Воскрешение SDM мотора в Pentax Da* 55/1.4...
Блудный кот 24 Dec 2018
Доброго времени суток уважаемые сокамерники. Инфа должна идти в массы, тем более, что проблема с засыпанием SDM моторов очень актуальна. Но, все по порядку...
Данная инструкция будет полезна в первую очередь владельцам Da 17-70/4 и Da* 55/1,4 в которых по заводу отсутствует "отвертка" и при отказе мотора мы, практически, получаем мануальный объектив.
ВНИМАНИЕ!!! Сразу хочу вас предупредить, что все действия по разборке и правке со своими девайсами вы производите на свой страх и риск!!!
Если у вас нет надлежащего опыта по ремонту объективов - лучше не совать туда свои руки, а доверить это дело профи. Банальный пример, при разборке Da* 55 нужно быть очень аккуратным и внимательным, так как после снятия байонета нужно осторожно отсоединить шлейф, если вы этого не сделаете и продолжите разборку - рискуете его просто порвать и убить объектив окончательно!
Идем дальше...
Как известно, моторы начинают умирать постепенно. Вначале им трудно сфокусироваться, когда нужно подкрутить АФ совсем немного, потом вообще практически перестают дергаться и засыпают. Многие пробуют их нагревать феном, раскручивать вручную и тд, но это все временные меры и они не решают проблемы. Давайте посмотрим, из чего состоит этот мотор.
1- ротор.
2- прижимной винт.
3- статор.
4- шлейф.
Сразу хочу всех предупредить, что никакой загустевающей смазки там нет, проблема кроется в другом, а именно в том, что при работе мотора происходит нагрев ротора (1), который со временем начинает деформироваться, в следствие чего прижим к статору(3) становится очень сильным и мотор провернуть очень трудно и со временем он "встает" полностью.
Те объективы и моторы которые попадали ко мне - все были очень тугие при попытке их провернуть отверткой. Забегая вперед, я скажу, что что там не должен быть свободных ход, ротор должен иметь прижим к статору, но не такой сильный. Например, если взять отвертку, то вы без труда должны провернуть исправный мотор, в "уснувшем" же нужно приложить конкретное усилие.
Возникает вопрос, а как решить данную проблему? Скажу сразу, не нужно пытаться разбирать мотор, от этого ему лучше не станет, да и винт (2) вы скорее всего сорвете и ничего не сможете разобрать. Проблема решается намного проще и я уже ее описывал здесь на форуме.
Но тогда я не был так уверен в работоспособности способа. Сейчас я опять произвел такую операцию и она оказалась успешной.
Решение проблемы! Берем крестообразную отвертку и хорошенько нажимаем ей на винт в роторе. Усилие я могу описать так, оно не мало и не велико, но нажимать нужно достаточно сильно. Я даже пальцами придерживаю сам мотор, не проломить его внутрь. Последовательность действий:
- разобрали объектив (не забываем про шлейф в Da * 55).
- добрались до мотора
- нашли небольшую отвертку которая хорошо входит в винт
- нажимаем несколько раз на винт ротора и отпускаем, затем пробуем покрутить мотор отверткой
- если это дается с трудом - увеличиваем силу нажатия и снова надавливаем 1-2-3 раза
- опять пробуем покрутить мотор.
- добились такого результата, при котором мотор крутится не туго, но и не легко.
Имейте ввиду, мотор не должен крутиться очень свободно, прижим ротора к статору должен быть, переусердсвуете с нажатием - мотор тоже не будет работать.
Всем удачных ремонтов и точной фокусировки!
P.S. Если вы все-таки убили свой мотор, или до вас это сделал кто-то другой - пишите мне в ЛС, у меня есть запасной. )
Сообщение отредактировал Блудный кот: 24 December 2018 - 09:24
Данная инструкция будет полезна в первую очередь владельцам Da 17-70/4 и Da* 55/1,4 в которых по заводу отсутствует "отвертка" и при отказе мотора мы, практически, получаем мануальный объектив.
ВНИМАНИЕ!!! Сразу хочу вас предупредить, что все действия по разборке и правке со своими девайсами вы производите на свой страх и риск!!!
