Как смотреть голландский натюрморт (часть 1)
Пресвятой Котэ 23 Nov 2018
Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки. То, что с легкостью считывали современники, сегодня понятно не всем и не всегда.
----------------------------------------
Жан Кальвин у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника . Другие символы спасения — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бессмертную душу.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века
Картина Яна Баумана ; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупительной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Натюрморт в мясной лавке
Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год
Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена . Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к земным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они удаляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.
-------------------------------------------------------------------------------------------------...........
(Автор: Анастасия Егорова)
Сообщение отредактировал gmor: 23 November 2018 - 09:11
----------------------------------------
Жан Кальвин у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника . Другие символы спасения — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бессмертную душу.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века
Картина Яна Баумана ; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупительной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Натюрморт в мясной лавке
Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год
Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена . Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к земным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они удаляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.
-------------------------------------------------------------------------------------------------...........
(Автор: Анастасия Егорова)
Сообщение отредактировал gmor: 23 November 2018 - 09:11
Kuzmich 26 Nov 2018
Мне кажется, важный момент - исторический культурный контекст в развитии, без него все это действительно превращается в некоторую "интеллектуальную игру", которая мне лично не кажется интересной - некоторая отвлеченная формалистика.
Так вот важный контекст, насколько я понял, это развитие религиозного в живописи. От исходного прямого библейского сюжета происходит трансформация к религиозно-осмысляемому "бытовому" сюжету, отсюда вся эта игра с прочтением символов, и уже далее к простому бытовому сюжету.
Без этого контекста, формалистика может быть, наверное, интересна как некоторое ограничивающее правило для художника.
Как-то так я это понимаю.
Так вот важный контекст, насколько я понял, это развитие религиозного в живописи. От исходного прямого библейского сюжета происходит трансформация к религиозно-осмысляемому "бытовому" сюжету, отсюда вся эта игра с прочтением символов, и уже далее к простому бытовому сюжету.
Без этого контекста, формалистика может быть, наверное, интересна как некоторое ограничивающее правило для художника.
Как-то так я это понимаю.
Kuzmich 26 Nov 2018
Хотя вот пишут, что эмблематические сборники имели широкое хождение в "широких слоях". Отсюда читаемость таких специфических вкраплений, когда уже на дальнем плане нет религиозного фрагмента.
Сейчас нужно ссылку на сборник публиковать рядом )
https://books.google...A%D0%B8&f=false
Сейчас нужно ссылку на сборник публиковать рядом )
https://books.google...A%D0%B8&f=false
Kuzmich 26 Nov 2018
Про связь с протестантизмом хотел написать, но что-то засомневался было. Про сакрализацию бытового пространства человека, как одно из влияний протестантизма в этих голландских картинах. А тут оказывается уже расписано.
"Отменив традиционную святость, Реформация породила сакральность нового типа. Она вдохновила протестантскую иеротопию – сакрализацию окружения человека, как природного, так и домашнего. Природой стали восхищаться как Божьим Творением. В материальном увидели божественное. Домашний уют и чистота стали новой благодатью. Мы увидим, что голландская живопись была иконографией этой новой сакральности."
https://praxema.tspu...2_3_13_2017.pdf
"Отменив традиционную святость, Реформация породила сакральность нового типа. Она вдохновила протестантскую иеротопию – сакрализацию окружения человека, как природного, так и домашнего. Природой стали восхищаться как Божьим Творением. В материальном увидели божественное. Домашний уют и чистота стали новой благодатью. Мы увидим, что голландская живопись была иконографией этой новой сакральности."
https://praxema.tspu...2_3_13_2017.pdf
Пресвятой Котэ 26 Nov 2018
Kuzmich (26 November 2018 - 15:52) писал:
Мне кажется, важный момент - исторический культурный контекст в развитии, без него все это действительно превращается в некоторую "интеллектуальную игру", которая мне лично не кажется интересной - некоторая отвлеченная формалистика.
Так вот важный контекст, насколько я понял, это развитие религиозного в живописи. От исходного прямого библейского сюжета происходит трансформация к религиозно-осмысляемому "бытовому" сюжету, отсюда вся эта игра с прочтением символов, и уже далее к простому бытовому сюжету.
Без этого контекста, формалистика может быть, наверное, интересна как некоторое ограничивающее правило для художника.
Как-то так я это понимаю.
Так вот важный контекст, насколько я понял, это развитие религиозного в живописи. От исходного прямого библейского сюжета происходит трансформация к религиозно-осмысляемому "бытовому" сюжету, отсюда вся эта игра с прочтением символов, и уже далее к простому бытовому сюжету.
Без этого контекста, формалистика может быть, наверное, интересна как некоторое ограничивающее правило для художника.
Как-то так я это понимаю.
MrZu 28 Nov 2018
Автор: Анастасия Егорова)
и в другой теме тоже
, по этой ссылке Вам можно ознакомиться с условиями распространения контента
https://arzamas.academy/license
Цитата
Настоящим Арзамас уведомляет Пользователей и любых лиц, которые могут получить доступ к Контенту Веб-сайта, что использование Контента Веб-сайта в любом виде, полученного из любых источников, без согласия Арзамаса является нелегальным и будет преследоваться в соответствии с законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1274 ГК РФ на Веб-сайте в учебных, информационных, научных или культурных целях может осуществляться использование произведений без согласия авторов или иных правообладателей и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования, в том числе: цитирование, использование в качестве иллюстраций.
В соответствии с п. 1 ст. 1274 ГК РФ на Веб-сайте в учебных, информационных, научных или культурных целях может осуществляться использование произведений без согласия авторов или иных правообладателей и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования, в том числе: цитирование, использование в качестве иллюстраций.
Сообщение отредактировал MrZu: 28 November 2018 - 17:15