Проявка черно-белых пленок
himik_007 03 Jul 2012
Floppy_Drive (02 July 2012 - 02:32) писал:
Соответственно Фома
http://www.foma.cz/U...lohy/broz_r.pdf
и AGFA
http://www.digitaltr...odinal_MSDS.pdf
Аналог (и там и там - пара-аминофенол), вот только для "обычного применения" у них разбавление отличается где-то вдвое.
http://www.foma.cz/U...lohy/broz_r.pdf
и AGFA
http://www.digitaltr...odinal_MSDS.pdf
Аналог (и там и там - пара-аминофенол), вот только для "обычного применения" у них разбавление отличается где-то вдвое.
Спасибо за ссылки. Да действительно по документации и там и там пара-аминофенол. Значит действительно аналог.
himik_007 03 Jul 2012
Вычитал такую информацию. В свое время фома и агфа поругались и по патентному праву рецепт перешел фоме - Fomadon R09(вот почему его называют старым родиналом). А агфа внесла изменения в старый рецепт чтоб не нарушать патентное право и сделала свой родинал(так называемый новый родинал).
Yuriy Babushkin 03 Jul 2012
Доброго времени суток, meine Damen und Herren!
Подлеплю и свой "алтын"...
Просмотрел тему и, пожалуй, кое-какие ремарки. Если уже было и не заметил, пардон за удвоение.
1. Формула определения времени проявки "по кончику" очень неплохо работает при проявлении в "нормальных" проявителях типа ненавистного Д-76, не сильно разбавленных ТОЛЬКО стартовой и довольно грубой прикидке в определении времени проявки. Собственно, отсюда и несколько формул. Ещё одна: время уравнивания визуальных плотностей побывавшего в проявителе края и просто засвеченного в секундах поделенное на 4(5...6) = время проявления в минутах. Чуть шаг в сторону, - сильно разбавленный проявитель, неординарный хим. состав и ....возможны нюансы, граничащие с откровенным браком.
2. Фиксирование не такой "безобидный" процесс, как мы привыкли думать. Кто-то из коллег выше обмолвился, типа "ничего не происходит". А вот происходит следующее. Где-то у наших титанов фотографии вообще и фотографической химии в частности прочитал лет 25-30 назад буквально следующее: черезмерное фиксирование (кислый или некислый фиксаж - без особой разницы) приводит к вымыванию мелкодисперсного серебра и росту макрозернистости. На всякий случай поясню: дело в том, что металлическое серебро после проявки имеет оооооооооочень мелкую структуру, собственно, сама зернистость. А вот уже куча сопутствующих факторов начиная от типа плёнки/эмульсии и заканчивая химией/температурой приводят к образованию из этого же мелкодисперсного серебра глобул/гранул/комков . Понятно, что "мелочь", продолжая путаться под ногами, несколько маскирует заметность первых. Это несложно проверить, оставив кусок обработанной плёнки наполовину в фиксаже на некоторое время. Затем сравнить с соседствующим.
3. Следствие из (2). Время фиксирования и истощённость фиксажа можно определить из следующей зависимости:
время полного фиксирования = удвоенному времени ПОЛНОГО осветления фотографического слоя, т.е. исчезновения молочной окраски. Пригодность фиксажа для дальнейшего использовния можно определить следующим образом: время полного осветления в использованном фиксаже НЕ должно превышать удвоенного времени фиксировния в свежем.
Можно хмыкнуть и сказать, что это "ловля блох", азанахрена тогда все потуги по подбору химии/плёнок/режимов обработки итд...
Удачи, с уважением
Подлеплю и свой "алтын"...
Просмотрел тему и, пожалуй, кое-какие ремарки. Если уже было и не заметил, пардон за удвоение.
1. Формула определения времени проявки "по кончику" очень неплохо работает при проявлении в "нормальных" проявителях типа ненавистного Д-76, не сильно разбавленных ТОЛЬКО стартовой и довольно грубой прикидке в определении времени проявки. Собственно, отсюда и несколько формул. Ещё одна: время уравнивания визуальных плотностей побывавшего в проявителе края и просто засвеченного в секундах поделенное на 4(5...6) = время проявления в минутах. Чуть шаг в сторону, - сильно разбавленный проявитель, неординарный хим. состав и ....возможны нюансы, граничащие с откровенным браком.
