Изготовление монокля
#1
Отправлено 21 March 2003 - 15:31
Сейчас интересует пока теория, если не брать линзы от объектива, то какие брать лучше? Как высчитывать фокусное расстояние, понятно, что это основы физики из школьной программы, но не помню. Как рассчитывать рабочий отрезок, не имея самой линзы, а только исходя из фокусного расстояния. Как прикинуть площадь покрытия, это наверное как то связанно с диаметром линзы?
Если грубо, то вопрос стоит так. Какое стекло мне надо купить, и какое крепление для него сделать, что бы получить 150 мм монокль для камеры 6x6.
Какие есть еще подводные камни? Где можно про это почитать, статью Ерина в Фото и Видео, я припоминаю, в выходные постараюсь найти этот журнал, может, где-то еще было описание? Возможно из этого топика тоже получится материал для FAQ.
#2
Отправлено 21 March 2003 - 15:44
- ФР линзы должно быть больше раб. отрезка (это очевидно).
- При фокусировке на бесконечность расстояние от центра линзы (от главной плоскости т. е.) до плоскости плёнки должно быть равно фокусному расстоянию линзы.
- Из предыдущего, оправа для монокля 150мм при фокусировке на бесконечность должно иметь длину 150мм минус рабочий отрезок камеры. Для фокусировки на более близкое расстояние линза выдвигается вперёд.
- По словам Ерина, линзу лучше иметь из сортов стекла с наименьшим коэффициентом преломления. Таким образом, он считает лучшими линзами "пластиковые стёкла" из магазинов оптики (к=1,49).
- Форма линзы для классического монокля - мениск, вогнутой сторонй наружу. У Ерина любимый монокль - двояковыпуклая линза, меньшей кривизной наружу.
- Диафрагма ставится перед линзой, примерно на расстоянии 1/10 фокусного расстояния, точнее подгоняется по минимуму комы (рекомендации есть в сети). Значение диафрагмы (круглой) - это отношение ФР к диаметру диафрагмы.
Вроде для размышлений достаточно.
З. Ы. Меня самого не покидают мысли о монокле для среднего формата, но это ж хотя бы Салют надо купить... Если соберусь - непременно напишу />.
#3
Отправлено 21 March 2003 - 15:49
Фокусное расстояние "монокля" -- оно и есть фокусное расстояние линзы. 150мм ~ 6.7дптр.
При фокусировке на бесконечность пленка должна быть в фокальной плоскости. Стало быть линза в тубусе на расстоянии 150-<рабочий отрезок>.
По старым книжкам линза должна быть выпукло-вогнутой, выпуклостью к пленке.
Еще лучше (или хуже?) ахроматическая склейка. Типа как у Павла Лачаева -- из метеора от киниокамеры красногорск.
Диаметр покрытия считается тупо, исходя из диаметра диафрагмы и диаметра байонета, расстояний от пленки до байонета и до диафрагмы. По картинке с треугольниками />
Понятно, что делать монокля светосилой больше ~2.8 смысла мало. Да и 4 хватит (?). Стало быть диамер линзы (оправы) 150/2.8...4 = 52...40.5мм.
#5
Отправлено 21 March 2003 - 16:11
Но в что-то уже вник. И появилось два вопроса.
1. Не кто не помнить рабочий отрезок для Киева - 60?
2. Не кто не помнить рабочий отрезок для Pentax 645?
Второе уже так, для расширение кругозора и далеко идущих выводов. />
Пока писал первое письмо, заметил интересную переписку в ru.photo
---------------------
Hахожусь в процессе изобретания монокля для Динакс-5.
Разумеется, по стопам многих, решил последовать лозунгу "перекуем все Г-44 на
монокли". Увы, оказалось, что раздобыть приличный переходник А-М42 в Питере -
это не так чтобы вдруг :-(
Пока искал (ищу) переходник, в дурную голову взбрела дурная мысль. Озвучиваю:
А ведь китовый зум можно купить совсем недорого. По цене сопоставимо с
фирменным переходником плюс достаточно неубитый Гелиос. Hу если даже чуть
дороже - так ведь за это автофокус сохранится! (Для тех, кто не в курсе: у
Минольты в отличие от, скажем, Пентакса, с адаптером индикатор фокуса не
работает, что весьма обидно).
Внимание, вопрос. Я не совсем офонарел? Это вообще-то возможно? Какие грабли
меня ожидают при переделке автофокусного зума в монокль?
