Психология искусства
Николаич 14 Feb 2019
Эту тему поднимало немало отечественных психологов, начиная с Л,С.Выготского: https://ru.m.wikiped...%B8%D0%B3%D0%B0)
Вот новый труд современного автора. Сам пока не познакомился, но моя сокурсница, мнению которой доверяю, рекомендует: https://psv4.userapi...G1UDp78MfqJ2AWg
Вот новый труд современного автора. Сам пока не познакомился, но моя сокурсница, мнению которой доверяю, рекомендует: https://psv4.userapi...G1UDp78MfqJ2AWg
Антон Бондаренко 14 Feb 2019
Николаич, что-то с ссылками бардак, особенно со второй - она не работает :-(
FAlim 14 Feb 2019
Виктор Михайлович Аллахвердов - Психология искусства: эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений
Прямых ссылок не нашел.
Прямых ссылок не нашел.
Николаич 14 Feb 2019
Не знаю, что и сказать, друзья. Может быть, ссылка на какую-то группу, в которую я вхожу и давно забал об этом?
Во всяком случае, у меня все открывается.
Л
https://l.facebook.c...2NdgytZ5uO-bgFV
Во всяком случае, у меня все открывается.
Л
https://l.facebook.c...2NdgytZ5uO-bgFV
nettmann 15 Feb 2019
У меня есть знакомая (давненько правда не общались...) - факультет психологии МГУ, там и докторскую защищала. Долгое время консультировала ТВ в переломные годы, когда начинали реформировать полностью ТВ. Периодически мне преподносились книги и авторефераты диссертационные. Я работал в области, которой всё это касалось с 96 по 2001 годы. На конференции ходил, слушал...
Позволю высказать своё неприятное мнение: с точки зрения учёного, занимающегося естественнонаучными дисциплинами - всё ЭТО не является наукой. Наука, если говорить серьёзно, позволяет объяснять прошлое, решать проблемы в настоящем и предсказывать будущее (в своём конкретном поле ответственности).
Возьмём конкретный пример. Человек ежегодно лепит из дерьма огромные фигуры, размером с деревенскую избу. Его творения заносятся в книгу рекордов Гиннеса, его творения изучают, публикуются обзоры и комментарии "искусствоведов". Лепит он их зимою, весною скульптуры уничтожаются.
Можно написать кучу диссертаций, снять о нём фильмы... Но сам термин "искусство" - не определён (с точки зрения нормальной, а не вымышленной, науки). Он не имеет строгих разграничений, например, от мастерства ремесленника. Более того, искусством называют мазню обезьяны, слона, дегенерата, сумасшедшего, наркомана. Более того, искусством называют поделки людей, не имеющих никаких профессиональных навыков - дикарей-папуасов, неандертальцев, грузинского пьянчужку, красного пролетарского активиста...
Никаких "научных" обобщений и выводов - просто "игра ума". Даже никаких поправок на объект изучения (зрителя), никаких оговорок на его национальные особенности восприятия. Для многих азиатских народов траурным цветом является белый, жёлтый. А у нас - иное.
Никаких оговорок, как будто бы нет китайского театра, японского, индийского - там совершенно иная картина...
Историки-археологи прекрасно знают, как греки во времена Великой греческой колонизации Северного Причерноморья - пытались привить культуру автохтонным народам (скифам, сарматам, савроматам, таврам и пр. Дарили их знати греческие вазы с росписями, приучали к вину и оливковому маслу, приучали делать черепицу и водопроводы, цистерны для хранения запасов воды и мн. др. Дарили стилусы, чтобы писали. Приучали к своим богам, праздникам, обычаям, законам. Т.е. накладывали матрицу, чтобы народы развивались по образу и подобию. Чтобы по гречески мыслили что хорошо, что плохо, что красиво...
Не сработало.
Впитывали, но перерабатывали под себя. И являли миру образцы нового, своеобразного искусства, которому нет аналогов у греков. Я имею в виду образцы так называемого скифского звериного стиля...
К сожалению, большинство работ по обсуждаемой теме ... как бы это помягче выразиться... выражают интересы конкурирующих цивилизаций (со своими чёткими целями). Отсюда - продвижение "современного искусства", продвижение "правильного восприятия"...
Приведу ещё один смешной пример, можно поискать в Сети и посмеяться. На рубеже 19\20 веков в Петербург приезжал Иранский шах. Человек образованный, побывавший в европах. В Питере он восхитился русским балетом. И вот - вопрос восприятия искусства...
