Перейти к содержимому


riva

Регистрация: 25 Apr 2014
Offline Активность: 20 Jun 2014 07:18

Мои темы

Ликбез по вспышкам. HSS и псевдо-HSS, выдержка синхронизации, длительность вспышки, мощ...

18 May 2014 - 07:55

Практичное введение в особенности свечения вспышки. Немного науки - в тех пределах в которых нужно знать фотографу об особенностях свечения вспышки.

Прежде всего, в случаях:

Для съемки быстродвижущихся предметов.
Для съемки при большом количестве нерегулируемого освещения помимо вспышки (солнце, например).

Был удивлен, что даже опытные фотографы, имеющие весьма впечатляющие примеры работ, не всегда хорошо представляют как именно светит вспышка. Решил поделиться знаниями.

Вся наука - по минимуму. Только самое необходимое для понимания.

Выдержка синхронизации. Почему так важно это понятие при работе со вспышками.
Что такое HSS и псевдо-HSS, как они позволяют обойти выдержку синхронизации
Длительность вспышки, длина выдержки, "заморозка" быстродвижущихся объектов.
"Мощь" вспышки, ведущее число.
Жесткий и мягкий свет, светомодификаторы.
Сопутствующие вещи - отражатели.
Альтернативные решения.

Буду писать тут ниже.

Современные накамерные вспышки с радиоуправлением

03 May 2014 - 17:45

Зачем нужно радиоуправление?

Чаще всего вспышка установлена в "горячий" башмак фотоаппарата.

Однако, если фотографу важно не просто осветить объект, а еще и сформировать некий сложный светотеневой рисунок, то могут использоваться несколько вспышек. Небольшом достаточно запустить одну вспышку, все прочие вспышки могут сработать от той первой, пользуясь встроенным оптическим датчиком (редкая вспышка обходится без такого датчика).

Однако в большом помещении или на улице оптическая синхронизация становится крайне ненадежной. Кроме того, и в большом помещении простая оптическая синхронизация не всегда удобна - вспышки могут срабатывать от мерцания ламп дневного света или от вспышки другого фотографа.

В каких-то случаях может помочь кабель, соединящий фотоаппарат со вспышками, но он очень сильно сковывает движения фотографа.

Несколько лет назад синхронизация по радио было уделом элитного оборудования. Но сейчас в продаже есть множество недорогих устройств радиосинхронизации.

Недавно появлась еще одна тенденция - производители недорогих вспышек стали встраивать внутрь своих устройств модули для синхронизации по радио или предлагать специальные радиомодули именно для своего оборудования. Поскольку оба устройства (и вспышка и радиосинхронизатор) разрабатываются одним производителем, то, нередко, в дополнение к простой команде на срабатывание вспышки, такие устройства позволяют еще и управлять вспышкой.

В наше время, если фотограф собирается использовать несколько вспышек, имеет смысл озаботиться синхронизацией именно по радио. Это не дорого, но надежно и комфортно.

Чем можно управлять?

Простейшие устройства синхронизации позволяют только давать команду на срабатывание вспышки, никакое управление вспышкой и никакая автоматика фотоаппарата при этом не поддерживается. Это позволяет снимать на выдержке синхронизации или длинее (для современных зеркалок Pentax это 1/180, 1/100, 1/30 и т.п.), при этом, как правило, используется режим М на вспышке и на фотоаппарате. Есть исключение - можно использовать "автоматический" режим А на вспышке (именно на вспышке, не путать с автоматическими экспонометрическими режимами фотоаппарата).

В очень и очень многих случаях простой синхронизации по радио более чем достаточно для качественной съемки со вспышкой.

Более сложные устройства синхронизации - пробуждают вспышку ото сна, реализуют работу в режиме HSS, управляют мощностью вспышки (имеется ввиду ручное управление фотографом), реализуют режим TTL с автоматическим управлением мощностью вспышки, управляют зуммированием вспышки.

Что здесь не рассматривается

Не буду рассматривать вспышки с полной поддержкой автоматики. Такие вспышки обычно называются TTL или системные. Не буду их рассматривать так как для Pentax не существует на сегодня радиосинхронизаторов с полной поддержкой автоматики.

Подобные вспышки можно подключать кабелем с поддержкой всех контактов "горячего" башмака или использовать оптическую синхронизацию - тогда автоматика будет работать.

YougNuo YN-560 III

http://review.lospop...ngnuo-yn560-iii
http://strobius.com....-i-yn-622n.html
http://flashhavoc.co...560-iii-review/

Изображение

Обратите внимание - именно модель с цифрой "III" в названии.
Содержит встроенный радиоприемник, совместимый с радиосинхронизаторами RF-602, RF-603 и RF-603 II.
Основное достоинство: очень дешевая - всего около 70-80 долларов США.

Обсуждается на нашем форуме здесь

Godox V850

http://www.godox.com...NewsPage17.html
http://club.foto.ru/forum/50/699617

Изображение

Около 120 долларов США
Радиоприемник внешний, устанавливается в специальное гнездо, зато не требует отдельного питания и позволяет управлять мощностью вспышки
Основное достоинство - встроеный литиевый очень емкий аккумулятор - около 600-700 вспышек на полной мощности и высокая скорость перезарядки до полной мощности, около 1,5 секунд.