( моральные и эстетические аспекты самого факта сознательной порчи фирменной
оптики давайте оставим за рамками обсуждения :-)))
---------------------
И ответ Владимира Погонова
---------------------
Hахожусь в процессе изобретания монокля для Динакс-5.
Разумеется, по стопам многих, решил последовать лозунгу "перекуем все Г-44 на
монокли". Увы, оказалось, что раздобыть приличный переходник А-М42 в Питере - это не так чтобы вдруг :-(
Пока искал (ищу) переходник, в дурную голову взбрела дурная мысль.
Было бы хорошо, если бы она никого не застала дома. :о))
Озвучиваю:
А ведь китовый зум можно купить совсем недорого. По цене сопоставимо с фирменным переходником плюс достаточно неубитый Гелиос. Hу если даже чуть дороже - так ведь за это автофокус сохранится!
Монокль, - это всего одна линза. И автофокус на монокле одно и тоже,
что на зайце стопсигнал:о))
(Для тех, кто не в курсе: у Минольты в отличие от, скажем, Пентакса, с адаптером индикатор фокуса не работает, что весьма обидно). Внимание, вопрос. Я не совсем офонарел?
Не совсем, но близок к этому. :о))
Это вообще-то возможно?
Нет!
Какие грабли меня ожидают при переделке автофокусного зума в монокль?
Зачем тратить время и силы, для того чтобы испортить хорошую вещь?
Лучше сразу выброси, или подари кому-нибудь.:о))
А если серьезно, то почитай сначала статьи Г.М. Колосова (Советское фото N5 и N8 за 1988г.) или А.Ерина.(foto&video N3и N5 за 2000г.) Все остальное, что найдешь в И-нете от доморощенных изобретателей, практически просто собачья чушь!
Недаром А.Ерин назвал свою статью "Совсем не простая линза".
Или хотя-бы найди в архиве этой эхи, что я писал про монокль.
Всего доброго
Владимир Погонов
P.S. А пока посмотри хотя-бы эти снимки, сделанные правильными моноклями.
http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=123942&ref=author
http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=38932&ref=author
http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=156404&ref=author
http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=149960&ref=author
http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=148358&ref=author
http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=159831&ref=author
#7
Отправлено 21 March 2003 - 16:21
Маленькая рекомендация - при изготовлении оправы ОБЯЗАТЕЛЬНО предусмотреть возможность подвигать линзу в пределах 5мм вперёд-назад -- очень пригодится />
В связи с этим, рабочий отрезок до долей миллиметра измерять не надо />
#10
Отправлено 21 March 2003 - 16:36
Впрочем, я не обидчивый, пусть пишет.
#12
Отправлено 21 March 2003 - 16:51
Уважаемый Lexander, штангенциркуль это круто, но мне интересен рабочий отрезок под 645 Pentax и Mamiya. А их под рукой нет. Где-то был сайт в интернете с рабочими отрезками на все камеры, где уже не помню.
Интересно, а сложно сделать переходник с оптики Pentacon Six на Pentax 645, на Mamiya 645 есть же?
#13
Отправлено 21 March 2003 - 17:02
Я лишь для полноты картины немного обобщу. Вот некоторые полезные формулы, для тех, кто хочет использовать очковые и увеличительные линзы в монокле:
f (мм) = 250 / k, где k - увеличение линзы в разах
D (дптр) = 1000 / f (мм)
2. Где-то читал или слышал (увы, в голове полная мешанина), что неплохо бы для монокля использовать минимально обточенную линзу.
3. С двояковыпуклым увеличительным стеклом я немного поигрался. Мне не понравилось. Мениск, имхо, лучше. Впрочем, мои кривые руки могли быть причиной негативного опыта.
-----
Хоббимейкер,
доморощенный экспериментатор />
(Edited by Hobbymaker at 5:01 pm on Mar. 21, 2003)
#15
Отправлено 21 March 2003 - 17:17
Классический монокль - выпуклой стороной к плёнке.
И ещё Ерин приводил пример сильно выгнутого мениска выпуклой стороной наружу для портретов - у него кривизна поля такая, что позволяет снимать портеты с эффектом типа наклона объектива.
#16
Отправлено 21 March 2003 - 18:44
http://marktucker.co...rcam/index.html
http://marktucker.co...rip/index2.html
#18
Отправлено 21 March 2003 - 22:37
Есть книжка "250 советов фотографу"
или
250 советов фотографу../ Составители Л.В Кубышкина, Т.А. Мосина, А.В. Шеклеин, 1991. ? 112с., ил. (Библиотека журнала Советское фото).Выпуск 1. Тираж 200000.