Если у вас нет надлежащего опыта по ремонту объективов - лучше не совать туда свои руки, а доверить это дело профи. Банальный пример, при разборке Da* 55 нужно быть очень аккуратным и внимательным, так как после снятия байонета нужно осторожно отсоединить шлейф, если вы этого не сделаете и продолжите разборку - рискуете его просто порвать и убить объектив окончательно!
Идем дальше...
Как известно, моторы начинают умирать постепенно. Вначале им трудно сфокусироваться, когда нужно подкрутить АФ совсем немного, потом вообще практически перестают дергаться и засыпают. Многие пробуют их нагревать феном, раскручивать вручную и тд, но это все временные меры и они не решают проблемы. Давайте посмотрим, из чего состоит этот мотор.
1- ротор.
2- прижимной винт.
3- статор.
4- шлейф.
Сразу хочу всех предупредить, что никакой загустевающей смазки там нет, проблема кроется в другом, а именно в том, что при работе мотора происходит нагрев ротора (1), который со временем начинает деформироваться, в следствие чего прижим к статору(3) становится очень сильным и мотор провернуть очень трудно и со временем он "встает" полностью.
Те объективы и моторы которые попадали ко мне - все были очень тугие при попытке их провернуть отверткой. Забегая вперед, я скажу, что что там не должен быть свободных ход, ротор должен иметь прижим к статору, но не такой сильный. Например, если взять отвертку, то вы без труда должны провернуть исправный мотор, в "уснувшем" же нужно приложить конкретное усилие.
Возникает вопрос, а как решить данную проблему? Скажу сразу, не нужно пытаться разбирать мотор, от этого ему лучше не станет, да и винт (2) вы скорее всего сорвете и ничего не сможете разобрать. Проблема решается намного проще и я уже ее описывал здесь на форуме.
Но тогда я не был так уверен в работоспособности способа. Сейчас я опять произвел такую операцию и она оказалась успешной.
Решение проблемы! Берем крестообразную отвертку и хорошенько нажимаем ей на винт в роторе. Усилие я могу описать так, оно не мало и не велико, но нажимать нужно достаточно сильно. Я даже пальцами придерживаю сам мотор, не проломить его внутрь. Последовательность действий:
- разобрали объектив (не забываем про шлейф в Da * 55).
- добрались до мотора
- нашли небольшую отвертку которая хорошо входит в винт
- нажимаем несколько раз на винт ротора и отпускаем, затем пробуем покрутить мотор отверткой
- если это дается с трудом - увеличиваем силу нажатия и снова надавливаем 1-2-3 раза
- опять пробуем покрутить мотор.
- добились такого результата, при котором мотор крутится не туго, но и не легко.
Имейте ввиду, мотор не должен крутиться очень свободно, прижим ротора к статору должен быть, переусердсвуете с нажатием - мотор тоже не будет работать.
Всем удачных ремонтов и точной фокусировки!
P.S. Если вы все-таки убили свой мотор, или до вас это сделал кто-то другой - пишите мне в ЛС, у меня есть запасной. )
Сообщение отредактировал Блудный кот: 24 December 2018 - 09:24
donvostok 24 Dec 2018
Воскрешение SDM мотора.
Спасибо огромное за проделанный труд, но!
Уже все прочел по сему поводу. Надо искать.
Сообщение отредактировал donvostok: 24 December 2018 - 10:11
Спасибо огромное за проделанный труд, но!
- Оффтоп:
- Блин, цена этому моторчику - пару баксов. (Ну пусть со всеми накрутками - несколько десятков баксов)Неужели такая проблема найти такой моторчик?Он 100% не уникален и делает его на заказ для Рико какой-то из производителей массовых моторчиков.Шо там его менять, тем более что он на шлейфе.
Уже все прочел по сему поводу. Надо искать.
Сообщение отредактировал donvostok: 24 December 2018 - 10:11
Блудный кот 24 Dec 2018
donvostok (24 December 2018 - 09:34) писал:
Воскрешение SDM мотора.
Спасибо огромное за проделанный труд, но!
Блин, цена этому моторчику - пару баксов. (Ну пусть со всеми накрутками - несколько десятков баксов)
Неужели такая проблема найти такой моторчик?
Он 100% не уникален и делает его на заказ для Рико какой-то из производителей массовых моторчиков.
Шо там его менять, тем более что он на шлейфе.
Спасибо огромное за проделанный труд, но!
Блин, цена этому моторчику - пару баксов. (Ну пусть со всеми накрутками - несколько десятков баксов)
Неужели такая проблема найти такой моторчик?
