Предлагая эту статью, я не претендую на истину в последней инстанции, я просто высказываю своё мнение (не бесспорное!) по некоторым устоявшимся, в последнее время, критериям, понятиям и суждениям, имеющих хождение среди людей, занимающихся фотографией и всем, что связано с ней.
Согласно заголовку, здесь будет идти речь о фотографах-профессионалах, любителях и аппаратуре, которой они работают.
Предваряя содержание, приведу некоторые определения, заимствованные из "Толкового словаря русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой:
Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.
Профессионал - человек, который (в отличие от любителя) занимается делом как специалист, Профессионализм - хорошее владение своей профессией.
Профессиональный - такой, который полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности.
Любитель -,человек, который имеет склонность, пристрастие к чему-нибудь, занимающийся каким-либо делом не как профессионал, а по увлечению, из интереса.
С прагматической точки зрения, опираясь на вышеизложенные формулировки, можно сделать логический вывод, что профессионалом является тот, кто зарабатывает своей профессией средства (деньги) для своего жизнеобеспечения.
Любитель, занимаясь тем же самым, средств (денег) чаще всего не зарабатывает, а наоборот, тратит.
Таким образом, для нашего частного случая, фотографом-профессионалом называется тот, для кого фотография является основным родом деятельности, обеспечивающая его благосостояние (или только позволяющая едва-едва сводить концы с концами...).
Для любителя проблемы получения какого-то дохода от занятия фотографией не стоит. Чаще у него проблемы диаметрально-противоположны - как и где изыскать необходимую (на его взгляд, частенько отличающийся от мнения домочадцев!) сумму для своего "хобби".
Разумеется, что и фотолюбителю случается иногда "подработать" на своём увлечении, но это скорее исключение, чем правило.
Когда фотографа-любителя называют "профессионалом" за его высококачественные во всех отношениях снимки, то это не соответствует положению вещей. Можно назвать мастером, талантом, но никак не профессионалом. Это определение не может являться мерилом качества работы, в нашем случае - мастерства и таланта.
Согласитесь, что какая-либо "тётя Маша"- фотограф, десятилетиями ежедневно "шлёпающая" фотокарточки 6 Х 4 для документов (которые надоели ей "до страсти"), вряд ли способна создать "фотошедевр". Скорее всего и не помышляет об этом (вопреки известному выражению, не всякий солдат носит в своём ранце маршальский жезл). Но она по праву называется фотографом-профессионалом, согласно приведенному выше постулату.
Общий термин "фотография" объединяет весьма разные направления видов творчества. Это жанровая, спортивная, студийная...Это натюрморт, пейзаж, макро...Всё перечислить затруднительно. Все направления, в свою очередь, также подразделяются по "объектам приложения".
Каждое направление имеет имеет свои особенности, тонкости, приёмы, применяемую технику (о ней ниже), подразумевает свой, специфический подход.
В совершенстве владея одним направлением, как профессионал, так и любитель может быть дилетантом в другом. В этом нет ничего зазорного. Как говорил Козьма Прутков, "нельзя объять необъятное".
В каждом из направлений как профессионал, так и любитель может обладать разным уровнем профессионализма. Здесь уместнее говорить об уровне мастерства и талантливости. Можно в совершенстве овладеть технологическими приёмами и "выдавать" безукоризненные по качеству "фотокарточки" ( что при современных возможностях фототехники и трудов особенных не требует). Но, кроме качества, фотография должна ещё содержать "изюминку", которая заставит зрителя сразу выделить из многих тысяч именно эту и никакую другую. Способность к улавливанию такой "изюминки" и определяется мастерством автора. Фотографов миллионы, способных - тысячи, талантливых - единицы...
Нередко любители превосходят профессионалов по мастерству и талантливости. Происходит это из-за того, что для профессионала фотография - ежедневная обязанность, а для любителя - увлечение. Всякая обязанность неизбежно вызывает противодействие, не всегда осознанное, но тем не менее тормозящее в процессе повышения мастерства. Говоря просто - появляется обыкновенная лень.
Вывод прост: к определению "фотограф-любитель" не всегда уместно снисходительно-пренебрежительное отношение.
