Ч/б пленки и ICE
AZET 26 Apr 2006
...Но если не боязно специально подготовить к этому черно-белый прозрачный оригинал на основе сребряных кристаллов (слайд или негатив), формирующих изображение. Здесь как раз тот случай, когда нужно гору заставить идти к Магомету, если он сам физически подойти к горе не может. Металлическое серебро в эмульсии вполне реально заменить или органическим красителем или же солями неметаллов. Я выбрал второй путь как более доступный и дешевый. Просто отбелил пленку в растворе железосинеродистого калия, после чего на минуту погрузил ее в бачок с сернистым натрием. Металлическое серебро стало солями серы, негатив приобрел коричневый тон, но стал немного контрастнее, хотя и прозрачнее по видимой плотности. Зернистость в этом случае абсолютно не меняется, все плотности сохраняются. Далее идет сканирование в режиме цветного негатива (или позитива) с включенным ICE.
Заменить металлическое серебро на прозрачное вещество для инфракрасного ICE-сканирования можно кучей способов, стоит лишь открыть фоторецептурный справочник. Здесь важна идея, и я на нее наткнулся совершенно случайно - обнаружил в своем архиве коричневый негатив (обработанный в сернистом усилителе) и тут же его дал на зубок попробовать ICE. Результат - ни одной царапины и белой точки от грязи, предельно качественное изображение. Возможно, где-то в сети кто-то об этом уже писал, но мне не встречалось. Мои самые старые негативы прошли не через один увеличитель друзей и одноклассников, но являются самыми ценными, а сделать из них приемлемое изображение в принципе невозможно без аппаратного удаления грязи и царапин особенно, так что я без жалости их сейчас отбеливаю и тонирую в сепию. Кстати, тот самый, обработанный в сернистом натрие негатив, пролежал уже 25 лет в свернутом виде (рулончиком), и с его изображением ничего не случилось, в то время как серебряные пленки в некоторых местах пожелтели (плохая промывка, истощенный фиксаж и т. п.)
Сканирование в цветном режиме ч/б пленок по-любому предпочтительнее, так как в этом случае одним проходом сканера можно справиться с самыми контрастными и плотными изображениями. При самых тяжелых случаях устанавливаем экспозицию трех каналов с брекетингом в 1 ступень, например, красный +1; зеленый 0; синий -1. В итоге результат даже не сравним с тем, что получается в сканировании черно-белого режима, где работает только зеленый канал - зачастую он не может "пробить" даже не критичесски плотный негатив, коих в наших архивах бывает большинство.
Сообщение отредактировал AZET: 26 April 2006 - 23:41
Заменить металлическое серебро на прозрачное вещество для инфракрасного ICE-сканирования можно кучей способов, стоит лишь открыть фоторецептурный справочник. Здесь важна идея, и я на нее наткнулся совершенно случайно - обнаружил в своем архиве коричневый негатив (обработанный в сернистом усилителе) и тут же его дал на зубок попробовать ICE. Результат - ни одной царапины и белой точки от грязи, предельно качественное изображение. Возможно, где-то в сети кто-то об этом уже писал, но мне не встречалось. Мои самые старые негативы прошли не через один увеличитель друзей и одноклассников, но являются самыми ценными, а сделать из них приемлемое изображение в принципе невозможно без аппаратного удаления грязи и царапин особенно, так что я без жалости их сейчас отбеливаю и тонирую в сепию. Кстати, тот самый, обработанный в сернистом натрие негатив, пролежал уже 25 лет в свернутом виде (рулончиком), и с его изображением ничего не случилось, в то время как серебряные пленки в некоторых местах пожелтели (плохая промывка, истощенный фиксаж и т. п.)
