Методы экспонирования. Какой выбрать для н...
Галыч 25 Mar 2024
Озадачился тут темой, как правильно экспонировать ночные чб фото и набрел в интернете на перевод одной статьи: https://photo-monste...oy-vyibrat.html
Речь идет о том какой метод в какой ситуации использовать, так называемое экспонирование влево ETTL или вправо ETTR. Там же упоминается инвариативность ISO некоторых современных цифровых камер, когда например съемка на базовом ИСО + 3 стопа коррекции дают результат сравнимый со съемкой на ИСО400. Судя по ссылке упоминающейся в статье Pentax K5 имеет инвариативное ИСО.
Хотел бы некого опыта от коллег, что думаете на данный счет? Какие еще модели камер Pentax считаете инвариативными и какие плюсы при съемке можно из этого извлечь?
Ну и по ночной съемке с яркими источниками света в кадре, как считаете правильно экспонировать? Допускается ли клиппинг сигнала в светах или надо пытаться получить фото без пересветов?
Речь идет о том какой метод в какой ситуации использовать, так называемое экспонирование влево ETTL или вправо ETTR. Там же упоминается инвариативность ISO некоторых современных цифровых камер, когда например съемка на базовом ИСО + 3 стопа коррекции дают результат сравнимый со съемкой на ИСО400. Судя по ссылке упоминающейся в статье Pentax K5 имеет инвариативное ИСО.
Хотел бы некого опыта от коллег, что думаете на данный счет? Какие еще модели камер Pentax считаете инвариативными и какие плюсы при съемке можно из этого извлечь?
Ну и по ночной съемке с яркими источниками света в кадре, как считаете правильно экспонировать? Допускается ли клиппинг сигнала в светах или надо пытаться получить фото без пересветов?
KNA 26 Mar 2024
Допускается ли клиппинг сигнала в светах или надо пытаться получить фото без пересветов?
StarPer 26 Mar 2024
Все верно. Выбитые фонари и проваленные тени почти необходимые атрибуты нормально экспонированного ночного снимка. Меряются света, но не фонари выходящие за пределы динамического диапазона. Хотя современные камеры без всякой спотметрии меряют в пределах динамического диапазона и дают почти нормальный кадр, хотя иногда излишне стараются вытянуть тени. Приходится экспокоррекцию в минус крутить.
С пленкой я поступаю проще. Меряю спотметром где надо, иногда вношу коррекцию.
С пленкой я поступаю проще. Меряю спотметром где надо, иногда вношу коррекцию.
ogre 26 Mar 2024
Когда-то тоже интересовался применением разных подходов к экспозамеру. Но здесь наверное можно говорить о снимке с большим динамическим диапазоном? Просто серая ночь трудностей не доставит.
Если хочется сохранить больше не битых фонарей, то использую точечный экспозамер по самому яркому фонарю и +1.5 ... 2 стопа. Максимальная коррекция (иногда ее называют "запасом в светах" ) зависит от камеры/сенсора и может быть определена самостоятельно при помощи RawDigger, к примеру. Ну или на глазок. Обычно не более 2-х стопов.
По поводу инвариантности - несколько удивлен по поводу K-5, но может так и есть. Но уверен, что на ней ISO выше 1250 ставить точно нет смысла (если речь не идет о накамерном jpg)
K1 точно можно отнести к инвариантной. Думаю, о возможной инвариантости может говорить диапазон экспокорекции. На инвариантой камере он не менее +/- 5, на обычно - вряд ли шире +/- 2.
Сообщение отредактировал ogre: 26 March 2024 - 19:03
Если хочется сохранить больше не битых фонарей, то использую точечный экспозамер по самому яркому фонарю и +1.5 ... 2 стопа. Максимальная коррекция (иногда ее называют "запасом в светах" ) зависит от камеры/сенсора и может быть определена самостоятельно при помощи RawDigger, к примеру. Ну или на глазок. Обычно не более 2-х стопов.
По поводу инвариантности - несколько удивлен по поводу K-5, но может так и есть. Но уверен, что на ней ISO выше 1250 ставить точно нет смысла (если речь не идет о накамерном jpg)
K1 точно можно отнести к инвариантной. Думаю, о возможной инвариантости может говорить диапазон экспокорекции. На инвариантой камере он не менее +/- 5, на обычно - вряд ли шире +/- 2.
Сообщение отредактировал ogre: 26 March 2024 - 19:03
Галыч 26 Mar 2024
ogre (26 March 2024 - 18:58) писал:
Когда-то тоже интересовался применением разных подходов к экспозамеру. Но здесь наверное можно говорить о снимке с большим динамическим диапазоном?
Опять же, что в этих фонарях смотреть? Интересно смотреть на то, что они освещают.