О камерах. Среди фотографической "братии" распространилось и утвердилось некое разделение фотоаппаратов на классы, имеющие названия "Любительские", "Полупрофессиональные", "Профессиональные". Даже некоторые СМИ начинают употреблять эти определения в своих аннотациях.
Есть ещё: "Для начинающих", "Для увлеченных", "Для продвинутых", "Для профи" и др.
У меня всегда вызывают некоторое недоумение все эти попытки "разложить по полочкам" весь огромный ассортимент выпущенных ранее и появляющихся новых камер.
Как можно сгруппировать, кто может определить принадлежность той или иной камеры к какому-то классу? Кем, когда и где определён набор технических параметров, определяющих принадлежность к какому-то классу? Тем более, что эти параметры совершенствуются не по дням, а по часам. Или может быть по стоимости?
Один из примеров - появившуюся в конце 2006 года камеру "Pentax K10D" одни источники представили как камеру "профессионального" уровня, другие, ссылаясь на недостаточную "скорострельность", назвали "полупрофессиональной".
А в какой класс можно отнести павильонную ФК, какой в недалёком прошлом работали тысячи профессионалов? А ведь эта камера не имеет никакой автоматики, в ней нет и тысячной доли тех "наворотов", какие имеют современные "мыльницы". Тем не менее эта камера отвечала требованиям данного производства, значит по праву называется "профессиональной". Уж "любительской" её никак назвать нельзя!
Возможно, я немного утрирую, приведя этот пример, но всякому ли профессионалу нужен тот набор функций и возможностей, каким стремятся снабдить всякую вновь выходящую в свет камеру?
Та же "скорострельность", необходимая снимающему спортивную хронику, совсем не нужна в павильонной работе, предполагающей неспешное построение композиции.
Вывод простой - далеко не каждому фотографу нужен тот набор функций, которым стремятся снабдить свои камеры фирмы-производители. Всё это их рекламные ходы для более успешного продвижения продукции на рынках сбыта.
Разделение же на "классы" придумано дилерами тоже для более успешной продажи.
Кстати, сами фирмы в своих аннотациях избегают подразделять свои камеры на "классы".
И совсем уж неожиданный мой вывод: профессиональной называется та камера, которую профессионал держит в своих руках! А в его руках может оказаться любая фотокамера, какую он считает нужным применить в данном конкретном случае - от консервной банки с дыркой до самой "крутонавороченной"...
Согласно заголовку, здесь будет идти речь о фотографах-профессионалах, любителях и аппаратуре, которой они работают.
Предваряя содержание, приведу некоторые определения, заимствованные из "Толкового словаря русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой:
Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.
Профессионал - человек, который (в отличие от любителя) занимается делом как специалист, Профессионализм - хорошее владение своей профессией.
Профессиональный - такой, который полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности.
Любитель -,человек, который имеет склонность, пристрастие к чему-нибудь, занимающийся каким-либо делом не как профессионал, а по увлечению, из интереса.
С прагматической точки зрения, опираясь на вышеизложенные формулировки, можно сделать логический вывод, что профессионалом является тот, кто зарабатывает своей профессией средства (деньги) для своего жизнеобеспечения.
Любитель, занимаясь тем же самым, средств (денег) чаще всего не зарабатывает, а наоборот, тратит.
Таким образом, для нашего частного случая, фотографом-профессионалом называется тот, для кого фотография является основным родом деятельности, обеспечивающая его благосостояние (или только позволяющая едва-едва сводить концы с концами...).
Для любителя проблемы получения какого-то дохода от занятия фотографией не стоит. Чаще у него проблемы диаметрально-противоположны - как и где изыскать необходимую (на его взгляд, частенько отличающийся от мнения домочадцев!) сумму для своего "хобби".
Разумеется, что и фотолюбителю случается иногда "подработать" на своём увлечении, но это скорее исключение, чем правило.
Когда фотографа-любителя называют "профессионалом" за его высококачественные во всех отношениях снимки, то это не соответствует положению вещей. Можно назвать мастером, талантом, но никак не профессионалом. Это определение не может являться мерилом качества работы, в нашем случае - мастерства и таланта.
Согласитесь, что какая-либо "тётя Маша"- фотограф, десятилетиями ежедневно "шлёпающая" фотокарточки 6 Х 4 для документов (которые надоели ей "до страсти"), вряд ли способна создать "фотошедевр". Скорее всего и не помышляет об этом (вопреки известному выражению, не всякий солдат носит в своём ранце маршальский жезл). Но она по праву называется фотографом-профессионалом, согласно приведенному выше постулату.