Сканирование в цветном режиме ч/б пленок по-любому предпочтительнее, так как в этом случае одним проходом сканера можно справиться с самыми контрастными и плотными изображениями. При самых тяжелых случаях устанавливаем экспозицию трех каналов с брекетингом в 1 ступень, например, красный +1; зеленый 0; синий -1. В итоге результат даже не сравним с тем, что получается в сканировании черно-белого режима, где работает только зеленый канал - зачастую он не может "пробить" даже не критичесски плотный негатив, коих в наших архивах бывает большинство.
Сообщение отредактировал AZET: 26 April 2006 - 23:41
Vladimir P 27 Apr 2006
Идея очевидная и скорее всего правильная, хотя я ее тоже в опубликованном виде не встречал. В доминилабную эпоху, когда с работой в цвете были серьезные проблемы, для всяческих презентаций использовались подобные технологии. Собственно, я знал тогда две (прошло много лет, слайды с работы еще валяются, но рецептуры не помню совсем). Одна - это перекраска в тепло-коричневый тон, вторая - получение приятного темно-голубого цвета. И там, и там, если правильно понимаю, серебро замещается органикой и digital ICE должно работать.
Засада только одна с ходу видится. За свои серебряные материалы я спокоен, а сколько проживет перекрашенный слайд - не знаю. Хотя, посмотрел сейчас в столе - сохранность "голубых" слайдов гораздо лучше обычных цветных той же 25-летней давности.
Успехов. Владимир.
Засада только одна с ходу видится. За свои серебряные материалы я спокоен, а сколько проживет перекрашенный слайд - не знаю. Хотя, посмотрел сейчас в столе - сохранность "голубых" слайдов гораздо лучше обычных цветных той же 25-летней давности.
Успехов. Владимир.
fogary 27 Apr 2006
AZET (27.4.2006, 0:33 MSK) писал:
Как считаете, коричневый вираж (тонер sepia) для бумаги, или усилитель для пленки, подойдут для обработки? Растворы, конечно, на основе сернистого натрия (сульфида натрия?).
AZET (27.4.2006, 0:33 MSK) писал:
Очень интересно, нужно будет попробовать.Pentaxist 27 Apr 2006
AZET (27.4.2006, 0:33 MSK) писал:
устанавливаем экспозицию трех каналов с брекетингом в 1 ступень, например, красный +1; зеленый 0; синий -1.
VladLL 27 Apr 2006
Идея интересная, спасибо, хотя как-то боязно снова куда-то макать плёнки
Уважаемый AZET, а вот насчёт одного зелёного канала в режиме черно-белого сканирования - у Вас какой сканер, это к Никоновским относится, как думаете? Я в своё время экспериментировал со своим 4-м Крутосканом и как-то явного преимущества при цветном сканировании не ощутил - в итоге остановился на стандартном режиме - и файлики на 2/3 менюше, опять же...
Уважаемый AZET, а вот насчёт одного зелёного канала в режиме черно-белого сканирования - у Вас какой сканер, это к Никоновским относится, как думаете? Я в своё время экспериментировал со своим 4-м Крутосканом и как-то явного преимущества при цветном сканировании не ощутил - в итоге остановился на стандартном режиме - и файлики на 2/3 менюше, опять же...
fotofil 27 Apr 2006
Vladimir P (27.4.2006, 7:02 MSK) писал:
Идея очевидная и скорее всего правильная, хотя я ее тоже в опубликованном виде не встречал. В доминилабную эпоху, когда с работой в цвете были серьезные проблемы, для всяческих презентаций использовались подобные технологии. Собственно, я знал тогда две (прошло много лет, слайды с работы еще валяются, но рецептуры не помню совсем). Одна - это перекраска в тепло-коричневый тон, вторая - получение приятного темно-голубого цвета. И там, и там, если правильно понимаю, серебро замещается органикой и digital ICE должно работать.
Засада только одна с ходу видится. За свои серебряные материалы я спокоен, а сколько проживет перекрашенный слайд - не знаю. Хотя, посмотрел сейчас в столе - сохранность "голубых" слайдов гораздо лучше обычных цветных той же 25-летней давности.
