Особенности съемки в театре
Владимир М 28 Apr 2008
Уважаемые коллеги, поделитесь, пожалуйста, опытом съемки спектаклей в театре.
Жена попросила сделать фотографии со спектакля студентов одного из театральных вузов. На самом спектакле педагоги снимать не разрешили, подъехал на генеральный прогон.
Камерный зал; стены и потолок темные, так что снимать с пыхой в отраженном свете бесполезно. Освещение преимущественно точечное, причем во время спектакля постоянно меняются варианты постановки света – точечный, заполняющий, подсветка, меняется яркость и цвет – белый, красный, синий, смешение цветов.
Попробовал вариант: приоритет диафрагмы, пыха в потолок с отражателем. Старался снимать на диафрагмах от 4,0 до 5,6, чтобы больше актеров, задействованных в игровой сцене, попадали в ГРИП, здесь поджидал косяк, из-за недостаточного освещения автомат выставлял скорость затвора 1/90 и большинство динамичных сюжетов получается со смазом.
Попробовал в приоритете Tv, в этом случае при 1/125 или 1/250 выставляется f 2,8, отдельного актера еще можно сфотографировать, а вот игровую сцену нет – ГРИПа не хватает.
Переключился в режим М, здесь другая засада: сцены быстро меняются, меняется освещение, запарился менять экспопару, зачастую и не успевал.
Про ББ вообще молчу: температура светооборудования разная, актер то находится в освещенной зоне, то уйдет в тень, или встанет под софит с красным или синим фильтром, но здесь проще – снимал в RAW.
Помогло, то, что было два прогона спектакля, ко второму прогону я уже ориентировался какая сцена будет следующая, где будут находиться актеры, какое освещение будет, соответственно, снимая в At заранее выставлял диафрагму и выбирал точку съемки, стараясь снимать наиболее статичные моменты.
Да, забыл, использовал К100Super, Tamron 28-75, Acmepower-138 с самодельным лопухом.
ISO -800 ( на 1600 побоялся шумов)
Замер экспозиции - центровзвешенный
Автофокус - центральный
Экспокоррекция - от +1 до+1,5
Если у кого есть опыт подобных съемок, поделитесь, пожалуйста, а то чувствую просьба жены «поснимать» на спектаклях не последняя.
Немножко иллюстраций моих мучений
Сообщение отредактировал Владимир М: 28 April 2008 - 20:05
Жена попросила сделать фотографии со спектакля студентов одного из театральных вузов. На самом спектакле педагоги снимать не разрешили, подъехал на генеральный прогон.
Камерный зал; стены и потолок темные, так что снимать с пыхой в отраженном свете бесполезно. Освещение преимущественно точечное, причем во время спектакля постоянно меняются варианты постановки света – точечный, заполняющий, подсветка, меняется яркость и цвет – белый, красный, синий, смешение цветов.
Попробовал вариант: приоритет диафрагмы, пыха в потолок с отражателем. Старался снимать на диафрагмах от 4,0 до 5,6, чтобы больше актеров, задействованных в игровой сцене, попадали в ГРИП, здесь поджидал косяк, из-за недостаточного освещения автомат выставлял скорость затвора 1/90 и большинство динамичных сюжетов получается со смазом.
Попробовал в приоритете Tv, в этом случае при 1/125 или 1/250 выставляется f 2,8, отдельного актера еще можно сфотографировать, а вот игровую сцену нет – ГРИПа не хватает.
Переключился в режим М, здесь другая засада: сцены быстро меняются, меняется освещение, запарился менять экспопару, зачастую и не успевал.
Про ББ вообще молчу: температура светооборудования разная, актер то находится в освещенной зоне, то уйдет в тень, или встанет под софит с красным или синим фильтром, но здесь проще – снимал в RAW.
Помогло, то, что было два прогона спектакля, ко второму прогону я уже ориентировался какая сцена будет следующая, где будут находиться актеры, какое освещение будет, соответственно, снимая в At заранее выставлял диафрагму и выбирал точку съемки, стараясь снимать наиболее статичные моменты.
Да, забыл, использовал К100Super, Tamron 28-75, Acmepower-138 с самодельным лопухом.
