←  Цифровая обработка изображений

Форумы Пента-клуба

»

NikonScan и негативы

 фотография KosKor 12 Jul 2004

Разрешите поделиться некоторыми наблюдениями от работы программы NikonScan. Исторически я прикипел к Vuescan'у, но тут решил восполнить пробел. Я исследовал версию 4.0.2, эта версия разработана для новой линейки сканеров LS-50/5000/9000, но я использовал ее со сканером предыдущего поколения LS-40.

Основной интерес представляет обработка негативов, т.к. этот процесс более сложный по сравнению со сканированием слайдов и сталкивается со значительной неопределенностью из-за вариации в характеристиках пленки и проявки. Существуют две основные проблемы. Первая происходит из-за большой широты негативной пленки. Мы можем столкнуться как с очень большим диапазоном яркостей исходной сцены, так и с некоторой ошибкой экспозиции. И в том и в другом случае информация не теряется (кроме случая радикальной ошибки экспозиции) и у нас есть шанс ее извлечь. Интересно посмотреть, как сканирующая программа отрабатывает эти ситуации и "укладывает" исходное изображение в относительно узкий диапазон компьютерной картинки. Вторая проблема вызвана разбалансом и нелинейностью характеристических кривых пленки по слоям. Очевидно, это приводит к ошибкам в воспроизведении цвета и интересно как программа выкручивается в этой области.

Для опытов я использовал серую шкалу Кодак, снятую с нормальной экспозицией и с поправкой в +/- 2ev. В Vuescan'е были получены RAW-файлы этих кадров (Хамрик гарантирует, что это аппаратный выход сканера без какой-либо коррекции) и получены относительные (после вычета маски) плотности по слоям. Те же кадры сканировались в NikonScan'е и измерялись значения RGB выходного изображения. Строились зависимости: выход от плотности слоя и выход от яркости исходного патча шкалы. Промежуточные результаты и графики я не привожу и остановлюсь на выводах.

1. Зависимость линейного выхода (RGB значение без гамма-компенсации) P от плотности негатива D всегда равна:
 log10(P) = a*D + b
   где
     a = примерно 1.8 для R и G канала, 1.6 для B канала
     b - определяется экспозицией сканера
Другими словами, программа восстанавливает изображение из плотности исходя из коэффициента контраста типовой негативной пленки и правильно воспроизводит контраст исходной сцены. Способа для изменения коэффициена 'a' не существует.

2. Линейный выход (без гамма-компенсации) ограничивается диапазоном 2D, т.е. 31-255 после гамма-компенсации. С учетом п.1 это означает, что в негативе используется диапазон плотностей примерно 1.2D. Настройка под этот диапазон производится автоматически путем изменения экспозиции сканера. Проще говоря, при сканировании программа фиксирует минимальные и максимальные плотности негатива и вырезает из этого диапазона участок шириной 1.2D для инвертирования. Если диапазон плотностей негатива шире чем 1.2D, то самые яркие и самые темные участки изображения обрезаются. Способа расширить диапазон для инвертирования и избежать этой отсечки не существует, однако можно сдвинуть изображение в темную или светлую область, изменяя параметр 'analog gain'.

3. Автоматический баланс цвета не производится. Программа просто выравнивает каналы по уровню маски, т.е. самые темные части выходного изображения, например межкадровый промежуток, всегда получаются нейтральными. Можно сбалансировать изображение по цвету по более ярким областям, изменяя 'analog gain' по соответствующим каналам (это, кстати, полностью эквивалентно тому, что происходит при аналоговой печати). В этом случае нейтрально передадутся средние тона, но появится оттенок в тенях. Полностью цветовой баланс можно выправить с помощью кривых или других инструментов, но это уже постобработка, которая не влияет на работу сканера и базового алгоритма инвертирования.

4. Я почти уверен, что NikonScan немного увеличивает резкость выходной картинки даже при выключенном UnsharpMask. К этому выводу приводит сравнение микроструктуры изображения от этой программы и от Vuescan.