Он 100% не уникален и делает его на заказ для Рико какой-то из производителей массовых моторчиков.
Шо там его менять, тем более что он на шлейфе.
Klementy 24 Dec 2018
Не всё так радужно как в песне, что Кот мурлычет ...
Блудный кот, причин выхода из строя подобных моторов (и Nikon, и Canon, и Sigma ...) немало: износ и грязь поверхности, старение пьезокерамики ... , в том числе и ослабление прижима, ну повезло вам с винтиком (стало как-то крутиться ...), и славо Богу .
Блудный кот, причин выхода из строя подобных моторов (и Nikon, и Canon, и Sigma ...) немало: износ и грязь поверхности, старение пьезокерамики ... , в том числе и ослабление прижима, ну повезло вам с винтиком (стало как-то крутиться ...), и славо Богу .
donvostok 24 Dec 2018
причин выхода из строя подобных моторов (и Nikon, и Canon, и Sigma ...) немало: износ и грязь поверхности, старение пьезокерамики ... , в том числе и ослабление прижима,
А шо, у каниконов-сигматамронов есть подобные проблемы?
Блудный кот 24 Dec 2018
Klementy (24 December 2018 - 11:21) писал:
Не всё так радужно как в песне, что Кот мурлычет ...
Блудный кот, причин выхода из строя подобных моторов (и Nikon, и Canon, и Sigma ...) немало: износ и грязь поверхности, старение пьезокерамики ... , в том числе и ослабление прижима, ну повезло вам с винтиком (стало как-то крутиться ...), и славо Богу .
Блудный кот, причин выхода из строя подобных моторов (и Nikon, и Canon, и Sigma ...) немало: износ и грязь поверхности, старение пьезокерамики ... , в том числе и ослабление прижима, ну повезло вам с винтиком (стало как-то крутиться ...), и славо Богу .
Также, хочу заметить, что ультразвуковые моторы бывают разными. Есть обычные, как у Pentax и Nikon, а есть кольцевые (Sigma). Так вот в кольцевых данная проблема имеет место быть (то что выделено красным) . У нашего же мотора другая проблема, которая рождается в следствии деформации ротора (это лично мое предположение). И я не крутил винт, его нет смысла крутить. Я специально создавал усилие направленное на деформацию ротора, чтобы вернуть его в рабочее положение, а это абсолютно разные вещи.
Сообщение отредактировал Блудный кот: 24 December 2018 - 11:35
skyer 24 Dec 2018
Блудный кот, не совсем понял ваше описание. Описывая проблему, вы отметили, что "прижим [ротора] к статору(3) становится очень сильным и мотор провернуть очень трудно", а затем советуете "Решение проблемы! Берем крестообразную отвертку и хорошенько нажимаем ей на винт в роторе". Получается, что ротор и так слишком сильно прижимается к статору, а его надо ещё сильнее прижать (я полагаю, что усилие на винт передаётся на сам ротор?).
И не совсем понятно как эта процедура вообще решает проблему с деформацией ротора. Ротор ведь крутится вокруг своей оси, а ваш способ предлолагает "выравнивание" трущейся поверхности поперёк рабочему движению ротора. По идее, ручная фокусировка эту деформацию может решить куда лучше - лепестки статора "подкорректируют" форму ротора сами. Это если, конечно, при ручной фокусировке Quick-Shift ротор крутится.
И не совсем понятно как эта процедура вообще решает проблему с деформацией ротора. Ротор ведь крутится вокруг своей оси, а ваш способ предлолагает "выравнивание" трущейся поверхности поперёк рабочему движению ротора. По идее, ручная фокусировка эту деформацию может решить куда лучше - лепестки статора "подкорректируют" форму ротора сами. Это если, конечно, при ручной фокусировке Quick-Shift ротор крутится.
donvostok 24 Dec 2018
старение пьезокерамики
- Canon — USM, UltraSonic Motor;
- Minolta, Sony — SSM, SuperSonic Motor;
- Nikon — SWM, Silent Wave Motor;
- Olympus — SWD, Supersonic Wave Drive;
- Panasonic — XSM, Extra Silent Motor;
- Pentax — SDM, Supersonic Drive Motor;
- Sigma — HSM, Hyper Sonic Motor;
- Tamron — USD, Ultrasonic Silent Drive, PZD, Piezo Drive.