Вернувшись к себе, он переодел весь свой гарем и всех своих жён - в балетные пачки.
Т.е. выше пояса были немыслимые одеяния типа восточных кафтанов, ниже - пачки, на ногах восточные туфли.
Шах из Питера вывез к себе - питерского фотографа. Он прожил там несколько лет, его архив опубликован.
Жёны (с нашей современной точки зрения) были страшненькими. "Восточная красота" - это не то, что нам показывает Голливуд.
Упитанные и мускулистые, приземистые и широколицые, со сросшимися бровями (это самый шик)... и в балетных пачках...
Найдите поиском "персидских красавиц" шаха (ну и фантазёр этот Есенин...), не пожалейте времени. Фамилия фотографа на букву С, что-то польское... не Станиславский, не Сверчковский, но что-то такое...
Сообщение отредактировал nettmann: 15 February 2019 - 00:30
Позволю высказать своё неприятное мнение: с точки зрения учёного, занимающегося естественнонаучными дисциплинами - всё ЭТО не является наукой. Наука, если говорить серьёзно, позволяет объяснять прошлое, решать проблемы в настоящем и предсказывать будущее (в своём конкретном поле ответственности).
Возьмём конкретный пример. Человек ежегодно лепит из дерьма огромные фигуры, размером с деревенскую избу. Его творения заносятся в книгу рекордов Гиннеса, его творения изучают, публикуются обзоры и комментарии "искусствоведов". Лепит он их зимою, весною скульптуры уничтожаются.
Можно написать кучу диссертаций, снять о нём фильмы... Но сам термин "искусство" - не определён (с точки зрения нормальной, а не вымышленной, науки). Он не имеет строгих разграничений, например, от мастерства ремесленника. Более того, искусством называют мазню обезьяны, слона, дегенерата, сумасшедшего, наркомана. Более того, искусством называют поделки людей, не имеющих никаких профессиональных навыков - дикарей-папуасов, неандертальцев, грузинского пьянчужку, красного пролетарского активиста...
Никаких "научных" обобщений и выводов - просто "игра ума". Даже никаких поправок на объект изучения (зрителя), никаких оговорок на его национальные особенности восприятия. Для многих азиатских народов траурным цветом является белый, жёлтый. А у нас - иное.
Никаких оговорок, как будто бы нет китайского театра, японского, индийского - там совершенно иная картина...
Историки-археологи прекрасно знают, как греки во времена Великой греческой колонизации Северного Причерноморья - пытались привить культуру автохтонным народам (скифам, сарматам, савроматам, таврам и пр. Дарили их знати греческие вазы с росписями, приучали к вину и оливковому маслу, приучали делать черепицу и водопроводы, цистерны для хранения запасов воды и мн. др. Дарили стилусы, чтобы писали. Приучали к своим богам, праздникам, обычаям, законам. Т.е. накладывали матрицу, чтобы народы развивались по образу и подобию. Чтобы по гречески мыслили что хорошо, что плохо, что красиво...
Не сработало.
Впитывали, но перерабатывали под себя. И являли миру образцы нового, своеобразного искусства, которому нет аналогов у греков. Я имею в виду образцы так называемого скифского звериного стиля...
К сожалению, большинство работ по обсуждаемой теме ... как бы это помягче выразиться... выражают интересы конкурирующих цивилизаций (со своими чёткими целями). Отсюда - продвижение "современного искусства", продвижение "правильного восприятия"...
Приведу ещё один смешной пример, можно поискать в Сети и посмеяться. На рубеже 19\20 веков в Петербург приезжал Иранский шах. Человек образованный, побывавший в европах. В Питере он восхитился русским балетом. И вот - вопрос восприятия искусства...
Вернувшись к себе, он переодел весь свой гарем и всех своих жён - в балетные пачки.
Т.е. выше пояса были немыслимые одеяния типа восточных кафтанов, ниже - пачки, на ногах восточные туфли.
Шах из Питера вывез к себе - питерского фотографа. Он прожил там несколько лет, его архив опубликован.
Жёны (с нашей современной точки зрения) были страшненькими. "Восточная красота" - это не то, что нам показывает Голливуд.
Упитанные и мускулистые, приземистые и широколицые, со сросшимися бровями (это самый шик)... и в балетных пачках...
Найдите поиском "персидских красавиц" шаха (ну и фантазёр этот Есенин...), не пожалейте времени. Фамилия фотографа на букву С, что-то польское... не Станиславский, не Сверчковский, но что-то такое...
