Как менять контраст при печати
A. 'TailEx' Deryushkin 20 Aug 2010
Историческая справка: досталось мне тут две пачки Униброма 30х40 тонкого, чуть засвеченных по углам из-за ветхости упаковки, но в целом очень даже ничего. Печатаю и радуюсь. НО.
Вопрос: каким макаром мне менять контраст, буде такая необходимость возникнет? С нормальных негативов вроде бы самое оно получается, но есть ведь разные...
Маски вариант хороший, но уж зело муторный, может быть можно, меняя проявитель, сего добиться? Пробовал родинал разбавленный -- контраст явно падает, но с ним и черный становится серым.
Вопрос: каким макаром мне менять контраст, буде такая необходимость возникнет? С нормальных негативов вроде бы самое оно получается, но есть ведь разные...
Маски вариант хороший, но уж зело муторный, может быть можно, меняя проявитель, сего добиться? Пробовал родинал разбавленный -- контраст явно падает, но с ним и черный становится серым.
Евгений 20 Aug 2010
A.'TailEx' Deryushkin (20.8.2010, 3:02) писал:
Историческая справка: досталось мне тут две пачки Униброма 30х40 тонкого, чуть засвеченных по углам из-за ветхости упаковки, но в целом очень даже ничего. Печатаю и радуюсь. НО.
Вопрос: каким макаром мне менять контраст, буде такая необходимость возникнет? С нормальных негативов вроде бы самое оно получается, но есть ведь разные...
Маски вариант хороший, но уж зело муторный, может быть можно, меняя проявитель, сего добиться? Пробовал родинал разбавленный -- контраст явно падает, но с ним и черный становится серым.
Вопрос: каким макаром мне менять контраст, буде такая необходимость возникнет? С нормальных негативов вроде бы самое оно получается, но есть ведь разные...
Маски вариант хороший, но уж зело муторный, может быть можно, меняя проявитель, сего добиться? Пробовал родинал разбавленный -- контраст явно падает, но с ним и черный становится серым.
A. 'TailEx' Deryushkin 20 Aug 2010
Евгений (20.8.2010, 15:56) писал:
Если речь идет о снижении контраста, то наилучший способ - мокрая печать. Хорошо размачиваете неэкспонированный лист бумаги, даете стечь проявитель, кладете мокрый лист под увеличитель и экспонируете его. После экспонирования лист не убираете, а ждете пока он проявится. Происходит следующее: проявитель истощается на темных участках и долго продолжает тянуть света. Для добавления черноты можно на несколько мгновений еще раз погрузить лист в проявитель, но буквально на несколько мгновений. Сразу не получится, но если поймаете нужный алгоритм - результаты будут великолепные. Я сам фотограф с 30 - летним стажем, из которых 20 лет просидел в темной комнате с бумагой и растворами, процентов 90 выставочных работ печатал мокрой печатью. С уважением, Евгений.
Andrew Gri 20 Aug 2010
Давно, когда обрёл несколько пачек просроченной Берёзки, добавлял малость бромида калия в свежий раствор проявителя. Вуаль уменьшалась. Вам сгодится любой антивуалент. Сделать из нормальной бумаги контрастную не получится, но полуконтрастную возможно. Просто нужно удвоить количество антивуалента в проявителе.
Есть ещё вариант: замесить проявитель погуще (не Родинал) и понизить температуру проявителя. Эффект должен быть тот же, хотя я лично его не проверял.
Ещё есть эффект, который я заметил в своё время -- чем дольше экспозиция фотобумаги, тем меньше контраст. Это заметно сказывается на временах около минуты по сравнению с временами меньше 10-ти сек.
Прошу матёрых печатников меня не ругать, ибо я любитель и последний раз печатал 20 лет назад. Но не думаю, что Унибром с тех пор изменился.
Сообщение отредактировал Andrew Gri: 20 August 2010 - 19:40
Есть ещё вариант: замесить проявитель погуще (не Родинал) и понизить температуру проявителя. Эффект должен быть тот же, хотя я лично его не проверял.
Ещё есть эффект, который я заметил в своё время -- чем дольше экспозиция фотобумаги, тем меньше контраст. Это заметно сказывается на временах около минуты по сравнению с временами меньше 10-ти сек.