Вроде был и второй выпуск. (список литературы на Фотолайне)
Наконец-то нашел "читаемую" версию!!! вот:
http://www.algor.ru/...ry/Lib_main.htm
Там на 6-й стр. есть глава "ПРОСТОЙ МЯГКОРИСУЮЩИЙ ОБЪЕКТИВ"
Как я понял ето - двухлинзовый объектив, по рисунку - типа монокля, но исправлена хроматич. аберация и кома.
Делается из двух линз менисками "внутрь" Фокусное расстояние зависит от фокусного расст. линз и расстояния между ними.
Интересно - а если менять расстояние м-ду линзами, то получиться такой себе мягкорисующий зум ?
Доберусь домой - обязательно попробую !!!
С уважением Санчес
#20
Отправлено 24 March 2003 - 12:43
Если сводится к 1 пункту, то сделать не проблема, проблема понять, что надо. Кто-нибудь может сформулировать формальные требования к моноклю.
Рабочие отрезки такие:
645 Pentax bayonet 70.87 мм
Mamiya 645 bayonet 63.30 мм
Mamiya RB bayonet 112.00 мм
Mamiya RZ bayonet 105.00 мм
Если есть желание, можно огласить весь список.
#21
Отправлено 24 March 2003 - 13:31
Все равно не понимаю, почему из мерзкой самоклеенной картонной трубки и очковой стекляхи можно сделать "правильный" монокль, из черной железной трубки и КМЗ-шного стекла можно сделать "правильный" монокль. А из красивой серебристой
> пластиковой трубки с байонетом и просветленного фирменного стеклышка (или того же очкового, если родное не подойдет) - нельзя сделать "правильный" монокль?
Монокль можно сделать в любом корпусе, вопрос в том подойдет ли этот корпус для выбранной тобой линзы-мениска. Сможешь ли ты эту линзу поставить так, чтобы согласовать и фокусное расстояние твоего монокля и рабочий отрезок камеры.
Далее, в правильном монокле, диафрагма обязательно располагается впереди линзы, причем расстоянием между диафрагмой и линзой регулируются сферические и хроматические аберрации, которые действуют прямо противоположно друг другу.
И расстояние от диафрагмы до линзы подбирается опытным путем под каждую линзу.
Т.к. приближая или удаляя диафрагму, ты увеличиваешь одни аберрации и уменьшаешь другие и наоборот. Т.что для каждого монокля, точнее для каждой линзы со своим фокусным расстоянием
приходится подбирать, как величину диафрагмы, так и ее расстояние до линзы.
Да еще и ставить желтый или оранжевый светофильтр.
Hу объясни пожалуйста, а? Только без этого пафоса.
Да никакого пафоса, просто иногда бывает скучно объяснять очевидные вещи и хочется немного "приколоться".:о))
Единственное сомнение, которое меня гложет: наверняка у зума внутри дырка маловата (физическая). Будет работать как диафрагма. > А что еще?
Вообще-то я мечтал увидеть ответ людей, разбиравших эти (или аналогичные) зумы. Собственно зум, пойми правильно, выбран отнюдь не за зумовость (ежу понятно, что ее не будет), а исключительно за распространенность и бросовую цену.
Я тебе и намекнул, зачем нужно разбирать зум, ??? если от него ты будешь использовать только корпус, который сложнее по конструкции,
чем корпус простого фиксфокала. Корпус для монокля должен быть прост, как мычание коровы.
Тогда все регулировки (подгонки) проще делать.
"Гелиос" используется потому, что поставив линзу необходимого диаметра и фокусного расстояния, путем подбора ( и подгонки по длине) переходных колец, можно добиться необходимого
рабочего отрезка, а как тебе известно, что у разных производителей они разные.
Причем не просто Гелиос "М",4, 6, 7, и т.д., а именно "Гелиос 44-2" (или
объектив подобного ему типа) т.к у него нет прыгалки и ее привода, которые также будут мешать при изготовлении монокля. (Ну вот, выдал свой секрет. Теперь на измайловском вернисаже сметут все
44-2, или продавцы цены на них поднимут). :о))
Используя же объектив с байонетом, ты завязан рабочим отрезком. В этом случае придется подбирать линзу с необходимым для данного корпуса фокусным расстоянием, и расстояние ее до диафрагмы, что неизмеримо сложнее. Фактически надо будет перетачивать корпус, а для этого делать сложные расчеты.