Сообщение отредактировал nettmann: 15 February 2019 - 00:30
Николаич 15 Feb 2019
Дорогой Саша, как грицца, книгу пока не читал, но с тобой категорически не согласен.
Психология искусства, как я понимаю это словосочетание, это исследование человека с искусством столкнувшегося.
Или человека его создающего.
Вне зависимости от того, когда это искусство оценили. При жизни художника или спустя 300 лет.
Если еще короче, то мне давно врезалась в память фраза «эту музыку можно не слушать, она проникает в тебя внутривенно».
Предлагаю не устраивать здесь холивар на тему, что такое искусство.
Тема о работе В.Л.Аллахвердова.
Психология искусства, как я понимаю это словосочетание, это исследование человека с искусством столкнувшегося.
Или человека его создающего.
Вне зависимости от того, когда это искусство оценили. При жизни художника или спустя 300 лет.
Если еще короче, то мне давно врезалась в память фраза «эту музыку можно не слушать, она проникает в тебя внутривенно».
Предлагаю не устраивать здесь холивар на тему, что такое искусство.
Тема о работе В.Л.Аллахвердова.
Sergii 16 Feb 2019
nettmann (15 February 2019 - 00:30) писал:
Позволю высказать своё неприятное мнение: с точки зрения учёного, занимающегося естественнонаучными дисциплинами - всё ЭТО не является наукой. Наука, если говорить серьёзно, позволяет объяснять прошлое, решать проблемы в настоящем и предсказывать будущее (в своём конкретном поле ответственности).
Сообщение отредактировал Sergii: 16 February 2019 - 12:01
Николаич 18 Feb 2019
Sergii (16 February 2019 - 12:00) писал:
наука направлена на интеллект, искусство на эмоции.
Это, пожалуй, все же несколько упрощенный взгляд. Наше восприятие не делится жестко на эмоционально-чувственный или анализаторный подход к предметному миру. Все и сложнее. и проще одновременно.
Но рекламная аннотация издателей книги очевидно соответствует авторскому посылу:
«Аннотация издателей:
Почему произведения искусства вызывают такие эмоциональные переживания? Почему в них так много разных несуразиц и противоречий? Известный петербургский психолог проф. В. М. Аллахвердов предлагает новую психологическую теорию, объясняющую природу эмоционального воздействия произведений искусства.
Новый взгляд на известные произведения искусства, безусловно, заинтересует всех, кто увлекается искусством и психологией, причем не только профессионалов, но даже студентов и школьников. Книга поможет иначе осмыслить пушкинского Сальери, стихи Хайяма и Пастернака, прозу Бунина и Хэмингуэя, полотна Пикассо и Эль Греко. Концепция отличается интеллектуальной красотой, само же эссе создано как художественное произведение в соответствии с описанными автором законами. Пожалуй, впервые в рамках авторского издания приводится не только комментарий культуролога, но и стенограмма обсуждения этой работы известными российскими философами и психологами.»
№13 18 Feb 2019
Sergii (16 February 2019 - 12:00) писал:
Посыл изначально неверный. "Искусство" и "Наука", это разные сферы человеческого бытия. Грубо говоря, наука направлена на интеллект, искусство на эмоции. Продукты для разных полушарий.
Sergii 20 Feb 2019
№13 (18 February 2019 - 14:41) писал:
Вы не замечали, что истинно талантливые и творчески продуктивные люди искусства как правило интеллектуально развиты, а настоящие ученые понимают и любят искусство? По-моему, устаревший взгляд на механизмы творчества и интеллекта
Поясню.
1.Существует эмоциональный способ познания мира.
2. Существует интеллектуальный способ познания мира.
Эти способы в равной степени присущи как академику, так и дворнику, как просвещенному европейцу, так и представителю племени, затерянному в дебрях Амазонки. Они заложены в самой природе человека.
Искусство относится к эмоциональному способу познания мира, наука к интеллектуальному.
Разные произведения искусства могут по разному восприниматься представителями разных культур, но неизменно одно - во всех случаях искусство воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу. И с этой точки зрения нет разницы между скульптурами Микеланджело и статуэтками какого-нибудь африканского племени.
Так же и в науке, познание таблицы умножения, и познание законов ядерной физике, как способ восприятия человеком окружающей действительности, по сути идентичны.
