Ручная фокусировка
дед 09 Jun 2020
Такое впечатление, что уже писал.
Статья в ФМ. Если найду, напишу в каком номере.
Суть следующая:
Человеческий глаз плохо ловит положение максимальной резкости. Собственно из-за этого и придуманы всякие клинья и растры.
Глаз хорошо оценивает степень нерезкости.
Поэтому. Кольцо наводки на резкость постоянно качается вперед-назад. От одной нерезкости до другой. Через некоторое время пальцы начинают ловить соответствующие положения автоматически. Между этими двумя положениями находится зона полной резкости.
При дожатии спусковой кнопки, при соответствующем навыке, пальцы сами ставят кольцо в необходимое положение. Наводка происходит одновременно с компоновкой кадра, по любой точке кадра.
Проверено собственным опытом.
Статья в ФМ. Если найду, напишу в каком номере.
Суть следующая:
Человеческий глаз плохо ловит положение максимальной резкости. Собственно из-за этого и придуманы всякие клинья и растры.
Глаз хорошо оценивает степень нерезкости.
Поэтому. Кольцо наводки на резкость постоянно качается вперед-назад. От одной нерезкости до другой. Через некоторое время пальцы начинают ловить соответствующие положения автоматически. Между этими двумя положениями находится зона полной резкости.
При дожатии спусковой кнопки, при соответствующем навыке, пальцы сами ставят кольцо в необходимое положение. Наводка происходит одновременно с компоновкой кадра, по любой точке кадра.
Проверено собственным опытом.
skyer 09 Jun 2020
Принцип такой: фокусировку лучше осуществлять сначала сильно вращая фокусировочное кольцо, а затем амплитуду вращения делать всё меньше и меньше. В итоге получится идеальное попадание.
feuer 09 Jun 2020
skyer (09 June 2020 - 16:25) писал:
Принцип такой: фокусировку лучше осуществлять сначала сильно вращая фокусировочное кольцо, а затем амплитуду вращения делать всё меньше и меньше. В итоге получится идеальное попадание.
Но именно этот метод и использую для быстрой наводки. Кмк продолжительное выцеливание создает спазм/напряжение и толку меньше)
StarPer 09 Jun 2020
На форуме всегда можно узнать что то новое. Я лет 50 фокусируюсь вручную на разных пленочных зеркалках, всегда идеальное попадание если действительно фокусируюсь, Но Вот как это происходит научно объяснить не возьмусь.
А вдруг я что то делаю не так?
А вдруг я что то делаю не так?
KNA 09 Jun 2020
Многое зависит ещё и от оптических свойств. И от эргономики. Например, на слегка софтящих (про сильно софтящие уже и не говорю) объективах промахов будет больше. Характер ухода в нерезкость тоже влияет - плавный и протяжённый или буквально "ступенькой".
В эргономику я бы включил угол поворота фокусировочного барабана, лёгкость хода и насколько сам барабан ухватистый. Я сам люблю, когда угол поворота большой, а ход лёгкий и плавный.
К примеру, я совершенно не сдружился с Tamron Adaptall 180/2.5. Ход лёгкий, сам объектив достаточно компактный (внутренняя фокусировка). Но угол поворота барабана безобразно маленький. Это при минимальной дистанции 1.2 м, что для 180 мм весьма круто. В результате чуть тронешь барабан, как получается очень большой промах. Продал после первой же попытки поснимать на концерте. И не жалею.
При должной практике все алгоритмы прописываются в спинной мозг. Так что всё правильно
В эргономику я бы включил угол поворота фокусировочного барабана, лёгкость хода и насколько сам барабан ухватистый. Я сам люблю, когда угол поворота большой, а ход лёгкий и плавный.
К примеру, я совершенно не сдружился с Tamron Adaptall 180/2.5. Ход лёгкий, сам объектив достаточно компактный (внутренняя фокусировка). Но угол поворота барабана безобразно маленький. Это при минимальной дистанции 1.2 м, что для 180 мм весьма круто. В результате чуть тронешь барабан, как получается очень большой промах. Продал после первой же попытки поснимать на концерте. И не жалею.
StarPer (09 June 2020 - 16:44) писал:
На форуме всегда можно узнать что то новое. Я лет 50 фокусируюсь вручную на разных пленочных зеркалках, всегда идеальное попадание если действительно фокусируюсь, Но Вот как это происходит научно объяснить не возьмусь.
А вдруг я что то делаю не так?
А вдруг я что то делаю не так?
Alexander_46 09 Jun 2020
StarPer (09 June 2020 - 16:44) писал:
Я лет 50 фокусируюсь вручную на разных пленочных зеркалках, всегда идеальное попадание если действительно фокусируюсь
Цифровые совсем другое дело, надо или менять фокусировочный экран, или прибегать ко всяким хитростям типа серийной съёмки с одновременным вращением кольца фокусировки или метода, описанного выше (о нём раньше не слышал, надо будет попробовать).
KNA 09 Jun 2020
От видоискателя, конечно, тоже многое зависит. Например, часто в современных камерах за фокусировочным экраном стоит ещё прозрачный ЖК-дисплейчик. Который показывает всякие там рамочки и точки фокусировки. Оптического разрешения видоискателю он, ясное дело, не добавляет. Тут тоже у всех по разному. У меня в Nikon Df этот дисплей не особо мешает. А в старом Kodak SLR/n мешал изрядно. Нашёлся хороший человек, который его в моей камере ампутировал. Сразу стало прилично видно.