Viktortin 26 Mar 2024
Я когда фотографировал полную фазу солнечного затмения - был озадачен подобным же вопросом. Но это был 1981 год и выбор был светочувствительности плёнки. Выбрал 135 ед. Гост. Объектив был МТО 500А - у него диафрагма 8. Как показала практика - выбор был правильный. Проработалась солнечная корона хорошо, а то что небо ушло в ночное - не важно. Но это плёнка! У неё "резиновый" светлый край экспо-диапазона. У цифровых наоборот - резиновый темный. Поэтому, когда на K1 снимаю Млечный путь или галактику М31 - делаю выдержку 30 сек и более. Пересветить там очень сложно. Вот Луну наоборот ( снимать нужно с недосветом - как дневной объект) , но Луна - вредитель ( засвечивает интересные объекты на небе) и поэтому я её принципиально не снимаю)))
31 Июля 1981г. Окраина города Белово. Полная фаза солнечного затмения. Скан с бумажной карточки.
Млечный Путь. Фотоаппарат Pentax K1, ISO 3200, T=30сек ,Объектив 12мм f/2.8
Сообщение отредактировал Viktortin: 26 March 2024 - 20:39
31 Июля 1981г. Окраина города Белово. Полная фаза солнечного затмения. Скан с бумажной карточки.
Млечный Путь. Фотоаппарат Pentax K1, ISO 3200, T=30сек ,Объектив 12мм f/2.8
Сообщение отредактировал Viktortin: 26 March 2024 - 20:39
Галыч 26 Mar 2024
Viktortin, На вашем цифровом фото у меня есть ощущение выбитых светов на ПП. Вот этого как раз хотелось бы избежать.
ordinarylawyer 27 Mar 2024
Максим, хотел в под стартовым сообщением поставить плюс; то ли рука дрогнула,то ли сайт заглючил, - оказался минус. Как писали в наш время, "исправленному верить"...
Сообщение отредактировал ordinarylawyer: 27 March 2024 - 13:27
Сообщение отредактировал ordinarylawyer: 27 March 2024 - 13:27
ogre 27 Mar 2024
В астрофото экпозамер делается на калькуляторе.
Повышение ISO даже на инвариантных камерах не бесплатно в плане качества, особенно в плане градиентов и деталей. Потому, кмк, надо делать контекстный замер и стараться получить максимально возможную экспозицию, как говорят в астрофото - накопить больше сигнала.
Повышение ISO даже на инвариантных камерах не бесплатно в плане качества, особенно в плане градиентов и деталей. Потому, кмк, надо делать контекстный замер и стараться получить максимально возможную экспозицию, как говорят в астрофото - накопить больше сигнала.
Viktortin 27 Mar 2024
Галыч (26 March 2024 - 22:12) писал:
Viktortin, На вашем цифровом фото у меня есть ощущение выбитых светов на ПП. Вот этого как раз хотелось бы избежать.
Сообщение отредактировал Viktortin: 27 March 2024 - 23:54
imakcon_banned 30 Mar 2024
Viktortin (26 March 2024 - 20:11) писал:
Тут довольно сложно решить как сбалансировать передний план и небо.
Имхо, без серьезного подхода к дополнительной искусственно сделанной для фотосъемки подсветки объектов.
Для получения этого идеального кадра - полно работы по выставлению света.
Показанный вариант довольно интересен.
Но, имхо, не как окончательный кадр, а как отправная точка для идеи.
Подсветка дома и растений представляется недостаточно убедительной, видна искусственно созданная ситуация.
Тут не в экспонометрии дело, а в том куда и как падает свет на объекты. Не в силе света, а в направлении.
Сообщение отредактировал imakcon: 30 March 2024 - 14:16
Red Fox 09 Apr 2024
Viktortin (26 March 2024 - 20:11) писал:
31 Июля 1981г. Окраина города Белово. Полная фаза солнечного затмения. Скан с бумажной карточки.
221745_xxl.jpg
А покрупнее можно увидеть? Я тогда рядом находился, в 50 км юго-восточнее, хоть и мелкий был, но помню)
skyer 09 Apr 2024
Viktortin 10 Apr 2024
Red Fox (09 April 2024 - 09:42) писал:
А покрупнее можно увидеть? Я тогда рядом находился, в 50 км юго-восточнее, хоть и мелкий был, но помню)
В Прокопьевске было частичное затмение, но очень близкое к полной фазе.
Сообщение отредактировал Viktortin: 10 April 2024 - 19:28
nettmann 23 Apr 2024
Очень много слов, и не совсем понятна суть.
Ночная съёмка с высоким качеством результата предполагает расширение ДД. О пленке вспоминать не будем, там все иначе. Остановимся на цифре.
Расширение ДД выполняется в пост-обработке суммированием нескольких кадров, выполненных с разными экспозициями. Либо тупо в ручную (настройка ручками), либо с использованием автоматики, где выполняется нажатием кнопки сразу 3 кадра с отсройкой вправо-влево например на 3 стопа.
Замер экспозиции сейчас редко кто делает: только перфекционисты и изобретатели, работающие например со световой кистью. Чаще настройка идёт по пробному кадру и его изучению, в частности по изучению графика отсечки: на ночной съёмке надо настроить камеру на демонстрацию этого графика заранее. На точке съемки, ночью, ковырять настройки камеры - неправильно.