Прошу матёрых печатников меня не ругать, ибо я любитель и последний раз печатал 20 лет назад. Но не думаю, что Унибром с тех пор изменился.
Сообщение отредактировал Andrew Gri: 20 August 2010 - 19:40
juristkostya 21 Aug 2010
есть бумажные проявители, повышающие контраст. Например, ОРВО-115 работает контрастнее, чем СТ-1.
vizzy 21 Aug 2010
Andrew Gri (20.8.2010, 20:32) писал:
Но не думаю, что Унибром с тех пор изменился.
juristkostya (21.8.2010, 13:05) писал:
есть бумажные проявители, повышающие контраст. Например, ОРВО-115 работает контрастнее, чем СТ-1.
Михаил Мадорский 22 Aug 2010
Фотобумаги Унибром и Фотобром имеют наиболее длительные сроки хранения из всех, при этом Унибром храниться дольше. Насколько я помню, рекомендованный заводом срок использования для Униброма - не дольше 5-х лет. Фактически, при идеальных условиях - в виде консервы - бумага может сохраниться и до 20-ти лет, с изменениями, но еще позволяющими печатать неплохо. Встречал такие запечатанные военные консервы - рулоны 90 см шириной, метров по 15 длиной, в жестяных банках. Качество хорошее.
Но, если хранение было случайным, то качество будет хуже.
Есть еще одно но. В 90-е года, бумага производилась с нарушением технологии, и практически со сроком хранения около полгода. Потом она круто уходила. Да и даже на там толкового ничего было не сделать.
На указанной фотобумаге с большим сроком просрочки контраст повысить практически невозможно. Если у Вас бумага из этой серии (года выпуска), то при любых манипуляциях в тенях у вас будут провалы без деталировки, они будут оставаться серыми, и не почернеют.
Мне попадали в руки бумаги с разным сроком, и многие даже очень старые - еще 80-г годов, были очень даже ничего. Но бумаги, выпушенные в 90-х, очень не качественные. С ними ничего путнего не получиться, только время убьёте. Проблема в изначально плохом качестве, и просрочке, а не в просто просрочке. Мне попдала в руки бумага 68-го года, и она была по качеству лучше, чем такая же бумага 90-х годов. Та совсем не чернеет, хоть что ты делай.
С вуалью боролись бензотриазолом и бромистым калием. Бензотриазол в разы лучше. но контраст он не поднимет, только уберет вуаль.
""есть бумажные проявители, повышающие контраст. Например, ОРВО-115 работает контрастнее, чем СТ-1.
есть ГОРАЗДО боле контрастные проявители, например, проявитель рентгеновских материалов )))))))) но бумага не почернеет. Там просто нечему чернеть технически. При изготовлении технология нарушена.
Самое лучшее, что мне попадало из старых бумаг - военная бумага с назанием "Для документов". Формат, правда, был 20х30, но качество - такое не у каждой новой бумаги было советской.
Сообщение отредактировал mr.trenzel: 22 August 2010 - 02:10
Но, если хранение было случайным, то качество будет хуже.
Есть еще одно но. В 90-е года, бумага производилась с нарушением технологии, и практически со сроком хранения около полгода. Потом она круто уходила. Да и даже на там толкового ничего было не сделать.
На указанной фотобумаге с большим сроком просрочки контраст повысить практически невозможно. Если у Вас бумага из этой серии (года выпуска), то при любых манипуляциях в тенях у вас будут провалы без деталировки, они будут оставаться серыми, и не почернеют.
Мне попадали в руки бумаги с разным сроком, и многие даже очень старые - еще 80-г годов, были очень даже ничего. Но бумаги, выпушенные в 90-х, очень не качественные. С ними ничего путнего не получиться, только время убьёте. Проблема в изначально плохом качестве, и просрочке, а не в просто просрочке. Мне попдала в руки бумага 68-го года, и она была по качеству лучше, чем такая же бумага 90-х годов. Та совсем не чернеет, хоть что ты делай.
С вуалью боролись бензотриазолом и бромистым калием. Бензотриазол в разы лучше. но контраст он не поднимет, только уберет вуаль.
""есть бумажные проявители, повышающие контраст. Например, ОРВО-115 работает контрастнее, чем СТ-1.