Проверить наличие этого дисплея просто - вынуть аккумулятор и поглядеть в видоискатель. Если дисплей есть, то без аккумулятора ВИ станет тёмным и мутным.
Проверить наличие этого дисплея просто - вынуть аккумулятор и поглядеть в видоискатель. Если дисплей есть, то без аккумулятора ВИ станет тёмным и мутным.
StarPer 09 Jun 2020
Alexander_46 (09 June 2020 - 16:54) писал:
Так это на плёночных! Здесь, чтобы промахнуться (при условии нормального зрения), надо сильно постараться.
Цифровые совсем другое дело, надо или менять фокусировочный экран, или прибегать ко всяким хитростям типа серийной съёмки с одновременным вращением кольца фокусировки или метода, описанного выше (о нём раньше не слышал, надо будет попробовать).
Цифровые совсем другое дело, надо или менять фокусировочный экран, или прибегать ко всяким хитростям типа серийной съёмки с одновременным вращением кольца фокусировки или метода, описанного выше (о нём раньше не слышал, надо будет попробовать).
Alexander_46 09 Jun 2020
StarPer (09 June 2020 - 17:18) писал:
Как то снимая цифровой камерой Канон 50Д цветуечки отключил Аф и заметил только через пару дней на репортаже что продолжаю фокусироваться вручную и мне это не мешает.
Сообщение отредактировал Alexander_46: 09 June 2020 - 17:23
дед 09 Jun 2020
Необходимое условие успешного использования описываемой технологии фокусировки - хорошее зрение. Причем диоптрии особого значения не имеют. Очки, линзы, диоптрийная подстройка проблему эту решают. Вот возрастные или диабетические изменения, увы...
Сообщение отредактировал дед: 09 June 2020 - 20:51
Сообщение отредактировал дед: 09 June 2020 - 20:51
Schwanz 09 Jun 2020
возрастные или диабетические изменения
помутнение хрусталика, астигматизм?
дед 09 Jun 2020
Лизавета 10 Jun 2020
если посмотреть в видоискатель, скажем, Зенита, да еще прикрутить диафрагму, да еще диафрагма непрыгающая, то сразу станет понятно, зачем придумали клинья и растры. там темно в видоискателе и ни хрена не видно. плюс о коррекции видоискателя можно было только мечтать,т.ч. близорукость - и до свиданья резкость. пентакс в свое время славился именно светлыми видоискателями.
на относитльно современной камере и относительно современном светосильном объективе (с прыгалкой) и без проблем со зрением проблемы с ручной фокусировкой будут, если у объектива маленький ход фокусировочного кольца, т.е. ручная фокусировка у него присутствует номинально.
на относитльно современной камере и относительно современном светосильном объективе (с прыгалкой) и без проблем со зрением проблемы с ручной фокусировкой будут, если у объектива маленький ход фокусировочного кольца, т.е. ручная фокусировка у него присутствует номинально.
дед 10 Jun 2020
Добрый день, уважаемая Елизавета!
Разумеется Вы совершенно правы. Суть темы не в этом. В своем первом сообщении я описал суть технологии наводки на резкость, основанной не на ловле максимальной резкости, а на использования одинаковой нерезкости.
Попробуйте и Вы поймёте, что так куда проще. Кстати, автор упомянутой мной статьи утверждает и я с ним согласен, что едва ли не большее значение, чем длина и лёгкость хода фокусированного кольца, имеет диаметр кольца. Способность человеческих пальцев совершать точные движения тесно связана с их положением. Растопыренный рукой не получится ни ровно упруго качать кольцо от одной нерезкости до другой, ни установить кольцо точно посередине в момент спуска затвора.
К сожалению практически все современные АФ объективы грешат этим.
Наши с Вами Лимы, как FA так и DA чрезвычайно приятное исключение.
Кстати, у моего любимого А 28/2,8 ход фокусировочного кольца совсем небольшой.
Разумеется Вы совершенно правы. Суть темы не в этом. В своем первом сообщении я описал суть технологии наводки на резкость, основанной не на ловле максимальной резкости, а на использования одинаковой нерезкости.
Попробуйте и Вы поймёте, что так куда проще. Кстати, автор упомянутой мной статьи утверждает и я с ним согласен, что едва ли не большее значение, чем длина и лёгкость хода фокусированного кольца, имеет диаметр кольца. Способность человеческих пальцев совершать точные движения тесно связана с их положением. Растопыренный рукой не получится ни ровно упруго качать кольцо от одной нерезкости до другой, ни установить кольцо точно посередине в момент спуска затвора.
К сожалению практически все современные АФ объективы грешат этим.
Наши с Вами Лимы, как FA так и DA чрезвычайно приятное исключение.
Кстати, у моего любимого А 28/2,8 ход фокусировочного кольца совсем небольшой.
mehanik1102 13 Jun 2020
посмотреть в видоискатель, скажем, Зенита
да еще прикрутить диафрагму,
да еще диафрагма непрыгающая,
сразу станет понятно, зачем придумали клинья и растры. там темно в видоискателе и ни хрена не видно.
Andrei Banykin 16 Mar 2021
По ссылке архивированная папка, где выше упомянутая статья Павла Боярова "Точность фокусировки", - пять страниц.
https://cloud.mail.r.../b5UP/xV6udp4xq
https://cloud.mail.r.../b5UP/xV6udp4xq