В целом, можно сказать, что NikonScan работает с негативами весьма корректно. Единственный недостаток - это отсутствие какого-либо автобаланса цвета, затрудняющего для неискушенного юзера коррекцию окончательного изображения. Обрезание диапазона яркостей выходного изображения не является криминалом, т.к. его все равно надо резать, а корректное воспроизведение контраста является несомненным плюсом. В этом вопросе, кстати, заключается фундаментальная разница с подходом Vuescan'а. В Vuescan'е приоритет отдается полному воспроизведению диапазона исходной сцены (точнее до 3.6D - это почти 12 стопов), но для этого выходное изображение приходится компрессировать по логарифмическому закону. При этом контраст темных областей получается завышенным, светлых - заниженным, а общий контраст совершенно произвольным (как правило изображение получается вялым). Короче, пользователям NikonScan'а нужно учиться корректировать цвета, а пользователям Vuescan'а - тональность.
Изменить

 фотография HSV 12 Jul 2004

Большое спасибо. Кое-что прояснилось. В частности, большая разница между сканами с одного и того же кадра, сделанного разными операторами на сканерах одной марки. То есть, если гистограммы со всех кадров имеют характерный вид, начинаясь в тенях около 30 и срезы в светах или тенях, то сканирование выполнялось, судя по всему, в NikonScan'е да еще и на автомате.  Кстати, именно такой паршивый вариант выдают в ScanGrafics. Красивая полная гистограмма, имеющая запас для работы как с тенями, так и со светами  - результат использования Vuescan'а и мастерства оператора.

(Edited by HSV at 5:18 pm on July 12, 2004)
Изменить

 фотография AbdullA 13 Jul 2004

Ага, как раз то, о чём мы беседовали в прошлый раз у пловчихи :)/>
Константин, спасибо ещё раз :)/>
Изменить

 фотография Alec Drouzhcenko 14 Jul 2004

а как Vuescan поддерживает ICE Nikon'ов?
бо у меня с 2740 была проблема в этом вопросе.
Изменить

 фотография KosKor 14 Jul 2004

>> а как Vuescan поддерживает ICE Nikon'ов?..

ICE - это название программного алгоритма удаления пыли и царапин с использованием дополнительного инфракрасного канала - маски дефектов, создаваемого сканером. Vuescan использует собственный алгоритм, не ICE, но от тоже использует ИК маску. Поэтому на CoolScan'ах он работает чудесно, может быть даже лучше, чем на других моделях. Это в последних версиях, раньше по этой части были небольшие глюки.

Про другие сканеры сказать не могу, но знаю, что могут быть проблемы. Дело в том, что разные фирмы используют разный способ получения ИК-изображения. В Никоне сканирование одной строки производится последовательной экспозицией монохромной линейки светом RGBI светодиодов и получается идеальное совпадение маски дефектов и изображения. В Acer/Benq 2740, если я не ошибаюсь, используются два прохода по кадру, один в видимом свете, другой в ИК. Возникает рассогласование изображения и маски по положению и/или масштабу. Может быть Хамрик не раскопал аппаратные возможности по совмещению, а может быть использовал не очень удачный программный алгоритм совмещения, но артефакты точно присутствовали. Но он постоянно что-то переделывает, может быть и 2740 стал работать лучше.
Изменить

 фотография Felis 15 Jul 2004

Заметил  такую  особенность  NikonScan а :
при  сканировании  пакетом  в  Тиффе , на  макс.разрешении,он  выдаёт первый кадр в 142 мб, а все следующие -вдвое  меньшие.
Сканирую я, обнулив Рок и Гем.Первый кадр делается в естественных, тёплых цветах, чуть перезеленённый, а на последующих каким-то образом , несмотря  на  обнуление, происходит какая-то обработка, цвета холоднее  и сдвинуты к пурпуру.
При любой обработке фоторедактором 5-й АЦДсишки, даже при  вызове его и "запоминании  "без преобразования этот  первый
кадр ужимается  вдвое ,до  размера  остальных.
Объяснений сему не имею.
Изменить

 фотография Eugene 15 Jul 2004

Цитата

Quote: from Felis on 2:04 am on July 15, 2004
Заметил  такую  особенность  NikonScan а :
при  сканировании  пакетом  в  Тиффе , на  макс.разрешении,он  выдаёт первый кадр в 142 мб, а все следующие -вдвое  меньшие.
Сканирую я, обнулив Рок и Гем.Первый кадр делается в естественных, тёплых цветах, чуть перезеленённый, а на последующих каким-то образом , несмотря  на  обнуление, происходит какая-то обработка, цвета холоднее  и сдвинуты к пурпуру.
При любой обработке фоторедактором 5-й АЦДсишки, даже при  вызове его и "запоминании  "без преобразования этот  первый
кадр ужимается  вдвое ,до  размера  остальных.
Объяснений сему не имею.
При пакетной обработке все регулировки (битность, уровни, кривые и проч.) необходимо устанавливать отдельно для КАЖДОГО кадра. У Вас первый кадр предобработан, установлена 14 битовая разрядность, остальные же сканируются "по умолчанию".
Изменить