есть ГОРАЗДО боле контрастные проявители, например, проявитель рентгеновских материалов )))))))) но бумага не почернеет. Там просто нечему чернеть технически. При изготовлении технология нарушена.
Самое лучшее, что мне попадало из старых бумаг - военная бумага с назанием "Для документов". Формат, правда, был 20х30, но качество - такое не у каждой новой бумаги было советской.
Сообщение отредактировал mr.trenzel: 22 August 2010 - 02:10
dr_bp 22 Aug 2010
Цитата
есть ГОРАЗДО боле контрастные проявители, например, проявитель рентгеновских материалов ))))))))
Михаил Мадорский 22 Aug 2010
""причём следует учитвать что серебра в рентгеноматериалах существенно больше
+1
... до 35 гр. на метр квадратный )) против 4-х гр для "обычных" плёнок
Честно, не знал о таком проявителе. Хорошая мысль, интересно попробовать ))
Сообщение отредактировал mr.trenzel: 22 August 2010 - 15:29
+1
... до 35 гр. на метр квадратный )) против 4-х гр для "обычных" плёнок
Честно, не знал о таком проявителе. Хорошая мысль, интересно попробовать ))
Сообщение отредактировал mr.trenzel: 22 August 2010 - 15:29
vizzy 06 Jan 2011
Bu-ga-gasik 06 Jan 2011
разрешите поинтересоваться "что есть контраст?"
мне всегда казалось что это оптическое явление
.
.
суть в том что сильно влиять на контраст можно только проявителем... но раз так, то тогда наверно стоит говорить о более агрессивных и более быстрых проявителях, а не о контрасте как таковом
.
делаем максимально агрессивный проявитель - получаем максимум контраста
.
для понижения используем более сильно рассеивающие жидкости или те же фильтры ими можно достаточно сильно уменьшить контраст при печати.
мне всегда казалось что это оптическое явление
.
.
суть в том что сильно влиять на контраст можно только проявителем... но раз так, то тогда наверно стоит говорить о более агрессивных и более быстрых проявителях, а не о контрасте как таковом
.
делаем максимально агрессивный проявитель - получаем максимум контраста
.
для понижения используем более сильно рассеивающие жидкости или те же фильтры ими можно достаточно сильно уменьшить контраст при печати.
Михаил Мадорский 07 Jan 2011
Bu-ga-gasik (6.1.2011, 17:47) писал:
разрешите поинтересоваться "что есть контраст?"
контраст максимальный определяется как разница между самыми темными и самыми светлыми участками, контраст отпечатка - как некая характеристика набора плотностей отпечатка, контраст негатива - как характеристика набора плотностей негатива. На контраст может влиять вуаль, вызванная старением, либо неправильной проявкой.
При этом, плотность негатива, имеет отношение к контрасту: недопроявленный негатив не имеет нужных плотностей, и его контраст низкий. Перепроявленный негатив имеет избыточные плотности, его контраст слишком высок.
Правило получения насыщенного отпечатка - мягкий (те малоконтрастный) негатив правильной плотности, и, напротив, контрастный отпечаток. Имеется ввиду, что при печати контраст не нужно специально понижаеть, если у вас правильный негатив.
Существовало устаревшее понятие "бриллиантный негатив" - сейчас это можно определить как правильно экспонированный, лишенный вуали негатив, имеющий достаточную плотность, и контраст.
Контраст зависит от типа и марки материала. Например, все слайды контрастнее негативных пленок. Если проявить слайд по негативному процессу, контраста будет слишком много для правильной печати, а если негатив по слайд-процессу (ну ч\б, не цвет)) - то нужных плотностей можно будет добиться только извращенной проявкой. Например, технические пленки для репродуцирования имеют такие значения контраста, что кроме текста, на них вообще не возможно снимать ничего. Но текст получается хорошо )
Повышение контраста при печати, кроме способов, указанных выше, достигается применением конденсорного увеличителя. Имеется ввиду, что минимальный контраст с тестового негатива обеспечивается при бесконденсорном увеличителе, более высокий - при установке конденсора.
