Съёмка на инфракрасную фотоплёнку
nemiligor 21 Sep 2011
Делюсь своим скромным опытом съёмки на инфракрасные фотоматериалы. Снимал Rollei Infrared 400, Efke IR820 Aura и на псевдоинфракрасную Ilford SFX 200. Полюбил Efke IR820 Aura (светотуствительность 100). эта плёнка без антиореольного слоя, за счёт этого создаётся мягкий эффект свечения схожий с работой монокля.
Необходимая вводная информация:
1. Вынимать ик-фотоплёнку из баночки, заряжать в фотоаппарат, а также выгружать из фотоаппарата и класть обратно в баночку (или заряжать в бачок для проявки) строго в темноте. Т.е. - если вы на свет попадёт торчащий из катушки кусочек фотоплёнки, засветятся примерно 6-8 начальных кадров (исключение- псевдоинфракрая Ilford SFX 200).
2. Необходим ИК-светофильтр. Самый распостранённый и доступный Hoya R72. Если снимаете на зеркалку, то небходимо строить кадр на штативе, затем накручиваем ИК-светофильтр и снимаем. На дальномерке всё гораздно проще, т.к. строим композицию через окно дальномера и штатив не обязателен, за исключением съёмки на низкочуствительные ИК-фотоплёнки.
3. Делаем замер эспонометром по номиналу фотоплёнки , затем вычитаем 5-6 ступеней и устанавливаем экспопару. Но я всегда перестраховываясь делаю брекинг для каждого сюжета, например 100-ку эспонирую как 3, 6 и 12.
4. ИК эффект на зеленой траве и листьях выражается в солнечную погоду, лучше всего в предзакатное время когда земля наиболее прогрета. Осенью на пожелтевшей растительности ик эффект получается ярче.
5. Проявлять желательно согласно рекомендациям производителя. Можно эсперементировать с другими проявителями на свой страх и риск.)
Сообщение отредактировал nemiligor: 21 September 2011 - 17:23
Необходимая вводная информация:
1. Вынимать ик-фотоплёнку из баночки, заряжать в фотоаппарат, а также выгружать из фотоаппарата и класть обратно в баночку (или заряжать в бачок для проявки) строго в темноте. Т.е. - если вы на свет попадёт торчащий из катушки кусочек фотоплёнки, засветятся примерно 6-8 начальных кадров (исключение- псевдоинфракрая Ilford SFX 200).
2. Необходим ИК-светофильтр. Самый распостранённый и доступный Hoya R72. Если снимаете на зеркалку, то небходимо строить кадр на штативе, затем накручиваем ИК-светофильтр и снимаем. На дальномерке всё гораздно проще, т.к. строим композицию через окно дальномера и штатив не обязателен, за исключением съёмки на низкочуствительные ИК-фотоплёнки.
3. Делаем замер эспонометром по номиналу фотоплёнки , затем вычитаем 5-6 ступеней и устанавливаем экспопару. Но я всегда перестраховываясь делаю брекинг для каждого сюжета, например 100-ку эспонирую как 3, 6 и 12.
4. ИК эффект на зеленой траве и листьях выражается в солнечную погоду, лучше всего в предзакатное время когда земля наиболее прогрета. Осенью на пожелтевшей растительности ик эффект получается ярче.
5. Проявлять желательно согласно рекомендациям производителя. Можно эсперементировать с другими проявителями на свой страх и риск.)
Сообщение отредактировал nemiligor: 21 September 2011 - 17:23
Floppy_Drive 21 Sep 2011
nemiligor 22 Sep 2011
himik_007 (21 September 2011 - 23:07) писал:
Дк он же черный. Как экспозицию мерять-то?
fogary 22 Sep 2011
Пробовал снимать с Hoya R72. Обратил внимание, что на старых пленочных камерах экспонометр, с этим фильтром, очень сильно врет (3-4 ступени), а относительно новая MZ-6 замеряет достаточно точно.
IOTNIK 22 Sep 2011
Floppy_Drive (21 September 2011 - 21:27) писал:
Ну, есть более дешёвый вариант - кусок проявленного но не экспонированного слайда. По качеству не уступает фирменным фильтрам без просветления.
Результат, если интересно, вечером покажу.
Спасибо большое за работу!
nemiligor (21 September 2011 - 16:58) писал:
Полюбил Efke IR820 Aura (светотуствительность 100). эта плёнка без антиореольного слоя, за счёт этого создаётся мягкий эффект свечения схожий с работой монокля.
А есть ли какие-нибудь трудности с температурным режимом?
nemiligor 22 Sep 2011
IOTNIK (22 September 2011 - 15:41) писал:
Использую два полярика - правда на цифре. Удобно кадрировать( штатив не нужен ).
IOTNIK (22 September 2011 - 15:41) писал:
А если использовать в качестве объектива именно софт?
IOTNIK (22 September 2011 - 15:41) писал:
А есть ли какие-нибудь трудности с температурным режимом?
Dmitr*ist 19 Oct 2011
В качестве объектива лучше использовать Ultra-Achromatic-Takumar 85/4.5.
Там стекла вообще нет, только флюорит и кварц. Хроматические аберрации скорректированы в диапазоне от 220 до 1000 нм – можно снимать и ИК, и ближний УФ. В комплекте прилагаются необходимые фильтры: три ИК (R62, R68 и интерференционный 862 нм) и один УФ (интерференционный 365 нм). Бывает ещё 253.7 нм, но он в комплект не входит, видимо в силу узкой востребованности (биологи, криминалисты, ...).
Сообщение отредактировал Dmitr*ist: 24 October 2011 - 14:55
Там стекла вообще нет, только флюорит и кварц. Хроматические аберрации скорректированы в диапазоне от 220 до 1000 нм – можно снимать и ИК, и ближний УФ. В комплекте прилагаются необходимые фильтры: три ИК (R62, R68 и интерференционный 862 нм) и один УФ (интерференционный 365 нм). Бывает ещё 253.7 нм, но он в комплект не входит, видимо в силу узкой востребованности (биологи, криминалисты, ...).
Сообщение отредактировал Dmitr*ist: 24 October 2011 - 14:55