ISO -800 ( на 1600 побоялся шумов)
Замер экспозиции - центровзвешенный
Автофокус - центральный
Экспокоррекция - от +1 до+1,5
Если у кого есть опыт подобных съемок, поделитесь, пожалуйста, а то чувствую просьба жены «поснимать» на спектаклях не последняя.
Немножко иллюстраций моих мучений
Сообщение отредактировал Владимир М: 28 April 2008 - 20:05
Skinny 28 Apr 2008
А мне Ваши фото нравятся...
Я не большой спец, но первое, что приходит в голову - ISO 1600. Бояться шумов не надо, надо использовать Neat Image, к тому же, сотка шумит вроде меньше десятки, соответственно, все будет нормально. Я с десятки при ISO 1000 получал после обработки вполне нормальные кадры, если не печатать 30х40, конечно
Еще можно подойти чуть поближе, чтобы фокусное расстояние использовать покороче. При этом ГРИП ощутимо вырастет, можно снимать с более открытой диафрагмой.
Я не большой спец, но первое, что приходит в голову - ISO 1600. Бояться шумов не надо, надо использовать Neat Image, к тому же, сотка шумит вроде меньше десятки, соответственно, все будет нормально. Я с десятки при ISO 1000 получал после обработки вполне нормальные кадры, если не печатать 30х40, конечно
Еще можно подойти чуть поближе, чтобы фокусное расстояние использовать покороче. При этом ГРИП ощутимо вырастет, можно снимать с более открытой диафрагмой.
Владимир М 28 Apr 2008
Skinny (28.4.2008, 22:08) писал:
А мне Ваши фото нравятся...
Neat Image специально не хотел пользоваться-после подавления шумов фотографии становятся какими то "неживыми".
Обратил внимание, что при уменьшении ФР скорость затвора становиться меньше, например, режим Fv, при f4 и ФР75 скорость 1/90, при уменьшении ФР до 35-28 скорость затвора пересчитывается на 1/45. Из-за этого старался снимать на максимальных ФР. Может кто объяснит почему с уменьшением ФР так меняется экспопара? Я в этой физике оптики ничего не понимаю.
Хотя..., может потому, что при ФР 75 и яркой освещенность центральной зоны сцены, процессор считал экспопару по этой освещенности, а при уменьшении ФР и соответственно увеличении угла, увеличивалось количество темных зон и процессор уменьшал скорость затвора? Но замер экспозиции ведь стоял центровзвешенный! Надо было попробывать точечный.
Сообщение отредактировал Владимир М: 28 April 2008 - 22:26
VladK 28 Apr 2008
Владимир М (28.4.2008, 22:03) писал:
Neat Image специально не хотел пользоваться-после подавления шумов фотографии становятся какими то "неживыми".
Обратил внимание, что при уменьшении ФР скорость затвора становиться меньше, например, режим Fv, при f4 и ФР75 скорость 1/90, при уменьшении ФР до 35-28 автомат скорость затвора устанавливает 1/45. Из-за этого старался снимать на максимальных ФР. Может кто объяснит почему с уменьшением ФР так меняется экспопара? Я в этой физике оптики ничего не понимаю.
Обратил внимание, что при уменьшении ФР скорость затвора становиться меньше, например, режим Fv, при f4 и ФР75 скорость 1/90, при уменьшении ФР до 35-28 автомат скорость затвора устанавливает 1/45. Из-за этого старался снимать на максимальных ФР. Может кто объяснит почему с уменьшением ФР так меняется экспопара? Я в этой физике оптики ничего не понимаю.
Автоматика учитывает то, что при меньшем ФР меньшая возможность "шевеленки".
На фото бросилось в глаза, что люди неудачно "порезаны".
Владимир М 28 Apr 2008
Дмитрий Е. (28.4.2008, 23:18) писал:
А, может, ну её, эту вспышку? Плоско как-то...
Передняя верхняя рампа и пара софитов с цвенными фильтрами сзади.
VladK (28.4.2008, 23:21) писал:
На фото бросилось в глаза, что люди неудачно "порезаны".