- Samsung —SSA, Super Sonic Actuator;
Блудный кот 24 Dec 2018
skyer (24 December 2018 - 11:32) писал:
Блудный кот, не совсем понял ваше описание. Описывая проблему, вы отметили, что "прижим [ротора] к статору(3) становится очень сильным и мотор провернуть очень трудно", а затем советуете "Решение проблемы! Берем крестообразную отвертку и хорошенько нажимаем ей на винт в роторе". Получается, что ротор и так слишком сильно прижимается к статору, а его надо ещё сильнее прижать (я полагаю, что усилие на винт передаётся на сам ротор?).
И не совсем понятно как эта процедура вообще решает проблему с деформацией ротора. Ротор ведь крутится вокруг своей оси, а ваш способ предлолагает "выравнивание" трущейся поверхности поперёк рабочему движению ротора. По идее, ручная фокусировка эту деформацию может решить куда лучше - лепестки статора "подкорректируют" форму ротора сами. Это если, конечно, при ручной фокусировке Quick-Shift ротор крутится.
И не совсем понятно как эта процедура вообще решает проблему с деформацией ротора. Ротор ведь крутится вокруг своей оси, а ваш способ предлолагает "выравнивание" трущейся поверхности поперёк рабочему движению ротора. По идее, ручная фокусировка эту деформацию может решить куда лучше - лепестки статора "подкорректируют" форму ротора сами. Это если, конечно, при ручной фокусировке Quick-Shift ротор крутится.
Когда кто-то решится на такую процедуру для начала просто попробуйте отверткой провернуть мотор и вы поймете о чем я говорю - он будет как-бы закоревшим и прокручиваться будет с большим-большим трудом.
Сообщение отредактировал Блудный кот: 24 December 2018 - 11:44
donvostok 24 Dec 2018
не совсем понял ваше описание.
некоторые я разбирал для того чтобы ознакомиться с устройством, некоторые у меня лежат до сих пор.
Блудный кот 24 Dec 2018
Также, для тех кто не верит или сомневается, позавчера получил Da 55 с напрочь уснувшим мотором, разобрал, три неспешных нажатия и мотор закрутился чуть легче. Результат - мотор работает как новый и фокусируется практически безупречно.
Блудный кот 24 Dec 2018
donvostok (24 December 2018 - 11:43) писал:
ЯТД, шо фото разобранных моторов могло бы несколько прояснить ситуевину?
Сообщение отредактировал Блудный кот: 24 December 2018 - 11:56
kastasir 24 Dec 2018
По поводу выхода из строя СДМ из-за деформаций, перегрева.. У меня 16-50 работал безупречно, без всяких малейших признаков засыпания. после покупки К1 был положен на полку и через год решил взять его на отдых с К5. Какое было удивление, что за год неработы СДМ накрепко уснул! Не перегревался, не пылился, идеальные условия хранения.
Schwanz 24 Dec 2018
donvostok 24 Dec 2018
работал безупречно, без всяких малейших признаков засыпания. после покупки К1 был положен на полку и через год решил взять его на отдых с К5. Какое было удивление, что за год неработы СДМ накрепко уснул! Не перегревался, не пылился, идеальные условия хранения.
Цитата
Одним из серьёзных недостатков такого двигателя является значительная чувствительность к попаданию в него твёрдых веществ (например песка). С другой стороны, пьезодвигатели могут работать в жидкой среде, например в воде или в масле.
3. SDM - патент Мацушиты (Original Assignee Matsushita Electric Ind Co Ltd) 1984 года.
Осталось его найти по даташиту
Сообщение отредактировал donvostok: 24 December 2018 - 12:58
Блудный кот 24 Dec 2018
Вот вам устройство данного мотора. Ничего сложного.
Вот сам мотор, шлейф оторван.
Все детали мотора. Подшипник внутри тоже можно извлечь. Кстати, он в прекрасном состоянии, несмотря на то что лежит уже более 2 лет.
Все то же, но пружина на своем месте.
Вал 1 вставляется снизу и упирается в подшипник, сверху ставится пружина и закручивается гайка 3, поверх идет ротор 4 и он прикручивается винтом 5. Винт ничего не регулирует, он только фиксирует ротор на валу, его крутить без толку.