Успехов. Владимир.
Засада только одна с ходу видится. За свои серебряные материалы я спокоен, а сколько проживет перекрашенный слайд - не знаю. Хотя, посмотрел сейчас в столе - сохранность "голубых" слайдов гораздо лучше обычных цветных той же 25-летней давности.
Успехов. Владимир.
AZET 27 Apr 2006
VladLL (27.4.2006, 17:12 MSK) писал:
Идея интересная, спасибо, хотя как-то боязно снова куда-то макать плёнки
Уважаемый AZET, а вот насчёт одного зелёного канала в режиме черно-белого сканирования - у Вас какой сканер, это к Никоновским относится, как думаете? Я в своё время экспериментировал со своим 4-м Крутосканом и как-то явного преимущества при цветном сканировании не ощутил - в итоге остановился на стандартном режиме - и файлики на 2/3 менюше, опять же...
Уважаемый AZET, а вот насчёт одного зелёного канала в режиме черно-белого сканирования - у Вас какой сканер, это к Никоновским относится, как думаете? Я в своё время экспериментировал со своим 4-м Крутосканом и как-то явного преимущества при цветном сканировании не ощутил - в итоге остановился на стандартном режиме - и файлики на 2/3 менюше, опять же...
При попытке установить на предскане разную экспозицию в цветовых каналах изображение может приобретать самые дикие цвета, но смотреть надо в корень, то есть на гистограммы каналов: как только там все собертся до кучи - у каждого своя часть (тени, середина или света) - так можно и сканировать. После перевода картинки в ч/б все становится на места.
До недавнего времени очень контрастные негативы я вытаскивал, сканируя их по два-три и даже пять раз с разной экспозицией и складывал все это в специальной утилите. Сейчас в редких случаях сканирую один ч/б негатив два раза с разной экспозицией в цветном режиме, причем каждый скан идет с брекетингом экспозиции по каналам. В обычном ч/б режиме меньше пяти проходов в тяжелых случаях не получалось.
По поводу боязни обработки негативов. Во-первых, всегда сначала пробуют на малом. Если понравилось - флаг в руки. Мне понравилось.
Сообщение отредактировал AZET: 27 April 2006 - 22:01
AZET 27 Apr 2006
Правда,что Айс будет работать с таким изображением- сомневаюсь....Надо попробовать.
[/quote]
У меня работает. Не думаю, что будет проблема на других сканерах, принцип-то один. Отпишите о результатах, очень интересно. У меня ICE работает и на серебряных негативах, только несколько странновато, с подчеркиванием мелких темных деталей с почти полным исчезновением фактуры зерна а заодно и фактуры предметов.
[/quote]
У меня работает. Не думаю, что будет проблема на других сканерах, принцип-то один. Отпишите о результатах, очень интересно. У меня ICE работает и на серебряных негативах, только несколько странновато, с подчеркиванием мелких темных деталей с почти полным исчезновением фактуры зерна а заодно и фактуры предметов.
HSV 27 Apr 2006
AZET (27.4.2006, 22:58 MSK) писал:
Понятно. У меня был опыт мучения с Минольтой с родным софтом. С ч/б пленок вытащить полный диапазон практически невозможно, несмотря на заявленный ДД 4 с лишним D. На Никоне такие ухищрения излишни.AZET 27 Apr 2006
HSV (27.4.2006, 23:11 MSK) писал:
Видимо, у Никона в черно-белое сканирование заложена на аппаратном уровне зкспозиция по всем каналам одновременно с последующим их сложением и отбрасыванием цветовой информации при отправке файла на сохранение. Наверняка так.VladLL 27 Apr 2006
Судя по всему, что-то типа того: я вот сейчас вернувшись с работы как раз досканирую вчера проявленную плёночку... По крайней мере, в Никонскане во время превью при переключении с Grayscale на Color режим физического пересканирования не происходит - просто появляется информация по цветовым каналам (причём гистограммы разные). Подозреваю, что и во время основного скана происходит то, что Вы описали.
fotofil 28 Apr 2006
Уважаемый Пентаклубовцы! Пожалте,резалты сканирования вирированного сернистым натрием негатива.Это кропы со скана Минолта5400 с родным драйвером на максимальных настройках.Как(надеюсь)видно,Айс действительно работает с крашеными пленками,но,конечный результат на мой взгляд,как бы не полный по степени воздействия на дефекты.