Общий термин "фотография" объединяет весьма разные направления видов творчества. Это жанровая, спортивная, студийная...Это натюрморт, пейзаж, макро...Всё перечислить затруднительно. Все направления, в свою очередь, также подразделяются по "объектам приложения".
Каждое направление имеет имеет свои особенности, тонкости, приёмы, применяемую технику (о ней ниже), подразумевает свой, специфический подход.
В совершенстве владея одним направлением, как профессионал, так и любитель может быть дилетантом в другом. В этом нет ничего зазорного. Как говорил Козьма Прутков, "нельзя объять необъятное".
В каждом из направлений как профессионал, так и любитель может обладать разным уровнем профессионализма. Здесь уместнее говорить об уровне мастерства и талантливости. Можно в совершенстве овладеть технологическими приёмами и "выдавать" безукоризненные по качеству "фотокарточки" ( что при современных возможностях фототехники и трудов особенных не требует). Но, кроме качества, фотография должна ещё содержать "изюминку", которая заставит зрителя сразу выделить из многих тысяч именно эту и никакую другую. Способность к улавливанию такой "изюминки" и определяется мастерством автора. Фотографов миллионы, способных - тысячи, талантливых - единицы...
Нередко любители превосходят профессионалов по мастерству и талантливости. Происходит это из-за того, что для профессионала фотография - ежедневная обязанность, а для любителя - увлечение. Всякая обязанность неизбежно вызывает противодействие, не всегда осознанное, но тем не менее тормозящее в процессе повышения мастерства. Говоря просто - появляется обыкновенная лень.
Вывод прост: к определению "фотограф-любитель" не всегда уместно снисходительно-пренебрежительное отношение.
О камерах. Среди фотографической "братии" распространилось и утвердилось некое разделение фотоаппаратов на классы, имеющие названия "Любительские", "Полупрофессиональные", "Профессиональные". Даже некоторые СМИ начинают употреблять эти определения в своих аннотациях.
Есть ещё: "Для начинающих", "Для увлеченных", "Для продвинутых", "Для профи" и др.
У меня всегда вызывают некоторое недоумение все эти попытки "разложить по полочкам" весь огромный ассортимент выпущенных ранее и появляющихся новых камер.
Как можно сгруппировать, кто может определить принадлежность той или иной камеры к какому-то классу? Кем, когда и где определён набор технических параметров, определяющих принадлежность к какому-то классу? Тем более, что эти параметры совершенствуются не по дням, а по часам. Или может быть по стоимости?
Один из примеров - появившуюся в конце 2006 года камеру "Pentax K10D" одни источники представили как камеру "профессионального" уровня, другие, ссылаясь на недостаточную "скорострельность", назвали "полупрофессиональной".
А в какой класс можно отнести павильонную ФК, какой в недалёком прошлом работали тысячи профессионалов? А ведь эта камера не имеет никакой автоматики, в ней нет и тысячной доли тех "наворотов", какие имеют современные "мыльницы". Тем не менее эта камера отвечала требованиям данного производства, значит по праву называется "профессиональной". Уж "любительской" её никак назвать нельзя!
Возможно, я немного утрирую, приведя этот пример, но всякому ли профессионалу нужен тот набор функций и возможностей, каким стремятся снабдить всякую вновь выходящую в свет камеру?
Та же "скорострельность", необходимая снимающему спортивную хронику, совсем не нужна в павильонной работе, предполагающей неспешное построение композиции.
Вывод простой - далеко не каждому фотографу нужен тот набор функций, которым стремятся снабдить свои камеры фирмы-производители. Всё это их рекламные ходы для более успешного продвижения продукции на рынках сбыта.
Разделение же на "классы" придумано дилерами тоже для более успешной продажи.
Кстати, сами фирмы в своих аннотациях избегают подразделять свои камеры на "классы".
И совсем уж неожиданный мой вывод: профессиональной называется та камера, которую профессионал держит в своих руках! А в его руках может оказаться любая фотокамера, какую он считает нужным применить в данном конкретном случае - от консервной банки с дыркой до самой "крутонавороченной"...