2. Фиксирование не такой "безобидный" процесс, как мы привыкли думать. Кто-то из коллег выше обмолвился, типа "ничего не происходит". А вот происходит следующее. Где-то у наших титанов фотографии вообще и фотографической химии в частности прочитал лет 25-30 назад буквально следующее: черезмерное фиксирование (кислый или некислый фиксаж - без особой разницы) приводит к вымыванию мелкодисперсного серебра и росту макрозернистости. На всякий случай поясню: дело в том, что металлическое серебро после проявки имеет оооооооооочень мелкую структуру, собственно, сама зернистость. А вот уже куча сопутствующих факторов начиная от типа плёнки/эмульсии и заканчивая химией/температурой приводят к образованию из этого же мелкодисперсного серебра глобул/гранул/комков . Понятно, что "мелочь", продолжая путаться под ногами, несколько маскирует заметность первых. Это несложно проверить, оставив кусок обработанной плёнки наполовину в фиксаже на некоторое время. Затем сравнить с соседствующим.
3. Следствие из (2). Время фиксирования и истощённость фиксажа можно определить из следующей зависимости:
время полного фиксирования = удвоенному времени ПОЛНОГО осветления фотографического слоя, т.е. исчезновения молочной окраски. Пригодность фиксажа для дальнейшего использовния можно определить следующим образом: время полного осветления в использованном фиксаже НЕ должно превышать удвоенного времени фиксировния в свежем.
Можно хмыкнуть и сказать, что это "ловля блох", азанахрена тогда все потуги по подбору химии/плёнок/режимов обработки итд...
Удачи, с уважением
Floppy_Drive 03 Jul 2012
По поводу фиксирования. Есть мнение что время полного фиксирования равно утроенному времени полного осветления. Также существуют особомелкозернистые плёнки для которых время пребывания в современном фиксаже составляет 20сек (двадцать секунд).
Yuriy Babushkin 04 Jul 2012
Floppy_Drive (03 July 2012 - 23:53) писал:
По поводу фиксирования. Есть мнение что время полного фиксирования равно утроенному времени полного осветления. Также существуют особомелкозернистые плёнки для которых время пребывания в современном фиксаже составляет 20сек (двадцать секунд).
Вполне вероятно...Втрое увеличенное время, надо думать, погоды особой не сделает. А с современными плёнками как и с рeкомендациями уже вышеизложенными ----только практическим путём, но стартовать, как раз, от последних и возmожно
Сообщение отредактировал Yuriy Babushkin: 04 July 2012 - 00:17
Иваныч 05 Jul 2012
Yuriy Babushkin (03 July 2012 - 20:20) писал:
1. Формула определения времени проявки "по кончику" очень неплохо работает при проявлении в "нормальных" проявителях типа ненавистного Д-76, не сильно разбавленных ТОЛЬКО стартовой и довольно грубой прикидке в определении времени проявки.
С фиксажем не эксперементировал, но
Сообщение отредактировал Иваныч: 05 July 2012 - 17:15
Yuriy Babushkin 05 Jul 2012
Иваныч (05 July 2012 - 02:48) писал:
Хочу возразить.
Вы свои возражение базируите на своём успешном опыте, я на - своём и не очень удачном. Либо я пользовался этим методом неверно, либо Ваш круг задач применения метода не вываливался из диапазона его (метода) работоспособности.
Я, вполне возможно, не совсем корректно выразился, упоминая о не сильно разбавленных проявителях, скорее речь шла о низконцентрированных (не одно и то же). У меня был очень показательный "ляп" с т.н. резкостными прявителяни из серии FX. Был налицо чудовищный недопрояв. Как можно легко понять, хим. состав и концентрация что-то да и привносят.