HSV 26 May 2006
fotofil (28.4.2006, 20:36 MSK) писал:
Просто царапина слишком большаяfotofil 28 May 2006
Царапина не слишком большая,если учесть что это кроп из кадра 5000(с копейками)пикселов по длинной стороне,причем,я его не ужимал для выкладывания.В Шопе линейка показывала размер 60см у исходного файла...так что увеличение приличное.На "настоящем" цветном негативе такие царапины ликвидируются полностью.Было бы интересно увидеть результаты испытаний еще кого-нибудь из наших одноклубников...
Dmitry Logatchev 28 Nov 2006
Vladimir P (27.4.2006, 6:02) писал:
Засада только одна с ходу видится. За свои серебряные материалы я спокоен, а сколько проживет перекрашенный слайд - не знаю.
Chaoss 26 Jan 2007
AZET (27.4.2006, 22:44) писал:
Видимо, у Никона в черно-белое сканирование заложена на аппаратном уровне зкспозиция по всем каналам одновременно с последующим их сложением и отбрасыванием цветовой информации при отправке файла на сохранение. Наверняка так.
HSV 26 Jan 2007
Chaoss (26.1.2007, 14:02) писал:
Так и есть, причем на Nicon CoolScan V при ч/б сканировании цветовая информация не отбрасывается даже при сохранении - в сохраненном тифе присутствуют три канала и изображение имеет определенный цветовой оттенок.
Chaoss 02 Feb 2007
Менять настройки с "Negative CalibratedRGB" на "Negative Monochrom" не пробовали?
HSV 03 Feb 2007
fotofil 03 Feb 2007
Прошлый раз писал названия по памяти и немного наврал. В общем я про это:
attachment attachment
При таких настройках Вы получите greyscale файл с одним каналом.
attachment attachment
При таких настройках Вы получите greyscale файл с одним каналом.
HSV 05 Feb 2007
fotofil (3.2.2007, 12:10) писал:
Уважаемый HSV! Прошу пояснений насчет Calibrated RGB- это возможность калибровки?
fotofil 05 Feb 2007
По-моему смысл приставки "Calibrated" в данном случае в том, что в предустановках можно задавать вариант RGB: sRGB или NikonRGB (пространство сканера - шире, чем sRGB, но не совпадающее с AdobeRGB). Можно ли при помощи никоновского драйвера создавать профиль конкретного сканера и добавлять его - не знаю, просто не задавался таким вопросом.
Chaoss 12 Feb 2007
Прошлый раз писал названия по памяти и немного наврал. В общем я про это:
attachment attachment
При таких настройках Вы получите greyscale файл с одним каналом.
attachment attachment
При таких настройках Вы получите greyscale файл с одним каналом.
Dmitry Logatchev 15 Feb 2007
BatYa 22 Feb 2007
Dmitry Logatchev (28.11.2006, 21:44) писал:
А если отбелить негатив, то есть перевести серебро в галлогенид, потом в таком виде отсканировать с использованием инфракрасного канала (digital ICE), после чего опять восстановить металлическое серебро в эмульсии?
Вот если бы умудриться на лету пленку отбеливать -- между сканированием основного изображения и сканированием в ИК...
Dmitry Logatchev 27 Feb 2007
BatYa (22.2.2007, 0:05) писал:
Полагаю, что ничего хорошего из этого не получится -- галогенид будет полупрозрачным, с небольшой оптической плотностью...