Дмитрий Е. 28 Apr 2008
Владимир М (28.4.2008, 23:35) писал:
Так был установлен сценический свет , студенты, блин.
Тогда, только, могу посоветовать нарыть подобных материалов в сети.
http://www.rozov.ru/section28/item293/
Владимир М 28 Apr 2008
Дмитрий Е. (28.4.2008, 23:41) писал:
Тогда, только, могу посоветовать нарыть подобных материалов в сети.
http://www.rozov.ru/section28/item293/
Dmitry Logatchev 29 Apr 2008
Владимир М (28.4.2008, 23:35) писал:
качественно скомпоновать кадр времени практически не было
Владимир М (28.4.2008, 23:35) писал:
в видоискателе было темно как у ..... фотографировал быстро и практически вслепую.
По поводу точки съемки: Свет в спектакле обычно прямой, неинтересный, поэтому снимать лучше не из центра зала, а сбоку или вообще из-за кулис.
По поводу параметров съемки: Откройте диафрагму на максимум, сделайте несколько пробных кадров и посмотрите, при какой выдержке получилось лучше и далее снимайте при этой выдержке, - автоматика вам тут не поможет, уж очень контрастные сюжеты. Баланс белого выставьте заранее, тоже в ручном режиме на тестовых кадрах. И - вперед
Владимир М 29 Apr 2008
Спасибо за советы
Зачастую запаздывает реакция, , уходит время на нажатие спуска, срабатывание затвора и интересный сюжет "уходит". Проще стало во время второго прогона, когда я уже знал мизансцены
Серийная съемка не получалась - пыха не позволяла
Значит снимать в режиме М? А если ГРИП побольше понадобиться, выдержка соответственно увеличится, соответствено пойдет смаз.
В следующий раз вообще попробую отказаться от вспышки, хотя все будет зависить от того как быдет выставлен сценический свет.
Dmitry Logatchev (29.4.2008, 9:42) писал:
........Вот вы видите мизансцену, компонуете кадр и ждете пока произойдет что-то интересное, интересное происходит - а вы уже на готове. Остается только нажать спуск
Dmitry Logatchev (29.4.2008, 9:42) писал:
(не забудьте, что тут нужна серийная съемка, так как процесс динамичный.
Dmitry Logatchev (29.4.2008, 9:42) писал:
По поводу параметров съемки..... Откройте диафрагму на максимум, сделайте несколько пробных кадров и посмотрите, при какой выдержке получилось лучше и далее снимайте при этой выдержке
В следующий раз вообще попробую отказаться от вспышки, хотя все будет зависить от того как быдет выставлен сценический свет.
Vladimir P 29 Apr 2008
Владимир М 29 Apr 2008
Vladimir P (29.4.2008, 15:11) писал:
Да не то, чтобы плоско, просто почти аморально. В спектакле же не только морды актёров, но и родной сценический свет очень важен.
Сообщение отредактировал Владимир М: 29 April 2008 - 15:18
Om81 29 Apr 2008
Цитата
А что Вы можете посоветовать, если без вспышки, при родном сценическом свете, ISO 800, максимально что можно добиться то это экспопару f2,8 и 1"-1/20?
Владимир М 29 Apr 2008
Om81 (29.4.2008, 17:13) писал:
Купить К20, поставить на ней ИСО 3200, навесить фикс 1.4...2 - вот Вам еще три-четыре(!) ступени
Сообщение отредактировал Владимир М: 29 April 2008 - 16:51
Денис aka Krishna 11 May 2008
Ммм... Ну по моему очень скромному опыту съемки в театре (современный балет). Хотя, я шел скорее отдыхать а не снимать....
1. F2...2.8
2. Пыху - фтопку. Сценический свет интереснее. Или, как минимум - "сценичнее".
3. [Вытекает из первого] Резкость - буржуазный предрассудок.
Удалось сделать технически приемлемые снимки на ISO400-640. Основной проблемой было попадание в фокус, что не удивительно с ручнофокусным объективом.