Следующий момент. Вы никогда не обращали внимания на то, как выглядит край засвеченной плёнки, торчащий из кассеты.....в те, уже старозаветные доперестроечные времена? А если чуть больше вытащить край, например для того, чтобы отформовать для зарядки в бак. Вы не замечали, что визуальная плотность, то бишь потемнение этих двух участков несколько отличается? Причём свеже извлечённый далеко не сразу приобретает плотность уже повидавшего мир и свет. По какой плотности ведём отсчёт и сравнение?
Это были мои грабли, кто-то был и успешнее...
Удачи
Сообщение отредактировал Yuriy Babushkin: 05 July 2012 - 20:53
Иваныч 06 Jul 2012
Yuriy Babushkin (05 July 2012 - 18:59) писал:
Вы не замечали, что визуальная плотность, то бишь потемнение этих двух участков несколько отличается? Причём свеже извлечённый далеко не сразу приобретает плотность уже повидавшего мир и свет. По какой плотности ведём отсчёт и сравнение?
Это были мои грабли, кто-то был и успешнее...
Удачи
Это были мои грабли, кто-то был и успешнее...
Удачи
Когда я делюсь этим опытом с кем либо заинтересованным, почему-то большинство понимают, что контроль ведётся по плотности. Ни в коем случае, только состояние эмульсии. Может и можно вести контроль проявки по плотности, но я не знаю как это сделать и не готов на эту тему высказываться.
И Вам удачи.
Andrew Gri 06 Jul 2012
А я Родинал разбавляю 1:100 и получаю времена проявки 30-40 мин. Очень удобно проявлять. Никуда не торопишься, два опрокидывания каждые 5 мин. Последовательно заряжаю плёнку в пять бачков и также последовательно сливаю проявитель, промываю, закрепляю.
Yuriy Babushkin 06 Jul 2012
Иваныч (06 July 2012 - 03:09) писал:
.............................................................................
Когда я делюсь этим опытом с кем либо заинтересованным, почему-то большинство понимают, что контроль ведётся по плотности. Ни в коем случае, только состояние эмульсии. Может и можно вести контроль проявки по плотности, но я не знаю как это сделать и не готов на эту тему высказываться.
И Вам удачи.
Когда я делюсь этим опытом с кем либо заинтересованным, почему-то большинство понимают, что контроль ведётся по плотности. Ни в коем случае, только состояние эмульсии. Может и можно вести контроль проявки по плотности, но я не знаю как это сделать и не готов на эту тему высказываться.
И Вам удачи.
Просмотрел тему ещё раз.... Вообще-то я не Вашу методику имел ввиду, прочтите внимательней то, что под пунктом 1. Сам как-то сразу не заметил, что говорим о разных вещах: у Вас контроль тестового куска идёт на просвет и получаете в реальном отсчёте время проявки, то что описывается постами выше с некими формулами и то, я имел ввиду в своей первой реплике, отслеживают визуальное сравнивание плотностей и тест в отражённом свете. соответственно, расчёт времени проявки по к.л. формулам.
СтОит заметить, что один и тот же проявитель разной степени разбавления с правильно подобранным временем обработки для каждого варианта даёт, мягко говоря, неодинаковый результат. Это очевидно. И далеко не факт, что с разбавленным проявителем результат лучше, - он другой. Всё зависит от целей и задач. Повторяемость результата...всегда свежая химия, т.к. раствор одноразовый, итд сводятся на "нет" когда нужен негатив БЕЗ краевых эффектов и с МАКСИМАЛЬНЫМ диапазоном плотностей. Даже когда есть плохо, вернее сказать, трудно контролируемые факторы, якобы накапливающие ошибку, к примеру, время на дренаж, и это подлежит контролю, учёту и, как следствие, принятию поправок. Например дренаж бака 1520 на машине JOBO с лифтом составляет 10 секунд, "патерсоновский " бак на литр при рукопашной проявке - 8. Неужели это сложно промерять, не поверю? Понятно, с бОльшим временем комфортней себя чувствуешь и без лишней суетливости. Повторюсь, всё зависит от целей и требуемого конечного результата.
Неоднократно сталкивался с теми, кто "на нюх" не переносит разбавленные проявители и всё, к чему они тянут. Появляют в ИК-очках, с контролем на полследней минуте и без ополаскивания - в стоп-ванну. Не для понов ради...
