с ворюгой шофером. Драка с деревенскими. Результат — стихийный дебош в лагере. Разгромлена столовая.
Еще одно столкновение. Киреев-отец (алкоголик!) издевается над дочерью. Марго пытается отравиться газом. И Киреев-младший, узнав об этом, крадет ракетницу и отправляется в город. «Я его застрелю», — говорит он об отце.
Нет, невозможно отгородить, упрятать пацанов от того, реального мира. Тем более что близится осень. Пора возвращаться...
Но не будем спешить с оценками. Фильм не обещает нам счастливого конца, легких решений. В нем — лишь попытка показать процесс постижения ребятами нравственных истин, возврата к гражданским и человеческим нормам жизни.
И хотя не во всем можно согласиться с авторами фильма — есть в нем явные психологически неоправданные эпизоды, но согласиться нужно в главном: в конечном итоге «трудные» подростки — трудные для нас с вами. И для того, чтобы сломать непонимание, нужно найти сущность мальчишеских душ, потерянную не без помощи взрослых, найти тонкую нить, связующую нас и ними, соединить прошлое, настоящее и будущее.
Нужно, попросту говоря, точно знать, о чем молчит Киреев.
В. ОСИПОВ
(Псевдоним) («МД», 20 октября 1983 г.)
В этом фильме трудно отделить художественное от документального. И не потому, что мы заведомо знаем: роли «трудных» исполняют в нем сами «трудные». Потому, скорей, что «сыграть» такого подростка нельзя. Мальчишки на экране такие, какие они есть в жизни: с их мыслями, эмоциями, неприятием взрослого мира, горем в глазах. Собственно, начало фильма — документализм в полной мере: мальчишки дают пред камерой интервью. Вопросы только непривычные: «Мог бы ударить человека просто так?», «Зачем воровал?». Много вопросов на «трудную» тему. Но вот последним задан, казалось бы, простейший вопрос: «Что такое добрый человек?».
И никто из них не ответил!..
А потом возникли на экране глаза Киреева. Уверен: многих — очень многих! — этот взгляд потряс. Узнали глаза. Эту недетскую тоску. Глаза, говорящие, что связь с миром для человека безвозвратно потеряна...
Киреева судили за воровство. Четыре рубля украл. Он молча слушал и ждал приговора. И тогда встал Антонов и сказал о том, чего не было в уголовном деле, и о чем молчал Киреев.
Молчал Киреев о главном. О том, что не помнит матери. О том, что отец — алкоголик, а живут они с сестрой Маргаритой на небольшую ее стипендию. О том, что никогда они не знал, что такое ласка и забота...
Кирееву дали отсрочку приговора. И Антонов увез его в спортивно-трудовой лагерь. В лагере, расположенном на берегу лесного озера, недалеко от большого города, — больше сотни ребят, которых называют «трудными». Это — подростки, состоящие на учете в милиции, иногда имеющие «в активе» уголовные деяния, а чаще ведущие образ жизни на грани преступления. И с ними он, Павел Васильевич Антонов, человек, окончивший Ленинградский институт физической культуры имени А. Лесгафта и не пошедший по пути коллег, ставших тренерами. Он собрал «трудных» и вывез сюда, в спортивно-трудовой лагерь. Организовал работу, тренировки, отдых. Главная цель Антонова: вернуть пацанов обществу полноценными гражданами.
Режиссер фильма Динара Асанова призналась: «Мне кажется, что основным источником беды является семья». Потому, наверное, фильм она выстраивает как противопоставление двух миров. Одного мира, взрослого, — мира семьи, уродливой, правда, семьи, с отцами-алкоголиками, безвольными матерями, матерями-истеричками, думающими только о себе... Одним словом, много вариантов так называемого неблагополучия: ведь иногда даже за респектабельной внешностью прячется моральный монстр. А он (или она) чей-то отец (или мать).
Другой мир — искусственный, созданный Антоновым (а если точнее, авторами фильма): мир оторванных от этих семей ребят и помещенных в палатки у озера.
И смотрите: здесь они «нормальные» ребята. Работают, занимаются спортом, играют в оркестре, поют песни. Здесь они проявляют мужество, здесь у них просыпается самоуважение. Здесь в каждом видна индивидуальность.
Построив лагерь у озера, Антонов, конечно же, не смог отгородить пацанов от того, реального мира. Вот воскресенье. И они явились — родственники. Разные. Равнодушный папаша, успевший в полчаса напиться. Бабуля, торопливо совершающая акт проявления любви к мальчишке, — сунула деньги. По его лицу нетрудно догадаться: откупились родители. Мать-истеричка, к которой сын наверняка подойдет за тем лишь, чтоб забрать сумку с продуктами. К этому вообще не приехали. И надо видеть его лицо.
Вот и Киреев. Сестра привезла ему банку клубники. Он сидит в кустах и ест. Маргарита плавает в озере, наслаждаясь свободой и чистой водой. А Киреев молча глотает ягоды и смотрит на нас своими огромными глазами, полными все той же недетской тоски...
Ничего, как видим, радостного от встречи этих двух миров нет.
Скорее, одни неприятности несет столкновение мира, созданного Антоновым, с миром реальным. Встреча с ворюгой шофером. Драка с деревенскими. Результат — стихийный дебош в лагере. Разгромлена столовая.
Еще одно столкновение. Киреев-отец (алкоголик!) издевается над дочерью. Марго пытается отравиться газом. И Киреев-младший, узнав об этом, крадет ракетницу и отправляется в город. «Я его застрелю», — говорит он об отце.
Нет, невозможно отгородить, упрятать пацанов от того, реального мира. Тем более что близится осень. Пора возвращаться...
Но не будем спешить с оценками. Фильм не обещает нам счастливого конца, легких решений. В нем — лишь попытка показать процесс постижения ребятами нравственных истин, возврата к гражданским и человеческим нормам жизни.
И хотя не во всем можно согласиться с авторами фильма — есть в нем явные психологически неоправданные эпизоды, но согласиться нужно в главном: в конечном итоге «трудные» подростки — трудные для нас с вами. И для того, чтобы сломать непонимание, нужно найти сущность мальчишеских душ, потерянную не без помощи взрослых, найти тонкую нить, связующую нас и ними, соединить прошлое, настоящее и будущее.
Нужно, попросту говоря, точно знать, о чем молчит Киреев.
В. ОСИПОВ
(Псевдоним) («МД», 20 октября 1983 г.)