Т.е. фактически разрабатывать новый объектив.
Резюме: - чем проще корпус, тем проще делать монокль!
Далее: - наводка на резкость монокля имеет свои особенности.
То, что мы видим резким в видоискателе на матовом стекле, на самом деле наивысшая контрастность. Наивысшая резкость монокля будет
немного дальше (или ближе, в зависимости от применяемой линзы). Поэтому автофокус, разработанный для объективов, у которых наивысшая контрастность и наивысшая резкость находятся в одном
положении, с моноклем будет промахиваться.
Или будет ездить, пока с ума не сойдет.:о))
Т.что при наводке монокля на резкость, приходится приспосабливаться именно к своему моноклю.
И еще, "правильный монокль", т.е. монокль сделанный из правильно подобранной (как по фокусному расстоянию, так и по кривизне поверхностей) вогнуто-выпуклой линзы-мениска, - очень резкий объектив. Причем с довольно большой глубиной резкости.
Он резко обозначает контуры и мельчайшие детали и при этом размывает света. В принципе "монокль" - это объектив с одной линзой. Но от того, какая это линза, вогнуто-выпуклая положительная линза (мениск), плоско-выпуклая, или двояковыпуклая, будет зависеть рисунок монокля, степень размытия, т.е. действие тех или иных аберраций, особенно для периферийных лучей.
Даже положение линзы, выгнутой или плоской стороной вперед или назад, совершенно меняют получаемую картинку. Большинство же фотографий, которые я вижу в И-нете, и которые cняты "псевдомоноклями", просто делают "муть", которую можно
добиться простым расфокусированием объектива или различными софтами.
Хотя это тоже имеет место быть в художественной фотографии.
Но монокль, - это не софт, это совсем нечто другое.
Кстати, А.Ерин недавно проводил семинары по съемке моноклем, объявления о которых были и на Лайне и на Фотосайте.
Всего доброго
Владимир Погонов
#22
Отправлено 24 March 2003 - 13:33
Задача ясна, не ясны средства. Что значит сделать?
Средства до достижение цели мне самому еще не ясны. Главное есть цель. А какие средства, решим по дороге к цели.
Сделать на заказ?
Возможно, это будет самое оптимальное. Или хотя бы найти человека, который мог бы делать токарные - фрезеровочные работы.
Выдрать из чего-то, что под рукой лежит?
Возможен как вариант. А под рукой лежат удлинительные кольца под Киев-60 их можно использовать из-за байонета + тубус под линзу и диафрагму и есть лишняя Волна - 3 под него же. Если брать Волну, то 74 мм + примерные 60 мм Волны = 134 мм. Где-то уже интересно, хотелось бы 150 мм, но 134 мм уже интересно. Но в любом случае, к Волне придется выпиливать - приделывать тубус под диафрагму, нужен токарь.
(Edited by Philipp at 1:35 pm on Mar. 24, 2003)
#23
Отправлено 24 March 2003 - 14:54
После этого письма становится совершенно очевидным, что у г-на Погонова есть отработанная технология получения моноклей из приводимого им списка "доноров". Однако почему-то г-н Погонов отрицает возможности существования других "технологий", предполагающих других доноров.
Я думаю, что мою "технологию" тоже можно считать "отработанной" (этот вывод сделан на основании отзывов о моём монокле людей, которые моноклей повидали немало />), но мне не нужен ни Г44-2 без прыгалки, ни кольца. Мне нужен только Г-44-2 с прыгалкой и переключателем А/М />
З. Ы.
Philipp, я почти утверился в желании изготовить монокль для среднего формата к майским праздникам. Видимо это будет монокль под "крепление В". Я считаю наиболее рациональным заказать в оптике линзу под имеющуюся оправу, нежели искать знакомого токаря.
Да, и монокль скорее всего будет в районе 100мм (т. е. не "портретный", а скорее "штатный").
#24
Отправлено 24 March 2003 - 15:17
Корпус, конечно, штука важная, но вторичная. Более того, нет смысла обсуждать конструкцию оптической системы, не имея стекла. (В этом смысле под "случайное" стекло более простым решением мне кажется использование зумовского корпуса).
Вопрос собственно был такой - линза уже есть, или ее надо делать, или считать?