Вот если бы умудриться на лету пленку отбеливать -- между сканированием основного изображения и сканированием в ИК...
Вот если бы умудриться на лету пленку отбеливать -- между сканированием основного изображения и сканированием в ИК...
Д. Гусев 25 Dec 2007
Наверное это тему уже закрыли, но мне нужна помощъ.
Прочитав много инфы по переводу серебра в его соли и даже попробовав лично тонировать в сепию пару кусков ч\б серебрянной пленки в сепию набором от FOMATONER SEPIA, могу с уверенностью сказать что ничего не убирается айсом. Было серебро, стало сернистое серебро и то и другое не прозрачно для ИК-лучей. Как же некоторые люди получили чистку айсом - непонимаю.
Сканил родным Никоновским софтом, сканер Кулскан V.
Вот покопался и нашел инфу в справочнике по фотографии:
"Тонирование (вирирование) - процесс окрашивания фотографического изображения. Это достигается превращением серебра изображения в какое-либо окрашенное соединение серебра или заменой его другим металлом или красителем.
.........
Тонирование красителями применяют в основном для окрашивания диапозитивов."
эм ... диапозитивы это те которые смотрят на просвет при помощи диапроектора. Получается единственный вариант сжевать Айсу ч\б серебрянную пленку это заменить серебро на органический краситель, который будучи прозрачен для света прокатит наверное и для ИК-лучей. Вот есть ли в продаже готовые наборы для такого тонирования и как они называются?
Заранее спасибо=)
Сообщение отредактировал Д. Гусев: 25 December 2007 - 20:27
Прочитав много инфы по переводу серебра в его соли и даже попробовав лично тонировать в сепию пару кусков ч\б серебрянной пленки в сепию набором от FOMATONER SEPIA, могу с уверенностью сказать что ничего не убирается айсом. Было серебро, стало сернистое серебро и то и другое не прозрачно для ИК-лучей. Как же некоторые люди получили чистку айсом - непонимаю.
Сканил родным Никоновским софтом, сканер Кулскан V.
Вот покопался и нашел инфу в справочнике по фотографии:
"Тонирование (вирирование) - процесс окрашивания фотографического изображения. Это достигается превращением серебра изображения в какое-либо окрашенное соединение серебра или заменой его другим металлом или красителем.
.........
Тонирование красителями применяют в основном для окрашивания диапозитивов."
эм ... диапозитивы это те которые смотрят на просвет при помощи диапроектора. Получается единственный вариант сжевать Айсу ч\б серебрянную пленку это заменить серебро на органический краситель, который будучи прозрачен для света прокатит наверное и для ИК-лучей. Вот есть ли в продаже готовые наборы для такого тонирования и как они называются?
Заранее спасибо=)
Сообщение отредактировал Д. Гусев: 25 December 2007 - 20:27
Pentax911 31 Dec 2007
fotofil (5.2.2007, 14:39) писал:
Понял. Я предполагал, что можно и откалибровать какую-то конкретную эмульсию, дабы не сталкиваться с произволом автомата.
В сторонней программе SF можно полноценно работать с CMS. Выбираем пространство (хоть Lab), Intent и т.д.
А вот профиль сканера...надёжным будет только созданный в PM в разделе Camera.
Хотя я пользую созданный путём встроенной системы калибрации, идущей с SF и прилагаемыми для этого мишенями. В принципе хватает, но буду пробовать переходить на вариант PM.
Профили на каждую плёнку....сомнительно, весьма сомнительно, не нужная эта вещь, мало того, порою вредная
Д. Гусев 10 Feb 2008
Прошу тех, кто пробовал тонировать ч\б негативы и потом получил хорошие результаты при скане с Digital ICE отпишите какой рецепт использовали при этом, какой режим обработки, какой софт для скана и его настройки. Заранее спасибо.