Возвращаясь к названию темы, хочу отметить. "Психология искусства" ни что иное, как попытка исследовать воздействие искусства на эмоциональную сферу, с последующим его влиянием на психологическое состояние. Попытка с точки зрения науки объяснить искусство, привести его воздействие к каким-то общим правилам, принципам. Что на мой взгляд просто невозможно.
Sergii 20 Feb 2019
Николаич (18 February 2019 - 12:51) писал:
Книга поможет иначе осмыслить пушкинского Сальери, стихи Хайяма и Пастернака, прозу Бунина и Хэмингуэя, полотна Пикассо и Эль Греко.
Сообщение отредактировал Sergii: 20 February 2019 - 14:42
№13 20 Feb 2019
Посыл изначально неверный.
Вы путаете общее с частным. Поясню.
Снова неверный посыл.
Я ранее как-то говорил, самое честное, самое правильное, это первичное восприятие произведения искусства, на уровне "нравится-не нравится"...
Sergii 20 Feb 2019
HSV 20 Feb 2019
Попытка с точки зрения науки объяснить искусство, привести его воздействие к каким-то общим правилам, принципам. Что на мой взгляд просто невозможно
ЗЫ: а искусству тоже запрещено делать науку предметом эмоционального познания? Ну, к примеру, делать ученого и его деятельность главным героем романа или фильма?
№13 20 Feb 2019
Sergii, это вы заявили, что "...первичное восприятие произведения искусства, на уровне "нравится-не нравится..."? Чистые рефлексы. Может вы что-то напутали?
Сообщение отредактировал №13: 20 February 2019 - 19:47
Сообщение отредактировал №13: 20 February 2019 - 19:47
Sergii 20 Feb 2019
№13 (20 February 2019 - 19:47) писал:
Sergii, это вы заявили, что "...первичное восприятие произведения искусства, на уровне "нравится-не нравится..."? Чистые рефлексы. Может вы что-то напутали?
Sergii 20 Feb 2019
HSV (20 February 2019 - 19:45) писал:
А раздел философии под названием гноселогия тогда, судя по всему, вообще полная профанация.
HSV (20 February 2019 - 19:45) писал:
ЗЫ: а искусству тоже запрещено делать науку предметом эмоционального познания? Ну, к примеру, делать ученого и его деятельность главным героем романа или фильма?
HSV 20 Feb 2019
А причем здесь гносеология? Она разве отрицает эмоциональный способ познания мира?
Сам факт того, что Вы рассуждаете об эмоциональном способе познания, оперируя интеллектуальной терминологией, говорит о том, что Вы уже приложили методы интеллектуального анализа к сущности искусства. И никакого вреда искусству это не нанесло. Как и пользы, впрочем. Но продукт понимания того, что есть искусство в интеллекуальных терминах Вы изложили (в т.ч. о художественном образе, как обязательном аттрибуте эмоционального познания). Так почему психология как наука не может пытаться осмыслить искусство? Да, это не поможет раскрыть секрет улыбки Джоконды или не приведет к созданию фабрики гениев. Но запретить ученым думать (= использовать методы интеллектуального познания) про искусство нельзя.
Sergii 20 Feb 2019
HSV (20 February 2019 - 20:52) писал:
Ни в коем случае. Она вообще пытается познать способы познания. И научный и эмоциональный. И если Вы отказываете в праве науке пытаться интеллектуальными методами познавать альтернативный (эмоциональный) способ познания, то как вообще можно помыслить познание самое себя?
Сам факт того, что Вы рассуждаете об эмоциональном способе познания, оперируя интеллектуальной терминологией, говорит о том, что Вы уже приложили методы интеллектуального анализа к сущности искусства. И никакого вреда искусству это не нанесло. Как и пользы, впрочем. Но продукт понимания того, что есть искусство в интеллекуальных терминах Вы изложили (в т.ч. о художественном образе, как обязательном аттрибуте эмоционального познания). Так почему психология как наука не может пытаться осмыслить искусство? Да, это не поможет раскрыть секрет улыбки Джоконды или не приведет к созданию фабрики гениев. Но запретить ученым думать (= использовать методы интеллектуального познания) про искусство нельзя.
Сам факт того, что Вы рассуждаете об эмоциональном способе познания, оперируя интеллектуальной терминологией, говорит о том, что Вы уже приложили методы интеллектуального анализа к сущности искусства. И никакого вреда искусству это не нанесло. Как и пользы, впрочем. Но продукт понимания того, что есть искусство в интеллекуальных терминах Вы изложили (в т.ч. о художественном образе, как обязательном аттрибуте эмоционального познания). Так почему психология как наука не может пытаться осмыслить искусство? Да, это не поможет раскрыть секрет улыбки Джоконды или не приведет к созданию фабрики гениев. Но запретить ученым думать (= использовать методы интеллектуального познания) про искусство нельзя.