Ну и вот все собрано, только ротор и винт осталось накинуть.
Винт, возможно, не родной, я его нашел в деталях для примера.
Сообщение отредактировал Блудный кот: 24 December 2018 - 13:17
Вот сам мотор, шлейф оторван.
Все детали мотора. Подшипник внутри тоже можно извлечь. Кстати, он в прекрасном состоянии, несмотря на то что лежит уже более 2 лет.
Все то же, но пружина на своем месте.
Вал 1 вставляется снизу и упирается в подшипник, сверху ставится пружина и закручивается гайка 3, поверх идет ротор 4 и он прикручивается винтом 5. Винт ничего не регулирует, он только фиксирует ротор на валу, его крутить без толку.
Ну и вот все собрано, только ротор и винт осталось накинуть.
Винт, возможно, не родной, я его нашел в деталях для примера.
Сообщение отредактировал Блудный кот: 24 December 2018 - 13:17
Liukk 24 Dec 2018
Теперь понятно почему клинит. Соприкасающиеся поверхности статора и ротора отполированы и представляют собой конусы. Под действием пружины один конус как бы "впрессовывается" в другой. Причём неважно работает мотор или нет, пружина то всегда давит и выдавливает с поверхностей даже то микроскопическое количество смазки, которое нанесли при сборке. (Смазка выступает с качестве разделительного слоя)
В итоге получаем, как уже было сказано.
В итоге получаем, как уже было сказано.
ротор в статор продиффундировался
donvostok 24 Dec 2018
Соприкасающиеся поверхности статора и ротора отполированы и представляют собой конусы. Под действием пружины один конус как бы "впрессовывается" в другой. Причём неважно работает мотор или нет, пружина то всегда давит и выдавливает с поверхностей даже то микроскопическое количество смазки, которое нанесли при сборке. (Смазка выступает с качестве разделительного слоя) В итоге получаем, как уже было сказано.
Смазка, со временем, сама может потерять свои свойства, напитать пыли и т.д. Вплоть до стать "липкой".
Надо лепестки статора отвёрткой отогнуть ))
Сообщение отредактировал donvostok: 24 December 2018 - 14:01
Блудный кот 24 Dec 2018
Liukk (24 December 2018 - 13:39) писал:
Теперь понятно почему клинит. Соприкасающиеся поверхности статора и ротора отполированы и представляют собой конусы. Под действием пружины один конус как бы "впрессовывается" в другой. Причём неважно работает мотор или нет, пружина то всегда давит и выдавливает с поверхностей даже то микроскопическое количество смазки, которое нанесли при сборке. (Смазка выступает с качестве разделительного слоя)
В итоге получаем, как уже было сказано.
В итоге получаем, как уже было сказано.
Сообщение отредактировал Блудный кот: 24 December 2018 - 14:08
donvostok 24 Dec 2018
я бы сказал, что уснувший мотор очень трудно провернуть, клгда крутить его отверткой он как бы сиывается с места. После не оч сильного надавливания сверзу на статор мотор проворачивается намного легче и уже прикладывать такие усилия не нужно.
Сорвать с мертвой точки и, возможно, пробовать промыть либо спиртом либо еще чем.
kastasir 24 Dec 2018
На пентаксфоруме делились похожей инструкцией, только там, как я понял, СДМ надо чуть провернуть, месяц назад я так сделал, СДМ вроде заработал, но очень медленно фокусировался, зато совсем беззвучно.
Только что повторил операцию по рекомендации "блудный кот", надавил с небольшим проворотом, начал СДМ фокусироваться быстрее, но не как новый. Но совершенно беззвучно, только шелест шестерёнок при торможении. Может разбирать и смазывать? Оставил пока так, а на карту записал файл с отвёрткой, чтобы при необходимости быстро перейти на отвёртку.
ps: я про 16-50
Блудный кот, Если Вы разбираете ДА*55, там блок СДМ от 16-50 нельзя поставить, чтобы отвёртку сделать?
Сообщение отредактировал kastasir: 24 December 2018 - 14:14
Только что повторил операцию по рекомендации "блудный кот", надавил с небольшим проворотом, начал СДМ фокусироваться быстрее, но не как новый. Но совершенно беззвучно, только шелест шестерёнок при торможении. Может разбирать и смазывать? Оставил пока так, а на карту записал файл с отвёрткой, чтобы при необходимости быстро перейти на отвёртку.
ps: я про 16-50
Блудный кот, Если Вы разбираете ДА*55, там блок СДМ от 16-50 нельзя поставить, чтобы отвёртку сделать?