Снимал в Av, выдержки колебались в пределах 1/30 - 1/160. Проблемы смаза в движении решал за счет "ловли" моментов фиксации движения. Грубо говоря, если человек машет рукой вправо-влево - то в крайних точках движения его рука будет неподвижна в течение какого-то короткого времени, а около этого момента - будет двигаться достаточно медленно. В этот момент можно сделать кадр даже на относительно длинной выдержке. Ну в разумных пределах, конечно.
"Запариваться" за правильный баланс белого я бы не советовал. Скорее наоборот - разные источники света позволяют интресно разделить планы, создают эту самую театральную атмосферу.
Основная претензия к самому себе относительно той съемки - нужно было искать в первую очередь эмоции, а потом уже все остальное...
1. F2...2.8
2. Пыху - фтопку. Сценический свет интереснее. Или, как минимум - "сценичнее".
3. [Вытекает из первого] Резкость - буржуазный предрассудок.
Удалось сделать технически приемлемые снимки на ISO400-640. Основной проблемой было попадание в фокус, что не удивительно с ручнофокусным объективом.
Снимал в Av, выдержки колебались в пределах 1/30 - 1/160. Проблемы смаза в движении решал за счет "ловли" моментов фиксации движения. Грубо говоря, если человек машет рукой вправо-влево - то в крайних точках движения его рука будет неподвижна в течение какого-то короткого времени, а около этого момента - будет двигаться достаточно медленно. В этот момент можно сделать кадр даже на относительно длинной выдержке. Ну в разумных пределах, конечно.
"Запариваться" за правильный баланс белого я бы не советовал. Скорее наоборот - разные источники света позволяют интресно разделить планы, создают эту самую театральную атмосферу.
Основная претензия к самому себе относительно той съемки - нужно было искать в первую очередь эмоции, а потом уже все остальное...
tanidzaki 12 May 2008
Был опыт съемки на фудж 9500, снимал с задних рядов, ЭФР было около 100-110, диафрагма 4-5, выдержка 1/40-1/100, без внешней пыхи, исо 400
и танцы племяшки в школе на К10Д ЭФР 105, ф2.8, выдержка 1/80-1/160, исо 640 без пыхи, все ок, грип на 2.8 хватало...
Сообщение отредактировал tanidzaki: 12 May 2008 - 05:23
и танцы племяшки в школе на К10Д ЭФР 105, ф2.8, выдержка 1/80-1/160, исо 640 без пыхи, все ок, грип на 2.8 хватало...
Сообщение отредактировал tanidzaki: 12 May 2008 - 05:23
Massanderos 13 May 2008
В театре я снимаю так:
1. Ставлю камеру на штатив
2. Вспышками не пользуюсь
3. iso - 1600
4. Автофокус отключаю
5. Обычно снимаю в режиме Tv 1/30 1/40 1/50 1/60 ...
6. Снимаю сериями по 2-3 кадра
7. Думаю не помешает стабилизатор включить (пока к10 не снимал точно не знаю )
1. Ставлю камеру на штатив
2. Вспышками не пользуюсь
3. iso - 1600
4. Автофокус отключаю
5. Обычно снимаю в режиме Tv 1/30 1/40 1/50 1/60 ...
6. Снимаю сериями по 2-3 кадра
7. Думаю не помешает стабилизатор включить (пока к10 не снимал точно не знаю )
Om81 15 May 2008
Цитата
Думаю не помешает стабилизатор включить (пока к10 не снимал точно не знаю )
personage 02 Jun 2008
Цитата
При использовании штатива стабилизатор следует отключать.
Кстати, почему? Знаю, что в инструкции написано. Интересна "физика процесса".
Гость_rapucha_*
04 Jun 2008
personage (2.6.2008, 14:19) писал:
Кстати, почему? Знаю, что в инструкции написано. Интересна "физика процесса".
В условиях гарантированного отсутствия тряски, эти шумы породят ненужные движения матрицы и некоторый смаз.
nokin 09 Jun 2008
У ХЭ http://art.photo-ele...re/theatre.html есть по вашей теме общие советы. Удачи!
TANAGA 03 Nov 2008
Схожу пренепременнейше по приведенным ссылкам, но позже, так как прочитанное на ответ может повлиять.