Можно с точки зрения науки определить искусство, как средство познания, можно применить научную методологию при классификации искусства. Но познать, систематизировать, классифицировать эмоциональное воздействие искусства на человека, как на биологический вид, наука пока что не в состоянии.
Сообщение отредактировал Sergii: 20 February 2019 - 22:29
HSV 20 Feb 2019
Но изучить, систематизировать, классифицировать эмоциональное воздействие искусства на человека, как на биологический вид, наука пока что не в состоянии.
Николаич 20 Feb 2019
Sergii, познание мира нельзя жестко разложить по разным полочкам: тут эмоции, тут чувства, здесь мысли, дальше анализ, а вот полка для синтеза.
Многие ученые, пытавшиеся исследовать путь, который привел их к открытию, часто ссылались на эмоции, чувства, сны.
То же самое с людьми, создающими искусство. В написании музыки, создании картины участвуют все сферы человеческого сознания. Это синергия ощущений, эмоций, их осмысления и анализ. Нельзя жестко разделять интеллект и эмоционально-чувственную сферу восприятия действительности. Это, как я уже говорил, и сложнее, и проще. Потому что неразделимо.
Многие ученые, пытавшиеся исследовать путь, который привел их к открытию, часто ссылались на эмоции, чувства, сны.
То же самое с людьми, создающими искусство. В написании музыки, создании картины участвуют все сферы человеческого сознания. Это синергия ощущений, эмоций, их осмысления и анализ. Нельзя жестко разделять интеллект и эмоционально-чувственную сферу восприятия действительности. Это, как я уже говорил, и сложнее, и проще. Потому что неразделимо.
Sergii 20 Feb 2019
HSV (20 February 2019 - 22:30) писал:
Ну Вы бы для начала Л.С.Выготского почитали...
Николаич (20 February 2019 - 22:45) писал:
SergiiНельзя жестко разделять интеллект и эмоционально-чувственную сферу восприятия действительности. Это, как я уже говорил, и сложнее, и проще. Потому что неразделимо.
И ещё один момент, не отождествляйте эмоции и чувства, это хоть и взаимосвязанные, но все же очень отличающиеся понятия. Искусство направлено прежде всего на эмоции.
Сообщение отредактировал Sergii: 20 February 2019 - 23:17
HSV 20 Feb 2019
Простите, а с чего вы вдруг решили, что в отношении искусства его (психолога) мнение более авторитетно, чем моё?
wowk 21 Feb 2019
Сам пока не познакомился, но моя сокурсница, мнению которой доверяю, рекомендует
А то - как всегда: "Сам не читал, но мнение имею!". Вот при поддержке таких как Вы и Солженицына в своё время из стран выперли. Как его тогда клеймили всякие токари и доярки, какие экзальтированные письма писали в газеты...
Это же "ученый" поколения Мавроди, Кашпировского. Много их развелось на обломках империи.
Как лихо он загнул про Рафаэля: "шестипалый папа, однокрылый ангел"... Прямо я поверил ему безоговорочно.
Николаич 21 Feb 2019
wowk, Володя, а сам-то прочитал? Или только одну фразу выхватил?
Поколения автор нашего, моего, во всяком случае. На год позже поступал.
В конце книги есть ее обсуждение, критика, спорные моменты.
Тут много нюансов. Московские психологи всегда стояли особняком от ленинградских.
Есть о чем спорить, но называть книгу "коммерческим творением борзописца" - это явный перебор.
И в любом случае приведенные фамилии тут - никаким боком.
Откуда такая нетерпимость, раздражение, Володя?
Прошу извиниться за фразу "при поддержке таких как Вы...".
Поколения автор нашего, моего, во всяком случае. На год позже поступал.
В конце книги есть ее обсуждение, критика, спорные моменты.
Тут много нюансов. Московские психологи всегда стояли особняком от ленинградских.
Есть о чем спорить, но называть книгу "коммерческим творением борзописца" - это явный перебор.
И в любом случае приведенные фамилии тут - никаким боком.
Откуда такая нетерпимость, раздражение, Володя?
Прошу извиниться за фразу "при поддержке таких как Вы...".