Сообщение отредактировал kastasir: 24 December 2018 - 14:14
donvostok 24 Dec 2018
Вал 1 вставляется снизу и упирается в подшипник, сверху ставится пружина и закручивается гайка 3, поверх идет ротор 4 и он прикручивается винтом 5
Какой консистенции?
Можно статор и особенно ротор в бОльшем увеличении? Ничего не видно.
Блудный кот 24 Dec 2018
kastasir (24 December 2018 - 14:17) писал:
На пентаксфоруме делились похожей инструкцией, только там, как я понял, СДМ надо чуть провернуть, месяц назад я так сделал, СДМ вроде заработал, но очень медленно фокусировался, зато совсем беззвучно.
Только что повторил операцию по рекомендации "блудный кот", надавил с небольшим проворотом, начал СДМ фокусироваться быстрее, но не как новый. Но совершенно беззвучно, только шелест шестерёнок при торможении. Может разбирать и смазывать? Оставил пока так, а на карту записал файл с отвёрткой, чтобы при необходимости быстро перейти на отвёртку.
ps: я про 16-50
Блудный кот, Если Вы разбираете ДА*55, там блок СДМ от 16-50 нельзя поставить, чтобы отвёртку сделать?
Только что повторил операцию по рекомендации "блудный кот", надавил с небольшим проворотом, начал СДМ фокусироваться быстрее, но не как новый. Но совершенно беззвучно, только шелест шестерёнок при торможении. Может разбирать и смазывать? Оставил пока так, а на карту записал файл с отвёрткой, чтобы при необходимости быстро перейти на отвёртку.
ps: я про 16-50
Блудный кот, Если Вы разбираете ДА*55, там блок СДМ от 16-50 нельзя поставить, чтобы отвёртку сделать?
По поводу пересадки отвертки я сомневаюсь, места там нет для этого и даже монтажные платы у них разные, а вот в Da 17-70 это могло бы прокатить там, насколько я помню, и платы одинаковые и место позволяет, но смысл, где взять запчасти от звезды 16-50?
Сообщение отредактировал Блудный кот: 24 December 2018 - 14:26
donvostok 24 Dec 2018
Когда на статор (красный) подаётся ток ультразвуковой частоты, в нём возникает резонанс (стоячая волна), и волна эта начинает по кругу путешествовать по статору (красный):
При этом, обратите внимание на то, что статор (красный) стоит не месте и никуда не крутится — он просто "волнуется", как море.
А вот ротор (синий) уже как раз крутится.
При этом, обратите внимание на то, что статор (красный) стоит не месте и никуда не крутится — он просто "волнуется", как море.
А вот ротор (синий) уже как раз крутится.
Блудный кот 24 Dec 2018
donvostok (24 December 2018 - 14:21) писал:
На ощупь и визуально смазка присутствует?
Какой консистенции?
Можно статор и особенно ротор в бОльшем увеличении? Ничего не видно.
Какой консистенции?
Можно статор и особенно ротор в бОльшем увеличении? Ничего не видно.
Liukk 24 Dec 2018
Он не то чтобы клинит, а я бы сказал, что уснувший мотор очень трудно провернуть, когда крутить его отверткой он как бы срывается с места. После не оч сильного надавливания сверху на статор мотор проворачивается намного легче и уже прикладывать такие усилия не нужно
Полированные высокоточные поверхности статора и ротора могут аналогично прихватиться. Но если ддля плиток это норма, то для мотора беда. Поэтому должен быть слой разделительной смазки и моторчик нужно периодически проворачивать.
Если бы вы знали как прихватываются две сопрягаемые детали из нержавейки, например винт с гайкой при попадании в резьбу заусенца - идёт вырывание кусков металла с "мясом".
donvostok 24 Dec 2018
Смазки я никакой там не видел и близко, а если она и была, то за давностью лет пропала. Я больше склоняюсь к тому, что деформируется ротор.
Там нет магнитов, обмоток и т.д. Под действием каких сил ротор может деформироваться просто в "спящем" состоянии?
Сообщение отредактировал donvostok: 24 December 2018 - 14:42