Могу изложить собственный опыт. В театре снимал достаточно много, из чего ряд собственных правил выработал:
1. Применять вспышку - преступление. Мы ведь в театре. Кроме того, ВСЕГДА до начала представления произносится предупреждение о заперете фото- и видеосъёмок. Уверен, что реь идёт о коммерческой съёмке. Я же снимаю только для себя и для людей на сцене - по их просьбе.
2. Обычно беру места в районе 12-20 рядов, так как ближе нужно будет снимать снизу, а дальше - слишком уж издалека.
3. Штатив никогда не брал, так как с ним просто не пустят в зал.
4. Снимаю всегда со своего места.
5. Всегда использую приоритет диафрагмы. Получится выдержка, указанная уважаемыми коллегами выше. Чувствительность обычно 400.
6. Наводка на резкость - только ручная.
Могу изложить собственный опыт. В театре снимал достаточно много, из чего ряд собственных правил выработал:
1. Применять вспышку - преступление. Мы ведь в театре. Кроме того, ВСЕГДА до начала представления произносится предупреждение о заперете фото- и видеосъёмок. Уверен, что реь идёт о коммерческой съёмке. Я же снимаю только для себя и для людей на сцене - по их просьбе.
2. Обычно беру места в районе 12-20 рядов, так как ближе нужно будет снимать снизу, а дальше - слишком уж издалека.
3. Штатив никогда не брал, так как с ним просто не пустят в зал.
4. Снимаю всегда со своего места.
5. Всегда использую приоритет диафрагмы. Получится выдержка, указанная уважаемыми коллегами выше. Чувствительность обычно 400.
6. Наводка на резкость - только ручная.
TANAGA 03 Nov 2008
TANAGA 03 Nov 2008
TANAGA 03 Nov 2008
Владимир М 15 Nov 2008
TANAGA (3.11.2008, 1:16) писал:
......из чего ряд собственных правил выработал:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
50/1,4
P.S. Раздражает звук затвора, хотя на К200 он несравненно тише, чем на 100, но все же чувствуешь себя не уютно, когда в полной тишине клацает зеркало. В другой обстановке (вне театра) даже не обращаешь на него (звук) внимание.
Сообщение отредактировал Владимир М: 15 November 2008 - 23:17
TANAGA 16 Nov 2008
Владимир М (15.11.2008, 23:08) писал:
P.S. Раздражает звук затвора, хотя на К200 он несравненно тише, чем на 100, но все же чувствуешь себя не уютно, когда в полной тишине клацает зеркало. В другой обстановке (вне театра) даже не обращаешь на него (звук) внимание.
Сообщение отредактировал TANAGA: 16 November 2008 - 00:37
Владимир М 16 Nov 2008
TANAGA (16.11.2008, 0:35) писал:
.. И ничем это не исправить....
Сообщение отредактировал Владимир М: 16 November 2008 - 10:16
А.С.Плюшкин 22 Feb 2009
Приполз со спектакля... Полный провал, ни одного резкого кадра, делюсь горьким опытом
Звук затвора меня убил сегодня, я просто не смог снимать. Хоть у GX-20 он действительно заметно более деликатен, чем у DL...
Съёмка не первая, до этого в том же зале были спектакли для детей и концерты, а тут на взрослый спектакль потащился...
Спектакли для детей в смысле затвора проще - там много музыки и, как я сегодня понял, стоит постоянный гул...
Может я псих, нужно было забить на всех?... Пик накала страстей, немая сцена, гробовая тишина.... А я радостно отщелкиваю серию на весь битком набитый зал... И это был единственный "правильный" кадр на
весь спектакль...
Звук затвора меня убил сегодня, я просто не смог снимать. Хоть у GX-20 он действительно заметно более деликатен, чем у DL...
Съёмка не первая, до этого в том же зале были спектакли для детей и концерты, а тут на взрослый спектакль потащился...
Спектакли для детей в смысле затвора проще - там много музыки и, как я сегодня понял, стоит постоянный гул...
Может я псих, нужно было забить на всех?... Пик накала страстей, немая сцена, гробовая тишина.... А я радостно отщелкиваю серию на весь битком набитый зал... И это был единственный "правильный" кадр на
весь спектакль...