Максимальный контраст можно дать, используя точечный источник света, для чего используется переделанный увеличитель с конденсором, у которого вместо обычной лампы накаливания устанавливается малогабаритная галогенная лампочка, а колпак изнутри максимально чернится. В свете новых технологий можно попробовать мощный светодиод, только надо его правильно разместить, из опыта, точечный источник всегда нужно размещать несколько выше стандартной лампы - мы делали проставки в колбу, либо искали "длинные" увеличители.
---
Контраст, как характеристика оптического прибора - объектива - характеризует степень рассеяния лучей в линзблоке, оптимизируется, например, чернением торцов <линз>. К фотопечати прямого отношения не имеет. Разве что, при плохом объективе увеличителя контраст может несколько уменьшиться. Я печатал Вегой, а, например, Крокусы, мне не нравились никогда.
Сообщение отредактировал mr.trenzel: 07 January 2011 - 00:49
Bu-ga-gasik 18 Jan 2011
я бы предпочёл ещё источники [как будто Митчела зачитывали... хе-хе]
...
...
суть в том что контраст - это оптическое "явление", проявление которого связано с характеристикой материала.
...
...
вопрос был к тому, как понимать "бумага с переменным контрастом"? это значит что вчера он был один, а сегодня уже другой?
...
...
помню печатал на Свеме, и бордовый фильтр вполне себе повышал контраст... не помню что бы на неё ругались этим страшными словами...
Сообщение отредактировал Bu-ga-gasik: 18 January 2011 - 00:56
...
...
суть в том что контраст - это оптическое "явление", проявление которого связано с характеристикой материала.
...
...
вопрос был к тому, как понимать "бумага с переменным контрастом"? это значит что вчера он был один, а сегодня уже другой?
...
...
помню печатал на Свеме, и бордовый фильтр вполне себе повышал контраст... не помню что бы на неё ругались этим страшными словами...
Сообщение отредактировал Bu-ga-gasik: 18 January 2011 - 00:56
Floppy_Drive 18 Jan 2011
Bu-ga-gasik (18.1.2011, 0:51) писал:
вопрос был к тому, как понимать "бумага с переменным контрастом"? это значит что вчера он был один, а сегодня уже другой?
Если серьёзно чуствительность фотобумаги к разным частям спектра неодинакова, у номерных бумаг (и большинства советских) она максимальна в синей области спектра (но всё равно немного неоднородна), у мультиконтрастных бумаг (современных с переменным контрастом) дополнительно введена сенсибилизация к зеленому свету - но как бы с разной чувствительностью, т.е. получается грубо говоря два-в-одном (можно засвечивать один "слой" не трогая другой, можно засвечивать оба - когда оба контраст высок, когда только один - низкий, и это при "одинаковом" времени экспонирования)
Bu-ga-gasik (18.1.2011, 0:51) писал:
я бы предпочёл ещё источники [как будто Митчела зачитывали... хе-хе]
dr_bp 18 Jan 2011
Цитата
Поищите книжецу "The Print" А.Адамса - это самый первоисточник. В т.ч. там упонимается и изменение контраста "номерных" бумаг
Floppy_Drive 19 Jan 2011
Михаил Мадорский 19 Jan 2011
стыдно, но я не читал по фотографии вообще ни какой литературы, за исключением справочка Шеклеина по составлению проявителя... причём, он был прочитан в "зрелом" состоянии, к тому времени уже лет 10 как печатал "точкой". Откуда знаю про это? Да как-то так сложилось общение, друзья, товарищи, и прч.. А книг не было никогда, да и времени их читать тоже ... всегда был недостаточно терпелив...
stepan 19 Jan 2011
Можно подобрать контрастный проявитель - лит-проявители, например.
Можно пережарить, а потом слегка отбелить.
Можно пережарить, отбелить посильнее, а потом проявить повторно.
Можно пережарить, отбелить, тонировать и проявить повторно.
Во всех этих случаях контраст должен увеличиться, иногда - до безобразия.
Вдобавок могут появиться разные цветные оттенки.
Можно пережарить, а потом слегка отбелить.
Можно пережарить, отбелить посильнее, а потом проявить повторно.
Можно пережарить, отбелить, тонировать и проявить повторно.
Во всех этих случаях контраст должен увеличиться, иногда - до безобразия.
Вдобавок могут появиться разные цветные оттенки.
dr_bp 20 Jan 2011
Цитата
Переводчики ниасилили!