 фотография Felis 15 Jul 2004

О-оо...Так  зачем  же  программа   показывает в палетте  справа  обнулённые значения ?
А  как  изменить  эти  установки ?
Изменить

Гость_Prospero_* 15 Jul 2004

Цитата

Quote: from Eugene on 7:21 am on July 15, 2004
При пакетной обработке все регулировки (битность, уровни, кривые и проч.) необходимо устанавливать отдельно для КАЖДОГО кадра.
А не проще записать установки и применить ко всем сразу? Если, конечно, нас устраивают сохранённые параметры...

Антон.
Изменить

 фотография Eugene 15 Jul 2004

Цитата

Quote: from Felis on 1:56 pm on July 15, 2004
О-оо...Так  зачем  же  программа   показывает в палетте  справа  обнулённые значения ?
А  как  изменить  эти  установки ?
Что значит "изменить"? А как вы до этого меняли?
Я при пакетном сканировании обычно делаю прескан первого кадра (единственно, чтоб покрупнее был), устанавливаю в палетте нужные настройки (по порядку сверху вниз - ориентацию, разрешение, кривые, цветовой баланс, USM (для слайдов чуть подымаю резкость в зеленом канале - экземпляр какой-то с подглюкиваниями), айс - нормал, рок с гемом на нуле, битность). Это все сохраняю в сеттингах слева и для каждого кадра отдельно выбираю эти сохраненные сеттинги.
Изменить

 фотография Eugene 15 Jul 2004

Цитата

Quote: from Prospero on 2:59 pm on July 15, 2004

Цитата

Quote: from Eugene on 7:21 am on July 15, 2004
При пакетной обработке все регулировки (битность, уровни, кривые и проч.) необходимо устанавливать отдельно для КАЖДОГО кадра.
А не проще записать установки и применить ко всем сразу? Если, конечно, нас устраивают сохранённые параметры...



Ко всем сразу нельзя. Даже если установки и сохранены (в settings), надо последовательно кликать на каждую превьюшку и для каждой выбирать эти самые settings.
Изменить

 фотография Felis 15 Jul 2004

Я  прескана  не  делаю-почти  то  же  по  времени , что  и  сканирование.
Посмотрев  получившееся, выставляю  настройки и запускаю  пакет.
Айс--файн,рок и гем обнуляю.(М. надо  на  них "птичку" убирать ?Где "энэйбл  пост процессинг " ?хотя по смыслу не о том...)

(Edited by Felis at 1:08 pm on July 15, 2004)
Изменить

 фотография Alec Drouzhcenko 15 Jul 2004

Поэтому на CoolScan'ах он работает чудесно, может быть даже лучше, чем на других моделях.
т.е. Вы уверены, да? :)/>
ок, я просто не пробовал, надо попробовать.
Изменить

 фотография Eugene 15 Jul 2004

         Я  прескана  не  делаю-почти  то  же  по  времени , что  и  сканирование.
Посмотрев  получившееся,



в ACDSee?




         выставляю  настройки




по итогам просмотра в сторонней программе? Круто, я так сразу не определю, каких ползунков и насколько  мне надо передвинуть...




         и запускаю  пакет.



вот тут и надо эти настройки установить для каждой превьюшки (проще - через сеттингс)




         М. надо  на  них "птичку" убирать ?Где "энэйбл  пост процессинг " ?



Да.

(Edited by Eugene at 9:28 pm on July 15, 2004)
Изменить

 фотография KosKor 15 Jul 2004

По поводу установок в NikonScane.

Самый общий способ - использовать User Settings, это настройки по умолчанию. Это, кажется, второй пункт меню под кнопкой Settings. По этой команде запоминается абсолютно все: и текущие настройки в палитрах и галочки в "предпочтениях". Однако, запомненныe User Settings применяются только после вставки нового стрипа, т.е. надо настроить, запомнить, выгрузить стрип и загрузить его снова.