Ессно, можно пользовать автоматическими режимами "ночная съёмка". Замечу, что реализация этих автоматических режимов в разных камерах - разная. Имел неоднократно возможность сравнения Canon, Nikon, Sony, Samsung, Pentax. В чем там конкретно дело - не знаю, но - факт для себя отметил.
Примеры из жанра Астрофото - это отдельный вид работ...
Я чаще всего имел дело с ночными пейзажами, подсветками архитектуры. Штатив или мини-штатив.
Ночная съёмка с высоким качеством результата предполагает расширение ДД. О пленке вспоминать не будем, там все иначе. Остановимся на цифре.
Расширение ДД выполняется в пост-обработке суммированием нескольких кадров, выполненных с разными экспозициями. Либо тупо в ручную (настройка ручками), либо с использованием автоматики, где выполняется нажатием кнопки сразу 3 кадра с отсройкой вправо-влево например на 3 стопа.
Замер экспозиции сейчас редко кто делает: только перфекционисты и изобретатели, работающие например со световой кистью. Чаще настройка идёт по пробному кадру и его изучению, в частности по изучению графика отсечки: на ночной съёмке надо настроить камеру на демонстрацию этого графика заранее. На точке съемки, ночью, ковырять настройки камеры - неправильно.
Ессно, можно пользовать автоматическими режимами "ночная съёмка". Замечу, что реализация этих автоматических режимов в разных камерах - разная. Имел неоднократно возможность сравнения Canon, Nikon, Sony, Samsung, Pentax. В чем там конкретно дело - не знаю, но - факт для себя отметил.
Примеры из жанра Астрофото - это отдельный вид работ...
Я чаще всего имел дело с ночными пейзажами, подсветками архитектуры. Штатив или мини-штатив.
MrZu 25 Apr 2024
Коллеги, вы еще надеетесь на полуавтоматические режимы для ночной сьёмки, выбрал и забыл? Чего на цифре гадать и голову ломать, все быстрее и проще, сняли пробник на глаз, посмотрели полученный результат и сделали эспокоррекцию, да не один раз бывает, за несколько итераций. Рациональнее сразу в мануальный режим перейти и тоже самое осознанно делать
MrZu 25 Apr 2024
Подсветка фонариком: фронтальная засветка никогда практически не бывает хорошей, если она фронтальная, от камеры. Все высвеченное будет плоско. Благо выдержки длинные, со штатива, можно с задержкой. Отошли в сторону, подсветили световой кистью или расставили свет/асистентов, причем пробуя варианты, в т.ч. не стоя на одном месте, так тени мягче, ну это от задумки зависит. Передний план пересветить легче всего. Поскольку камера на штативе, можно в постобработке комбинировать участки нескольких кадров.
Сообщение отредактировал MrZu: 25 April 2024 - 22:41
Сообщение отредактировал MrZu: 25 April 2024 - 22:41
nettmann 26 Apr 2024
MrZu, с оговоркой - да. Но могут быть особые сюжеты и виды работ. И тут все зависит от обстоятельств.
Одно время изощрялся и изворачивался, снимая закаты и рассветы, первый луч и пр фантазии. Много плавали на круизных лайнерах по России, там рассветы и закаты с воды - песня! И подсветить хочется: часть кораблика, туман на воде, недалекий берег. И проблема из проблем - вибрация палубы корабля сказывается на штативе (у кораблика есть маршевые и подруливающие двигатели, поперечные, вибрация разная)... Ранним утром все спят, лишь один ненормальный фотограф мечется на мокрой от росы палубе... Интересно! И дело даже не в результате...
Одно время изощрялся и изворачивался, снимая закаты и рассветы, первый луч и пр фантазии. Много плавали на круизных лайнерах по России, там рассветы и закаты с воды - песня! И подсветить хочется: часть кораблика, туман на воде, недалекий берег. И проблема из проблем - вибрация палубы корабля сказывается на штативе (у кораблика есть маршевые и подруливающие двигатели, поперечные, вибрация разная)... Ранним утром все спят, лишь один ненормальный фотограф мечется на мокрой от росы палубе... Интересно! И дело даже не в результате...
Альфред 26 Apr 2024
MrZu (25 April 2024 - 22:32) писал:
Коллеги, вы еще надеетесь на полуавтоматические режимы для ночной сьёмки, выбрал и забыл? Чего на цифре гадать и голову ломать, все быстрее и проще, сняли пробник на глаз, посмотрели полученный результат и сделали эспокоррекцию, да не один раз бывает, за несколько итераций. Рациональнее сразу в мануальный режим перейти и тоже самое осознанно делать.
А с автоматом, оно нередко изначально ближе оказывается. Если понимать куда потом крутить, конечно.
Сообщение отредактировал Альфред: 26 April 2024 - 23:32
Viktortin 04 May 2024
Red Fox (09 April 2024 - 09:42) писал:
А покрупнее можно увидеть? Я тогда рядом находился, в 50 км юго-восточнее, хоть и мелкий был, но помню)
Сообщение отредактировал Viktortin: 04 May 2024 - 19:22
dferz 23 Sep 2024
Как по мне,тени всегда чище тянутся при минимальном исо. Не всегда их приходится тянуть,но чем ниже исо,тем лучше.