Удачи
Сообщение отредактировал Yuriy Babushkin: 06 July 2012 - 23:50
Иваныч 07 Jul 2012
Yuriy Babushkin (06 July 2012 - 21:10) писал:
СтОит заметить, что один и тот же проявитель разной степени разбавления с правильно подобранным временем обработки для каждого варианта даёт, мягко говоря, неодинаковый результат. Это очевидно. И далеко не факт, что с разбавленным проявителем результат лучше, - он другой. Всё зависит от целей и задач.
Я перечитал свои коментарии в теме, там немножко попахивает "ПРОЯВЛЯТЬ, КАК Я СКАЗАЛ!!". Хочу поправиться, это опыт для решения локальных задач, не больше.
Сообщение отредактировал Иваныч: 07 July 2012 - 06:34
barmaley96 07 Jul 2012
Знаю и использовал не раз при проявлении такую комбинацию: 20, 20, 20. Это - 20 мл стока Д23 на одну пленку, остальной объем бачка доливаем 0,2% раствором кальцинированной соды, проявляем при 20 градусах двадцать минут. Проявлял таким методом различные пленки разных производителей, по плотности негативы выходили очень хорошими, только с крупноватым зерном и повышенной контурной резкостью.
Оригинал
http://s017.radikal....659c37b2675.jpg
Сообщение отредактировал barmaley96: 07 July 2012 - 02:57
Оригинал
http://s017.radikal....659c37b2675.jpg
Сообщение отредактировал barmaley96: 07 July 2012 - 02:57
moonlight_diy 16 Dec 2012
Прошу прощения за глупые вопросы, но никогда еще не пробовал проявлять пленки поэтому не пинайте сильно.
Купил проявитель кодак д-76, масса нетто 109г. Я так понимаю этот пакет разбавляется в литре воды, правильно?
Бачек у меня двухъярусный, на нем написано 1пленка - 400мл, 2 пленки - 500мл. Понятно, что нужно чтобы раствор покрывал обе пленки, но у меня есть несколько кассет в которые накрутили по 6 кадров и это получается я могу проявить 4 свои пленки этим пакетом проявителя? Или после проявления проявитель не выливается и его можно использовать повторно?
Как всетаки рассчитать время проявки, а то в способ контроля проявкой засвеченного куска пленки чтото сразу не въехал...Надо на свежую голову почитать...
Купил проявитель кодак д-76, масса нетто 109г. Я так понимаю этот пакет разбавляется в литре воды, правильно?
Бачек у меня двухъярусный, на нем написано 1пленка - 400мл, 2 пленки - 500мл. Понятно, что нужно чтобы раствор покрывал обе пленки, но у меня есть несколько кассет в которые накрутили по 6 кадров и это получается я могу проявить 4 свои пленки этим пакетом проявителя? Или после проявления проявитель не выливается и его можно использовать повторно?
Как всетаки рассчитать время проявки, а то в способ контроля проявкой засвеченного куска пленки чтото сразу не въехал...Надо на свежую голову почитать...
Па Лыч 16 Dec 2012
В литре д76 можно проявить до 8 36-кадровых 135-х пленок. Из емкости наливаете в бачок необходимое количество проявителя, после проявки использованный сливаете обратно в емкость. Можно разбавлять 1+1(1+2, 1+3), но такой разбавленный раствор повторно использовать не рекомендуется, его нужно утилизировать
Время проявки смотрите на упаковке пленки или на сайте производителя.
Можно брать данные и отсюда.
Сообщение отредактировал -- Серый --: 16 December 2012 - 11:17
Время проявки смотрите на упаковке пленки или на сайте производителя.
Можно брать данные и отсюда.
Сообщение отредактировал -- Серый --: 16 December 2012 - 11:17
a_b 16 Dec 2012
moonlight_diy, ничего нового не скажу, но:
1. Общие сведения http://d-76.ru/index...formation_id=16
2. 10 Фактов о D-76 http://eoa.livejournal.com/38165.html
, частично использованный раствор (равно как и смесь свежего с использованным) будет храниться не более нескольких дней.