Другой способ - это создание именованного набора установок по команде из меню кнопки Settings. Эти установки действуют на один или несколько кадров, выбранных в индексе стрипа. Для мультивыбора нужно тыкать мышью с нажатой кнопкой Shift.

Третий способ - это создание и использование именованных установок в меню палитр. Действуют они для текущего кадра. Любые изменения в палитрах можно сбросить до состояния User Settings или отменить совсем (Default Settings).

Кучеряво, но привыкнуть можно.

По поводу времени сканирования.

При обработке каждого кадра NikonScan делает множество телодвижений:
- при вставке стрипа делается один проход по всей длине с очень маленьким разрешением, производится разбивка на кадры и формируется индекс;
- если задан автофокус, то производится позиционирование в нужную часть кадра, фокусировка и возврат в исходное положение, время операции зависит от положения точки фокусировки от начала кадра;
- если задана автоэкспозиция, то производится одно или два сканирования с небольшим разрешением для анализа диапазона плотностей кадра;
- для превью делается проход со средним разрешением;
- если выбрать маленькую область на кадре и увеличить масштаб, то мы увидем программно растянутое изображение из полнокадрового превью, однако, после команды "Preview" выбраный участок будет пересканирован с большим разрешением;
- для скана делается проход, как правило, с максимальным разрешением, к заданному разрешению изображение приводится программно.

В зависимости от стиля работы можно выкинуть лишние операции. Например, автофокус и автоэкспозицию не обязательно делать и на превью и на скане - получается небольшая экономия времени. Уверен, впрочем, что люди, которым нужно много сканировать это и так знают.
Изменить

 фотография Felis 15 Jul 2004

"Я  прескана  не  делаю-почти  то  же  по  времени , что  и  сканирование.
Посмотрев  получившееся,
[/quote]

в ACDSee ?"
Да.
для просмотра -какая  разница ?


Сканы  я отправляю  не  во временные  файлы , а в банальные "Мои  рисунки" , куда есть доступ всем  программам , и, в то же время, возможна постобработка никонсканом, хотя я этого  стараюсь не делать--никонскан не может одновременно  сканировать  следующий кадр , лучще тот  же  банальный  поворот , обрезку  и  т.д.сделать в ACDSee, а сканер  пусть жужжит.

"вот тут и надо эти настройки установить для каждой превьюшки (проще - через сеттингс)

[quote]
М. надо  на  них "птичку" убирать ?Где "энэйбл  пост процессинг " ?

Да."

Как будто , должен означать возможность/невозможность  обработки  после  сканирования.

Так  через  сеттингс  они будут для всех  сразу одни ?
Или  запомнится  отдельная  настройка  для  каждой  превьюшки ?

А если без них ?(Ну вдвое дольше.....хны-хны-хны  :)/>  )





(Edited by Felis at 8:03 pm on July 15, 2004)
Изменить

Гость_Prospero_* 15 Jul 2004

"Уверен, впрочем, что люди, которым нужно много сканировать это и так знают".

Хорошо сказано :)/> (медитативная улыбка...).


Антон.


(Edited by Prospero at 7:51 pm on July 15, 2004)
Изменить

Гость_Prospero_* 15 Jul 2004

To KosKor:  Спасибо за этот топик. Много интересного и полезного.



С уважением, Антон.
Изменить

 фотография Alec Drouzhcenko 16 Jul 2004

о! автоэкпозиция - а как ее выключать? и как ставить свою - ну не видел я, не понял, времени разбираться небыло, да и устраивает вроде, но интересно - жуть :)/>
Изменить

 фотография KosKor 16 Jul 2004

>>> автоэкпозиция - а как ее выключать?

Надо открыть диалог Preferences, в настройках Single Scan, Batch Scan и Preview Settings сбросить/установить галочки Auto exposure

>>как ставить свою

В палитре Аналог Gain двигать движок Master. Если в плюс, то получиться светлее, если в минус, то темнее. На сколько двигать - вопрос сложный. Грубо можно считать, что перемещение движка на 1 ед. дает изменение значения RGB в 2 раза, т.е. шкала в EV. Или с другой стороны, если нужно поменять яркость точки изображения в k раз, то нужно переместить движок на величину log2(k). После изменения Аналог Gain нужно пересканировать кадр.
Изменить

 фотография Felis 16 Jul 2004

Спасибо , ув. KosKor !
Очень полезно , хотелось бы продолжения :)/>
Изменить

 фотография KosKor 16 Jul 2004

>> хотелось бы продолжения...