Cactus RF60

http://cactus-image.com/rf60.html
http://cactus-image....icro/index.html
http://flashhavoc.co...riggers-coming/
http://www.pentaxfor...troduction.html

Изображение

Около 140 долларов США
Описал её в отдельном топике: Радиосинхронизация в сложных схемах на выдержке 1/8000 со вспышкой Cactus RF60
Встроенные радиоприемник и радиопередатчик, одна вспышка может управлять по радио мощностью других вспышек. Совместима с радиосинхронизаторами Cactus V5, LV5 (только срабатывание вспышки) и V6 (в том числе и управление).
Основное достоинство - поддеживает с любыми фотосистемами, в том числе и с Pentax, фотосъемку в режиме HSS на очень коротких выдержках.

Радиосинхронизация в сложных световых схемах на выдержке 1/8000 для Pentax - вспышка RF60

03 May 2014 - 16:33

Введение
для чайников для тех, кто не знает особенностей работы со вспышками:

Все фотоаппараты способны работать со всеми вспышками и всеми синхронизаторами на выдержках не короче т.н. "выдержки синхронизации". Для современных цифровых зеркалок Пентакс это выдержка 1/180 секунды. Также нет никакой проблемы снимать со вспышками на выдержках длиннее выдержки синхронизации (1/100, 1/30 и т.п.).

Связано это с особенностями реализации шторного или ламельного затвора, используемого нынче во всех зеркалках и беззеркалках и многих мыльницах. Дело в том, что для отработки длительных выдержек кадр открывается целиком, а при отработке коротких выдержек затвор открывается узкой щелью, щель эта перемещается вдоль кадра какое-то время. Так как вспышка светит очень и очень недолго, то во время движения щели затвора вдоль кадра вспышка обычно успевает погаснуть и кадр получается нормально экспонирован только частично.

К слову, другой тип затвора, а именно, центральный затвор, не имеет такого жесткого ограничения, но он используется довольно редко. Не знаю о существовании зеркалок или беззеркалок с центральным затвором. Знаю о сущестовании объективов, в которые встроен центральный затвор, но эти объективы для среднеформатных зеркалок.

Для того, чтобы со вспышкой можно было работать на выдержках еще более коротких (1/2000, 1/4000, 1/8000 и т.п.) для вспышек придуман режим "HSS/Auto FP". Вместо того, чтобы вспыхивать один раз, лампа вспышки в этом режиме дает множество вспышек. За счет этого вспышка не гаснет быстро, а, в течение всего времени, пока узкая щель затвора движется вдоль кадра, вспышка освещает снимаемый объект.

Не путайте режим "HSS/Auto FP" с режимом стробоскопа. Режим стробоскопа предназначен для фиксирования различных фаз движущихся объектов и по сравнению с режимом "HSS/Auto FP" в режиме стробоскопа вспышка вспыхивает сравнительно редко.

К существенным минусам режима "HSS/Auto FP" можно отнести большую нагрузку на вспышку и большую потерю мощности. В обычном режиме с однократной вспышкой освещение сцены сильнее в разы.

Для использования режима "HSS/Auto FP" уже не годится сочетание "любой фотоаппарат, любая вспышка, любой синхронизатор". Все три устройства должны хорошо понимать друг друга, но каждый из многочисленных производителей фотоаппаратов придумал свой способ взаимодействия со вспышками в режиме "HSS/Auto FP".

На практике это сводится к тому, что если у фотографа зеркальный фотоаппарат Nikon, то для съемки на выдержке, к примеру, 1/4000 ему нужна совместимая с Nikon вспышка. А если вспышки разнесены довольно далеко друг от друга, то для съемки используется еще и радиосихронизатор, и этот радиосинхронизатор должен быть совместим с Nikon.

Если же у фотографа зеркальный фотоаппарат Pentax, то для съемки на той же выдержке 1/4000 ему нужна совместимая с Pentax вспышка. А если вспышки разнесены далеко друг от друга, то для съемки нужно использовать еще и радиосихронизатор. Вот тут фотограф с Pentax обламывается.

Вспышки и фотоаппараты, поддерживающие "HSS/Auto FP", появились очень давно. А вот радиосинхронизаторы с поддержкой этого режима - намного позже. Они давно появились для Canon, чуть позже для Nikon - так как это самые распространенные фотосистемы. Для менее распространенных фотосистем, таких как Pentax или Olympus, радиосинхронизаторов с поддержкой "HSS/Auto FP" до самого последнего времени не было.

До сих пор с фототехникой Pentax можно было использовать режим "HSS/Auto FP" при наличии кабеля, с поддержкой всех контактов "горячего" башмака. Другой способ - использование оптического управления вспышками Pentax: некоторые модели встроенных вспышек фотоаппаратов и отдельных вспышек (как правило, не самые дешевые в системе Pentax) способны командовать другими вспышками, в том числе и реализовывать работу в режиме "HSS/Auto FP" (то есть вспышки как бы перемигиваются друг с другом, передавая друг другу таким образом какие-то команды, это происходит очень быстро и трудно заметить глазом). К сожалению оба этих способа не годятся для больших помещений и открытых пространств.