1. Общие сведения http://d-76.ru/index...formation_id=16
2. 10 Фактов о D-76 http://eoa.livejournal.com/38165.html
, частично использованный раствор (равно как и смесь свежего с использованным) будет храниться не более нескольких дней.
himik_007 16 Dec 2012
Советую Rodinal/Fomadon R09. Самый удобный для дома проявитель. Концентрат хранится долго, отработанный раствор выливается без сожаления в унитаз, благо его можно мешать аж до 1+100 и не бояться перепроявки Так же цена копейки на количество проявленной пленки, по сравнению с тем же кодаком. Единственное что при стандартном разбавлении 1+25 возможно якобы крупное зерно. Я так не разбавляю, делаю 1+50 -1+100 и по сравнению с тем же фотопроектом с их проявкой в d76, зерно такое же, а при 1+100 стенде даже меньше.
Бо! 17 Dec 2012
скоро начну кафенолить. пока жду кокаин аскорбиновую кислоту и бромид калия из-за бугра, по очеркам из сети и прочих умных блогов очень понравился рез-тат
himik_007 17 Dec 2012
В caffenol можно кстати проявлять и слайд, кроме чб. Но мне честно говоря не очень нравится результаты. Единственный плюс что он совсем не токсичен, кроме антивуалента бромида калия, который в высокой концентрации смертелен. Есть такая шутка проявляем кофенолом,а закрепляем уриналом(у утренней мочи есть уникальное свойство фиксажа, чем в свое время пользовались полевые военные фотожурналисты).
Но таки зарекомендовали себя хорошо проверенные временем и доработанные производителями существующие проявители таких фирм как кодак, илфоррд ну и т.д. Так что я в этом плане таки придерживаюсь классических проявителей.
Концентраты нравятся всегда свежим раствором и всегда повторяющимся результатом. Вот все хочу kodak hc-110 попробовать, только его нет в Москве, а из штатов не отправляют. Тоже такой удобный проявитель для дома.
Но таки зарекомендовали себя хорошо проверенные временем и доработанные производителями существующие проявители таких фирм как кодак, илфоррд ну и т.д. Так что я в этом плане таки придерживаюсь классических проявителей.
Концентраты нравятся всегда свежим раствором и всегда повторяющимся результатом. Вот все хочу kodak hc-110 попробовать, только его нет в Москве, а из штатов не отправляют. Тоже такой удобный проявитель для дома.
kUk 17 Dec 2012
из macodirect.de можно жидкие концентраты привозить, только шлют они небыстро.
TC-142-80-5 18 Dec 2012
himik_007 (17 December 2012 - 11:12) писал:
Но таки зарекомендовали себя хорошо проверенные временем и доработанные производителями существующие проявители таких фирм как кодак, илфоррд ну и т.д. Так что я в этом плане таки придерживаюсь классических проявителей.
Сергей, а самостоятельно проявители не составляете?
himik_007 18 Dec 2012
Составлять конечно очень удобно и дешевле выходит. Но у меня в съемной квартире, химию складывать не куда. Да и маленький ребенок дома. Справедливости ради скажу, что точные весы купил для этого Как условия будут позволять то сам буду делать конечно. А так 300р Fomadon R09 и на год минимум хватет.
moonlight_diy 18 Feb 2013
Немного глупых вопросов.
Есть у меня очень простроченная пленка и исо32. Первый раз отсняли на такой чувствительности в два круга (извращение конечно, но было интересно больше живая ли пленка вообще). Проявил ее в д76, время проявки искал всовыванием засвеченного кончика в проявитель. Все вышло лучше чем ожидали, сканы прилагаю. Сканер какойто планшетный НР, программа VueScan, настройки ее стандартные.
Но все меня тянуло попробовать кофенол (да, я извращенец). Взял я банку нескафе растворимого насыпал 7 ложек кофе и ложку соды на поллитра воды. Сунул наскоро отснятую пленку в бачек, бачек кинул в кастрюлю с водой теплой и это завернул в шубу. И плавало у меня это все ровно 2 часа при температуре 48-50градусов. Слил кофе, промыл, отфиксировал и получил абсолютно черную пленку. Что могло к этому привести?