Про что?
Изменить

Гость_Prospero_* 16 Jul 2004

Цитата

Quote: from KosKor on 6:18 pm on July 16, 2004[br
Про что?


Про всё, наверное :)/> ...


Антон.
Изменить

 фотография Felis 16 Jul 2004

"Про всё, наверное "--да, кроме уже изложенного.
Хотя бы потому, что программа  не то что интуитивно непонятная, но и, я б сказал, запутанная  пИсателем  интерфейса--ну  как , например, догадаться, что выставленные установки  действительны только  для  первого  кадра , и обработка  остальных идёт по закопанным  в глубине  значениям.Или что "После изменения Аналог Gain нужно пересканировать кадр"-реинжиниринг  какой-то  делать  надо...
Или ,м.где-то  есть приличный русское  руководство  ?



(Edited by Felis at 8:43 pm on July 16, 2004)
Изменить

Гость_Prospero_* 17 Jul 2004

Цитата

Quote: from Felis on 8:24 pm on July 16, 2004

Или ,м.где-то  есть приличный русское  руководство?
Ви хотеть приличный русское руководство :)/>?
Их у нас есть! (1.3 mb).


Антон.

(Edited by Prospero at 2:49 am on July 17, 2004)
Изменить

 фотография Felis 17 Jul 2004

Гы ! Не иначе как "мануал" на языке  вертелся ....
Изменить

 фотография VladLL 18 Jul 2004

To KosKor:  Спасибо,  очень полезная тема.
А насчёт 'User interface' этого NikonScan так "повбивав би" :)/> Сам прогаммист, по роду деятельности приходилось общаться со многими "программными продуктами" так вот периодически встречаются такие, что "без пол-литры" не разберёшь - так называемый "неинтуитивный интерфейс". К сожалению NikonScan из их числа...
Изменить

 фотография KosKor 19 Jul 2004

Заступлюсь за интерфейс NikonScan'а. Интерфейс как интерфейс, бывает и хуже. Я бы добавил привычных по ФШ горячих клавиш для манипуляции с кривыми, точки бы на кривых ставить по текущему положению мыши над картинкой, измененять цифровые значения кнопками-стрелками. Короче, что бы было так же оперативно как в ФШ. Но это очень субъективно и даже бессмысленно, так как я эту программу на самом деле не использую.

А вообще, интерфейс это отражение представления разработчика о том, как нужно пользоваться его продуктом. Если интерфейс не настраивается, то оптимальным является ориентация на типового пользователя. Всегда будут люди для которых данная программа является слишком сложной или, наоборот, слишком примитивной, не позволяющей, что-то подкрутить. Но это лирика, а жизнь учит, что (1) надо учить матчасть и будет счастье и (2) человек существо адаптивное и если надо будет сканировать на голове, то он будет бурчать, но делать это.

Я прочитал русское руководство по ссылка Антона. На диске к сканеру есть английская версия этого текста. Смешно, но там есть почти все о чем я здесь писал, но спрятано среди других слов и легко пропускается мимо сознания.

Я на несколько дней уезжаю из Москвы, но обещаю по возвращению написать что-нибудь о правке цвета в NikonScan'е.
Изменить

 фотография Felis 19 Jul 2004

"но
там есть почти все о чем я здесь писал,"


Это  ПОЧТИ  убийственно...

" но спрятано среди других слов и легко пропускается мимо сознания. "

казаки-разбойники ....

Ув.KosKor, спасибо , с волнением  жду обещанного.Снимаю на Конику, и когда небольшая ошибка по экспозиции , то цвет  со  сканера-это  нечто ...марсианское прям.

(Edited by Felis at 9:52 am on July 19, 2004)
Изменить

 фотография Alec Drouzhcenko 19 Jul 2004

сначала мне лично интерфейс показался страшно неудобным, но потом привык ща вроде намана - и _даже_ ЛОГИЧНО :biggrin:

а про цвет - жду с нетерпением, ой натерпелся я от Agfa Portrait 160 с ее красным....оооой..... :)/>
Изменить