Может быть этот режим не так уж и нужен?

К сожалению, есть один способ использования, когда без "HSS/Auto FP" возможности фотографа ограничиваются. Это съемка при ярком постоянном освещении, которое нельзя регулировать, например, при солнечном освещении днем. Если фотографу хочется, чтобы вспышки вносили свой вклад с светотеневой рисунок днем ему нужно иметь возможность уменьшать выдержку. Почему нельзя уменьшить диафрагму или светочувствительность или надеть на объектив нейтрайльный светофильтр? Потому что при этом одновременно уменьшиться как количество солнечного света так и количество света от вспышки.

Чтобы уменьшит количество постоянного света, а свет от вспышки оставить достаточно сильным, нужно уменьшать выдержку. Дело в том, что выдержка влияет на постоянный свет, но до определенных пределов не влияет на свет от вспышки (вспышка заведомо короче, чем выдержка, поэтому можно "подрезать" свет от вспышки выдержкой, на экспозицию это не повлияет). Для реализации этого способа управления светом на улице очень полезно иметь возможность установить очень короткую выдержку, а это, в свою очередь, приводит к необходимости иметь возможность съемки со вспышкой в режиме "HSS/Auto FP".

Для фотографов, снимающих с одной накамерной вспышкой нет особой проблемы, так как вспышка установленная непосредственно в "горячий" башмак фотоаппарата прекрасно работает в режиме "HSS/Auto FP". Однако, для любителей выставлять на улице сложные световые схемы с множеством вспышек не все так просто - далеко стоящие вспышки желательно синхронизировать по радио, так как оптическая синхронизация на улице работает ненадежно. Для Canon/Nikon есть выбор радиосинхронизаторов с поддержкой "HSS/Auto FP". Буду благодарен, если кто-нибудь подскажет подобные радиосинхронизаторы для Pentax.

Вспышка Cactus RF60 со встроенной радиосинхронизацией и поддержкой режима "HSS Sympathy"

Увидев анонс вспышки я подумал: "Сама вспышка вроде бы ничем особенным не выделяется. Мало ли сейчас вспышек со встроенным радиосинхронизатором. Почему такая цена - заметно выше, чем у конкурентов?". Внимательно прочитав описание и отзывы про вспышку сообразил, чем и делюсь:

Каждая вспышка Cactus RF60 содержит радиоприемник и радиопередатчик, каждая вспышка может управляться, а может и управлять другими вспышками. У нее весьма навороченные возможности радиоуправления.

Вспышка совместима с радиосинхронизаторами Cactus V5, Cactus LV5 (радиосинхронизатор с лазерным датчиком) и ожидаемым в скорем времени радиосинхронизатором Cactus V6. То есть модуль приемника для этих моделей радиосинхронизаторов уже встроен в вспышку. Внешний радиосинхронизатор, разумеется, можно подключать любой. Поколение радиосинхронизаторов V5, разумеется, без управления, только команда на срабатывание. Поколение V6 - с функциями управления вспышкой.

И, что очень полезно для фотографов, использующих Pentax, Olympus и пр. системы, для которых пока еще нет радиосинхронизаторов с поддержкой управления вспышками и с поддержкой "HSS/Auto FP" - вспышка Cactus RF60 позволяет снимать в режиме "HSS" вне зависимости о системы и от наличия специального синхронизатора. Этот режим называется "HSS Sympathy".

Для использования с одной-двумя вспышками особой пользы от режима "HSS Sympathy" нет. А вот, если Вы любите выставлять сложные световые схемы и использовать множество вспышек, то альтернатива для Pentax возможностям Cacus RF60 мне неизвестна.

Идея "HSS Sympathy" проста: нужна совместимая с Pentax вспышка, которая установлена в "горячий" башмак фотоаппарата. Оптический датчик в одной из вспышек Cactus RF60 ловит сигнал от установленной на фотоаппарате вспышки, задает небольшую задержку (это надо) и по радиоканалу транслирует остальным вспышкам Cactus RF60.

Схема работы выглядет странноватой, но позволяет не расшифровывать электрические команды на "горячем" башмаке вспышки. Эти команды у каждой фотографической системы свои, более того, они модернизируются иногда. Разработчики Cactus RF60 уверяют, что такая схема будет работать с любым оборудованием, проблемы совместимости отныне не будет.

http://cactus-image.com/rf60.html

Изображение

В каких случаях достоинства этой вспышки не имеют значения? Кому она не нужна.

При неиспользовании выдержек короче выдержки синхронизации, то есть когда нет нужды в выдержках 1/2000, 1/8000. Тогда годятся любые вспышки.
Если фотоаппарат Canon, Nikon (для таких есть отдельные радиосинхронизаторы).
Когда не используются сложные световые схемы с множеством вспышек (проще обойтись одной-двумя фирменными или совместимыми с ними вспышками, еще и полная поддержка автоматики TTL будет).