Сообщение отредактировал moonlight_diy: 18 February 2013 - 01:18
Есть у меня очень простроченная пленка и исо32. Первый раз отсняли на такой чувствительности в два круга (извращение конечно, но было интересно больше живая ли пленка вообще). Проявил ее в д76, время проявки искал всовыванием засвеченного кончика в проявитель. Все вышло лучше чем ожидали, сканы прилагаю. Сканер какойто планшетный НР, программа VueScan, настройки ее стандартные.
Но все меня тянуло попробовать кофенол (да, я извращенец). Взял я банку нескафе растворимого насыпал 7 ложек кофе и ложку соды на поллитра воды. Сунул наскоро отснятую пленку в бачек, бачек кинул в кастрюлю с водой теплой и это завернул в шубу. И плавало у меня это все ровно 2 часа при температуре 48-50градусов. Слил кофе, промыл, отфиксировал и получил абсолютно черную пленку. Что могло к этому привести?
Сообщение отредактировал moonlight_diy: 18 February 2013 - 01:18
Бо! 05 Mar 2013
вы погорячились с температурой, очень мало соды и время 2 часа. и что за пленка? слишком много небрежности. вы же не варите макароны в ледянном огуречном расстворе?
v-blinoff 05 Mar 2013
Yuppi 05 Mar 2013
Очень приятная картинка, сразу же правильная градация. Она перфорированная, какого года?
Картинка дорогая, породистая!
Картинка дорогая, породистая!
v-blinoff 06 Mar 2013
Перфорированная, какого года не знаю, но у меня уже с 2009 года лежит, я про нее даже забыл, а тут наткнулся.
Очень контрастно выходит, попробую как 200 отснять может посветлее получится и контраст поменьше будет.
Кто-нибудь с такой пленкой имел дело? Чем ее лучше проявлять чтоб контраст получать нормальный?
Очень контрастно выходит, попробую как 200 отснять может посветлее получится и контраст поменьше будет.
Кто-нибудь с такой пленкой имел дело? Чем ее лучше проявлять чтоб контраст получать нормальный?
v-blinoff 06 Mar 2013
Вопрос к знающим.
Хочу попробовать форматную пленку фома чб и в связи с этим вопрос, чем лучше ее проявлять, я хочу заказать агфа R09 или лучше фомадон, он наверное родной этой пленке.
Хочу попробовать форматную пленку фома чб и в связи с этим вопрос, чем лучше ее проявлять, я хочу заказать агфа R09 или лучше фомадон, он наверное родной этой пленке.
Yuppi 06 Mar 2013
v-blinoff (06 March 2013 - 03:43) писал:
Чем ее лучше проявлять чтоб контраст получать нормальный?
Вот, например, технический микрат-300 с коэффициентом контрастности 2,7 в проявителе Жана Фажа на прямом солнце с пушем в 2 ступени:
Teod 06 Mar 2013
Стандартный №2 содержит много сульфита натрия (100 г), и в случае небольших примесей может сильно перепроявить. Обычно советуют начинать с D-76, у него бура вместо соды, поэтому стабильнее и лучше выравнивает. Тем более, что его много в зарубежных упаковках. Кроме выбора проявителя, надо строго следить за температурой (+-0,5 град) и временем.
А вот для бумаги можно и сэкономить, и использовать наш Станд. №1 (Чибисова), но тоже следить, чтобы не перепроявить, примерно 1,5- 2 мин, не больше.
Сообщение отредактировал Teod: 06 March 2013 - 22:15
А вот для бумаги можно и сэкономить, и использовать наш Станд. №1 (Чибисова), но тоже следить, чтобы не перепроявить, примерно 1,5- 2 мин, не больше.
Сообщение отредактировал Teod: 06 March 2013 - 22:15
v-blinoff 09 Mar 2013
Передумал брать Фому заказал Ильфорд, лучше меньше да лучше буду пробовать родиналом проявлять, его тоже заказал