PS Терзают меня смутные сомнения по поводу влияния положения диафрагмы на ход аберраций, и разделения резкозти и контраста в изображении
#25
Отправлено 24 March 2003 - 16:10
Корпус, конечно, штука важная, но вторичная. Более того, нет смысла обсуждать конструкцию оптической системы, не имея стекла. (В этом смысле под "случайное" стекло более простым решением мне кажется использование зумовского корпуса).
Вопрос собственно был такой - линза уже есть, или ее надо делать, или считать?
Ерин пишет.
Очень хорошие немецкие очковые стекла 66 мм (например, фирмы Rodenstock). У них минимальный астигматизм. На упаковке стоит пометка Punktuell (то есть пунктуальные, точные)
Я не вижу сложности, взять нужную линзу и обточить под нужный диаметр. Линза как раз не проблема. Корпус, возможно из-за того, что я некогда не работал с металлом.
Уважаемый AbdullA
После этого письма становится совершенно очевидным, что у г-на Погонова есть отработанная технология получения моноклей из приводимого им списка "доноров".
А он это и не скрывает. И мне писал, что у него отработанная методика под 35 мм, а, под средний формат нет, и связываться не хочет.
Philipp, я почти утверился в желании изготовить монокль для среднего формата к майским праздникам. Видимо это будет монокль под "крепление В".
Интересно, а можно как-то с вами контактировать, чтобы подсматривать за работой. А то гложет меня сомнение, что один я не справлюсь.
Я считаю наиболее рациональным заказать в оптике линзу под имеющуюся оправу, нежели искать знакомого токаря.
Да, и монокль скорее всего будет в районе 100мм (т. е. не "портретный", а скорее "штатный".
Ну штатник мне не очень то и нужен, а нужен более портретник, хотя изготовление монокль для Киева, для меня больше обучающая процедура, хотя монокль на Киев мне безусловно нужен и важен. В главном это подход к изготовлению монокля для 645. А для 645 бы хотелось бы сделать вещь, с разными снимающими оптическими блоками, как и у Ерина. Для Киева тоже хотелось бы такое же, тогда со временем может, будет взять как запасную камеру переделанный Киев - 88 СМ, или через переходник ставить на 645 и не думать о изготовление для 645. Второй лишний Волны у меня нет, поэтому и хочется сразу сделать максимально хорошо.
(Edited by Philipp at 4:11 pm on Mar. 24, 2003)
#27
Отправлено 24 March 2003 - 17:01
Астигматизм с точки зрения глаза может быть минимальный, но если ее использовать как объектив могут быть всякие неожиданности.
А у вас есть другие предложения?
Да и в задумке было
... хотелось бы сделать вещь, с разными снимающими оптическими блоками, как и у Ерина.
Из-за этого и нужен хороший специалист по металу.
#28
Отправлено 24 March 2003 - 17:33
Контактировать со мной просто -я в онлайне и в форуме бываю регулярно, почту проверяю часто />
Как только начну что-нибудь делать в этом направлении, обязательно отмечусь здесь.
... хотелось бы сделать вещь, с разными снимающими оптическими блоками, как и у Ерина.
А вот об этом можно поподробнее?
Мне казалось что гораздо проще сделать несколько моноклей, чем городить "модульную" конструкцию... Может я просто не понимаю что имеется в виду под словами "разные снимающие оптические блоки"?
#29
Отправлено 24 March 2003 - 17:51
Нельзя. Я и сам не знаю.
Мне казалось что гораздо проще сделать несколько моноклей, чем городить "модульную" конструкцию... Может я просто не понимаю что имеется в виду под словами "разные снимающие оптические блоки"?
Именно это. Я не знаю наверное не проще, под 42 мм, возможно проще, найди другой объектив. А под Киев - 60, а тем более под Мамию 645 или Пентакс 645? Я вообще плохо представляю где сделать байонет под 645 Пентакс.
Все таки наверное не просто так Ерин пошел по этому пути.
#30
Отправлено 24 March 2003 - 18:00
Понятно... Я об этом подумал, но... Ведь есть вариант всё делать под "крепление Б" (то бишь П-6) или "В", если вторая камера Салют/К-88, благо таких объективов за 500р. в Измайлово море, а на 645 вроде как есть переходники (Хартбляй их даже с некоторыми объективами продаёт в комплекте) - вот и два зайца сразу.
Боюсь что "точить" под заказ оправы с хвостовиками под 645 или 67 оченно небюджетно будет.
(Edited by AbdullA at 6:00 pm on Mar. 24, 2003)
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных